Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-168/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 августа 2011 г. с.Тарбагатай
Федеральный судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Чупошев Е.Н., при секретаре Мудаевой Г.С., с участием прокурора в лице старшего помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Цыбикжапова С.М.-Ж., истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2, ФИО3, представителя третьего лица ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах ФИО1, неопределенного круга лиц, к МУП ЖКХ «Коммунальщик», Администрации МО СП «Тарбагатайское» о признании незаконным бездействия МУП ЖКХ «Коммунальщик», Администрации МО СП «Тарбагатайское» о предоставлении коммунальных услуг надлежащего качества, ремонта жилого помещения и сетей холодного водоснабжения, перерасчета оплаты коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском, с учетом уточнений в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ФИО1 и неопределенного круга лиц, просит признать незаконными бездействие ответчиков по непринятию мер по надлежащему предоставлению коммунальных услуг гражданам, обязать МУП ЖКХ «Коммунальщик», Администрацию МО СП «Тарбагатайское» обеспечить бесперебойное холодное водоснабжение жильцам дома по адресу: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ); произвести ремонт дома в срок до отопительного сезона, то есть до 15.09.2011 г. по адресу: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), включающий установку батарей отопления; двойных входных дверей в подъездах дома, ремонт на лестничной площадке второго этажа третьего подъезда электрического этажного щитка, бетонного козырька над входом в третий подъезд, благоустройство детской площадки; установку стоков для воды на крыше дома; произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг с жильцами дома по адресу: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), в соответствии с фактически предоставленными услугами за период предоставления услуг с января по июнь 2011 г. включительно; в срок до 01.11.2011 г. произвести капитальный ремонт сетей холодного водоснабжения на территории с.Тарбагатай на участке между К-2 и К-10 протяженностью 104 м. Исковые требования мотивированы тем, что 24.05.2011 г. в прокуратуру района обратился с заявлением ФИО1, проживающий в указанном доме, о нарушении его жилищных прав. МО СП «Тарбагатайское» переданы в муниципальную собственность 4 квартиры в указанном доме: (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). В 2009 г. жильцами были приватизированы две из вышеуказанных квартир - (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). В настоящее время в указанном доме осталось 2 квартиры, находящиеся в муниципальной собственности - (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). Остальные 46 квартир из 48 находятся в собственности жильцов. В ходе проверки прокуратуры района установлено, что в доме имеются внутридомовые инженерные системы – инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома, степень благоустройства многоквартирного дома позволяет предоставлять потребителям коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение в полном объеме, имеются присоединенные сети в удовлетворительном состоянии, нарушений либо деформации сетей внутридомовых сетей не выявлено. Проверкой установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом, общего собрания собственников помещений не проводилось в связи с неявкой на собрание больше половины жильцов, решение общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом отсутствует. В связи с чем каждый собственник помещения в многоквартирном доме оплачивает коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации – МУП ЖКХ «Коммунальщик» на основании договора на оказание коммунальных услуг, заключенного между каждым жильцом и вышеуказанной организацией, либо на основании предъявляемых ресурсоснабжающей организацией счетов на оплату коммунальных услуг. Жильцы своевременно вносят плату за коммунальные услуги, в том числе за горячее и холодное водоснабжение. В многоквартирном доме по ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ) с.Тарбагатай Тарбагатайского района РБ, при проведении проверки отсутствовало холодное водоснабжение. При проверке участвующие и присутствующие лица: и.о. директора МУП ЖКХ «Коммунальщик» М., заместитель руководителя администрации МО «Тарбагатайский район» Л., специалист отдела по строительству, ЖКХ и развитию инфраструктуры администрации МО «Тарбагатайский район» Б., заместитель главы МО СП «Тарбагатайское» ФИО3, кочегар Т., жильцы указанного дома Р., К., М., И., ФИО1 и другие жильцы провели поквартирное обследование наличия холодного водоснабжения. При включении кранов с холодной водой, присоединенных к внутридомовым инженерным системам установлено, что холодное водоснабжение отсутствовало. Проверка проводилась с 1 по 4 этаж, обследовались квартиры выборочно:№№ (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). Опрошенные жильцы дома Р., К., И., М. показали, что бесперебойное горячее водоснабжение отсутствует на период окончания отопительного сезона до начала отопительного сезона, то есть в период времени с 15 мая 2011 г. до 15 сентября 2011 г., поскольку на территории района отсутствуют водопроводные сети с горячим водоснабжением, проведенные от ресурсоснабжающей организации до жилых помещений потребителей. Жильцы пользуются горячей водой из труб, поставляющей тепловую энергию, то есть из батарей отопления. Между тем, жильцы дома оплачивают услуги за поставку горячего водоснабжения, при отсутствии такой услуги. Холодное водоснабжение отсутствовало с апреля до начала июля 2011 г. во всем доме. Опрошенные жильцы дома показали, что в сутки холодная вода может отсутствовать подряд свыше 20 часов, несколько дней подряд. В доме отсутствует бесперебойное круглосуточное водоснабжение, выявлен факт превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды, факт нарушения режима обеспечения населения коммунальными услугами. После чего, проверяющими лицами было проведено повторное обследование указанного дома спустя 4 часа после проведения первой проверки. Установлено, что на 4 этаже при включении крана, обеспечивающим холодное водоснабжение, холодная вода течет «тонкой струйкой», выявлено отклонение давления в системе холодного водоснабжения. В ходе проверки участвующими и присутствующими лицами обследованы скважины К-2, К-10, К-11, К-12, подвальное помещение указанного дома, в которых на водопроводные сети с холодным водоснабжением были установлены манометры с целью определения давления в системе холодного водоснабжения. Установлено, что в точке разбора в многоквартирном доме давление в системе холодного водоснабжения менее 0,3 кгс/кВ.с (0,03 МПа), что является менее установленной нормы. В ходе проверки устанавливались причины отсутствия давления в системе холодного водоснабжения. Опрошенный и.о. директора МУП ЖКХ «Коммунальщик» (мастер котельных) М. показал, что причина недостаточного давления в трубопроводе с холодной водой в потерях холодной воды на участке между К-2 и К-10 протяженностью 104 метра, ввиду изношенности трубопроводов на данном участке и утечки воды из труб. Трубопроводы с холодной водой заложены на глубине 4 метра, толщиной 108 мм. Указанная система холодного водоснабжения не менялась со времени постройки жилого дома, то есть с 1975 г. В апреле 2011 г. МУП ЖКХ «Коммунальщик» проводились ремонтные работы на данном участке по заделке труб цементом, в качестве временной меры. В ходе проведения работ обнаружены места разрушения стыков соединения труб, значительная коррозия трубопроводов, образование трещин, свищей, сквозь которые утекает вода. Учитывая, что сеть холодного водоснабжения обеспечивает холодной водой и иные жилые дома, отсутствие капительного ремонта указанных сетей ставит под угрозу сбоя в водоснабжении на всей территории с.Тарбагатай. В подъездах дома отсутствуют батареи отопления; входные двери в подъездах дома находятся в ветхом состоянии, в закрытом состоянии двери не обеспечивают герметичность; вторые входные двери в подъезды дома отсутствуют; на лестничной площадке второго этажа третьего подъезда электрический этажный щиток в неисправном состоянии; бетонный козырек над входом в подъезд имеет трещины и осыпается; на околодомовой территории благоустройство детской площадки не осуществляется: крыша дома не оборудована стоками для воды; подъезды дома и околодомовая территория не убраны, имеется различный бытовой мусор. При таких обстоятельствах МУП ЖКХ «Коммунальщик» обязано устранить выявленные нарушения при предоставлении коммунальных услуг и произвести перерасчет по предоставленным услугам.
В судебном заседании прокурор в лице старшего помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Цыбикжапов С.М.-Ж. исковые требования поддержал, просит обязать ответчиков устранить указанные недостатки в солидарном порядке. В ходе проверки установлено, что коммунальные услуги оказывались ненадлежащего качества, в подъезде дома отсутствует отопление. Ответчиками не представлено достоверных доказательств о том, что производились надлежащие замеры по надлежащему предоставлению услуг по холодному водоснабжению. Ответчики сами признали в части исковые требования, имело место быть незаконное бездействие по непринятию мер по надлежащему предоставлению коммунальных услуг. Считает, что доводы ответчиков о том, что они не должны производить капитальный ремонт, не основаны на законе.
Истец ФИО1 исковые требования поддержал. Пояснил, что после комиссионной проверки и замены насоса холодная вода течет, но напор нерегулярный, хотелось бы, чтобы он был постоянным. В настоящее время управляющая компания ООО «(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ)» выполняет часть работ, однако договор с жильцами дома не заключен.
Представитель ответчика директор МУП ЖКХ «Коммунальщик» ФИО2 не признал исковые требования в части бездействия по непринятию мер по надлежащему предоставлению коммунальных услуг; обеспечения бесперебойного холодного водоснабжения; установку батарей отопления, двойных входных дверей в подъездах дома, стоков для воды на крыше дома, поскольку данные работы являются капитальным ремонтом, выполнение данных услуг не входит в компетенцию МУП ЖКХ «Коммунальщик» и плата за них не взимается; благоустройство детской площадки также не входит в компетенцию МУП ЖКХ «Коммунальщик», поскольку входит в полномочия сельского поселения. Договор управления многоквартирным домом МУП ЖКХ «Коммунальщик» с жильцами не заключался, за ремонтные услуги их организация деньги с жителей не брала. До начала июля 2011 г. брали оплату только за техническое обслуживание до выбора управляющей компании на ремонт жильцы должны собирать деньги сами. В остальной части исковые требования, в том числе ремонт электрического этажного щитка, бетонного козырька над входом в подъезд, капитального ремонта сетей холодного водоснабжения признает, согласен произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по заявлениям граждан.
Представитель ответчика Администрации МО СП «Тарбагатайское» ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования признал частично. Требования о признании бездействия по непринятию мер по надлежащему предоставлению коммунальных услуг и обеспечения бесперебойного холодного водоснабжения не признает, ремонтные работы проводились, был заменен насос на более мощный. Установку батарей отопления, двойных входных дверей не признает, благоустройство детской площадки также не входит в компетенцию сельского поселения, поскольку она не стоит на его балансе. Установка стоков для воды относится к капитальному ремонту и не заложено в стоимость оплаты. В остальной части исковые требования признает.
Представитель третьего лица Администрации МО «Тарбагатайский район» ФИО4, действующий по доверенности, полагает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, по заявлениям ФИО1 прокуратурой Тарбагатайского района РБ 09.06.2011 г. с участием и.о. директора МУП ЖКХ «Коммунальщик» М., заместителя руководителя администрации МО «Тарбагатайский район» Л., специалиста отдела по строительству, ЖКХ и развитию инфраструктуры администрации МО «Тарбагатайский район» Б., заместителя главы МО СП «Тарбагатайское» ФИО3, жильцов указанного дома Р., К., М., И., ФИО1 проведена проверка порядка предоставления коммунальных услуг гражданам – жильцам дома №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ) по ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), с.Тарбагатай, Тарбагатайского района РБ, по результатам которой составлен акт со схемой с подписями указанных лиц, возражений по указанной проверке от них не поступало. Проверкой установлено, что указанный четырехэтажный 48 - квартирный дом 1975 г. постройки, в соответствии с перечнем имущества, находящегося в собственности МО «Тарбагатайский район», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 18.12.2008 г. №543, МО СП «Тарбагатайское» переданы в муниципальную собственность 4 квартиры в указанном доме: №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). В 2009 г. жильцами были приватизированы две из вышеуказанных квартир - №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ) и №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). В настоящее время в указанном доме осталось 2 квартиры, находящиеся в муниципальной собственности - №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). Остальные 46 квартир из 48 находятся в собственности жильцов. В ходе проверки прокуратуры района установлено, что в доме имеются внутридомовые инженерные системы – инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома, степень благоустройства многоквартирного дома позволяет предоставлять потребителям коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение в полном объеме, имеются присоединенные сети в удовлетворительном состоянии, нарушений либо деформации сетей внутридомовых сетей не выявлено. Проверкой установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом, общего собрания собственников помещений не проводилось в связи с неявкой на собрание больше половины жильцов, решение общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом отсутствует. В многоквартирном доме по ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ) с.Тарбагатай Тарбагатайского района РБ, при проведении проверки отсутствовало холодное водоснабжение. При включении кранов с холодной водой, присоединенных к внутридомовым инженерным системам установлено, что холодное водоснабжение отсутствовало. Проверка проводилась с 1 по 4 этаж, обследовались квартиры выборочно:№№ (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). Опрошенные жильцы дома Р., К., И., М. показали, что бесперебойное горячее водоснабжение отсутствует на период окончания отопительного сезона до начала отопительного сезона, то есть в период времени с 15 мая 2011 г. до 15 сентября 2011 г., поскольку на территории района отсутствуют водопроводные сети с горячим водоснабжением, проведенные от ресурсоснабжающей организации до жилых помещений потребителей. Жильцы пользуются горячей водой из труб, поставляющей тепловую энергию, то есть из батарей отопления. Холодное водоснабжение отсутствовало с апреля до начала июля 2011 г. во всем доме. Опрошенные жильцы дома показали, что в сутки холодная вода может отсутствовать подряд свыше 20 часов, несколько дней подряд. В доме отсутствует бесперебойное круглосуточное водоснабжение, выявлен факт превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды, факт нарушения режима обеспечения населения коммунальными услугами. После чего, проверяющими лицами было проведено повторное обследование указанного дома спустя 4 часа после проведения первой проверки. Установлено, что на 4 этаже при включении крана, обеспечивающим холодное водоснабжение, холодная вода течет «тонкой струйкой», выявлено отклонение давления в системе холодного водоснабжения. В ходе проверки участвующими и присутствующими лицами обследованы скважины К-2, К-10, К-11, К-12, подвальное помещение указанного дома, в которых на водопроводные сети с холодным водоснабжением были установлены манометры с целью определения давления в системе холодного водоснабжения. Установлено, что в точке разбора в многоквартирном доме давление в системе холодного водоснабжения менее 0,3 кгс/кВ.с (0,03 МПа), что является менее установленной нормы. В ходе проверки устанавливались причины отсутствия давления в системе холодного водоснабжения. Опрошенный и.о. директора МУП ЖКХ «Коммунальщик» (мастер котельных) М. показал, что причина недостаточного давления в трубопроводе с холодной водой в потерях холодной воды на участке между К-2 и К-10 протяженностью 104 метра, ввиду изношенности трубопроводов на данном участке и утечки воды из труб. Трубопроводы с холодной водой заложены на глубине 4 метра, толщиной 108 мм. Указанная система холодного водоснабжения не менялась со времени постройки жилого дома, то есть с 1975 г. В апреле 2011 г. МУП ЖКХ «Коммунальщик» проводились ремонтные работы на данном участке по заделке труб цементом, в качестве временной меры. В ходе проведения работ обнаружены места разрушения стыков соединения труб, значительная коррозия трубопроводов, образование трещин, свищей, сквозь которые утекает вода.
В материалах дела имеется соответствующее объяснение М. от 09.06.11 г., согласно которому к дому подключены 2 трубопровода, «летний водопровод», которым пользуются жильцы дома для поливки своих огородов. Данные врезки сделаны давно, с начала эксплуатации дома, с 1975 г., они санкционированные, то есть с разрешения сельского поселения. Жильцы платят за воду, которой пользуются в огороде. В подвале дома расположен общий счетчик, который показывает расход воды за летний водопровод, и жильцы платят по данному счетчику.
Из объяснения Б. следует, что причина отсутствия холодной воды в доме – изношенный участок трубопровода протяженностью 104 м.
Согласно объяснению специалиста Администрации МО СП «Тарбагатайское» Ш., в указанном доме в муниципальной собственности находятся 2 квартиры – №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ) и (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). Прежним главой МО СП «Тарбагатайское» Ф. и представителями администрации МО «Тарбагатайский район» 15.04.2008 г. проводилось собрание жильцов – собственников дома по вопросу выбора способа управления многоквартирным жилым домом, о софинансировании собственниками жилых помещений многоквартирного дома капитального ремонта и выбора представителей жилищной комиссии. На собрании присутствовало 28 человек. По итогам собрания решено выбрать способ управления многоквартирным домом через управляющую компанию, которой был выбран МУП ЖКХ «Коммунальщик», которая, как позже выяснилась, не может быть управляющей компанией, так как является поставщиком коммунальных услуг. Данное решение не было правомочным. После чего, в мае 2010 г. она снова собирала жильцов – собственников дома для общего собрания по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом. На собрании присутствовало всего 9 человек – собственников квартир, оно признано несостоявшимся.
Из объяснения ФИО1 следует, что на момент проверки холодная и горячая вода не поступали, были установлены манометры на трубу с холодным водоснабжением в подвале дома, на колодец с холодной водой ТК-10 и в глубинной скважине, колодец №2. Считает, что причина отсутствия холодной воды – изношенный участок трубопровода протяженностью 104 метра, диаметр трубы 108 мм.
Согласно объяснению М., жильца указанного дома, почти все собственники около 5 лет назад, на собственные средства меняли трубы, стояки внутри дома, МУП ЖКХ «Коммунальщик» 2 года назад меняли трубы и стояки, обеспечивающие тепловой энергией дом, батареи жильцы устанавливали сами.
Из объяснения жильца дома Р. следует, что с апреля 2011 г. отсутствовало холодное водоснабжение во всем доме. В сутки холодная вода может отсутствовать подряд 20 часов, отсутствует бесперебойное холодное водоснабжение в течение года. Давление в системе холодного водоснабжения очень низкое, коммунальные услуги предоставляются ненадлежащего качества.
Аналогичные объяснения имеются и от жильцов дома К., И.
В соответствии с приложением №1 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 18.12.2008 г. №543, МУП ЖКХ «Коммунальщик» передано в собственность МО СП «Тарбагатайское».
Договором №1 от 21.08.2009 г. МО СП «Тарбагатайское» как собственник имущества закрепило за МУП ЖКХ «Коммунальщик» на праве хозяйственного ведения недвижимое имущества в виде канализационных и тепловых сетей по ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), с.Тарбагатай.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание представителями ответчиков ФИО2, ФИО3 исковых требований в части выполнения ремонтных работ в срок до 15.09.2011 г. по адресу: с.Тарбагатай, ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), включающий ремонт на лестничной площадке второго этажа третьего подъезда электрического этажного щитка, бетонного козырька над входом в третий подъезд, произведения перерасчета оплаты коммунальных услуг с жильцами дома по адресу: с.Тарбагатай, ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), в соответствии с фактически предоставленными услугами за период предоставления услуг с января по июнь 2011 г. включительно и в срок до 01.11.2011 г. проведения капитального ремонта сетей холодного водоснабжения на территории с.Тарбагатай на участке между К-2 и К-10 протяженностью 104 м., в связи с чем данные исковые требования подлежат удовлетворению, с возложением проведения перерасчета оплаты коммунальных услуг на МУП ЖКХ «Коммунальщик» как поставщика коммунальных услуг.
Муниципальное образование как собственник имущества за невыполнение перед предприятием своих обязательств, в том числе за просрочку перечислений денежных средств на счет муниципального унитарного предприятия, должно отвечать по обязательствам своего предприятия, либо, в тех случаях, когда вина обоюдная, должна наступать солидарная ответственность (п. 3 ст. 56, ст. 322 ГК РФ).
В соответствии с п.9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. N307, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Суд находит подлежащими исковые требования в части признания бездействия ответчиков по непринятию мер по надлежащему предоставлению коммунальных услуг и обеспечения бесперебойного холодного водоснабжения, поскольку, согласно материалам дела, данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки, выполнение данных мероприятий зависит от проведения капитального ремонта сетей холодного водоснабжения на территории с.Тарбагатай на участке между К-2 и К-10 протяженностью 104 м. Как следует из пояснений истца ФИО1 при рассмотрении дела, после комиссионной проверки и замены насоса холодная вода течет, но напор нерегулярный. Ответчиками не представлено доказательств надлежащего предоставления коммунальных услуг, в том числе в объемах, необходимых потребителям.
В части исковых требований об обязании проведения ремонта дома в срок до отопительного сезона, то есть до 15.09.2011 г. по адресу: с.Тарбагатай, ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), включающий установку батарей отопления; двойных входных дверей в подъездах дома; установку стоков для воды на крыше дома, суд находит не подлежащими удовлетворению данных исковых требований к Администрации МО СП «Тарбагатайское», МУП ЖКХ «Коммунальщик» по следующим основаниям.
В соответствии со ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Согласно ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
Из указанной нормы закона следует, что ремонтные работы в виде установки батарей отопления; двойных входных дверей в подъездах дома, стоков для воды на крыше дома не относятся к коммунальным услугам, ссылки на договоры по оказанию коммунальных услуг в данном случае не применимы.
На основании ч.10 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Частью 7 ст.156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Статья 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" дает понятие капитального ремонта многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Часть 3 статьи 15 указанного ФЗ предусматривает, что к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов;
6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундаментов многоквартирных домов, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с изложенным, суд соглашается с отзывом на исковое заявление МУП ЖКХ «Коммунальщик» о том, что установка батарей отопления, благоустройство детской площадки, установка стоков для воды на крыше дома относится к капитальному ремонту. В соответствии с приложением №3 к Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006г. N75), данные работы относятся к дополнительным работам по ремонту общего имущества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. N491)
(с изменениями от 6 мая 2011 г.) устанавливают, что текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п.18). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п.20).
На основании ст.ст. 44, 45 Жилищного Кодекса РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание созывается по инициативе собственников помещений с приглашением представителей управляющей организации.
Состав общего имущества разъяснен в ст. 36 Жилищного кодекса РФ и определен в договоре управления многоквартирным домом, в частности подъезд дома относится к общему имуществу дома.
Собственники помещений на общем собрании, с учетом предложений обслуживающей организации, принимают решение о необходимости проведения первоочередных работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также о порядке финансирования указанных работ.
В пределах средств от платежей населения, поступающих по статье «ремонт жилья» осуществляется текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе и подъезда дома.
Как установлено при рассмотрении дела, жильцами дома по ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ) с.Тарбагатай, с МУП ЖКХ «Коммунальщик» договор управления многоквартирным домом, в котором бы указывался перечень проводимых работ, не заключался, общие собрания собственников жилых помещений по вопросу о проведении ремонтных работ по установке батарей отопления, двойных входных дверей в подъездах дома, стоков для воды на крыше дома, благоустройства детской площадки, не проводилось, указанных решений общих собраний не представлено. Указанный перечень работ не отражен в уставе МУП ЖКХ «Коммунальщик» и в справке директора МУП ЖКХ «Коммунальщик» ФИО2, в судебном заседании пояснившего, что выполнение данных услуг не входит в компетенцию МУП ЖКХ «Коммунальщик» и плата за них не взимается, поскольку они являются работами по капитальному ремонту. Выполнение ремонтных работ не отражено и в карточке квартиросъемщиков (лицевые счета) жильцов дома по ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ) с.Тарбагатай, в том числе и в графе «обслуживание жилья».
Согласно п.2.4 Устава, МУП ЖКХ «Коммунальщик» не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.
Стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих об обязанности МУП ЖКХ «Коммунальщик» проведения ремонтных работ по установке батарей отопления, двойных входных дверей в подъездах дома, стоков для воды на крыше дома, благоустройство детской площадки, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в этой части.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в соответствии с перечнем имущества, находящегося в собственности МО «Тарбагатайский район», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 18.12.2008 г. №543, МО СП «Тарбагатайское» переданы в муниципальную собственность 4 квартиры в указанном доме: №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). В 2009 г. жильцами были приватизированы две из вышеуказанных квартир - №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ) и №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ). В настоящее время в указанном доме осталось 2 квартиры, находящиеся в муниципальной собственности - №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ).
В соответствии со ст.16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
С учетом вышеизложенного, а также положений ст.16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I ч.1 ст.158 ЖК РФ, ответчик Администрация МО СП «Тарбагатайское» несет расходы на содержание общего имущества, в том числе ремонт жилого помещения, соразмерно площадям 4 квартир в указанном доме: №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), наравне с другими собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (за исключением собственников квартир №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ) и №(ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), до исполнения законных обязательств МО СП «Тарбагатайское» по капитальному ремонту, долг по производству последующих ремонтов подлежит возложению на граждан, приватизировавших жилые помещения). Вместе с тем, исковые требования об обязании проведения указанных ремонтных работ заявлены полностью на ответчиков, без учета других собственников жилых помещений, доли соразмерно площадям квартир стороной истца не определены, проведение ремонтных работ и их стоимость пропорционально указанным долям в исковых требованиях не заявлялось, в связи с чем исковые требования в этой части о возложении в полном объеме проведения ремонтных работ на Администрацию МО СП «Тарбагатайское» суд не находит подлежащими удовлетворению, поскольку в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования к Администрацию МО СП «Тарбагатайское» по благоустройству детской площадки, поскольку согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (п.12), организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п.19). Доводы представителя ответчика об отсутствии детской площадки на балансе сельского поселения в данном случае не могут быть применимы, поскольку она располагается на территории сельского поселения. Договор управления многоквартирным домом собственниками помещений указанного жилого дома не составлялся, соответственно, состав общего имущества, в который бы входила территория детской площадки, не определен. Поскольку данные требования напрямую не взаимосвязаны с началом отопительного сезона, суд считает возможным определить разумный срок по благоустройству детской площадки, прилегающей к жилому дому по ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), с.Тарбагатай до 01 ноября 2011 г.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются органы местного самоуправления, являющимися истцами или ответчиками.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия ответчиков МУП ЖКХ «Коммунальщик», Администрацию МО СП «Тарбагатайское» по непринятию мер по надлежащему предоставлению коммунальных услуг гражданам.
Обязать МУП ЖКХ «Коммунальщик», Администрацию МО СП «Тарбагатайское» в солидарном порядке обеспечить бесперебойное холодное водоснабжение жильцам дома по адресу: Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с.Тарбагатай, ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ).
Обязать МУП ЖКХ «Коммунальщик», Администрацию МО СП «Тарбагатайское» в солидарном порядке произвести ремонт дома в срок до 15.09.2011 г. по адресу: Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с.Тарбагатай, ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), включающий ремонт на лестничной площадке второго этажа третьего подъезда электрического этажного щитка, бетонного козырька над входом в третий подъезд.
Обязать Администрацию МО СП «Тарбагатайское» в срок до 01 ноября 2011 г. провести мероприятия по благоустройству детской площадки, прилегающей к жилому дому по ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), с.Тарбагатай.
Обязать МУП ЖКХ «Коммунальщик» произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг с жильцами дома по адресу: Тарбагатайский район РБ, с.Тарбагатай, ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), в соответствии с фактически предоставленными услугами за период предоставления услуг с января по июнь 2011 г. включительно.
Обязать МУП ЖКХ «Коммунальщик», Администрацию МО СП «Тарбагатайское» в солидарном порядке в срок до 01 ноября 2011 г. произвести капитальный ремонт сетей холодного водоснабжения на территории с.Тарбагатай на участке между К-2 и К-10 протяженностью 104 м.
В исковых требованиях об обязании МУП ЖКХ «Коммунальщик», Администрации МО СП «Тарбагатайское» в солидарном порядке в срок до 15.09.2011 г. произвести ремонт дома по адресу: с.Тарбагатай, ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), включающий установку батарей отопления; двойных входных дверей в подъездах дома, установку стоков для воды на крыше дома, отказать.
В исковых требованиях об обязании МУП ЖКХ «Коммунальщик», в срок до 15.09.2011 г. произвести мероприятия по благоустройству детской площадки, прилегающей к жилому дому по ул. (ДАННЫЕ ИСКЛЮЧЕНЫ), с.Тарбагатай, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.09.2011 г.
Федеральный судья Чупошев Е.Н.