Куприянов А.В.
">Дело № 2-167/2020
Куприянов А.В.">УИД 33RS0018-01-2020-000092-48
Куприянов А.В.">Решение
Куприянов А.В.">именем Российской Федерации
Куприянов А.В.">город Судогда 18 марта 2020 года
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Гудимова А.С.,
при секретаре судебного заседания Зуевой Е.В.,
с участием представителя истца Владимирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - Прозументова А.А.,
представителя ответчиков ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России - Маиловой Н.В.,
Куприянов А.В.">рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства,
установил:
Владимирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России, в обоснование которого указал, что январе 2020 года была проведена проверка соблюдений требований уголовно-исполнительного законодательства, в части исполнения требований о раздельном содержании отдельных категорий осужденных в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области. В ходе проверки было установлено, что в исправительном учреждении содержатся ... осужденных, из них ... осужденных с опасным и ... осужденных с особо опасным рецидивом.
В отряде ... осужденных с опасным и ... осужденных с особо опасным рецидивом. В отряде ... осужденных с опасным и ... осужденных с особо опасным рецидивом. В отряде ... осужденных с опасным и ... осужденных с особо опасным рецидивом. ... осужденная с опасным рецидивом содержится в карантинном отделении.
Ранее по указанному вопросу в адрес органов и организаций уголовно-исполнительной системы неоднократно вносились меры прокурорского реагирования. Так 17 июня 2019 года спецпрокуратурой начальнику ФКУ ИК-10 внесено представление, прокуратурой области в УФСИН России по Владимирской области 11 ноября 2019 года внесено представление.
Из ответов, полученных на указанные меры реагирования, следует, что в настоящее время обеспечить раздельное содержание осужденных с опасным и особо опасным рецидивом от основной массы осужденных не представляется возможным, ввиду отсутствия в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области изолированных помещений и наличия в регионе единственного исправительного учреждения соответствующего вида режима.
Прокурор полагает, что раздельное содержание осужденных является одним из необходимых условий реализации принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Оно служит, в том числе, целям исключения отрицательного влияния опытных преступников на других осужденных, облегчения работы с осужденными и оказания на них эффективного исправительного воздействия.
Целью раздельного содержания осужденных является недопущение такой ситуации, при которой осужденные со стойкими антисоциальными установками могли бы оказывать негативное воздействие на основную массу осужденных, передавать им преступленный опыт.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно: обеспечить изоляцию осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-10, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений, от основной массы осужденных.
В судебном заседании помощник Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Прозументов А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России - Маилова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, ссылаясь на то, что изолированное содержание осужденных женщин при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от общей массы осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях для женщин, ранее отбывающих наказание в виде лишения свободы, было бы нарушением принципов справедливости и гуманизма. Указала, что ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не принимать решения о дифференциации содержания осужденных женщин в зависимости от рецидива преступлений, создавать изолированные участки ФКУ ИК-10 не правомочно. Отметила, что принцип изолированности осужденных женщин осужденных при опасном и особо опасном рецидивах в настоящее время в законодательстве не реализован, единый порядок создания изолированных участков для содержания осужденных имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений от основной массы осужденных не разработан.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
В соответствии с частями 1,2 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
Согласно части 2 статьи 80 УИК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
В соответствии с частью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Исходя из положений статьи 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно статье 7 вышеуказанного закона территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
В силу статьи 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2014 года № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно Положению об УФСИН по Владимирской области утвержденному приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 последнее является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Из пункта 5.8 устава ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области следует, что источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.12 устава ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение создание бытовых условий в целях обеспечения раздельного содержания осужденных осуществляется за счет средств ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, а при их недостаточности за счет средств российской Федерации, распространителем которых является УФСИН России по Владимирской области.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиками, что в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области всего содержатся ... осужденные, из них с опасным рецидивом ... человека, с особо опасным рецидивом - ... человек.
Установлено и не оспаривается ответчиками, что в нарушение вышеприведенных правовых норм в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области осужденные с опасным и особо опасным рецидивом содержатся совместно с другими осужденными.
По результатам проверки заместителем прокурора области в адрес УФСИН России по Владимирской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области (л.д. 12-15).
В ответе на представление Врио начальника УФСИН России по Владимирской области от 13 декабря 2019 года указал на то, что в настоящее время обеспечить раздельное содержание осужденных с опасным и особо опасным рецидивом от основной массы осужденных не представляется возможным, ввиду отсутствия в ФКУ ИК-10 изолированных помещений и наличия в регионе единственного исправительного учреждения соответствующего вида режима (л.д. 16-18).
Принимая во внимание положения вышеприведенных правовых норм применительно к установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы представителя ответчиков о нарушении положениями части 2 статьи 80 УИК РФ принципов справедливости и гуманизма, а также об отсутствии законодательной базы для раздельного содержания осужденных к лишению свободы женщин отклоняются судом, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Также безосновательным является довод представителя ответчиков о том, что ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям, поскольку данное учреждение является частью уголовно-исполнительной системы и в своей деятельности должно соблюдать требования действующего законодательства, в том числе части 2 статьи 80 УИК РФ.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая доводы сторон о возможных сроках проведения организационных и материально-технических мероприятий, необходимых для устранения вышеуказанных нарушений, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда для ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области и ФСИН России - до 01 января 2021 года.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Куприянов А.В.">решил:
Куприянов А.В.">Исковые требования Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - удовлетворить.
Куприянов А.В.">Обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России в срок до 01 января 2021 года обеспечить изолированное содержание осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-10, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений, от других осужденных, содержащихся в исправительном учреждении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
ФИО1.">Председательствующий А.С. Гудимов