Дело № 2-167/2019.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Александровск-Сахалинский 22 июля 2019 года.
Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Пелецкой Т.П., при секретаре судебного заседания Кириловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» и МБОУ СОШ № 2 о возложении обязанности по финансированию расходов на оплату работ по ограждению территории, на обеспечение охраны объектов и обеспечении охраны объектов,
установил:
Александровск-Сахалинский городской прокурор обратился в Александровск-Сахалинский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» и МБОУ СОШ № 2 о возложении обязанности по финансированию расходов на оплату работ по ограждению территории, на обеспечение охраны объектов и обеспечении охраны объектов, мотивируя тем, что Городской прокуратурой в рамках исполнения задания прокуратуры Сахалинской области проведена проверка в муниципальном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 2 (далее-МБОУ COШ №2), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму. Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства, режим допуска на территорию школы, для посторонних лиц и транспортных средств не организован. Имеющиеся со стороны ул. Дальневосточной ворота находятся в открытом положении, проем в ограждении со стороны ул. Смирных не оборудован воротами, что не ограничивает допуск транспортных средств на территорию учебного учреждения.
В соответствии с пп. «а» п. 23 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются следующие мероприятия, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В нарушении указанных требований МБОУ СОШ № 2 физическая охрана, специализированной организацией не осуществляется, периодический обход территории не осуществляется.
В соответствии с п. 29 Требований, контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами.
Просит суд обязать администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» профинансировать расходы МБОУ СОШ № 2 на оплату работ по ограждению территории МБОУ СОШ № 2, а также на обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 2 обязанность оборудовать ограждением территорию МБОУ СОШ №2, расположенную по адресу: <...> не позднее 2-х месяцев со дня поступления денежных средств; обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не позднее 2-х месяцев со дня поступления денежных средств.
В судебном заседании представитель Александровск-Сахалинской городской прокуратуры Литвинчук Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, указав, в администрации отсутствуют денежные средства, кроме этого территория МБОУ СОШ № 2 огорожена, денежные средства на данные работы уже выделялись. Денежными средствами не располагают и для финансирования охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, поскольку таковых в Александровск-Сахалинском районе не существует.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования признала, указывая, что работы по установке ограждения выполнены некачественно, но если будут выделены денежные средства, то работа будет выполнена. В отношении требований прокурора об обеспечении объектов(территорий) сотрудниками частных охранных организаций, то просит увеличить срок исполнения до шести месяцев, поскольку на территории Сахалинской области такие организации отсутствуют.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Частью 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
как следует из п. 2 ч.6 ст. 28 Закона, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания п. 8 ч.1 ст.41 Закона № 273-Ф3, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии с подпунктами «а» пункта 17 постановления Правительства от 07.10.2017 г. № 1265 « Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)-антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно п. 18 названного Постановления Правительства РФ, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты( территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; 6) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектного режимов, контроля их функционирования; в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и т.д.
В соответствии с подпунктом «в» и «д» пункта 20 Требований, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Александровск-Сахалинской городской прокуратурой проведена проверка, по итогам которой установлено, что в нарушение требований законодательства, режим допуска на территорию школы, для посторонних лиц и транспортных средств не организован. Имеющиеся со стороны ул. Дальневосточной ворота находятся в открытом положении, проем в ограждении со стороны ул. Смирных не оборудован воротами, что не ограничивает допуск транспортных средств на территорию учебного учреждения.
В соответствии с пп. «а» п. 23 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются следующие мероприятия, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В нарушении указанных требований МБОУ СОШ № 2 физическая охрана, специализированной организацией не осуществляется, периодический обход территории не осуществляется.
В соответствии с п. 29 Требований, контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами.
Наличие не запертых ворот, и иные нарушения свидетельствуют о нарушении п. 29 Требований.
Вышеперечисленные нарушения законодательства способствуют беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала, что не принятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона "Об образовании" муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). Учредителем, осуществляющим финансирование образовательной организации, является администрация ГО "Александровск-Сахалинский район".
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В правовой обеспеченности противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправлении.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
Поэтому суд считает, что обязанность по организации работ по ограждению территории МБОУ СОШ № 2, а также на обеспечение охраны объектов(территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов должна быть возложена как на СОШ № 2, так и на администрацию городского округа "город Александровск-Сахалинский район", поскольку администрация как орган местного самоуправления и субъект антитеррористической деятельности обеспечивает финансирование МЮОУ СОШ № 2, что выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие денежных средств в администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» не является основанием для освобождения её от гражданской ответственности, кроме этого вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной ответчика- администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» не представлено никаких доказательств в подтверждения своих возражений, кроме этого суд учитывает, что прокуратурой защищаются права и интересы несовершеннолетних детей во время пребывания их в школе, а также воспитателей и прочих лиц, а формирование бюджета с учетом расходов на эти цели является обязанностью местной администрации со дня принятия Постановления Правительством РФ от 07.10.2017 N 1265 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Отсутствие на территории Александровск-Сахалинского района частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не является основанием для отказа в иске прокурору, поскольку выполнение работы по охране объектов (территорий) возможно сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, расположенных и за пределами Александровск-Сахалинского района.
Вместе с этим, суд считает возможным увеличить срок исполнения требования ответчиком МБОУ СОШ № 2 об обеспечения охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций, поскольку для исполнения потребуется времени до 6 месяцев.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск Александровск-Сахалинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Александровск-сахалинский район» профинансировать расходы МБОУ СОШ № 2 на оплату работ по ограждению территории МБОУ СОШ № 2, а также на обеспечение охраны объектов(территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти не позднее 1 месяца со вступления решения суда в законную силу.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 2 обязанность оборудовать ограждением территорию МБОУ СОШ № 2, расположенную по адресу: <...> д3 не позднее 2-х месяцев со дня поступления денежных средств.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 2 обязанность обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не позднее 6 (шести) месяцев со дня поступления денежных средств.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд в течение одного месяца через Александровск-Сахалинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Пелецкая Т.П.
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2019 года.
Верно: судья Пелецкая Т.П.