ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1680/2012 от 20.04.2012 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

     К делу №

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Краснодара в составе:

 председательствующего: Арестова Н.А.,

 при секретаре:      Дохоян Р.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Абаева А.А. о признании незаконными действий Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни,

 УСТАНОВИЛ:

 Абаев А.А. обратился в суд с заявлением и просит признать действия Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни по корректировке таможенной стоимости седельного тягача <данные изъяты> года выпуска, оформленного по ДТ № незаконными.

 В обосновании заявления заявитель пояснил, что по договору купли-продажи №, заключённому с фирмой Хергер & Хергер, он приобрёл седельный тягач <данные изъяты> года выпуска. Ввезённый на территорию РФ тягач был предъявлен к таможенному оформлению на Южный акцизный таможенный пост по декларации №. Таможенные платежи в отношении транспортного средства рассчитывались исходя из таможенной стоимости, заявленной при декларировании. Таможенная стоимость седельного тягача определена декларантом на основе цены, фактически уплаченной контрагенту за переданное в собственность транспортное средство, а именно: <данные изъяты> что по курсу ЦБ на день подачи декларации составляет <данные изъяты> рублей, а также фактически внесённых расходов в размере <данные изъяты> рублей на перевозку до территории Таможенного Союза. В целях подтверждения достоверности и полноты структуры заявленной таможенной стоимости заявитель представил копии следующих документов: договор (купчая), счет, технический паспорт транспортного средства, договор обслуживания. В ходе документального контроля таможенный орган установил расхождение заявленной стоимости с уровнем цен на однородные транспортные средства, и по этой причине усомнился в достоверности покупной цены товара. Величина транспортных расходов была принята. Указанное отличие стоимости сделки от ценовой информации было принято таможенным органом как признак недостоверности сведений о цене сделки, либо о её зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, что явилось основанием для проверочных мероприятий. По результатам анализа документов и сведений таможенный орган решение о корректировке таможенной стоимости, к уплате дополнительно таможенные пошлины, налоги в сумме <данные изъяты> рублей. Считает, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости транспортного средства и начислению дополнительных пошлин, налогов являются незаконными. Коммерческие документы, относящиеся в покупке Абаевым А.А. седельного тягача, свидетельствуют о необходимости использования метода таможенной оценки - на основе реально уплаченной цены. Однако таможенный орган перешел к резервному методу, не проверив возможность применения иных методов таможенной оценки. Таможенный орган проигнорировал представленные документы и предпочел конкретным сведениям выборочную ценовую информацию на схожие товары, приняв за основу исчисления таможенных платежей абстрактные величины. Считает, что действия Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенного седельного тягача и последующее доначисление сумм таможенных пошлин, налогов не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Абаева А.А.

 В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Балдин В.В. доводы, изложенные в заявлении поддержал и также пояснил, что представленные таможенным органом экспертные декларации не могут быть приняты судом в качестве доказательств по делу, ввиду их несоответствия требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом РФ. Согласно положениям ч. 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства предоставляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Представленные копии экспортных деклараций не отвечают требованиям аутентичности. Оригиналы документов отсутствуют, следовательно, доводы, основанные на ненадлежащих документах следует считать несостоятельными и бездоказательными. Просит удовлетворить заявленные требования и признать действия Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни по корректировке таможенной стоимости седельного тягача <данные изъяты> года выпуска, оформленного по ДТ №.

 Представитель заинтересованного лица Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни по доверенности Ряховская М.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что заявителем был ввезен на таможенную территорию таможенного союза товар - седельный тягач <данные изъяты> года выпуска. По результатам проверки представленных декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости документов и сведений Южным акцизным таможенным постом были выявлены основания для проведения дополнительной проверки в порядке, предусмотренном ст.69 Таможенного кодекса Таможенного союза и разделом III Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с этими, на основании п.п.13, 16 Порядка декларанту было выдано решение о проведении дополнительной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному решению заявителю в целях реализации права доказать обоснованность избранного метода и правильность определения таможенной стоимости декларанту надлежало представить в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, заявленной в вышеуказанной декларации товаров, а именно: - экспортная декларация страны вывоза товаров, заверенная ТПП страны отправления и нотариально заверенный ее перевод на русский язык; независимые прайс-листы продавца; прайс-листы производителя; банковские платежные документы по оплате товара; договор на перевозку товара, а также банковские и иные платежные документы, подтверждающие транспортные расходы. В ответ на решение о проведении дополнительной проверки ДД.ММ.ГГГГ декларантом не был предоставлен перечень запрошенных документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара, без какого-либо мотивированного пояснения в отношении невозможности предоставления таможенному органу соответствующих доказательств. Также пояснила, что согласно заявлению о не предоставлении дополнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ, представителем заявителя по договору б/н от ДД.ММ.ГГГГ П.  было в письменном виде выражено волеизъявление Абаева А.А. о согласии на окончательную корректировку по ДТ №. Таким образом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что противоречит п. 3 ст. 2 Соглашения. При проведении оценки достоверности и сравнительного анализа заявленного уровня таможенной стоимости рассматриваемого товара, таможенным органом установлено, что имеются значительные отличия от стоимости идентичных товаров, указанной в независимом открытом источнике (крупный электронный аукцион MOBILE.DE - www.mobile.de). Считает, что действия таможенного органа были законными и обоснованными, и оснований для удовлетворения заявления не имеется. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

 Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 Как установлено в судебном заседании, между автосалоном Хергер & Хергер и Абаевым А.А. был заключен договор купли-продажи/счет № на оплату подержанного автомобиля седельного тягача <данные изъяты> года выпуска стоимостью <данные изъяты>

 Ввезённый на территорию РФ тягач был предъявлен к таможенному оформлению на "Южный акцизный таможенный пост по декларации №. Таможенные платежи в отношении транспортного средства рассчитывались исходя из таможенной стоимости, заявленной при декларировании.

 На день подачи декларации стоимость тягача в рублях по курсу ЦБ составила <данные изъяты> рублей.

 Согласно ст. 111 Таможенного кодекса РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

 Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

 При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

 В ходе проверки декларации на товары № обнаружено, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными, а также не подтверждены должным образом.

 По результатам проведенной проверки Южным акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении дополнительной проверки. В решении указано, что в представленном к таможенному оформлению комплекте документов отсутствуют: 1) экспортная декларация страны отправления, прайс-лист продавца товара, прайс-лист производителя товара заверенные в установленном порядке; 2) отсутствуют банковские платежные документы по оплате за товар; 3) отсутствуют договор на перевозку товара, а также отсутствуют банковские и иные платежные документы, подтверждающие транспортные расходы.

 Также в решении указано, что по результатам проверки установлено, что заявленная таможенная стоимость рассматриваемого товара и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на документально подтвержденной, количественно определяемой и достоверной информации, что противоречит п. 3 ст. 2 Соглашения и п. 4 ст. 65 Таможенного кодекса РФ.

 Заявителю был дан срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара, заявленной в декларации №.

 Согласно п. 11 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010г. № 376 (ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, могут, в частности являться: более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей; более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов.

 Пункт 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010г. № 376 (ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» указывает, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);

 Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств - членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.

 При проведении оценки достоверности и сравнительного анализа заявленного уровня таможенной стоимости рассматриваемого товара, таможенным органом установлено, что имеются значительные отличия от стоимости идентичных товаров, указанной в независимом открытом источнике (крупный электронный аукцион MOBILE.DE - www.mobile.de).

 Таможенный орган определил, что таможенную стоимость товаров по декларации на товары № возможно определить только в соответствии со ст. 10 Соглашения и п. 1 ст. 68 ТК ТС на основе цен идентичных седельных тягачей согласно ценовой информации электронного аукциона MOBILE.DE.

 Согласно сведениям электронного аукциона MOBILE.DE. стоимость аналогичного товара составляет 41500 евро.

 В решении от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении дополнительной проверки» таможенный орган предоставил в срок до ДД.ММ.ГГГГ заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в размере, исходя из следующего уровня стоимости: товар стоимостью <данные изъяты> - транспортировка согласно предоставленному письму б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Итого: <данные изъяты> руб.

 В соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», «идентичные товары» - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации.

 Заинтересованное лицо Южный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни законно и обоснованно воспользовался информацией о стоимости идентичных товаров, предоставленной сетью Интернет.

 В Приложении № 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010г. № 376 (ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» указан перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, в том числе указаны прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение, а также сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товаров в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправителя (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод.

 Представитель заинтересованного лица предоставил в качестве образца декларации на товары, где в графе «отправитель/экспортер» указана страна Германия, что свидетельствует о том, что экспортная таможенная декларация страны отправителя Германия предусмотрена.

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника «Южный акцизный таможенный пост» направлено заявление о не предоставлении дополнительных документов, где сообщено, что заявитель не имеет возможности предоставить следующие документы: копии документов независимых публичных источников информации, содержащих сведения о ценах, однородных товаров или того же класса; экспортную декларацию страны оправления; прайс-лист продавца; тех. описание базовой модели оборудования. В связи с чем согласен на окончательную корректировку таможенной стоимости по ДТ №.

 В материалах дела имеется договор поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <данные изъяты> и Абаевым А.А., по которому таможенный представитель принял на себя обязанности от имени Абаева А.А. и за его счет совершать таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела.

 Судом установлено, что корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей была произведена представителем Абаева А.А. самостоятельно.

 Таким образом, не предоставив необходимые документы и самостоятельно произведя корректировку таможенной стоимости товара и не указав причины, по которым предоставление документов является невозможным, Абаев А.А. и его представитель тем самым косвенно согласились в тем, что стоимость товара, указанная в декларации, не соответствует реальной стоимости.

 Пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» разъясняет следующее: поскольку в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.

 Отказ декларанта от предоставления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара.

 В ходе судебного разбирательства объективных препятствий послуживших основанием для не предоставления Абаева А.А. объяснений и документов, обосновывающих заявленную таможенную стоимость товара - седельного тягача <данные изъяты> года выпуска, оформленного по ДТ № судом установлено не было.

 Таким образом, своими действиями Абаев А.А. отказался выполнить требования таможенного органа и не предоставил документы, указанные в решении от ДД.ММ.ГГГГ

 Суд считает, что у Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни имелись все основания для проведения дополнительной проверки, а решение от ДД.ММ.ГГГГ вынесено обоснованно и в рамках действующего Таможенного законодательства. В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления Абаева А.А. о признании незаконными действий Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни по корректировке таможенной стоимости седельного тягача <данные изъяты> года выпуска - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд в течение месяца.

 Председательствующий:

 Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ

 Председательствующий: