Железногорский городской суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Железногорский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№2-168/2012
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 марта 2012 года г.Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующей судьи Подъявиловой Т.В., при секретаре Козиной Е.Я., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ежакова О.П. к Открытому акционерному обществу «Авиационная компания «К» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ежакова О.П. обратилась в суд с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу «Авиационная компания «К» и просила взыскать уплаченную ею за перевозку сумму в размере (...) рублей, убытки – разницу между стоимостью первоначально приобретенных билетов и стоимостью повторно приобретенных билетов в размере (...) рублей, компенсацию морального вреда (...) рублей, а всего (...) рублей.
Мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ею с ответчиком были заключены договоры воздушной перевозки пассажиров ее и несовершеннолетнего ребенка, с номерами билетов 256 6162871900 3 и 256 6162871899 2, по условиям договора ответчик обязался доставить их от пункта отправления Красноярск Емельяново 1, рейсом ЛК 273, вылетающим ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 50 минут до пункта назначения Анапа Витязево, следующим по маршруту Красноярск – Анапа и обратно Анапа Витязево, рейсом ЛК 274, вылетающим ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 30 мин. до пункта назначения Красноярск Емельяново 1, следующим по маршруту Анапа – Красноярск. Авиарейс должна была выполнять ОАО Авиационная компания «К». На приобретение билетов для истца и ее несовершеннолетнего ребенка было потрачено в совокупности (...) рублей. Однако в связи с прекращением операционной деятельности и аннулированием свидетельства эксплуатанта с ДД.ММ.ГГГГ все рейсы данного перевозчика были отменены. Ввиду неисполнения ответчиком своей обязанности истец вынуждена была повторно приобрести билеты и понести расходы в сумме (...) рублей. Со ссылкой на положения Закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 786 Гражданского Кодекса РФ и ст. 103 Воздушного Кодекса РФ, 15 ГК РФ, 151,1101 ГК РФ, ст. ст. 13,15 Закона «О защите прав потребителей», истцом заявлены вышеуказанные требования.
Истец Ежакова О.П. исковые требования поддерживала, просила рассматривать дело в ее отсутствие, не возражала относительно рассмотрения дела в порядке заочного производства, о чем сообщила в суд.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю С.В. Куркатов, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, представив в суд письменный отзыв на иск. Согласно которого, полагал требования истца Ежакова О.П. обоснованными. Указав, что в соответствии с ч.1 ст. 103 Воздушного Кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевести пассажира воздушного судна в пункт назначения, а также багаж доставить в пункт назначения. За перевозку пассажиров, груза, багажа взимается плата. Приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2008 года № 155 утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, грузов, взимания сборов в области гражданской авиации, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 года № 82 утверждены Федеральные авиационные правила Общие Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии со ст. 116 Воздушного Кодекса РФ, ст. 786 ГК РФ, перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ. Согласно п. 231 Общих правил воздушных перевозок возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, аннулированием сертификата, лицензии, осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 255 Общих Правил воздушных перевозок, п. 116 Правил пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена. На основании указанного, а также ч.1 ст. 15 ГК РФ, ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, полагал требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика ОАО авиакомпании «К» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки своего представителя суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал.
В соответствии с ч.1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами потребителя, предусмотренные Законом Российской Федерации “О защите прав потребителя.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления № 7 от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", к отношениям, регулируемым данным Законом, в частности относятся, вытекающие из договоров перевозки граждан, их багажа и грузов.
В силу ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Частью 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ установлено, что договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом.
В судебном заседании на основании представленных документов установлено, что ДД.ММ.ГГГГ были заключены договоры перевозки воздушным транспортом между пассажиром Ежакова О.П. и авиакомпанией «Континент» на перевозку по маршруту Красноярск-Анапа-Красноярск с датой вылета из г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ рейсом ЛК 273, из Анапы рейсом ЛК 274 ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость билета Ежакова О.П. и ее несовершеннолетнего сына Ежакова О.Ф, составляет (...) рублей.
Как следует из материалов дела, рейсы №№, 274 по маршруту Красноярск-Анапа-Красноярск ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ авиакомпании «К» отменены в связи с аннулированием сертификата (свидетельства) эксплуатанта на основании Приказа Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно положениям ст. ст. 116 Воздушного Кодекса РФ и ст. 786 Гражданского Кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 226 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. N 82, пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отказ пассажира от перевозки в случае отмены или задержки рейса признается вынужденным (п. 227 Правил). Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика (п. 231 Правил).
Согласно ст. 231 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. N 82, возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуантанта, аннулирования сертификата, аннулирования лицензии, прекращение действия лицензии осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 235 Общих Правил воздушных перевозок, пункту 116 Правил, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.
При таких обстоятельствах заявленные истцом исковые требования о взыскании с ответчика денежных средств, уплаченных за отмененную авиаперевозку в размере (...) рублей, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Гражданского Кодекса РФ, лицо, чье право нарушено может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под убытками понимаются расходы, которое лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права.
В силу ч.2 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», если иное не установлено законом убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
При таких обстоятельствах понесенные истицей убытки в размере 8835 рублей – разница между стоимостью приобретенных билетов подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года, подлежит компенсации моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда, при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Учитывая обстоятельства дела, нарушение ответчиком сроков выполнения работ, длительность этого срока, индивидуальные особенности потерпевшей, а также требования разумности и справедливости, на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в сумме (...) рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в общей сумме (...) рублей 55 копеек.
Расчет размера государственной пошлины:
(...) рублей – размер удовлетворенных требований имущественного характера госпошлина составляет (...) рубля 55 копеек ((...) рублей х 3% +(...) рублей)
(...) рублей – требования неимущественного характера размер госпошлины составляет (...) рублей
Руководствуясь ст. 194, 199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ежакова О.П. к Открытому акционерному обществу «Авиационная компания «К» о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Авиационная компания «К» в пользу Ежакова О.П. стоимость билетов за услугу авиаперевозки в размере (...) рублей, убытки в сумме (...) рублей, компенсацию морального вреда в сумме (...) рублей, а всего 64485 (шестьдесят четыре тысячи четыреста восемьдесят пять) рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Авиационная компания «К» в доход бюджета муниципального образования ЗАТО г. Железногорск государственную пошлину по иску в общей сумме (...) рублей 55 копеек.
Разъяснить ответчику право подать в суд, принявший заочное решение заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления через Железногорский городской суд.
С мотивированным решением стороны могут быть ознакомлены 26 марта 2012 года.
Судья Железногорского городского суда Т.В. Подъявилова