Дело № 2-167/2022
55RS0037-01-2022-000341-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 17.08.2022,
Мотивированное решение вынесено 22.08.2022
с. Усть-Ишим Омской области 17.08.2022 г.
Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Лапиной И.С., при секретаре судебного заседания Зубовой Н.Н., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области Дементьева А.Е., представителя третьего лица Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Лузина Н.В., представителя третьего лица МКУ «ЦФЭ и ХОУ в СО» Абрашина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского муниципального района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа», Комитету образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о возложении обязанности обеспечить проведение промывки систем отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания, и обеспечении финансированием вышеназванных мероприятий,
Суд
установил:
Прокурор Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа», Комитету образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о возложении обязанности обеспечить проведение промывки систем отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания, и обеспечении финансированием вышеназванных мероприятий.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Усть-Ишимского района Омской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защиты прав и интересов несовершеннолетних, в ходе которой, было установлено, что образовательным учреждением ненадлежащим образом осуществляется контроль за хозяйственной деятельностью, а именно после окончания отопительных периодов 2020/2021 и 2021/2022 годов не проводилась промывка системы отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания, а также иные мероприятия, необходимые при эксплуатации системы отопления. Указанные нарушения могут явиться причиной несоблюдения температурного режима в образовательном учреждении в период предстоящего отопительного сезона 2022/2023 годов при наступлении отрицательных температур, и, как следствие, негативно отразиться на жизни и здоровье как несовершеннолетних обучающихся образовательного учреждения, так и работников. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района 29.04.2022 в адрес директора образовательного учреждения внесено представление, признанное обоснованным, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования образовательной организацией конкретные меры по устранению нарушений закона до настоящего времени не приняты, до настоящего времени договор о проведении вышеперечисленных работ после окончания отопительного сезона в 2022 году образовательным учреждением со специализированной организацией не заключен.
Уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор Усть-Ишимского района Омской области просит возложить на МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» обязанность осуществить проведение промывки систем отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания в срок не позднее 31.08.2022, взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал, указав, что срок исполнения обязанностей необходимо оставить до 31.08.2022, поскольку с 01.09.2022 начинается образовательный процесс, а затем начинается новый отопительный период.
К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области, МКУ «ЦФЭ и ХОУ в СО».
Представитель третьего лица Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в судебном заседании пояснил, что образовательное учреждение может осуществить промывку системы отопления своими силами, представитель учебного заведения обращался в Комитет финансов и контроля Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области с ходатайством о выделении денежных средств, в выделении денежных средств было отказано, поскольку финансирование для осуществления данной деятельности отсутствует.
Представитель третьего лица МКУ «ЦФЭ и ХОУ в СО» в судебном заседании пояснил, что учреждение обслуживает образовательное учреждение и к середине сентября промывка отопительной системы будет выполнена за счет собственных сил. Дополнительно отметил, что отопительный сезон в образовательных учреждениях, как правило, начинается в середине сентября.
Представитель ответчика МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа», о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Комитета образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему; в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статья 41 Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к компетенции образовательной организации, в числе прочего, относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и др. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) регламентировано, что потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию, теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Режим потребления тепловой энергии - процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения (п. 15 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Согласно ч. 3 ст. 23.2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Во исполнение Закона о теплоснабжении Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила).
В п. 1.1 Правил установлены требования по технической эксплуатации систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В разделе 9 Правил «Теплопотребляющие энергоустановки» установлено требования к потребителям тепловой энергии, касающиеся оборудования, используемого потребителем, а также обязанностей потребителей по поддержанию указанного оборудования в исправном состоянии.
Так, в п. 9.1 Правил технические решения, производство строительно-монтажных работ на системах теплопотребления, а также средства автоматизации теплопотребляющих энергоустановок должны соответствовать требованиям действующих норм, правил, инструкций и стандартов.
Промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (п. 9.2.9 Правил).
Согласно п. 9.3.22 Правил в процессе эксплуатации систем отопления следует, в том числе удалять периодически воздух из системы отопления согласно инструкции по эксплуатации.
Исходя из указанного, Правила регламентируют обязанности потребителя тепловой энергии при эксплуатации систем отопления систематически проводить очистительные мероприятия (промывка систем, удаление воздуха).
В Уставе МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» указывается, что его учредителем является Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области в лице Комитета образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, Учредителя и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Администрация Учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно – профилактических мероприятий, соблюдение функциональных обязанностей медицинского персонала Учреждения оказывается бесплатно.
Согласно Устава образовательное учреждение фактически осуществляет свою деятельность по адресу
В силу п. 2 ч. 6, ч. 7 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Поскольку по смыслу положений Закона об образовании и в соответствии с положениями Устава МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» является образовательным учреждением, исполнение образовательным учреждением нормативных предписаний ч.ч. 6, 7 ст. 28 и ст.41 указанного Закона является обязательным.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Усть-Ишимского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защиты прав и интересов несовершеннолетних в деятельности МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа». В ходе проверки было установлено, что образовательным учреждением ненадлежащим образом осуществляется контроль за хозяйственной деятельностью, а именно после окончания отопительных периодов 2020/2021 и 2021/2022 годов не проводилась промывка системы отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания, а также иные мероприятия, необходимые при эксплуатации системы отопления.
В связи с выявленными нарушения в адрес директора образовательного учреждения было вынесено представление от 29.04.2022, которое было рассмотрено, дан ответ о том, что по эксплуатации системы отопления подано ходатайство в Комитет образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области на выделение дополнительного финансирования на промывку системы отопления.
По настоящее время действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты. Указанное, подтверждается также ответом МКУ «Центр ФЭ и ХОУ в СО». В тоже время невыполнение образовательным учреждением возложенной на них действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения, воспитания несовершеннолетних свидетельствует о нарушении их прав и прав работников учреждения на безопасные условия труда.
Как было указано выше, МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом образовательного учреждения, при этом, согласно Уставу, учредителем данного юридического лица является администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области, чьи полномочия от имени учредителя осуществляет Комитет образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области.
Учреждение отвечает по своим обязательствам всеми находящимися у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за учреждением, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного Учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества, Усть – Ишимский МР не несет ответственность по обязательствам Учреждения.
Судом установлено, что образовательному учреждению на праве оперативного управления передано здание школы, расположенное по адресу
По смыслу приведенных положений в совокупности с положениями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок образовательное учреждение обязано осуществлять мероприятия по систематическому поддержанию имущества в надлежащем виде, в том числе предпринимать меры по удалению воздуха из системы отопления и по промывке систем отопления.
При этом доводы образовательного учреждения о том, что для осуществления необходимых мероприятий у учреждения не имеется денежных средств, а ходатайство о выделении дополнительного финансирования, направленное в Комитет образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, не удовлетворено, основанием для несоблюдения вышеуказанных положений законодательства не является.
Так, из п. 4.3 Устава следует, что источниками формирования имущества учреждения, в том числе являются имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, имущества, приобретаемого по сделкам, бюджетные ассигнования, доходы учреждения от приносящей доходы деятельности, субсидии из местного бюджета, иные источники, не запрещенные законодательством.
Сведений о том, что образовательное учреждение не включает в бюджетную смету расходы на проведение мероприятий по подготовке системы отопления к отопительному периоду, при том, что эти действия носят систематический характер, суду не представлено.
Кроме этого, недостаточное финансирование не может быть признано обстоятельством, позволяющим пренебрегать безопасными условиями обучения, ставить под угрозу жизнь и здоровье как обучающихся, так и работников образовательной организации.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью обучающихся несовершеннолетних.
Решение суда в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных условий для обучения, соответствующих требованиям законодательства по обеспечению безопасных условий для обучения и воспитания детей.
Учитывая вышеизложенное, заявленные исковые требования прокурора Усть-Ишимского района Омской области, с учетом уточнений, является законными и обоснованными, подлежат удовлетворению. Предъявление данного иска прокурором соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Как следует из ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание, начало отопительного периода, период осуществления необходимых мероприятий, а также то, что с момента принятия решения и до заявленного истцом срока (31.08.2022) менее месяца, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных исковых требований, указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчикам необходимо выполнить действия – в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, находя указанный срок обоснованным, целесообразным и разумным.
Вместе с тем, суд полагает возможным отметить, что образовательное учреждение не лишено возможности самостоятельно до вступления решения суда в законную силу выполнить необходимые действия, а также обратиться в суд в порядке ст.ст. 203 и 434 ГПК РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда при наличии к тому уважительных обстоятельств.
Согласно ст.ст. 88, 89 ГПК РФ, размер государственной пошлины, порядок уплаты, основания и порядок освобождения от ее уплаты, уменьшения размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты, а также льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 333.19, ч. 2 ст. 333.20, п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и учитывая финансовое положение образовательного учреждения, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины, взыскиваемой с ответчика до 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа», Комитету образования Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о возложении обязанности обеспечить проведение промывки систем отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания, и обеспечении финансированием вышеназванных мероприятий удовлетворить.
Возложить обязанность на МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» (ИНН 5538003400, ОГРН 1025502091691) осуществить проведение промывки систем отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МБДОУ «Слободчиковская основная общеобразовательная школа» (ИНН 5538003400, ОГРН 1025502091691) государственную пошлину в бюджет Усть-Ишимского района Омской области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Усть-Ишимский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.С. Лапина