Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ село Усть-Тарка Усть-Таркского района
Новосибирской области
Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи: Полтинниковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Сороквашиной О.А.,
с участием истца помощника прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области Теплюковой М.И.,
представителя ответчика ЗАО «Мурашовское» действующего на основании решения совета директоров от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исковое заявление Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц к ответчику ЗАО «Мурашовское» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, суд,
установил:
Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к ответчику ЗАО «Мурашовское» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, в обоснование требований указал следующее, департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области в 2016 году проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользовании Закрытым акционерным обществом «Мурашовское». Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные Обществом при осуществлении хозяйственной деятельности. По результатам проверки старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Новосибирской области выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды. ДД.ММ.ГГГГ департаментом проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание департамента Обществом не выполнено, нарушения не устранены. В силу Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области №309-п от 24.08.2015, департамент не наделен полномочиями по предъявлению исковых заявлений об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды.
В процессе хозяйственной деятельности на предприятии образуются отходы I-IV класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом; отходы минеральных масел трансмиссионных; смеси нефтепродуктов, собранные при зачистке средств хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных; отходы тормозной жидкости на основе полигликолей и их эфиров; отходы антифризов на основе этиленгликоля; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходы минеральных масел компрессорных; песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); лом и отход черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы минеральных масел трансмиссионных; отходы минеральных масел моторных; навоз крупного рогатого скота свежий; смет с территории предприятия малоопасный; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы минеральных масел индустриальных; отходы (осадки) из выгребных ям; шлак от сжигания угля малоопасный; шлак сварочный; тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%); резинометаллические изделия отработанные незагрязненные.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах отходов.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору,
разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Частью 6 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Из положений статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 Утвержден порядок учета в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям.
Вопреки указанным требованиям закона в Обществе не разработаны и не утверждены паспорта отходов, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности, не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещения; не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; не организован учет образовавшихся отходов производства и потребления; не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Бездействием Общества по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду. Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц просит суд: признать незаконным бездействия Закрытого акционерного общества «Мурашовское» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании. Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно:- разработать паспорта на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности, а именно: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом; отходы минеральных масел трансмиссионных; смеси нефтепродуктов, собранные при зачистке средств хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных; отходы тормозной жидкости на основе полигликолей и их эфиров; отходы антифризов на основе этиленгликоля; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходы минеральных масел компрессорных; песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); лом и отход черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы минеральных масел трансмиссионных; отходы минеральных масел моторных; навоз крупного рогатого скота свежий; смет с территории предприятия малоопасный; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы минеральных масел индустриальных; отходы (осадки) из выгребных ям; шлак от сжигания угля малоопасный; шлак сварочный; тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%); резинометаллические изделия отработанные незагрязненные; разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; утвердить в установленном законодательством порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; - организовать учет образовавшихся отходов производства и потребления; разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Установить шестимесячный срок для устранения нарушений с момента вступления решения суда в законную силу.
Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области представил уточненное исковое заявление, в котором отказался от части требований по разработке паспортов на отходы производства и потребления I-IV класса опасности, образующиеся в процессе производственной деятельности.
Представитель истца помощник прокурора Усть-Таркского района Теплюкова М.И. в судебном заседании уточнила требования, отказалась от требования об обязании разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, в связи с добровольным удовлетворением ответчиком, в остальной части поддержала требования просила суд: признать незаконным бездействия Закрытого акционерного общества «Мурашовское» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании. Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно:- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; -утвердить в установленном законодательством порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; - организовать учет образовавшихся отходов производства и потребления. Установить шестимесячный срок для устранения нарушений с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ЗАО «Мурашовское» действующего на основании решения совета директоров от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1, в судебном заседании признал уточненные требования в полном объеме не возражал против
их удовлетворения. Последствия признания исковых требований ответчику разъяснены и понятны.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к следующему: право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с частью 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены "Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил).
Пунктом 2 Правил обращения с отходами разъяснено, кого понимать под потребителями ртутьсодержащих ламп - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.
В силу п. 3 Правил обращения с отходами юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно пп. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах, утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2011 N 22050).
Исходя из вышеприведенных норм обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов имеется у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.
Судом из материалов дела установлено, что ЗАО «Мурашовское» является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельствами о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что 27 декабря 2016 г. должностным лицом старшим государственным инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области проведена проверка согласно акта проверки №, выдано предписание № от 27.12.2016г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выявленных по результатам плановой выездной проверки срок устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом старшим государственным инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области проведена внеплановая документарная проверка установлено, что ЗАО «Мурашовское» не выполнены в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ. пункты 2, 3, 4, 5, 8, 9 предписания от № от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд разрешая доводы истца о бездействия ответчика ЗАО «Мурашовское», находит данные доводы обоснованными по следующим основаниям. Срок исполнения предписания от № от ДД.ММ.ГГГГ. был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. исполнены пункты 1,6,7 предписания от № от ДД.ММ.ГГГГ. в остальной части предписание было не исполнено. Фактически Закрытое акционерное общество «Мурашовское» не предпринимало каких-либо действий по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.
В период проведения внеплановой документарной проверки ответчиком заключен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГг. №-УТ с ИП ФИО2 по разработке инструкции по обращению с отработанными ртутными лампами, разработка паспортов отходов.
Ответчик добровольно исполнил требования истца по разработке паспорта на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности, а также разработал инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, что подтверждается письменными материалами дела паспортами на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности утвержденными 03 февраля 2018года; инструкцией №Э-1/отх по обращению с отходами 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак в ЗАО «Мурашовское», протоколами анализа отходов.
Поскольку ЗАО «Мурашовское» не предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не утверждены в установленном законодательством порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, также не организован учет образовавшихся отходов производства и потребления. При таких обстоятельствах суд находит требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд с учетом норм части 2 статьи 206 ГПК РФ, а также необходимости принятия ответчиком решений, совершения действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в срок указанный истцом в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок, по мнению суда, является разумным.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. ЗАО «Мурашовское» не освобождено от уплаты судебных расходов, суд находит подлежащим взысканию государственной пошлины в размере 6000 рублей п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд,
решил:
заявленные требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц к ответчику Закрытому акционерному обществу «Мурашовское» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Закрытого акционерного общества «Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***> по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.
Обязать Закрытое акционерное общество «Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***> разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***> утвердить в установленном законодательством порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Закрытое акционерное общество «Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***> организовать учет образовавшихся отходов производства и потребления в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Закрытого акционерного общества«Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 541601001, адрес места нахождения: <адрес><адрес> государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6000 (Шесть тысяч рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Татарский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Полтинникова Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.