ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-167/19 от 21.01.2019 Лермонтовского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-167/2019

УИД 26RS0021-01-2019-000208-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2019 г. г.Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Самариной Т.В.

при секретаре Кюльбякове А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суковатициной О.Н., Суковатицина М.А., действующих также в интересах несовершеннолетних детей С.С.М., С.М.М., к Администрации г.Лермонтова, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления и восстановлении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Суковатицина О.Н., Суковатицин М.А., действующие также в интересах несовершеннолетних детей Суковатициной С.М., Суковатициной М.М., обратились в суд с иском к Администрации г.Лермонтова, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, и уточнив исковые требования, просят признать незаконным постановление Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи Суковатициной О.Н., в составе 4-х человек: Суковатициной О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Суковатицина М.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из «Списка молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтов», муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденного постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ, а также возложить на Администрацию <адрес> обязанность восстановить семью Суковатициной О.Н. в составе 4-х человек: Суковатициной О.Н., Суковатицина М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в «Списке молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтов», муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденным постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ, в той же очереди и той же хронологической последовательности, в которой она была до исключения из Списка.

В обоснование исковых требований истцы сослались на то, что постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Суковатициной О.Н. в составе 4 человек: Суковатицина О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг Суковатицин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь С.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении в целях включения в «Список молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, мероприятии «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденного постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Суковатициной О.Н. включена в «Список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей <адрес>» подпрограммы «Жилище» государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан <адрес>». Семья Суковатициной О.Н. включена в «Список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, под номером 51. Между Суковатициным М.А., Суковатициной О.Н., действующей также в интересах несовершеннолетних детей С.С.М., С.М.М. и ООО «КавМинТрестСтрой» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор участия в долевом строительстве , предметом договора является трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и Суковатициной О.Н., Суковатициным М.А. и его матерью С.Л.В. заключен кредитный договор , по условиям которого им предоставлен кредит на приобретение строящегося жилья по адресу: <адрес>, в сумме 1 520 974 руб., под 9,5% годовых, сроком на 240 месяцев. Постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Суковатициной О.Н. исключена из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, Строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтове муниципальной программы социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденного постановлением Администрации г.Лермонтов от ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.2 и п.п. б) п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ). В качестве оснований для исключения Списка указано, что после проверки представленных документов, установлено нарушение требований п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым, социальная выплата может быть использована, в том числе, и для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. Указанный п.«ж» был введен Постановлением Правительства РФ №940 от 14.08.2018 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Однако, предоставленный договор участия в долевом строительстве заключен заказчиком - застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» и семьей Суковатициной О.Н., участниками долевого строительства, ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дополнения п.2 Правил подпунктом «ж». Также в качестве основания для исключения из Списка, указано на отсутствие в договоре долевого строительства реквизитов свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также то, что свидетельство о праве на получение социальной выплаты не выдавалось. Кроме того, в качестве оснований для исключения из Списка указано, на невозможность использования социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, по которому созаемщиками выступают лица, не являющиеся членами молодой семьи, в данном случае, из-за участия в кредитном договоре в роли созаемщика, матери Суковатицина М.А. - С.Л.В. Однако, истцы полагают, что С.Л.В., как созаемщик, не имеет права на долю в приобретенной квартире, а несет лишь равные обязательства по оплате задолженности и процентов по кредитному договору наравне с остальными заемщиками. Считают, что их семья имее6т право на получение социальной выплаты на погашение кредита на приобретение жилья по целевой программе, поскольку на момент постановки, на учет в качестве нуждающихся, ее семья соответствовала требованиям, предъявляемым программой. Семья истцов ранее была признана нуждающейся в жилом помещении. В семье имеются несовершеннолетние дети, получен ипотечный кредит на приобретение жилого помещения, ранее социальные выплаты на улучшение жилищных условий семье Суковатициных не предоставлялись, в связи с чем, истцы обратились в суд.

Истцы Суковатицина О.Н., Суковатицин М.А., действующие также в интересах несовершеннолетних детей С.С.М., С.М.М., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив письменные заявления, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г.Лермонтова по доверенности Тимченко В.П., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, а также возражения относительно исковых требований, сославшись на то, что постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Суковатициной О.Н. и Суковатицина М.А. признана нуждающейся в жилом помещении в целях включения в «Список молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, мероприятии «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова». В рамках ежегодной перерегистрации молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» семья Суковатициной О.Н. и Суковатицина М.А. представила документы, подтверждающие, что в их семье в 2018 г. произошли следующие изменения: Суковатицина О.Н., Суковатицин М.А., действующие также в интересах несовершеннолетних детей С.С.М., С.М.М., заключили с заказчиком - застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому их семья, как участник долевого строительства, направляет заказчику-застройщику денежные средства на строительство объекта в порядке долевого участия, с последующей передачей семье в собственность трехкомнатной квартиры, общей площадью 75,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ расчет с застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» производился их семьей, как участниками долевого строительства, с использованием собственных денежных средств, государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также денежных средств, предоставленных созаемщикам Суковатициной О.Н, Суковатицину М.А. и матери супруга С.Л.В. на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ На основании договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию -RU от ДД.ММ.ГГГГ, а также акта приема - передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, семья Суковатициных приобрела право в общей долевой собственности, по ? доли каждому, на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Проверив представленные истцами документы, было установлено, что при приобретении в феврале 2018 г. указанной квартиры их семьей нарушены требования п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому социальные выплаты в рамках данных мероприятий используются: для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения эконом класса на первичном рынке жилья); для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда); для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты, которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив); для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома; для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации; для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Использование молодой семьей социальной выплаты на иные цели на момент приобретения указанной квартиры предусмотрено не было. В настоящее время, согласно п.п.«ж» п.2 Правил социальная выплата может быть использована, в том числе, и для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. Указанный п.п.«ж» введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2018 г. №940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Предоставленный договор участия в долевом строительстве, заключен между заказчиком-застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» и семьей Суковатициных, участниками долевого строительства ДД.ММ.ГГГГ, то есть раньше, чем был дополнен п.п. «ж» пункт 2 Правил. Более того, согласно п.45(1) (абз.2) Правил в договоре участия в долевом строительстве указываются реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого (которых) будут осуществляться операции по уплате цены договора участия в долевом строительстве, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Данный пункт также был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В предоставленном договоре участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство), так как свидетельство о праве на получение социальной выплаты семье Суковатициной О.Н. и Суковатицина М.А. не выдавалось. Также семьей Суковатициной О.Н. и Суковатицина М.А. не представлена выписка со специального счета эскроу, поскольку Банком (эскроу-агентом) договор счета эскроу не открывался. Кроме того, основанием для исключения семьи Суковатициной О.Н. из Списка послужило то обстоятельство, что одним из созаемщиков по кредитному договору является мать Суковатицина М.А. -С.Л.В. В соответствии с разъяснениями, представленными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-с5/05 в Министерство строительства и архитектуры <адрес>, кредитный договор должен быть оформлен только на члена (членов) молодой семьи. Поскольку созаемщик по договору ипотечного кредитования несет те же обязательства, что и заемщик, в том числе, в части выплаты основного долга и процентов по указанному кредиту, в случае направления социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, обязательства заемщика и созаемщика в равной степени будут уменьшаться. Тем самым государственная поддержка распространяется не только на молодую семью, но и на созаемщика. В то же время, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, получателем государственной поддержки в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» является исключительно молодая семья. Поэтому использование социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, созаемщиками по которому выступают лица, не являющиеся членами молодой семьи, не представляется возможным. Кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ оформлен на истцов и на созаемщика С.Л.В., поэтому, учитывая вышеуказанные рекомендации, истцу необходимо переоформить указанный кредитный договор только на себя, в противном случае истцу не будут перечислены денежные средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. На основании изложенного, постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Суковатициной О.Н. и Суковатицина М.А. исключена из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденного постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ, где они состояли под номером- 41.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Резепова Е.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, а также возражения относительно исковых требований, сославшись на то, что получение социальной выплаты в рамках подпрограммы строго регламентировано действующим законодательством и осуществляется в следующем порядке. Социальные выплаты молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предоставляются в соответствиями с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Предоставление социальных выплат молодым семьям осуществляется с учетом размера субсидии из федерального бюджета бюджете Ставропольского края на основании списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, сформированного исходя из сводного списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить выплату, составленною министерством на основании предоставлен пых органами местного самоуправления списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату. Предоставление социальных выплат молодым семьям осуществляется с учетом размера субсидии из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на основании списка молодых семей - претендентов па получение социальных выплат в соответствующем году, сформированного исходя из сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату, составленного министерством на основании предоставленных органами местного самоуправления списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату. Кроме того, в Ставропольском крае молодым семьям в 2018 и 2019 г.г. предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в рамках подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п за счет средств краевого и местного бюджетов. Семья Суковатициной О.Н. составом 4 человек включена в сводный список молодых семей края - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить в 2019 г. социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья, предоставляемой в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» в пределах средств краевого бюджета (за исключением средств бюджета Ставропольского края, направленных на предоставление социальных выплат с привлечением средств федерального бюджета) и местных бюджетов под №541 (№22 по муниципальному образованию). Однако впоследствии семья была исключена администраций из числа участников основного мероприятия. Согласно п.п.«ж» п.2 Правил социальные выплаты могут быть использованы, в том числе, для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. Данный пункт был введен Постановлением Правительства РФ №940 от 14 08.2018 г. До этого момента возможность использования социальной выплаты на приобретение объекта долевого строительства Правилами не предусматривалась. Истцы заключили договор участия в долевом строительстве 21.02.2018 г. (зарегистрирован 22.03.2018 г.), то есть до даты введение в действие вышеназванного пункта Правил, разрешающего использование социальной выплаты при участии в долевом строительстве. Доказательств соблюдение обязательного требования Правил о внесении денежных средств на счет эскроу истцами не предоставлено. При указанных обстоятельствах предоставление семье Суковатициных социальной выплаты в рамках Подпрограммы будет нарушать требования законодательства Российской Федерации. Кроме того, несостоятельным является довод истцов о том, что достижение одним или обоими супругами возраста 36 лет является преимуществом при формировании сводного списка или списка претендентов. Согласно абзацу 2 пункта 27 Программы в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков претендентов возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, достижение одним из супругов возраста 36 лет на момент формирования списка претендентов будет являться не преимуществом, а основанием для исключения муниципальным образованием семьи из списка участников основного мероприятия.

Исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Как видно из дела, постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Суковатициной О.Н., составом 4 человека: Суковатицина О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг Суковатицин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь С.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении в целях включения в «Список молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, мероприятии «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденного постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.216).

На основании постановления Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Суковатициной О.Н. включена в «Список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края» подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова». Семья Суковатициной О.Н. включена в «Список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, под номером 51 (т.1 л.д.192-194).

ДД.ММ.ГГГГ между Суковатициным М.А., Суковатициной О.Н., действующей также в интересах несовершеннолетних детей С.С.М., С.М.М., и ООО «КавМинТрестСтрой» заключен договор участия в долевом строительстве , согласно которому предметом договора является трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> (т.1 л.д.60-67).

По условиям указанного договора, оплата участником долевого строительства стоимости объекта долевого строительства производится за счет собственных средств, средств Федерального бюджета, выделяемых Суковатициной О.Н. в виде выплаты материнского капитала, и за счет кредитных средств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ПАО «Сбербанк России» с Суковатициным М.А., Суковатициной О.Н., С.Л.В. по продукту «Приобретение строящегося жилья», цель использования: инвестирование строительства объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.

Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ расчет с застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» производится с использованием собственных денежных средств, государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и за счет кредитных средств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ПАО «Сбербанк России» с Суковатициным М.А., Суковатициной О.Н., С.Л.В. (т.1 л.д.69-71).

Согласно справки ООО «КавМинТрестСтрой» денежные средства по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, перечисленные застройщику ООО «КавМинТрестСтрой» выплачены за счет кредитных средств на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, за счет денежных средств Федерального бюджета, выделенных Суковатициной О.Н. в виде выплаты материнского капитала, за счет собственных средств (т.1 л.д.168-169).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности, по ? доли, Суковатицина М.А., Суковатициной О.Н., С.С.М., С.М.М. на квартиру, общей площадью 75,5 кв.м., кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации права 26:32:030601:501-26/018/2019-2, на основании договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, Акта приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.158-159,175-186).

Постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ семья Суковатициной О.Н. исключена из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, Строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтове муниципальной программы социальная поддержка граждан <адрес>», утвержденного постановлением Администрации г.Лермонтов от ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.2 и п.п. б) п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) (т.1 л.д.95-99, 120).

Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.

Согласно ч.2 ст.40 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.

Из содержания ст.ст.72, 76 Конституции РФ и ч.1 ст.5 Жилищного кодекса РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса РФ, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний ст.40 (часть 2) Конституции РФ, конкретизированных в ст.2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.09.2001 г. №675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.

В соответствие с разделом 3 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, основным механизмом реализации основного мероприятия является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника основного мероприятия на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

Согласно п. 2 данных Правил, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (действующей на момент заключения) Суковатициным М.А., Суковатициной О.Н., действующей также в интересах несовершеннолетних детей С.С.М., С.М.М., договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда); в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив); г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома; д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации; е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Основанием для исключения семьи Суковатициной О.Н. из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия обеспечение жильем молодых семей», послужило то обстоятельство, что договор участия в долевом строительстве заключен между застройщиком ООО «КавМинТрестСтрой» и Суковатициным М.А., Суковатициной О.Н., действующей также в интересах несовершеннолетних детей С.С.М., С.М.М., ДД.ММ.ГГГГ, то есть раньше, чем был дополнен п.2 Правил подпунктом «ж» (введен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»), предусматривающим, что социальные выплаты могут использоваться для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. В нарушение пункта 45(1) (абзац 2) Правил в предоставленном истцами договоре от ДД.ММ.ГГГГ участия в долевом строительстве отсутствуют реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство), так как свидетельства о праве на получение социальной выплаты семье Суковатициной О.Н. не выдавалось. Также семьей Суковатициной О.Н. не представлена выписка со специального счета эскроу, поскольку банком (эскроу-агентом) договор счета эскроу не открывался.

Суд не может согласиться с законностью данного решения Администрации г.Лермонтова по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 г. № 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Правила дополнены п.п.ж) п.2, согласно которому социальная выплата может быть использована для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.

Также Правила дополнены п.45(1), который предусматривает, что в случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную п.п."ж" п.2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор участия в долевом строительстве и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для уплаты цены договора участия в долевом строительстве в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В договоре участия в долевом строительстве указываются реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого (которых) будут осуществляться операции по уплате цены договора участия в долевом строительстве, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Данные изменения вступили в законную силу с 01.09.2018 г.

По смыслу Конституции РФ общим правилом для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, в части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.4 Гражданского кодекса РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Аналогичные положения закреплены в статье 6 Жилищного кодекса РФ, согласно которой акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Поскольку договор участия в долевом строительстве был заключен между ООО «КавМинТрестСтрой» и Суковатициным М.А., Суковатициной О.Н., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Суковатициной С.М., Суковатициной М.М., ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения изменений в Правила, следовательно, положения п.п «ж»,п.2 и п.45(1) Правил на семью Суковатициной О.Н. не распространяются.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст.1 (ч.1), статей 2, 18, 54 (ч.1), ст.55 (ч.ч.2 и 3) и ст.57 Конституции РФ.

Вместе с тем, в силу п.п. «е» п.2 Правил социальные выплаты могут использоваться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

Договор долевого участия в строительстве жилого помещения является одним из видов договора приобретения жилья в собственность.

Молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, существование которых не ограничено программой.

Запрета на использование социальной выплаты для погашения ипотечного кредита по договору долевого участия в строительстве жилого помещения в федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы не содержится.

Таким образом, поскольку квартира приобретена истцами с использованием средств потребительского кредита на приобретение жилья, они вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.

При этом, на дату заключения договора участия в долевом строительстве семья Суковатициной О.Н. не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму. Поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, фактически на день заключения договора участия в долевом строительстве семья истцов продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении, как и в тот период, когда в 2017 г. была включена в Список участников Подпрограммы.

В соответствии с п.19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению №2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах; б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы па строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте «д» настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); з) копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи.

В рамках ежегодной перерегистрации молодых семей истцом в Администрацию г.Лермонтова предоставлены все необходимые документы, в том числе и постановление Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ, которым семья Суковатициной О.Н. была признана нуждающейся в жилых помещениях, которое к настоящему времени не отменено.

Предоставление договора участия в долевом строительстве, по правилам подачи документов по п.«е» не предусмотрено Правилами.

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п.п.20 и 22).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.

Кроме того, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя Администрации г.Лермонтова, о том, что использование социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, по которому созаемщиками выступают лица не являющиеся членами молодой семьи невозможно, в данном случае, из-за участия в кредитном договоре в роли созаемщика матери супруга С.Л.В., нельзя принять во внимание по следующим основаниям.

Согласно уведомления Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия обеспечение жильем молодых семей», одним из оснований для исключения семьи Суковатициной О.Н., со ссылкой на письмо Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ-с5/05, послужило то обстоятельство, что использование социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, по которому созаемщиками выступают лица не являющиеся членами молодой семьи невозможно, кредитный договор должен быть заключен только с членами молодой семьи, в данном случае, в кредитном договоре созаемщиком ипотечного кредита указана мать Суковатицина М.А. – С.Л.В. (т.1 л.д.95-99).

Заключением Главы Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Суковатициной О.Н. признана семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты (л.д.100).

ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и Суковатициной О.Н., Суковатициным М.А. и его матерью С.Л.В. заключен кредитный договор , по условиям которого им предоставлен кредит на приобретение строящегося жилья по адресу: <адрес>, в сумме 1 520 974 руб., под 9,5% годовых, сроком на 240 месяцев (т.1 л.д.37-43).

В соответствии с п.19 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 - для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома

Как достоверно установлено в судебном заседании семья Суковатициной О.Н. для реализации права на получение социальной выплаты своевременно предоставила в Администрацию г.Лермонтова пакет документов в подтверждение указанных обстоятельств.

Вместе с тем, семья Суковатициной О.Н. никогда не указывала мать супруга Суковатицина М.А. – С.Л.В. в числе членов ее молодой семьи, нуждающейся в обеспечении жильем по государственной программе «Жилище».

С.Л.В., являющаяся созаемщтком, также не указана в числе собственников приобретенной квартиры за счет ипотечного кредита, участие матери истца Суковатицина М.А. в роли созаемщика в данном случае имеет цель исключительно содействия в получении в Банке необходимой суммы ипотечного кредита, для приоретения молодой семьей жилого помщения.

В связи с чем, то обстоятельство, что мать Суковатицина М.А. – С.Л.В., с целью содействия сыну в получении в Банке необходимой суммы ипотечного кредита, выступила в роли созаемщика, не может свидетельствовать о том, что молодая семья Суковатициной О.Н. должна быть лишена права на получение государственной поддержки в виде социальной выплаты за счет бюджетных средств.

Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

Между тем, запрета на использование социальной выплаты для погашения ипотечного кредита в случае оформления кредитного (ипотечного) договора на нескольких заемщиков (созаемщиков) в ни в федеральной целевой программе "Жилище" ни в подпрограмме «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства и архитектуры», ни в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтове» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова» не содержится.

Условием получения социальной выплаты на погашение долга по ипотечному кредиту является получение кредита, что и было сделано истцами в рассматриваемом споре.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и интересы граждан и носящих межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В пункте 12 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 г. N 88, указано, что обязательной регистрации подлежат нормативные акты содержащие правовые нормы, затрагивающие: гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей; имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт. При этом, на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

В связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание возражения ответчиков, основанные на письме сотрудника Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) от 14.08.2018 г., поскольку доказательств того, что указанное письмо зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и подлежит исполнению, как нормативный правовой акт, суду не представлено и в судебном заседании не установлено. Кроме того, указанные в письме Минстроя России основания для отказа в предоставлении социальной выплаты по ипотечному кредиту на приобретение жилого помещения молодой семьи, не предусмотрены Законом и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, которые расширенному толкованию не подлежат.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, исключается произвольный отказ от него.

Оценивая указанные обстоятельства, суд, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь указанными нормами материального права, приходит к выводу, что оснований для исключения семьи Суковатициной О.Н. из «Списка молодых семей - участников основного мероприятия обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края Развитие градостроительства, Строительства и архитектуры» и подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтове муниципальной программы социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденного постановлением Администрации г.Лермонтов от ДД.ММ.ГГГГ, у Администрации г. Лермонтова не имелось.

Поскольку семья Суковатициной О.Н. на момент признания в 2017 г. участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившая желание получить социальные выплаты, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы меры социальной поддержки не получила, в связи с чем имеет право на получение социальной выплаты для погашения долга по жилищному кредиту, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для восстановления нарушенного права истцов на получение мер социальной поддержки, в связи с чем, постановление Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

Права истцов на обеспечение жилым помещением подлежат восстановлению, путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права, с возложением обязанности на Администрацию г.Лермонтова по восстановлению семьи Суковатициной О.Н. в списке молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтов», муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденном постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ, в той же очереди и той же хронологической последовательности, в которой она была до исключения из списка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Суковатициной О.Н., Суковатицина М.А., действующих также в интересах несовершеннолетних детей С.С.М., С.М.М., к Администрации г.Лермонтова, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права - удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации г.Лермонтова Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении семьи Суковатициной О.Н., в составе 4-х человек: Суковатициной О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Суковатицина М.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из «Списка молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтов», муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденного постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Администрацию г.Лермонтова обязанность восстановить семью Суковатициной О.Н. в составе 4-х человек: Суковатициной О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Суковатицина М.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в «Списке молодых семей – участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Лермонтов», муниципальной программы «Социальная поддержка граждан г.Лермонтова», утвержденном постановлением Администрации г.Лермонтова от ДД.ММ.ГГГГ, в той же очереди и той же хронологической последовательности, в которой она была до исключения из списка.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий судья Т.В. Самарина