ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-167/2022 от 25.05.2022 Мордовского районного суда (Тамбовская область)

УИД: 68RS0-63

Дело № 2-167/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Мордово 25 мая 2022 года

Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи районного суда Кирьяновой М.О.,

при секретаре судебного заседания Косых Т.С.,

с участием:

помощников прокурора Мордовского района Тамбовской области Дробатулина О.А., Сотникова М.С.,

ответчика ИП главы КФХ ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к ИП главе КФХ ФИО1 о возложении обязанности обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников,

установил:

Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в Мордовский районный суд Тамбовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ с исковым заявлением к ИП главе КФХ ФИО1 о возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Мордовского района Тамбовской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в части охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в ходе которой установлено, что ИП глава КФХ ФИО1 имеет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, инвентаризация выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и постановка на государственный учет которых, в нарушение требований законодательства, не произведены.

В судебном заседании помощник прокурора Мордовского района Тамбовской области Сотникова М.С. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании ответчик ИП глава КФХ ФИО1 исковые требования не признал и пояснил, что он осуществляет сельскохозяйственную деятельность на территории Мордовского района и у него в собственности имеется самоходная техника. Вся его техника проходит техосмотр и хранится на территории Добринского района Липецкой области, откуда ему выгоднее на ней выезжать на поле, минуя трассу. Когда он получил иск прокурора, то обратился в организацию, чтобы провели инвентаризацию, но ему ответили, что не проводят инвентаризацию тракторов.

Суд, выслушав в судебном заседании объяснения помощника прокурора Сотникова М.С., ответчика ИП главы КФХ ФИО1, пояснения специалиста – и.о. консультанта организационно-правового отдела Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области ФИО2, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, выраженные в том числе в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, хранении, захоронении отходов производства и потребления.

В силу положений ст. ст. 21, 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов, которые определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Согласно чч. 1, 3 ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

В силу чч. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с пп. 1, 3, 5 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 ноября 2021 года № 871, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные ИЗАВ, в том числе, автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов, постоянно или временно эксплуатирующаяся (функционирующая) на объекте ОНВ.

Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

Судом установлено, что прокуратурой Мордовского района Тамбовской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования в части охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Прокуратурой выявлено, что на территории района деятельность по выращиванию зерновых культур осуществляет ИП глава КФХ ФИО1, у которого имеется сельскохозяйственная техника.

При этом инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ИП главой КФХ ФИО1 не проводилась.

Из информации департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области следует, что за ФИО1 зарегистрировано 7 единиц самоходных машин и прицепов к ним (л.д. 44, 45).

Специалист – представитель Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании подтвердила наличие у индивидуальных предпринимателей, наряду с юридическими лицами, обязанности осуществлять инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также пояснила, что данном случае источниками выбросов являются транспортные средства, с помощью которых ФИО1 ведет свою хозяйственную деятельность, и для установления норматива этих выбросов, то есть для определения того, какое количество загрязнений они выделяют в атмосферный воздух, ответчик должен обратиться в соответствующую организацию.

Из письменных пояснений специалиста – представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО3 следует, что к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в деятельности крестьянско-фермерского хозяйства, использующего передвижные источники в виде сельскохозяйственной техники, могут относиться стоянка техники, места погрузки-выгрузки, топливозаправочные станции, места ремонта и технического обслуживания.

Ответчик в судебном заседании не отрицал наличие у него сельскохозяйственной техники, которая хранится и обслуживается им на стоянке, расположенной на территории Добринского района Липецкой области.

На основании изложенного, поскольку в настоящее время фактически требования прокурора не исполнены, ИП главой КФХ ФИО1 суду не представлено доказательств проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Учитывая характер нарушения закона, суд полагает целесообразным установить ответчику срок для устранения нарушений закона – в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оценивая его как разумный и достаточный для исполнения данной обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области удовлетворить.

Обязать ИП главу КФХ ФИО1, адрес регистрации: <адрес>, , , обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.О. Кирьянова

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2022 года.

Судья М.О. Кирьянова