ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-167/2017 от 25.04.2017 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Гр. дело № 2-167/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» апреля 2017 года

Ленинский районный суд города Костромы в составе:

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,

при секретаре Колотилове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к МКУ «Городская служба захоронений» и МП г. Костромы «Городские ритуальные услуги» о признании договора оказания услуг заключенным и признании право на места захоронения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к МКУ города Костромы «Городская служба захоронений» о признании заключенным договора оказания услуг от dd/mm/yy и признании за ними право на место захоронения , в секции на городском кладбище на ул. Ярославской г. Костромы, мотивируя свои требования тем, что dd/mm/yy они обратились в МП "Ритуальные услуги и спецобслуживание" за предоставлением им места захоронения на городском кладбище, расположенном на ул. Ярославской г. Костромы с установкой надмогильных сооружений (стола и лавки) Стоимость места захоронения на городском кладбище составила 20 000 рублей. Они внесли каждый по 20 000 рублей за места на кладбище, по 800 рублей за столы и 730 за лавки. За ними были закреплены места захоронения и в секции на городском кладбище, расположенном на ул. Ярославской г. Костромы. Договор в письменном виде не оформлялся, квитанции на оплату места захоронения и не выдавались. Был оформлен только счет-заказ на лавки и столы на имя ФИО1 Они получили пластиковые карточки - паспорта захоронений и , при этом им сказали, что документы никакие им оформлять не обязательно, все занесено в компьютер, достаточно пластиковых паспортов захоронений, подтверждающих их права на соответствующе места захоронения на кладбище., которые внесены в резерв. В августе 2016 года ответчиком были направлены в их адрес письма о том, что закон Костромской области о предоставлении участков под будущие захоронения не принят в связи с чем земельный участок под будущие захоронения им не мог быть предоставлен в силу действующего законодательства. Истцы считают, что они оплатили и им были оказаны услуги МУП "Ритуальные услуги и спецобслуживание" о предоставлении места на городском кладбище, оформление места намогильными сооружениями. Данные услуги им оказаны в соответствии с действующим на то время законодательством, отсутствие договора не должно нарушать их права.

В порядке подготовки дела к рассмотрению судом в качестве соответчика было привлечено МП г. Костромы «Городские ритуальные услуги».

Истец ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования уточнили, просили признать заключенным договор о предоставлении им места на городском кладбище с оформлением места намогильными сооружениями от dd/mm/yy о и признании за ними право на место захоронения резерв , в секции 17 на городском кладбище на ул. Ярославской г. Костромы, указав, что данное право подтверждается договором от dd/mm/yy и электронными паспортами захоронения.

Представитель истцов ФИО3 в судебном заседании исковые требования также поддержала, просила оставить за истцами место на захоронение, дополнительно указала, что у ФИО2 был такой же договор как у ФИО1, но со временем он утерян.

Представитель ответчика МКУ г.Костромы «Городская служба захоронений» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что действующим законодательством не предусмотрена процедура предоставления мест под будущее захоронение, кроме того считает, что истцами не доказано предоставление им земельного участка для создания семейного родового Захоронения и заключения договора с администрацией кладбища.

Представитель ответчика МП г.Костромы «Городские ритуальные услуги» ФИО5 иск не признал, поскольку договор о предоставлении истцам земельного участка под будущее захоронение с ними не заключался.

Присутствующая в судебном заседании представитель третьего лица - Комитета городского хозяйства администрации г. Костромы ФИО6 считала исковые требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям указанным МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений».

Третье лицо ООО «МОМ» своего представителя в судебное заседание не направили, извещено надлежащим образом, причина их неявки суду не известна. Ранее в ходе рассмотрения дела представитель ООО «МОМ» по доверенности ФИО7 полагала иск подлежащим удовлетворению, поскольку выделение земельного участка подтверждается электронным паспортом захоронения.

Суд, выслушав участников судебного процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее ФЗ «О погребении и похоронном деле») гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.18 Закона общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Правовое регулирование отношений в сфере погребения и похоронного дела на территории города Костромы в настоящее время осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Регламентом предоставления муниципальным казенным учреждением города Костромы «Городская служба захоронений» услуг по выдаче заключения о выделении земельного участка для погребения умершего, выдаче паспорта захоронения, а также по выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений на общественных кладбищах города Костромы утвержденным постановлением Администрации города Костромы № 299 от 27.02.2012 г., постановлением Администрации города Костромы от 23.04.2015 г. №837 «Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы (далее Порядок), и иными нормативными правовыми актами города Костромы.

Порядок регулирует отношения, связанные с погребением умерших, захоронением и перезахоронением умерших (погибших), организацией и содержанием мест захоронения, деятельностью общественных кладбищ на территории города Костромы, устанавливает правила выделения земельного участка под захоронение, правила проведения инвентаризации захоронений, регистрации захоронений, режим работы общественных кладбищ, а также правила признания мест захоронения бесхозяйными (бесхозными) и их дальнейшего использования.

В соответствии с п. 2.2., 2.3. Порядка, участок земли для погребения тела (останков) или урны с прахом умершего предоставляется учреждением лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего на безвозмездной основе, в размере 2,8 м х 2,2 м (6,16 кв. м) и таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли супруга или близкого родственника умершего.

В соответствии с п. 2.11 Порядка, выбор кладбища для захоронения осуществляет лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего. Для выбора участка земли для погребения умершего уполномоченный орган предоставляет лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, перечень свободных участков земли на общественном кладбище. Участки предоставляются в соответствии с последовательностью освоения свободных участков земли на территории места погребения с учетом планировки кладбища. Перечень свободных участков размещается на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 21 Закона, разделом 2 Рекомендаций о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя РФ от 25 декабря 2001 г. № 01-НС-22/1) определено, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В настоящее время на территории г. Костромы полномочиями по предоставлению земельных участков для погребения тела умершего или урны с прахом с 2015 года наделено МКУ г. Костромы «Городская служба захоронений».

Ранее вопросами по выделению земельных участков на данные цели занималось МУП г. Костромы «Ритуальные услуги и спецобслуживание», переименованное впоследствии в МП г. Костромы «Городские ритуальные услуги».

Как следует из искового заявления и пояснений истцов, в 2009 году они обратились к директору кладбища на ул. Ярославской ФИО8 о предоставлении им земельного участка под будущее захоронение на Ярославском кладбище, каждый из них заплатил ФИО8 по 20 000 рублей. Последним им был выделен земельный участок, на которой была установлена ограда, 2 стола, и 2 лавки, таблички с надписью резерв, также были выданы электронные паспорта. С того времени они ежегодно ухаживают за данным земельным участком.

В силу ст. 12 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В подтверждение заявленных требований о признании права на места под будущие захоронения истцы ссылаются на то, что между ними и МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание» был заключен договор о предоставлении места под будущие захоронения, что по их мнению, подтверждается счет-заказом от dd/mm/yy, счет-заказом от dd/mm/yy, копией договора от dd/mm/yy, и показаниями свидетелей П.А.Г. и Щ.Э.Л.

На момент обращения истцов с просьбой о предоставлении земельного участка в 2009 г. полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Костромы в соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от 08.09.2004 г. №2687 были возложены на МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание».

В соответствии с п. 2.1. постановления № 2687 в ведении МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание» входили функции по ведению и хранению архива по захоронению умерших граждан, прием, регистрация и реализация волеизъявления граждан о достойном отношении к телу и памяти, оборудование и содержание мест погребения, выполнение обязанностей по организации погребения на муниципальных кладбищах, а также оказание ритуальных услуг.

Из представленного ФИО1 счета-заказа от dd/mm/yy и приложенного к нему кассового чека следует, что dd/mm/yyФИО1 в МУП г. Костромы "Ритуальные услуги и спецобслуживание» был оплачен электронный паспорт в размере 250 руб. и выход смотрителя в размере 80 руб.

Из счет-заказа от dd/mm/yy оформленного на имя ФИО1 и приложенного к нему кассового чека следует, что ФИО1 была произведена оплата двух столов на сумму 1600 рублей и двух лавок на сумму 1460 рублей, оплаченный товар ФИО1 был получен, претензий по качеству и количеству не имеется.

Как следует из представленной ФИО1 копии договора на организацию похорон и уход за местом захоронения от dd/mm/yy, сторонами которого являются ФИО1 и МУП г.Костромы «Ритуальные услуги и спецобслуживание» в лице директора ФИО9, предметом договора является организация исполнителем похорон заказчика на свободное место действующего кладбища и уход за местом захоронения в течение трех лет (п.1 договора).

В силу п.п.2.1.1 и 2.1.2 договора ответчик обязался произвести захоронение заказчика в установленное надмогильное ограждение из металла, в соответствии с приложением на предполагаемом месте захоронения размером 5 м. х 2,2 м. и производить уход за могилой в течение 3-х лет (трижды в год). Заказчик в свою очередь обязался оплатить стоимость надмогильного ограждения и услуги по его установке и стоимость услуг по уходу за могилой.

Согласно п. 3.1 договора стоимость договора составляет 15 870 руб.

На основании акта приема-передачи (без даты) истец принял установленное металлическое ограждение и регистрационный металлический знак на месте будущего захоронения на кладбище, расположенном по адресу: ...

Датой заключения договора считается дата оплаты стоимости договора. Договор действует три года и может быть продлен (п.4 договора).

В дальнейшем истцам были выданы паспорта захоронения на имя ФИО1 и на имя ФИО2 Данные паспорта захоронения истцами суду предъявлены.

Свидетель Щ.А.Э. в судебном заседании пояснил, что работал в должности приемщика заказов, оформлял договора на приобретение земельных участков в резерв. Печать с факсимильной подписью директора МУП Беленького находилась у директора кладбища и у него. Договоры заключались в двух экземплярах, один выдавался людям на руки, второй сдавался в бухгалтерию, одновременно с договором выдавался электронный паспорт. По данному договору на имя ФИО10, заполненному им, земля предоставлялась в резерв под будущие захоронение.

Свидетель П.А.Г. суду пояснил, что в 2009 году руководство МУП приняло решение выделять людям земли под будущие захоронения. Были напечатаны договоры, по которым земля предоставлялась гражданам в собственность. Человек приходил, обращался за будущим резервом? выходил сотрудник, смотрели места, если все устраивало, то заключался договор. Электронные паспорта захоронений выдавались одновременно с договором. Договоры заключались только в отношении земельных участков под будущие захоронения. В договорах он ставил факсимильную подпись директора. Полученные по договору деньги он вносил в кассу.

Подтверждая свои исковые требования данными доказательствами, истцы полагают, что между ними и муниципальным предприятием, наделенным соответствующими полномочиями, было достигнуто соглашение о предоставлении места под будущее семейное (родовое) захоронение, которое соответствовало действующим на момент его заключения требованиям законодательства о похоронном деле.

Вместе с тем с данными доводами истца нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании действующих норм права и неверном определении юридически значимых для настоящего дела обстоятельств.

Действительно статьей 21 вышеназванного закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено предоставление участков земли для создания семейных (родовых) захоронений. Однако данная статья носит диспозитивный и отсылочный характер и указывает на то, что такое предоставление участка земли есть право органов государственной власти субъектов РФ и может осуществляться только в порядке, предусмотренном законодательством субъекта РФ.

Однако, государственными органами на территории Костромской области нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления земельных участков не принимались, что само по себе свидетельствует о невозможности предоставления земельного участка истцу под будущее захоронение. Иного порядка предоставления земельного участка до наступления смерти законодательство РФ и Костромской области не содержит.

Захоронение умерших граждан на территории города Костромы осуществлялось на основании постановления Администрации города Костромы от 26.11.1998 г. № 4349 (ред. от 22.10.2007 г.) «Об утверждении порядка оказания ритуальных услуг и захоронения умерших граждан в г. Костроме».

Согласно постановлению Администрации города Костромы от 26.11.1998 г. № 4349, решение о создании мест погребения принимаются органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Местами погребения на территории города Костромы являются: муниципальные кладбища, расположенные по улице Костромской, по улице Галичской, по улице Ярославской; вероисповедальное кладбище по улице Нариманова. Выбор кладбища для захоронения определяют родственники или организаторы похорон. Места захоронения на кладбище с ограниченными местами для захоронения определяются администрацией кладбища в соответствии с последовательностью освоения свободных площадей или в существующие ограды (при наличии места) по заявлению родственников. Закрытые кладбища предназначены для погребения умерших в исключительных случаях и только в существующие ограды (при наличии места) по заявлению родственников. Гражданам могут предоставляться участки земли для создания семейных (родовых) захоронений на основании договора с администрацией кладбища.

Постановлением Администрации города Костромы от 27.05.2005 г. № 1565 «О внесении изменений в вышеуказанное постановление Администрации города Костромы от 26.11.1998 г. № 4349 были утверждены «Правила работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания» (далее Правила).

В соответствии с 2.13 Правил № 1565 допускалось, с разрешения администрации специализированной службы, предоставление земельных участков на городских кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений под будущие погребения, в том числе с оформлением участков с соответствующими надгробными сооружениями.

Установка памятников и других надгробных сооружений подлежало обязательной уведомительной регистрации в администрации кладбища (п. 3.7. Правил №1565).

Данный документ утратил свою силу 22 сентября 2009 года в связи с изданием постановления Администрации города Костромы от 15.09.2009 № 1666, которым был утвержден новый порядок оказания ритуальных услуг и захоронения умерших граждан в г.Костроме.

Данный порядок также утратил свою юридическую силу. В дальнейшем был принят и действует в настоящее время Порядок деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы, утвержденный Постановлением Администрации города Костромы от 23.04.2015 г. № 837.

Вместе с тем, Правила работы муниципальных кладбищ и Порядка их содержания, действующие в момент заключения вышеуказанного договора, противоречили требованиям ст.21 Закона, поскольку вопрос предоставления земельных участков для семейных (родовых) захоронений может быть регламентирован только нормативными документами субъекта РФ. Данные полномочия органы государственной власти как указывалось, ранее не реализовывали.

Согласно ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Исходя из буквального толкования представленного истцом ФИО11 договора, его предметом являлось не предоставление участка земли, а оказание услуг по захоронению и уходу за могилой. ФИО2 какого-либо договора с МУП г. Костромы «Ритуальные услуги и спецобслуживание» не представлено.

В связи, с чем доводы истцов о том, что между ними и МУП г. Костромы «Ритуальные услуги и спецобслуживание» был заключен договор о предоставлении места под будущее захоронение, суд признает несостоятельными.

Из представленных истцами документов следует, что ФИО1 МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание» были оплачены услуги по изготовлению двух столов, двух лавок, выхода смотрителя, и за электронный паспорт.

Обоими истцами суду были представлены два электронных паспорта захоронения, выданных на их имя, в связи с чем, суд считает, что оплата за электронный паспорт ФИО2 также была произведена.

Истцами факт выполнения данных услуг МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание» не оспаривается.

Кроме того, как следует из пояснений истцов, 29.07.2009 года они каждый уплатили работнику кладбища по 20 000 рублей.

Как усматривается из представленного истцом ФИО1 договора на организацию похорон и ухода за местом захоронения от 29.07.2009 года и приложения к нему, по договору им была произведена оплата за услуги по изготовлению и установке ограды, знака «Резерв» на сумму 15870 руб. Кассовый чек на данную сумму не представлен.

Вместе с тем, факт заключения с истцами договоров на организацию похорон и ухода за местом захоронения, МП г. Костромы «Городские ритуальные услуги» не подтвержден. Также отсутствуют в материалах дела и документы, свидетельствующие о заключении такого же договора со ФИО2 и документы, подтверждающие уплату истцами в указанном ими размере денежных средств работникам МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание».

Как следует из пояснений директора МП г. Костромы «Городские ритуальные услуги» ФИО5, денежные средства по данному договору в кассу предприятия не поступали, из имеющихся в материалах дела ответов МП «Городские ритуальные услуги» также следует, что договор с ФИО1 и ФИО2 на организацию похорон и уход за местом захоронения не заключался. Представленный ФИО1 договор подписан факсимильной подписью директора МП «Ритуальные услуги и спецобслуживание».

В представленном суду реестре договоров переданных МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание» МКУ г. Костромы «СМЗ по ЖКХ» на организацию похорон и уход за местом захоронения на кладбище по ул. Ярославкой, ул. Магистральной на период 2009-2012 годы, договор на организацию похорон и уход за местом захоронения от dd/mm/yy, заключенный с ФИО1 и ФИО2 отсутствует.

В представленном ФИО1 договоре не указаны сведения о местоположении земельного участка на котором предполагается произвести захоронение «Заказчика» и установить ограду, поскольку оно может быть определено только посредством указания на секцию, ряд и место. Данные сведения в договоре отсутствуют.

Показания свидетелей П.А.Г. и Щ.А.Э. не подтверждают факта заключения договоров между истцами и МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание» о предоставлении земельных участков под будущее захоронение, поскольку факт заключения данных договора в отсутствие подтверждения стороны договора о его заключении, не может подтверждаться свидетельскими показаниями.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также принимая во внимание имеющиеся в материалах дела данные о личности П.А.Г., которому как поясняют истцы, они передавали денежные средства в размере по 20 000 рублей каждый, суд не может прийти к однозначному выводу о заключении между ФИО1 и ФИО2 и МУП «Ритуальные услуги и спецобслуживание» договора на организацию похорон и ухода за местом захоронения.

Представленные истцами паспорта захоронений также не подтверждают права истцов на какое-либо место захоронения. Все вышеприведенные нормативные акты органов местного самоуправления муниципального образования городской округ городу Кострома предусматривают выдачу паспорта захоронения только при осуществления погребения умершего, как документа подтверждающего ответственность лица за захоронение. До указанного момента процедура выдачи паспорта захоронения не устанавливалась.

Более того, имеющиеся в материалах дела учетные карточки места захоронения, распечатанные ООО «МОМ», изготовившего электронные паспорта захоронений, содержат различные даты выдачи электронного паспорта, различные даты присвоения регистрационных номеров, различные номера могил, мест, не содержит точного указания кладбища, что в целом делает невозможным идентифицировать места захоронения.

Оценивая имеющиеся доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что истцами не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт предоставления им земельного участка под будущие захоронения в установленном законом порядке и заключения соответствующего договора, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2 не имеется.

Предоставление в настоящее время места под будущие захоронения истцам невозможно, поскольку земельный участок в силу требований вышеуказанных закона и подзаконных нормативных документов, возможно, выделить только после смерти человека. Иного порядка на территории города Костромы не предусмотрено.

Руководствуясь ст. 194 - ст. 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца после его изготовления в окончательной форме.

Судья Ю.В. Коровкина

Мотивированное решение изготовлено: dd/mm/yy

Судья Ю.В. Коровкина