ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168(3)/13 от 15.04.2013 Ершовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2- 168(3)/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2013 года р.п. Озинки

Саратовской области

Ершовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Елистратовой И.И.,

при секретаре Заграничновой Т.Н.,

с участием помощника прокурора Озинского района Саратовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Никифорова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Озинки гражданское дело по исковому заявлению прокурора Озинского района Саратовской области в интересах неопределённого круга лиц, в том числе и несовершеннолетних учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области к Муниципальному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

прокурор Озинского района Саратовской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области к Муниципальному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области (далее по тексту МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки) о признании незаконным бездействия МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки, выразившегося в неразмещении на официальном сайте образовательного учреждения информации, предусмотренной п.п. 2 и 3 п. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также п. 3 Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 года № 343, а именно копии утверждённого в установленном законом порядке плана финансово – хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения и отчёта о результатах самообследования, а также и в отсутствии на официальном сайте образовательного учреждения ссылок на информационно – образовательные ресурсы, а именно: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru; федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru; информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru, и обязании его в срок до 30 апреля 2013 года разместить на официальном сайте образовательного учреждения вышеназванную информацию. Свои требования мотивировал тем, что в марте 2013 года прокуратурой Озинского района была проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодёжи в части обеспечения доступа к информации путём её размещения на сайте в деятельности МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки. Статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относит обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет, который должен содержать установленную законом информацию. В целях реализации вышеназванных требований закона Правительством Российской Федерации 18 апреля 2012 года № 343 были утверждены Правила размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, которые определяют порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении в целях обеспечения её открытости и доступности. В ходе проведённой проверки было установлено, что МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки создан официальный сайт образовательного учреждения в сети Интернет – http://ozinkischolasad.jimdo.com. Однако в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства на официальном Интернет – сайте МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки отсутствует предусмотренная законодательством информация, а именно копия утверждённого в установленном законом порядке плана финансово – хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения, и отчёт о результатах самообследования, а также отсутствуют ссылки на информационно – образовательные ресурсы: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru; федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru; информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru. Непринятие МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки мер по размещению на официальном сайте образовательного учреждения информации, указанной в п.п. 2 и 3 п. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» и п. 3 Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, по обеспечению открытости и доступности информации об образовательном учреждении по всем требованиям, указанным в законе. В связи с тем, что нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, прокурором принято решение об обращении в суд с данным иском.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - помощник прокурора Никифоров А.М. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме.

Представитель ответчика – директор МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Лебедева С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом. Обратилась в суд с письменным заявлением с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные прокурором исковые требования признаёт в полном объёме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Озинского муниципального района в лице администрации Озинского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Согласно поступившему в суд письменному заявлению от представителя по доверенности Емец Л.С., просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, против удовлетворения заявленных требований не возражают.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Управления образования администрации Озинского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Согласно поступившему в суд письменному заявлению, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, против удовлетворения заявленных требований не возражают.

Суд, выслушав представителя истца по доверенности - помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 государство обеспечивает гражданам право на образование путём создания системы образования и соответствующих социально – экономических условий для получения образования.

Согласно п.п. 25 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» (введён в действие Федеральным законом от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет. Пунктом 4 ст. 32 вышеназванного закона определён конкретный перечень сведений, открытость и доступность которых должно обеспечивать образовательное учреждение. В частности,

1) сведения:

о дате создания образовательного учреждения;

о структуре образовательного учреждения;

о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;

об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (при их наличии);

о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;

о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);

об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;

о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для её осуществления (для образовательных учреждений высшего профессионального образования);

о результатах приёма по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приёма (приём на обучение, финансируемое за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования);

о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся;

о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;

2) копии:

лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

(в редакции Федерального закона от 10 июля 2012 года № 111-ФЗ)

свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

утверждённых в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;

3) отчёт о результатах самообследования;

4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;

5) сведения, указанные в пункте 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

(п. 4 введён Федеральным законом от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ).

В силу п. 5 ст. 32 вышеназванного закона информация, указанная в пункте 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.

Порядок размещения в сети «Интернет» и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма её представления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 5 введён Федеральным законом от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ).

Во исполнение ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» Правительством Российской Федерации от 18 апреля 2012 года № 343 были утверждены Правила размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении. Согласно п. 3 вышеназванных Правил пользователю должна предоставляться наглядная информация о структуре сайта, включающая в себя ссылки на следующие информационно-образовательные ресурсы:

официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru;

федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;

информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru;

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru.

Как усматривается из Устава МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки, принятого на общем собрании трудового коллектива от ДД.ММ.ГГГГ и утверждена ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Озинского муниципального района Саратовской области , оно является некоммерческой организацией, созданной в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего образования. Учредителем Муниципального общеобразовательного учреждения, в силу п.п. 1.4 его Устава, является Озинский муниципальный район Саратовской области в лице администрации Озинского муниципального района, функции и полномочия которого осуществляет Управление образования администрации Озинского муниципального района Саратовской области (л.д. 16 -40).

МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности серия , выданную Министерством образования Саратовской области (л.д. 41 -42).

Управлением образования администрации Озинского муниципального района Саратовской области прокурору Озинского района были представлены сведения об образовательных учреждениях муниципального района, в которых созданы официальные сайты, и которые не в полном объёме соответствуют требованиям законодательства, в числе которых указано и МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки (л.д. 12 -15).

В ходе судебного разбирательства было установлено, что МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки во исполнение требований ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» был создан в сети Интернет официальный сайт образовательного учреждения http://ozinkischolasad.jimdo.com, содержащий сведения о деятельности образовательного учреждения, реализуемых им образовательных программах, квалификации педагогических работников и другой информации.

Однако, из имеющегося в материалах дела акта о проверке исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодёжи в части обеспечения доступа к информации путём её размещения на сайте от 04 марта 2013 года, с приложенной к ней распечаткой из сайта в сети Интернет, следует, что в ходе проведённой прокуратурой Озинского района проверки были выявлены нарушения п.п. 2 и 3 п. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а именно отсутствие на официальном сайте МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки копии утверждённого в установленном законом порядке плана финансово – хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения, и отчёта о результатах самообследования, а также нарушения п. 3 Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 года № 343, а именно отсутствие на официальном сайте образовательного учреждения ссылок на информационно – образовательные ресурсы: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru; федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru; информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru (л.д. 9, 10, 11).

Часть 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) устанавливает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд находит бездействие МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки, выразившееся в неразмещении на официальном сайте образовательного учреждения информации, предусмотренной п.п. 2 и 3 п. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а именно копии утверждённого в установленном законом порядке плана финансово – хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения, и отчёта о результатах самообследования, а также в отсутствии наглядной информации о структуре сайта, включающей в себя ссылки на информационно – образовательные ресурсы: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru; федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru; информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru, предусмотренной п. 3 Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, незаконным, нарушающим законные права и интересы неопределённого круга лиц, поскольку отсутствие полного перечня необходимых сведений влечёт нарушение требований об обеспечении открытости и доступности информации об образовательном учреждении, фактически лишает их возможности выбора образовательного учреждения для обучения, и приходит к выводу о необходимости возложить на вышеназванное муниципальное общеобразовательное учреждение обязанность по обеспечению доступа к вышеназванной информации путём её размещения на официальном сайте образовательного учреждения в срок, о котором просит истец.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что выбранный прокурором способ защиты нарушенного права в виде обязания ответчика совершить определённые действия, не противоречит положениям вышеназванной статьи ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, которыми в данном случае являются, в том числе и несовершеннолетние учащиеся вышеназванного общеобразовательного учреждения и их родители.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Озинского района Саратовской области в интересах неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки о признании незаконным бездействия МОУ «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки в части неразмещения на официальном сайте образовательного учреждения информации, предусмотренной п.п. 2 и 3 п. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а именно копии утверждённого в установленном законом порядке плана финансово – хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения, и отчёта о результатах самообследования, а также в отсутствии наглядной информации о структуре сайта, включающей в себя ссылки на информационно – образовательные ресурсы: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru; федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru; информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru, предусмотренной п. 3 Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, и исполнения обязанности по размещению на официальном сайте образовательного учреждения вышеназванной информации подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, и зачисляется в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, размер которой установлен п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 103, ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, ст. 32 Закона РФ «Об образовании», суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Озинского района Саратовской области в интересах неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области к Муниципальному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте образовательного учреждения информации, предусмотренной п.п. 2 и 3 п. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а именно копии утверждённого в установленном законом порядке плана финансово – хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения, и отчёта о результатах самообследования, а также в отсутствии наглядной информации о структуре сайта, включающей в себя ссылки на следующие информационно – образовательные ресурсы: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru; федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru; информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru, предусмотренной п. 3 Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области в срок до 30 апреля 2013 года разместить на официальном сайте образовательного учреждения http://ozinkischolasad.jimdo.com информацию, предусмотренную п.п. 2 и 3 п. 4 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а именно копию утверждённого в установленном законом порядке плана финансово – хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения, и отчёт о результатах самообследования, а также предоставить наглядную информацию о структуре сайта, включающую в себя ссылки на следующие информационно – образовательные ресурсы: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru; федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru; информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru, предусмотренную п. 3 Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 200 (двухсот) рублей.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» р.п. Озинки Озинского муниципального района Саратовской области сообщить в суд, вынесший решение, не позднее чем в течение месяца со дня получения решения, о его исполнении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд через Ершовский районный суд (3) Саратовской области.

Судья