Дело № 2-74/2016РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Н. Усмань 17 марта 2016 года
Новоусманский районный суд Воронежской области в составе председательствующего Сорокина Д.А.,
при секретаре: Власовой С.В.,
с участием представителя истца ГК «Российские автомобильные дороги» по доверенности ФИО2,
представителя ответчицы ФИО3 по доверенности ФИО5,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ГК «Российские автомобильные дороги» к ФИО3 о принудительном изъятии земельного участка для нужд Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ГК «Российские автомобильные дороги» обратилось в Новоусманский районный суд Воронежской области с иском к ФИО3 с требованиями (с учетом уточнений) об изъятии у ФИО3 для нужд Российской Федерации земельного участка с возмещением рыночной стоимости земельного участка и стоимости убытков, причиняемых изъятием земельного участка для государственных нужд.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках реализации Программы деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период ДД.ММ.ГГГГ годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2146-р осуществляется комплексное обустройство автомобильной дороги в рамках проекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги <данные изъяты>, V этап.
В целях установления границ земельных участков для обеспечения комплексного обустройства линейного объекта - участка автодороги <данные изъяты> - во исполнение принятого Федеральным дорожным агентством решения (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 778-р) ФИО7 и ФИО8 разработана документация по планировке территории, утвержденная распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ № 2197-р.
Согласно проекту межевания территории, являющемуся составной частью документации по планировке территории, выделу из первоначального земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № принадлежащего на праве собственности ФИО9 подлежал под постоянный отвод без учета погрешности участок площадью <данные изъяты> кв. м. Впоследствии этот земельный участок с кадастровым номером №ФИО10 был реализован ФИО3.
Ответчик ФИО3 произвела раздел земельного участка с кадастровым номером №, в результате чего был образован земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> м. с присвоением адреса: <адрес>, западная часть кадастрового квартала №. Ответчик зарегистрировала свое право собственности на данный земельный участок, что подтверждается копиями кадастрового паспорта и Выписки из ЕГРП.
В соответствии с п. 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № №, к компетенции Росавтодора относится принятие решений об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ № 549-р от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии вышеуказанного земельного участка, принадлежащего ФИО3, для нужд Российской Федерации.
Ответчик ФИО3 была надлежащим образом уведомлена о принятом решении об изъятии земельного участка, кроме того, в ее адрес направлялось письмо с просьбой о предоставлении документов для заключения соглашения об изъятии, которое было оставлено без внимания.
Для оценки стоимости земельного участка была проведена независимая оценка, согласно которой рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м составляет <данные изъяты> рублей, размер убытков составляет <данные изъяты> рублей.
Проект соглашения об изъятии для государственных нужд земельного участка с отчетом об оценке был направлен Ответчику ФИО3 письмом № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с отметкой ФГУП «Почта России» на возвращенном конверте у данного письма истек срок хранения ДД.ММ.ГГГГ
В связи с истечением девяностодневного срока со дня истечения срока хранения письма, содержащего проект соглашения об изъятии, и как следствие, отсутствием подписанного со стороны ответчика ФИО3 соглашения об изъятии земельного участка для федеральных нужд, действующая в силу закона от лица Российской Федерации Государственная компания «Российские автомобильные дороги» вынуждена реализовать своё право на принудительное изъятие земельных участков в судебном порядке, для чего обратилась с иском в суд.
В судебном заседании представитель истца ГК «Российские автомобильные дороги» по доверенности ФИО2, поддержал требования по указанным в иске обстоятельствам, уточнив требования в части суммы возмещения рыночной стоимости земельного участка и стоимости убытков, согласно выводам проведенной судебной экспертизы.
Ответчица ФИО3 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещалась надлежащим образом, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчицы по доверенности ФИО5 в судебном заседании при решении вопроса об удовлетворении уточненных исковых требований полагался на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ «О Государственной компании «ФИО1 автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 145-ФЗ) некоммерческая организация Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по доверительному управлению, организации строительства и реконструкции переданных ей автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности.
Земельные участки в границах полос отвода таких автомобильных дорог предоставляются Государственной компании в аренду сроком на 49 лет федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), а при необходимости - изымаются для федеральных нужд во исполнение принятых этим же органом решений в соответствии со статьями 36, 37 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ, п.п. 5.4(10), 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г.
№ 374.
Пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает определение полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно вышеуказанной норме Закона полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Федерального закона № 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации - Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 41, частями 1, 9 статьи 42, частями 1, 5.1 статьи 43, частями 2, 12 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), пунктами 6, 13, 25, 27, 28 Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса России от 06 июля 2012 г. № 199, (далее - Порядок) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Документация по планировке территории служит исходными данными для проектирования автомобильной дороги общего пользования федерального значения, принятия решений о резервировании земель для ее строительства, изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в целях установления границ застроенных и незастроенных земельных участков, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильной дороги, и может осуществляться в составе проектов планировки территории или в виде отдельного документа.
Проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов федерального значения.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В соответствии с частью 1 статьи 56.3 Земельного Кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Пунктом 8 Порядка, пунктом 5.4.1(2) Положения о Росавтодоре установлено, что решение о подготовке документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения Государственной компании, принимается Федеральным дорожным агентством путем издания соответствующего распорядительного акта на основании письменного заявления Государственной компании «Автодор».
Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку полученной от Государственной компании «Российские автомобильные дороги» подготовленной документации по планировки территории (вместе с проектом межевания территории) и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и направлении ее на доработку (пункты 34, 35 Порядка, пункт 5.4(2) Положения о Росавтодоре).
Частью 2 статьи 37 Федерального закона № 145-ФЗ установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. А именно:
1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2133-р «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», распоряжения Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № 249-р с ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога общего пользования федерального значения <данные изъяты> передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор» (передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 2146-р, определено проведение за плановый период комплекса работ по строительству и реконструкции, а также по проектированию, подготовке территории для организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги общего пользования федерального значения <данные изъяты>
Одним из мероприятий по реализации Программы деятельности является комплексное обустройство автомобильной дороги в рамках проекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги <данные изъяты>.
В целях установления границ земельных участков для обеспечения комплексного обустройства линейного объекта - участка автодороги <данные изъяты> - во исполнение принятого Федеральным дорожным агентством решения (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 778-р) ФИО11 и ФИО12 разработана документация по планировке территории, утвержденная распоряжением Росавтодора от 18 декабря 2013 г. № 2197-р. Указанные документы были представлены суду истцом, имеются в материалах дела (л.д. 14, 15-38), в связи с чем суд посчитал вышеуказанные обстоятельства установленными.
В соответствии с имеющимся в материалах дела проектом межевания территории, выделу из первоначального земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № подлежал под постоянный отвод без учета погрешности участок площадью 4 457 кв. м. (л.д. 38), в связи с чес суд посчитал данное обстоятельство установленным.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО3, что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 39-41), в настоящее время земельный участок числится под кадастровым номером № и имеет площадь <данные изъяты> кв. м., располагается по адресу: <адрес>, западная часть кадастрового квартала №. Данное обстоятельство также подтверждено выпиской из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-43), в связи с чем суд посчитал его установленным.
В соответствии с ч. 3 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Как указано в пункте 1 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374, к компетенции Росавтодора относится принятие решений об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
Согласно распоряжению Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ № 549-р от 01.04.2015 г. принято решение об изъятии вышеуказанного земельного участка, принадлежащего ФИО3, для нужд Российской Федерации с приложением - перечнем земельных участком, подлежащих изъятию путем выкупа для нужд Российской Федерации (л.д. 44-45, 46).
В соответствии с требованиями статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с частями 2, 7 статьи 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.
Как усматривается из материалов дела, ответчик ФИО3 была надлежащим образом уведомлена о принятом решении об изъятии земельного участка, что подтверждается возвращенным конвертом с отметкой ФГУП «Почта России» об истечении срока хранения с уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ и письмом № от этой же даты с просьбой о предоставлении документов для заключения соглашения об изъятии (л.д. 47, 48-49, 50-51, 52-533, 54-55) а также соглашением об изъятии недвижимости (л.д. 56-62), в котором подпись ФИО4 отсутствует.
Статья 282 ГК РФ устанавливает, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Исковое заявление истцом было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ г., то есть по истечении вышеуказанного срока со дня получения ФИО3 проекта соглашения об изъятии (л.д. 2).
Таким образом, на основании вышеприведенных норм и с учетом отсутствия согласия ответчика ФИО3 на изъятие принадлежащего ей на праве собственности земельного участка для государственных нужд Российской Федерации, подтвержденного документально, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных ГК «Российские автомобильные дороги» требований об изъятии земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, западная часть кадастрового квартала № и посчитал данные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, западная часть кадастрового квартала № судом была назначена судебная экспертиза, согласно выводам которой рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка составляет <данные изъяты> рублей, размер убытков составляет <данные изъяты> рублей (л.д.158-172). Указанные суммы сторонами в судебном заседании не оспаривались, в связи с чем суд посчитал выводы эксперта обоснованными, и посчитал возможным принять сумму в размере <данные изъяты> рублей за рыночную стоимость спорного земельного участка и убытки, подлежащие возмещению ФИО3 в размере <данные изъяты> рублей, признать обоснованными соответственно.
Поскольку суд пришел к выводу об обоснованности требований истца, с учетом вышеизложенных обстоятельств заявленные уточненные исковые требования по мнению суда подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь: ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Изъять у ФИО3 для нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, западная часть кадастрового квартала №, с возмещением ФИО3 рыночной стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> и стоимости убытков, причиняемых изъятием земельного участка для государственных нужд, в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца.
Судья: