ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-167/2018 от 04.04.2018 Татарского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ село Усть-Тарка Усть-Таркского района

Новосибирской области

Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи: Полтинниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Сороквашиной О.А.,

с участием истца помощника прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области Теплюковой М.И.,

представителя ответчика ЗАО «Мурашовское» действующего на основании решения совета директоров от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исковое заявление Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц к ответчику ЗАО «Мурашовское» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, суд,

установил:

Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к ответчику ЗАО «Мурашовское» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, в обоснование требований указал следующее, департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области в 2016 году проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользовании Закрытым акционерным обществом «Мурашовское». Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные Обществом при осуществлении хозяйственной деятельности. По результатам проверки старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Новосибирской области выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды. ДД.ММ.ГГГГ департаментом проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание департамента Обществом не выполнено, нарушения не устранены. В силу Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области №309-п от 24.08.2015, департамент не наделен полномочиями по предъявлению исковых заявлений об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды.

В процессе хозяйственной деятельности на предприятии образуются отходы I-IV класса опасности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом; отходы минеральных масел трансмиссионных; смеси нефтепродуктов, собранные при зачистке средств хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных; отходы тормозной жидкости на основе полигликолей и их эфиров; отходы антифризов на основе этиленгликоля; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходы минеральных масел компрессорных; песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); лом и отход черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы минеральных масел трансмиссионных; отходы минеральных масел моторных; навоз крупного рогатого скота свежий; смет с территории предприятия малоопасный; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы минеральных масел индустриальных; отходы (осадки) из выгребных ям; шлак от сжигания угля малоопасный; шлак сварочный; тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%); резинометаллические изделия отработанные незагрязненные.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

В силу ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах отходов.

Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору,

разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Частью 6 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом

исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Из положений статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 Утвержден порядок учета в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям.

Вопреки указанным требованиям закона в Обществе не разработаны и не утверждены паспорта отходов, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности, не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещения; не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; не организован учет образовавшихся отходов производства и потребления; не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Бездействием Общества по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду. Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц просит суд: признать незаконным бездействия Закрытого акционерного общества «Мурашовское» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании. Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно:- разработать паспорта на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности, а именно: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом; отходы минеральных масел трансмиссионных; смеси нефтепродуктов, собранные при зачистке средств хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходы синтетических и полусинтетических масел моторных; отходы тормозной жидкости на основе полигликолей и их эфиров; отходы антифризов на основе этиленгликоля; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходы минеральных масел компрессорных; песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); лом и отход черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы минеральных масел трансмиссионных; отходы минеральных масел моторных; навоз крупного рогатого скота свежий; смет с территории предприятия малоопасный; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%); тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы минеральных масел индустриальных; отходы (осадки) из выгребных ям; шлак от сжигания угля малоопасный; шлак сварочный; тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%); резинометаллические изделия отработанные незагрязненные; разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; утвердить в установленном законодательством порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; - организовать учет образовавшихся отходов производства и потребления; разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Установить шестимесячный срок для устранения нарушений с момента вступления решения суда в законную силу.

Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области представил уточненное исковое заявление, в котором отказался от части требований по разработке паспортов на отходы производства и потребления I-IV класса опасности, образующиеся в процессе производственной деятельности.

Представитель истца помощник прокурора Усть-Таркского района Теплюкова М.И. в судебном заседании уточнила требования, отказалась от требования об обязании разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, в связи с добровольным удовлетворением ответчиком, в остальной части поддержала требования просила суд: признать незаконным бездействия Закрытого акционерного общества «Мурашовское» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании. Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно:- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; -утвердить в установленном законодательством порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; - организовать учет образовавшихся отходов производства и потребления. Установить шестимесячный срок для устранения нарушений с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ЗАО «Мурашовское» действующего на основании решения совета директоров от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, в судебном заседании признал уточненные требования в полном объеме не возражал против

их удовлетворения. Последствия признания исковых требований ответчику разъяснены и понятны.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к следующему: право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с частью 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены "Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил).

Пунктом 2 Правил обращения с отходами разъяснено, кого понимать под потребителями ртутьсодержащих ламп - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.

В силу п. 3 Правил обращения с отходами юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Согласно пп. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).

Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах, утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2011 N 22050).

Исходя из вышеприведенных норм обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов имеется у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.

Судом из материалов дела установлено, что ЗАО «Мурашовское» является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельствами о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что 27 декабря 2016 г. должностным лицом старшим государственным инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области проведена проверка согласно акта проверки , выдано предписание от 27.12.2016г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выявленных по результатам плановой выездной проверки срок устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом старшим государственным инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области проведена внеплановая документарная проверка установлено, что ЗАО «Мурашовское» не выполнены в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ. пункты 2, 3, 4, 5, 8, 9 предписания от от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд разрешая доводы истца о бездействия ответчика ЗАО «Мурашовское», находит данные доводы обоснованными по следующим основаниям. Срок исполнения предписания от от ДД.ММ.ГГГГ. был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ. исполнены пункты 1,6,7 предписания от от ДД.ММ.ГГГГ. в остальной части предписание было не исполнено. Фактически Закрытое акционерное общество «Мурашовское» не предпринимало каких-либо действий по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.

В период проведения внеплановой документарной проверки ответчиком заключен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГг. -УТ с ИП ФИО2 по разработке инструкции по обращению с отработанными ртутными лампами, разработка паспортов отходов.

Ответчик добровольно исполнил требования истца по разработке паспорта на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности, а также разработал инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, что подтверждается письменными материалами дела паспортами на отходы производства и потребления, образующиеся в процессе производственной деятельности на отходы I-IV класса опасности утвержденными 03 февраля 2018года; инструкцией №Э-1/отх по обращению с отходами 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак в ЗАО «Мурашовское», протоколами анализа отходов.

Поскольку ЗАО «Мурашовское» не предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не утверждены в установленном законодательством порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, также не организован учет образовавшихся отходов производства и потребления. При таких обстоятельствах суд находит требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд с учетом норм части 2 статьи 206 ГПК РФ, а также необходимости принятия ответчиком решений, совершения действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в срок указанный истцом в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок, по мнению суда, является разумным.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. ЗАО «Мурашовское» не освобождено от уплаты судебных расходов, суд находит подлежащим взысканию государственной пошлины в размере 6000 рублей п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд,

решил:

заявленные требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц к ответчику Закрытому акционерному обществу «Мурашовское» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Закрытого акционерного общества «Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***> по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.

Обязать Закрытое акционерное общество «Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***> разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Закрытое акционерное общество «Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***> утвердить в установленном законодательством порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Закрытое акционерное общество «Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***> организовать учет образовавшихся отходов производства и потребления в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Закрытого акционерного общества«Мурашовское» ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 541601001, адрес места нахождения: <адрес><адрес> государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6000 (Шесть тысяч рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Татарский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Полтинникова Е.А.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.