УИД 61RS0019-01-2023-001180-56
Дело № 2-1679/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2023 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Соколовой В.О.,
при секретаре Пятницковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Новочеркасска, Управлению образования Администрации г.Новочеркасска, третье лицо Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 об обязании принять меры по созданию безопасных условий обучения,
установил:
Прокурор г.Новочеркасска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к Администрации г. Новочеркасска, Управлению образования Администрации г.Новочеркасска, третье лицо Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 об обязании принять меры по созданию безопасных условий обучения, указав, следующее.
Прокуратурой города Новочеркасска проведена проверка исполнения требований действующего законодательства о противодействии терроризму, экстремизму, в деятельности образовательных учреждений города, по результатам которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства.
В ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение Администрацией г. Новочеркасска полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по профилактике терроризма, чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно в нарушении вышеизложенных требований законодательства, на территории МБДОУ детский сад № 10 высота ворот - периметрального ограждения составляет менее 2,5 метров.
Прокуратурой города 19.10.2022 внесено представление в Администрацию г.Новочеркасска, на которое 21.11.2022 г. был дан ответ, в котором указано, что Управлением образования проведены расчеты и направлены предложения в проект муниципального бюджета на 2023 г. о выделении плановых ассигнований.
Несоблюдение вышеназванных требований действующего законодательства Российской Федерации не позволяет обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации, и как следствие ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся и сотрудников данного учреждения.
Таким образом, отсутствие периметрального ограждения высотой не менее 2,5 метров не отвечает требованиям федерального законодательства по комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных деяний в отношении воспитанников образовательной организации.
Прокурор с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать Администрацию г. Новочеркасска, Управление образования Администрации г. Новочеркасска принять меры по созданию безопасных условий обучения в МБДОУ детский сад № 10, а именно возвести периметральное ограждение в части несоответствия высоты ворот, исключающей свободное перемещение посторонних лиц по территории образовательного учреждения по всему периметру занимаемого земельного участка, исключающее бесконтрольное пребывание посторонних лиц на территории образовательного учреждения, высотой не менее 2,5 метров в соответствии с ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1742-ст).
В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора Суханова А.И. поддержала заявленные требования.
Представители ответчиков Администрации г. Новочеркасска по доверенности ФИО1, Управления образования Администрации г. Новочеркасска по доверенности Загуменная О.В. явились, просили отказать в удовлетворении исковых требований. По их мнению методические рекомендации, на которые ссылается прокурор, распространяются на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты. В отношении МБДОУ детский сад №10 данные методические рекомендации не действуют. Бюджет на 2023 год сформирован, работы по возведению ограждения это работы, которые требуют времени и значительных затрат.
Представитель МБДОУ детский сад №10 извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ", прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, а также семья находится под защитой государства.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Согласно статье 2 ФЗ от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно статьи 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся.
Судом установлено, что прокуратурой города Новочеркасска проведена проверка исполнения требований действующего законодательства о противодействии терроризму, экстремизму, в деятельности образовательных учреждений города, по результатам которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства.
В ходе проверки выявлено ненадлежащее исполнение Администрацией г. Новочеркасска полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по профилактике терроризма, чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно в нарушении вышеизложенных требований законодательства, на территории МБДОУ детский сад № 10 высота ворот - периметрального ограждения составляет менее 2,5 метров.
Прокуратурой города 19.10.2022 внесено представление в Администрацию г.Новочеркасска, на которое 21.11.2022 г. был дан ответ, в котором указано, что Управлением образования проведены расчеты и направлены предложения в проект муниципального бюджета на 2023 г. о выделении плановых ассигнований.
Противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (подпункт «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ).
Установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядка разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядка разработки и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий) относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Согласно Методическим рекомендациям Р 78.36.034-2013 Мониторинг применения и сравнительный анализ испытаний различных видов периметрового ограждения (основного ограждения, дополнительного ограждения, предупредительного внешнего и внутреннего ограждения). Классификация" (утв. МВД России 21.11.2013), а также «ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1742-ст) с целью исключения свободного перемещения посторонних лиц на территории образовательного учреждения по всему периметру занимаемого земельного участка, а также исключения бесконтрольного пребывания посторонних лиц на территории образовательного учреждения необходимо предусмотреть периметральное ограждение высотой не менее 2,5 метров.
Пунктом 5 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закон об образовании в РФ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании в РФ следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательных учреждениях.
Согласно ст. 16 Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа.
Таким образом, устранение нарушений, выявленных в ходе проведенной прокуратурой города проверки, а также отраженных в представлении в установленный законом срок не исполнено.
Решением Городской Думы г. Новочеркасска от 02.03.2018 № 268 утверждено положение «Об утверждении Положения об Управлении образования Администрации города Новочеркасска и его структуре» (далее – Положение).
В соответствии с п.п 2.1.3, 3.1.34, 3.1.40, 3.1.40.4, 3.1.40.8, 3.1.41, 3.1.42 на Управление возлагается решение следующих задач: осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, (далее - Учреждения).
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: координирует деятельность Учреждений по вопросам антитеррористической защищенности и безопасности, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждениями, является получателем бюджетных средств, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с уставом МБДОУ детский сад № 10 функции и полномочия Учредителя осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом муниципального образования, Управление образования Администрации города Новочеркасска.
Основной вид деятельности детского сада: создание комфортных и безопасных условий в здании и на участке в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, пожарной и антитеррористической безопасности. Финансовое обеспечение выполнения детским садом муниципального задания осуществляется в виде бюджетных субсидий.
Несоблюдение вышеназванных требований действующего законодательства Российской Федерации не позволяет обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации, и как следствие ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся и сотрудников данного учреждения.
Таким образом, отсутствие периметрального ограждения высотой не менее 2,5 метров не отвечает требованиям федерального законодательства по комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных деяний в отношении воспитанников образовательной организации.
Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 ФЗ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.
Довод ответчиков о том, что методические рекомендации не распространяются на детские сады, возведенные ранее суд не принимает во внимание, таких указаний методические рекомендации не содержат.
Цель методических рекомендаций - исключение свободного перемещения посторонних лиц на территории образовательного учреждения по всему периметру занимаемого земельного участка, а также исключение бесконтрольного пребывания посторонних лиц на территории образовательного учреждения.
С учетом изложенного, суд полагает заявленные требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новочеркасска, Управлению Образования Администрации г. Новочеркасска, МБДОУ детский сад № 10 об обязании принять меры по созданию безопасных условий обучения, удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Новочеркасска, Управление образования Администрации г. Новочеркасска принять меры по созданию безопасных условий обучения в МБДОУ детский сад № 10, а именно привести в соответствие с ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1742-ст) периметральное ограждение высотой не менее 2,5 метров в части несоответствия высоты ворот, исключающее свободное перемещение посторонних лиц по территории образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 07 июля 2023 года.
Судья: