РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п.Куйтун 03 сентября 2020 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Карбовской Е.О.,
с участием истца ФИО1, ее представителей ФИО2, ФИО3, представителя ответчика по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-167/2020 по иску ФИО1 к ОГУЭП «Облкоммунэнерго» об устранении нарушений прав потребителя, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
В обоснование иска ФИО5 указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Ответчик в рамках выполнения мероприятий но снижению сверхнормативных потерь электроэнергии, а также для обеспечения учета поставляемой электроэнергии с использованием интеллектуальных приборов учета производителя ООО НПО «МИР» оказал услуги по установке приборов учета электроэнергии МИР С-04.10-2305(100)-PZF-K-D с заводским №.
Указанный прибор учета электроэнергии МИР С-04.10-2305(100)-PZF-K-D с заводским № был установлен по месту ее проживания по адресу: <адрес>. О том, что был установлен прибор учета электроэнергии, она обнаружила случайно, ответчик не уведомил, когда будут производиться работы и соответственно акт о выполненных работах истица не подписывала, прибор учета электроэнергии ответчиком был установлен на столбе на высоте примерно 5 метров от земли, что не позволяет возможным сверить номера самого прибора учета электроэнергии, показания на день установки и номера пломб. Со слов сотрудника ответчика ей стало известно, что ответчик уменьшил мощность данного прибора, при этом не поставив ее в известность и, как следствие, прибор очень часто стал отключаться, соответственно приходится обращаться к ответчику с просьбой включить данный прибор, жилое помещение несколько часов может находится без электроэнергии. В нарушение требований п. 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 (Далее по тексту - Правила), ответчик не составил акт допуска прибора учета в эксплуатацию, в соответствии с которым процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. Ответчиком нарушена предусмотренная законом процедура установки, введения в эксплуатацию приборов учета, актов поверки приборов учета электроэнергии. Просит суд: Признать незаконной установку и допуск прибора учета электроэнергии МИР С-04.10-2305(100)-PZF-K-D с заводским № по адресу: <адрес>; Обязать ответчика ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в лице филиала «Нижнеудипские электрические сети» устранить выявленные нарушения; Обязать ответчика ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в лице филиала «Нижнсудинские электрические сети» переустановить прибор учета электроэнергии на фасаде дома по адресу: <адрес> соблюдением процедуры установки, введения в эксплуатацию прибора учета, с составлением актов поверки приборов учета электроэнергии (акта допуска прибора учета в эксплуатацию); Взыскать с ответчика ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в лице филиала «Нижнеудинские электрические сети» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В письменных возражениях представитель ответчика ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по доверенности ФИО4 указала, что в соответствии с актом разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № 10444-14-ФЛ от 21.07.14 границей ответственности в отношении электроустановки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, считаются контакты присоединения провода Потребителя на ближайшей опоре ВЛ-0.4 кВ фидер № 2 ТП№ 68 «Лесная», фидер №3 «Заготзерно» яч.№14 от ПС 110/35/10 кВ «Куйтун».
Тулунское подразделение филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинские электрические сети» в рамках выполнения мероприятий по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии, а также для обеспечения учета поставляемой электроэнергии с использованием интеллектуальных приборов учета производителя ООО НПО «МИР», переданных в хозяйственное ведение, проводило работы по установке приборов учета электроэнергии МИР С-04.10-2305(100)-PZF-K-D заводской № по адресу электроустановки потребителя ФИО1 <адрес>.
Тулунское подразделение филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинскис электрические сети» надлежащим образом уведомило потребителя ФИО1 о процедуре допуска прибора учета по адресу: <адрес> Риск не получения почтовой корреспонденции лежит на ФИО1
В данном случае сетевая организация надлежащим образом уведомила потребителя ФИО1, о процедуре допуска прибора учета по адресу: <адрес>, что подтверждается почтовым уведомлением. Процедура допуска прибора учета была осуществлена в назначенное время 03 декабря 2019 года, что подтверждается Актом допуска (ввода) прибора учёта в эксплуатацию от 03.12.2019г. Заявление о переносе даты допуска прибора учета от потребителя ФИО1 в адрес Тулунского подразделения филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинские электрические сети» не поступало.
Приборы учета типа МИР С-04.10-2305(100)-PZF-K-D являются интеллектуальными приборами. Оснащены устройствами контроля величины максимальной мощности, ведут журналы событий. В случае превышения потребителем величины максимальной мощности прибор учета МИР С-04.10-2305(100)-PZF-K-D осуществляет ограничение подачи электрической энергии, фиксируя событие в журнале событий.
Сотрудниками ОГУЭП «Облкоммунэнерго» ограничения подачи электрической энергии не вводились. В журнале событий прибора учета МИР C-04.10-2305(100)-PZF-K-D заводской № зафиксированы отключения электрической энергии по причине нарушения потребителем ФИО1 договорного режима потребления электрической энергии, путем использования электрооборудования, превышающего величину максимальной мощности, установленную при присоединении жилого дома к электрическим сетям (15 кВт).
Установленный ОГУЭП «Облкоммунэнерго» прибор учета обеспечивает проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки, так как установлен ближе к границе балансовой принадлежности сторон, кроме того он входит в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета, позволяющей производить дистанционный съем показаний прибора учета. В соответствии с указанными критериями, требованиями п. 156, 157 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии прибор учета типа МИР C-04.10-2305(100)-PZF-K-D с момента ввода в эксплуатацию должен использоваться в качестве расчетного прибора учета по адресу, <адрес>
Требование истца переустановить прибор учета электроэнергии на фасаде дома по адресу: <адрес> не основаны на законе. Установка прибора учета силами сетевой организации и за счет средств сетевой организации не противоречит действующему законодательству и не нарушает права истца.
Просит суд полностью отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, повторив доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав истца ФИО1, ее представителей, допущенных к участию в деле по судебному определению, ФИО2 и ФИО3, представителя ответчика ФИО4, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с положениями ст.37 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике» субъектами розничного рынка электрической энергии являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
В соответствии с положениями ст.37 вышеуказанного Федерального Закона и п. 1.4 Устава ОГУЭП «Облкоммунэнерго» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. Деятельностью по купле-продаже электрической энергии, сбором денежных средств от потребителей за потребляемую электрическую энергию занимается ООО «Иркутсэнергосбыт», которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии и имеет заключённые с потребителями договоры энергоснабжения.
В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Требования данной нормы в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключённые к электрическим сетям централизованного электроснабжения, если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Исполнение требований настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учёт используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Согласно п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 приборы учёта подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством РФ требований к местам установки приборов учёта. При отсутствии технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учёта подлежит установке в месте, максимально приближённом к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объёмов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем. Граница раздела отражается в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленном сетевой организацией и заявителем в процессе технологического присоединения.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно договору энергоснабжения жилого дома (домовладения) №КУКУ 00100477 от 01.02.2017г., заключенному с ООО «Иркутскэнергосбыт», ФИО1 является потребителем электроэнергии.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 21.07.14г. границей ответственности в отношении электроустановки жилого <адрес><адрес>, где расположена <адрес> истца, считаются контакты присоединения провода потребителя на ближайшей опоре ВЛ-0,4 кВ фидер №2 ТП №68 «Лесная», фидер №3 «Заготзерно» яч.№14 от ПС 110/35/10 кВ «Куйтун». Разрешенная мощность 15кВт, уровень напряжения 0,38кВ.
По распоряжению Министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.03.2018г. №322 в рамках выполнения мероприятий по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии и для обеспечения учёта поставляемой электроэнергии с использованием интеллектуальных приборов учёта производителя ООО НПО «МИР», переданных в хозяйственное ведение предприятия, по месту расположения электроустановки потребителя ФИО1 в <адрес> установлен приборов учёта электроэнергии МИР С-04.10-2305(100)-PZF-K-D заводской №.
Зам. директора Филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Нижнеудинские электрические сети» "ННН" было направлено уведомление ФИО1 от 29.10.2019 №561/НЭС-Т о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и приглашение принять участие в ней с указанием места установки прибора и даты и времени проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию: 3 декабря 2019 года с 13-00 до 15-00.
Согласно почтовому уведомлению вышеуказанное уведомление было получено ФИО1 06.11.2019г. Данное обстоятельство также подтверждается отчетом об отслеживании отправления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» под допуском прибора учёта в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учёта, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учёта, к его использованию при осуществлении расчётов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В порядке, предусмотренном п. 153 вышеназванного Постановления, сетевая организация в порядке уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с п. 152 Постановления, принимают участие в процедуре допуска прибора учёта в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учёта в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке. В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учёта в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в п. 152 Постановления, которые были уведомлены о дате и времени её проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Ответчик надлежащим образом уведомил ФИО1 о дате и времени проведения процедуры допуска прибора учёта по месту ее жительства, что подтверждается почтовым уведомлением. Заявление от ФИО1 ответчику о переносе даты допуска прибора учёта в эксплуатацию не поступало, поэтому процедура допуска прибора учёта была проведена в назначенное время 03.12.2019, что подтверждается актом допуска (ввода) прибора учёта в эксплуатацию от 03.12.2019.
Доводы истца о ненадлежащем извещении его ответчиком о времени и дате проведения процедуры допуска прибора учёта являются голословными, доказательствами не опровергнутыми.
В соответствии с положениями ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Порядок подключения к электрическим сетям (технологического присоединения) установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 (Правила технологического присоединения).
Перечень мероприятий, обязательных ко включению со стороны сетевой организации в технические условия, указан в пунктах 25(1), 26 Правил технологического присоединения, в том числе максимальная мощность в соответствии с её распределением по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
В соответствии с п.2 Правил технологического присоединения максимальной мощностью является наибольшая величина мощности, определённая к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
В соответствии с абз.14 п.1 ст.26 Федерального закона №35-Ф3 соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требования о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательными для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Максимальная мощность электроустановки ФИО1 составляет 15 кВт. Превышая величину данной мощности, ФИО1 нарушает условия технологического присоединения к электрическим сетям.
Доказательств ограничения подачи электроэнергии ФИО1 истцом суду не представлено.
Приборы учёта типа МИР С-04.10-2305(100)-PZF-K-D являются интеллектуальными приборами, оснащены устройствами контроля величины максимальной мощности, ведут журналы событий. Порог отключения нагрузки прибора учёта составляет 15 кВт суммарно по трём фазам. При превышении данной мощности происходит отключение реле счётчика, а событие фиксируется в журнале событий.
В журнале событий прибора учёта зафиксированы отключения электрической энергии в связи с превышением потребителем величины максимальной мощности: 22.11.2019, 29.11.2019, 02.12.2019, 06.12.2019, 18.12.2019, 31.12.2019, 14.01.2020, 15.01.2020.
ФИО1 подтвердила, что отключение электроэнергии имели место в зимнее время при включении приборов отопления для обогрева жилого помещения, что доставляло неудобства, так как сотрудник «Облкоммунэнерго» приезжал и включал подачу электроэнергии через 2-3 часа после вызова.
Представитель ответчика ФИО4 на это возразила, что истец ФИО1 сама отказывается получать пульт от прибора, с помощью которого могла бы самостоятельно включать подачу электроэнергии. И вся информация отражается на пульте, необходимости смотреть на сам прибор нет. Высота расположения прибора не имеет значения, нормативно не установлена. Также может быть увеличена разрешенная мощность электроэнергии, для чего потребитель должен обратиться с соответствующим заявлением.
Доказательств в опровержение данных доводов представителя ответчика истец не представил.
В соответствии с подп.«а» п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (Правила предоставления коммунальных услуг) потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведённые до сведения потребителей.
Согласно п. 115 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя, в том числе, в случае использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведённые до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения.
Вопреки доводам истца о незаконной установке прибора учёта электроэнергии согласно положениям п.п.156, 157, а с 01.07.2020г. и п. 142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии допускается установка приборов учёта по обеим сторонам границы балансовой принадлежности субъектов розничного рынка электрической энергии, в связи с чем установка спорного прибора учёта произведена в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает прав истца.
Суд приходит к выводу, что установка и допуск в эксплуатацию прибора учета электроэнергии МИР по адресу: <адрес> произведены с соблюдением установленной процедуры.
Таким образом, доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между установкой спорного прибора учёта и возникновением периодических перебоев в подаче электроэнергии в жилое помещение истца суду не представлено. Прибор учёта установлен в соответствии с положениями действующего законодательства, прав и охраняемых законом интересов ФИО1 не нарушает. При установленных обстоятельствах иск ФИО1 к ОГУЭП «Облкоммунэнерго» удовлетворению не подлежит.
Поскольку требования компенсации морального вреда являются производными от основных, в их удовлетворении также надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОГУЭП «Облкоммунэнерго» о признании незаконной установки и допуска прибора учета электроэнергии, обязании устранить нарушения, переустановить прибор учета электроэнергии, компенсации морального вреда отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу