ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-167/2022 от 20.04.2022 Алейского городского суда (Алтайский край)

Дело №2-167/2022

УИД

Решение в окончательной форме

изготовлено 20 апреля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой И.С.,

при секретаре Митяевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Алейскводоканал», Администрации <адрес> Алтайского края о признании незаконным бездействия, обязании исполнить концессионное соглашение,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Алейскводоканал», Администрации <адрес> Алтайского края о признании незаконным бездействия, обязании исполнить концессионное соглашение, указывая на следующие обстоятельства.

Межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения администрацией г.Алейска и ООО «Алейскводоканал» законодательства о водоснабжении в деятельности предприятия выявлены следующие нарушения. Администрацией г.Алейска с ООО «Алейскводоканал» заключено концессионное соглашение от 01 июля 2016 года в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (централизованных систем на территории г.Алейска общей протяженностью 114 км, иных объектов), находящихся в муниципальной собственности. В нарушение требований ст.3 ФЗ «О концессионных соглашениях», п.4.7 концессионного соглашения проектная документация по реконструированию объектов коммунального хозяйства, соответствующая требованиям закона и условиям соглашения, до настоящего времени ООО «Алейскводоканал» не разработана, в связи с чем органом местного самоуправления не утверждена, утвержденная инвестиционная программа в предприятии отсутствует, по причине отсутствия которой реконструирование объектов водоснабжения, необходимое для организации надлежащего водоснабжения населения, с момента их передачи в ведение ООО «Алейскводоканал» предприятием за счет собственных финансовых ресурсов в нарушение положений п.п. 1.1, 4.1 концессионного соглашения не осуществляется. Кроме того, предусмотренные ч.2 ст.23 ФЗ «О водоснабжении», п.п.4.8, 7.4 концессионного соглашения обязанности по созданию для концессионера условий для выполнения предписанных работ по проведению реконструкции (модернизации) объектов коммунального хозяйства и правомочия по участию в частичном финансировании деятельности концессионера, при наличии объективных оснований, связанных с бездействием ООО «Алейскводоканал», органом местного самоуправления не реализуется, денежные средства органа местного самоуправления в данном направлении не расходовались. По информации органов местного самоуправления износ сетей составляет 60-80%, замены требует около 50км. Ежегодное количество происходящих на сетях аварий – не менее 50 случаев. Кроме того, в 2019-2021 годах органом Роспотребнадзора неоднократно выявлялись факты предоставления ООО «Алейскводоканал» потребителям питьевой воды, несоответствующей предъявленным санитарным требованиям. Указанные обстоятельства являются объективным подтверждением изношенности водопроводных сетей и необходимости безотлагательного проведения ремонтных работ (реконструированию) со стороны концессионера в целях обеспечения предусмотренных законом прав потребителей. Объективные обстоятельства, препятствующие исполнению ООО «Алейскводоканал» и администрации г.Алейска возложенных законом и концессионным соглашением обязанностей по модернизации и реконструированию объектов коммунальной инфраструктуры на условиях софинансирования, отсутствуют. Таким образом, ресурсоснабжающей организацией и муниципалитетом нарушены условия заключенного на добровольной основе концессионного соглашения, положениями которого сторонам предписано в установленные сроки и объеме осуществлять реконструирование переданных в пользование объектов жилищно-коммунального хозяйства (ООО «Алейскводоканал») и создание необходимых для этого условий, в том числе, посредством частичного финансирования деятельности концедента (администрации г.Алейска), что противоречит требованиям ст.3 ФЗ «О концессионных соглашениях», п.п. 1.1, 4.1, 4.7 концессионного соглашения от 01 июля 2016 года, статьям 309, 310 ГК РФ. Бездействие концедента и концессионера не обеспечивает достижение целей ФЗ «О концессионных соглашениях», в том числе, экономически эффективного использования муниципальной собственности, следовательно, не удовлетворяет публичные нужды.

На основании изложенного просит признать незаконным бездействие ООО «Алейскводоканал», администрации г.Алейска по исполнению условий концессионного соглашения от 01 июля 2016 года. Обязать ООО «Алейскводоканал» исполнить предусмотренные п.п.1.1, 4.1 заключенного концессионного соглашения обязанности по созданию и реконструированию (модернизации) за свой счет или за счет привлеченных денежных средств на общую сумму 88 732,4 млн. рублей объектов коммунального хозяйства переданных предприятию по концессионному соглашению, перечень которых закреплен в приложении к соглашению, и выполнению мероприятий, предусмотренных приложением к соглашению в установленные приложением объеме и сроки. Обязать ООО «Алейскводоканал» исполнить в течение 3-месяцев со дня вступления судебного акта в силу, предусмотренные п.4.7 концессионного соглашения обязанности по разработке в соответствии с нормативными требованиями и условиями концессионного соглашения проектной документации, необходимой для создания и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, направления ее на утверждение в администрацию г.Алейска, а также дальнейшему использованию в ходе реализации предписанных соглашением (приложение ) мероприятий. Обязать администрацию г.Алейска исполнить возложенные п.п.4.8, 4.9 концессионного соглашения обязательства по оказанию концессионеру содействия и обеспечению необходимых условий для выполнения работ, созданию и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, утверждению разработанного ООО «Алейскводоканал» проекта технической документации. Обязать администрацию г.Алейска исполнить предписанные п.12.2 концессионного соглашения обязанности по осуществлению контроля за соблюдением ООО «Алейскводоканал» его условий.

В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора П.А.С. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации <адрес> Алтайского края П.А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что с заявленными требованиями Администрации <адрес> Алтайского края не согласна, поскольку не является стороной концессионного соглашения.

Представитель ответчика ООО «Алейскводоканал» Т.Д.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях и дополнительных возражениях на исковое заявление, в которых указано, что заявленные межрайонной прокуратурой требования не могут быть разрешены судом, поскольку судебные органы не могут обязывать исполнять обязательство, предусмотренное договором, за неисполнение которого предусмотрены иные способы защиты нарушенного права. Признание бездействия по обязательствам, принятым обществом по концессионному соглашению не основано на нормах гражданского законодательства, как и требование об обязании исполнить обязательство по концессионному соглашению в судебном порядке. Истцом не доказан состав переданного обществу имущества, не доказано право оперативного управления на объекты истребуемой реконструкции за обществом на момент подачи иска. Реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения возможна только при наличии утвержденной инвестиционной программы, которая является основанием к проектированию и модернизации сетей и объектов водоснабжения и водоотведения. Истец не приводит в иске материально-правового обоснования в части наличия у ответчика в настоящий момент возможности приступить к исполнению истребуемых обязательств по концессионному соглашению. Аварийность на сетях не является показателем изношенности и необходимости безотлагательного проведения работ по реконструкции. Кроме того, указывает на пропуск истцом срока исковой давности, который истек в 2019 году.

Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска Алтайского края С.О.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. В отзыве на исковое заявление указано, что в контексте искового заявления комитет рассматривает обвинения в бездействии как неисполнение органом местного самоуправления обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми и иными актами, определяющие его полномочия, а также обязанностей, закрепленных в концессионном соглашении. Признаков бездействия ответчика не усматривается, так как им были приняты меры претензионно-искового характера к ООО «Алейскводоканал». Контроль за исполнением условий концессионного соглашения осуществляется в соответствии с его условиями в полном объеме, так по итогам исполнения соглашения с 2016 по 2021 годы Концедентом были проведены контрольные мероприятия, составлены акты контроля. Ответчик и третье лицо не создает никаких препятствий ООО «Алейскводоканал» в исполнении принятых им на себя обязательств по созданию, реконструкции (модернизации) объекта соглашения. Требования о содействии не конкретизированы и заведомо неисполнимы при отсутствии со стороны ООО «Алейскводоканал» каких-либо действий по исполнению условий соглашения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с частями 1, 2 ст.51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее по тексту – Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 01 июля 2016 года заключено концессионное соглашения между муниципальным образованием г.Алейск Алтайского края, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска Алтайского края, МУП «Алейскводоканал» г.Алейска, совместно именуемые «Концедент», с одной стороны, и ООО «Алейскводоканал» именуемое «Концессионер».

Согласно п.1.1. концессионного соглашения от 01 июля 2016 года, Концессионер обязуется за свой счет (собственными и заемными средствами) создать и (или) реконструировать и модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту, и осуществлять использование (эксплуатацию) централизованных систем холодного водоснабжения, включая водоподготовку, водоснабжение и водоотведение, в том числе очистку сточных вод с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.

Пунктом 2.1. концессионного соглашения установлено, что объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно центральные системы водоснабжения и водоотведения, на территории муниципального образования <адрес>, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в разделе 1 настоящего Соглашения, подлежащие реконструкции, модернизации и созданию.

Сведения о составе и описании объектов имущества в составе объекта Соглашения, в том числе о техническо-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого имущества приведены в Приложении к настоящему Соглашению (п.2.3. концессионного соглашения).

Создание и реконструкция объекта соглашения определена разделом 4 концессионного соглашения от 01 июля 2016 года.

Из п.4.1. концессионного соглашения следует, что концессионер обязан за свой счет и/или за счет привлеченных средств создать и реконструировать/модернизировать объекты в составе объекта Соглашения в соответствии с заданием и конкурсным предложением Концессионера.

Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию/модернизацию объекта Соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия Концессионером, составляет 88732,4 тысяч рублей. Предельный размер расходов включает в себя суммарный объем инвестиций в рублях. Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта Соглашения может быть пересмотрен по инициативе Концессионера в случаях, предусмотренных действующим законодательством (п.4.2. концессионного соглашения).

Полный перечень создаваемых и/или реконструированных объектов, входящих в состав объекта Соглашения, должен включать основные мероприятия, предусмотренные в конкурсном предложении Концессионера, и устанавливается в соответствии с инвестиционными программами Концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.4.3. концессионного соглашения).

Из п.4.4. концессионного соглашения от 01 июля 2016 года следует, что Концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с Концедентом проектную документацию, необходимую для создания и реконструкции объектов в составе объекта Соглашения. Проектная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к объекту Соглашения в соответствии с решением Концедента о заключении настоящего Соглашения.

Концедент обязуется обеспечить Концессионеру необходимые условия для выполнения работ по созданию и реконструкции объекта Соглашения, в том числе принять необходимые меры по обеспечению свободного доступа Концессионеру и уполномоченным им лиц к объекту Соглашения (4.4. концессионного соглашения).

Согласно п.4.9. концессионного соглашения, Концедент оказывает Концессионеру содействие при выполнении работ по созданию и реконструкции объекта Соглашения.Объем и источники инвестиций, привлекаемых Концессионером в целях создания и реконструкции объекта Соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами Концессионера на 2016-2026 годы, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и указываются в Приложении . При изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые Концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит (п.4.16. концессионного соглашения).

Согласно п.13.1. концессионного соглашения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением. Концессионер не несет ответственности за негативные экологические или техногенные события, чрезвычайные происшествия и катастрофы, произошедшие не по вине Концессионера. Отсутствие вины Концессионера признается в случае, если Концессионер выполняет основные мероприятия настоящего Соглашения.

Сторона, не исполнившая или исполнившая ненадлежащим образом свои обязательства, предусмотренные настоящим Соглашением, несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением, если не докажет, что надлежащее исполнение указанных обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (п.13.9. концессионного соглашения).

Согласно ч.3 ст.308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ (в редакции, действующей на момент заключения соглашения), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (ч.2 ст.3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ).

Из анализа указанных правовых норм следует, что права и обязанности возникают у сторон договора, а именно муниципального образования г.Алейск Алтайского края в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска, МУП «Алейскводоканал» г.Алейска и ООО «Алейскводоканал».

Учитывая, что концессионное соглашение от 01 июля 2016 года обязательств ООО «Алейскводоканал», муниципального образования г.Алейска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска по исполнению условий концессионного соглашения, в частности, обязательств Концессионера по созданию и реконструированию (модернизации) объектов коммунального хозяйства, в выполнении мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением в установленные этим соглашением сроки и объемах, по оказанию Концессионеру содействия и обеспечению необходимых условий для выполнения работ, созданию и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, утверждению разработанного ООО «Алейскводоканал» проекта технической документации, по осуществлению контроля за соблюдением условий концессионного соглашения, перед неопределенным кругом граждан (жителей и лиц, временно пребывающих на территории муниципального образования <адрес>), в защиту интересов которых обратился Алейский межрайонный прокурор, не устанавливает и не регулирует правоотношения с участием граждан (жителей и лиц, временно пребывающих на территории муниципального образования <адрес>).

Алейский межрайонный прокурор, как и граждане (жители и лица, временно пребывающие на территории муниципального образования <адрес>) сторонами данного соглашения также не являются, в связи с чем, не вправе требовать понуждения исполнения данного концессионного соглашения ни в силу договора, ни в силу закона. В связи с чем, указанные исковые требования удовлетворению не подлежат.

При разрешении требований истца о признании бездействий ООО «Алейскводоканал», Администрации г.Алейска Алтайского края по исполнению условий концессионного соглашения, суд исходит из следующего.

Пунктом 4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Федеральный закон от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

- определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

- согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

- утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

- утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

- согласование инвестиционных программ;

- принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- установление нормативов состава сточных вод;

- иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст.41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч.1 ст.8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ).

Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктами 2, 6 ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации), поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

Частью 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ закреплено, что при исполнении концессионного соглашения концедент вправе осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как было указано ранее, концессионным соглашением от 01 июля 2016 года, заключенным между муниципальным образованием г.Алейск Алтайского края, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска Алтайского края, МУП «Алейскводоканал» г.Алейска, и ООО «Алейскводоканал», последнему передано недвижимое имущество, подлежащее реконструкции и эксплуатации согласно Приложению , , . Концедент обязуется создавать необходимые условия для выполнения работ по созданию и реконструкции объекта Соглашения и оказать содействие при выполнении работ. ООО «Алейскводоканал» обязуется создать и реконструировать/модернизировать объекты в составе объекта Соглашения в соответствии с заданием и конкурсным предложением Концессионера. По условиям концессионного соглашения сроки создания и реконструкции объекта Соглашения, определяются в соответствии с инвестиционной программой Концессионера на 2016-2025 годы.

Из справки помощника Алейского межрайонного прокурора П.А.С. от 25 ноября 2021 года, проектов инвестиционных программ, уведомлений об отказе в их согласовании следует, что ввиду отсутствия утвержденной инвестиционной программы реконструирование объектов водоснабжения с момента их передачи в ведение ООО «Алейскводоканал» предприятием в настоящее время не осуществляется. Представленные ресурсоснабжающей организацией 31 мая 2021 года и 26 июля 2021 года в муниципалитет проекты инвестиционной программы не соответствовали положениям нормативных документов, в связи с чем, органом местного самоуправления были обоснованно отклонены (уведомления об отказе в согласовании инвестиционной программы от 22 июня 2021 года и 23 августа 2021 года). 29 ноября 2021 года предприятием повторно направлен на утверждение в муниципалитет разработанный проект инвестиционной программы, который также отклонен по причине возложения предприятием расходов на модернизацию в сумме более 300 миллионов рублей на местный бюджет.

Таким образом, из представленных материалов гражданского дела следует, что стороны концессионного соглашения предпринимали и предпринимают меры к достижению целей, определенных концессионным соглашением, в том числе экономически эффективного использования муниципальной собственности, в частности, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрация г.Алейска Алтайского края в рамках контрольных мероприятий составлялись акты о результатах соблюдения Концессионером условий концессионного соглашения от 01 июля 2016 года (01 июня 2018 года, 02 апреля 2019 года, 30 июня 2020 года, 20 января 2021 года), велась претензионная работа о необходимости исполнения условий концессионного соглашения (письма от 30 марта 2020 года, 20 мая 2020 года, 27 октября 2020 года, 22 апреля 2021 года). Кроме того, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрация г.Алейска Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края (дело №А03-1630/2022) с исковым заявлением к ООО «Алейскводоканал» об обязании выполнить мероприятия по созданию (или) реконструкции и модернизации объекта концессионного соглашения от 01 июля 2016 года, которое принято судом к производству. В свою очередь, ООО «Алейскводоканал» неоднократно направлял на согласование в Администрацию г.Алейска Алтайского края проект инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию системы водоснабжения и водоотведения <адрес> на 2016-2026 годы, в согласовании которых было отказано.

Учитывая вышеизложенное, Алейский межрайонный прокурор, обращаясь с иском в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия ООО «Алейскводоканал» и Администрации г.Алейска Алтайского края по исполнению условий концессионного соглашения от 01 июля 2016 года, не представил достаточных доказательств бездействия указанных лиц, в связи с чем исковые требования о признании незаконным бездействия также не подлежат удовлетворению.

При этом, доводы ответчика ООО «Алейскводоканал» о пропуске истцом срока исковой давности для обращения с настоящим иском, суд признает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих течение срока исковой давности.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Алейского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Алейскводоканал», Администрации <адрес> Алтайского края о признании незаконным бездействия, обязании исполнить концессионное соглашение, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Алейского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Алейскводоканал», Администрации <адрес> Алтайского края о признании незаконным бездействия, обязании исполнить концессионное соглашение, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья И.С. Иноземцева