Дело №2-1680/22
16RS0046-01-2022-001291-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022 года
Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи - Зыбуновой Е.В.,
при секретаре - Кадучевой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО24 к Республиканскому фонду поддержки лиц пострадавших от действий недобросовестных застройщиков о понуждении включить в реестр пострадавших граждан требования о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Республиканскому фонду поддержки лиц пострадавших от действий недобросовестных застройщиков о понуждении включить в реестр пострадавших граждан требования о предоставлении жилого помещения. В обосновании иска указано, что 21.01.2014 года между ООО «Маг-Строй», действующим от имени и в интересах ООО Фирма «Свей» на основании агентского договора ... от 31.03.2012 года, именуемым по тексту договора «Застройщик» и ФИО7, именуемой по тексту договора «Участник долевого строительства» был заключен Договор .../СЗ «Участия в долевом строительстве», согласно положениям которого «Застройщик» по завершению строительства объекта обязался передать в собственность «Участника долевого строительства», целый ряд объектов недвижимого имущества, в том числе и двухкомнатную квартиру № ... общей проектной площадью 73,95 м2, на 14 этаже в 7-ом подъезде 18-этажном 9-секционном жилом доме № (строительный) ....
Заключенный сторонами договор подпадает под предмет правового регулирования, определенный ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 18 июля, 16 октября 2006г., 23 июля 2008г., 17 июля 2009г., 17 июня 2010г., 28, 30 ноября 2011г., 10 июля, 30 декабря 2012г., 23 июля, 28 декабря 2013г., 23 июня, 21 июля 2014г., 13 июля 2015г.: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства».
Заключенный сторонами договор .../СЗ от 21.01.2014 года был подвержен процедуре государственной регистрации в Управлении Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по РТ, о чем года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним совершена соответствующая регистрационная запись.
30.01.2015 года между ФИО7 и ОАО «Промсвязьмонтаж» был заключен договор уступки права требования ... в соответствии с положениями которого, право требования предоставления строящейся двухкомнатной квартиры ... общей проектной площадью 73,95 кв.м., на 14 этаже в 7-ом подъезде 18-этажном 9-секционном жилом доме № (строительный) ... перешло к новому участнику долевого строительства.
Указанный договор ... уступки права требования от 30.01.2015 года также, как и первоначальный договор, был подвержен процедуре государственной регистрации в Управлении Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по РТ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним совершена соответствующая регистрационная запись.
03.10.2019 года между ОАО «Промсвязьмонтаж» и ФИО1 ФИО23 был заключен Договора уступки права требования ... в соответствии с п. 1.1. которого: «Цедент уступает, а Цессионарий принимает на себя право требования по Договору .../СЗ долевого участия в строительстве от 21.01.2014 года, заключенного между Цедентом и ООО фирма «Свей», являющейся стороной, передающей Цессионарию двухкомнатную квартиру ... общей проектной площадью 73,95 кв.м., на 14 этаже в 7- ом подъезде 18-этажном 9-секционном жилом, доме № (строительный) ......».
Указанный договор ... уступки права требования от 03.10.2019 года был подвержен процедуре государственной регистрации в Управлении Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по РТ.
Иными словами, сторонами соблюдены требования о форме договора, установленные для соглашений данного вида.
Таким образом, ФИО1 ФИО22 является лицом, кому принадлежит право требования предоставления двухкомнатной квартиры ... общей проектной площадью 73,95 кв.м., на 14 этаже в 7-ом подъезде 18-этажном 9-секционном жилом доме № (строительный) ....
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от ...г. Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Свей», Казань, (ИНН ..., ОГРН ...) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
С указанного момента ООО «Фирма «Свей» не могло осуществлять строительство жилого дома по причине своей несостоятельности.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от .... к делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Свей», Казань, применены правила параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Сообщение о применении к делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Свей», Казань, правил параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» опубликовано в газете «Коммерсантъ» 28.01.2012 г. за ...
Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани обратился в Арбитражный суд РТ с иском, предъявленным к ООО «Фирма «Свей» «О признании самовольной постройкой объекта незавершенного строительства - каркаса 18-ти этажного 6-ти секционного жилого дома № (стр.) ... и сносе надстроенных этажей свыше 9-го этажа и одной блок-секции для приведения объекта в соответствии с выданным Разрешением на строительство № ... от 14 июня 2012 года».
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от ... исковые требования Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани удовлетворены в полном объеме, в результате чего:
-Объект капитального строительства - каркас 18 этажного 6 секционного многоквартирного дома, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ..., ... - признан самовольной постройкой.
-На Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Свей», Казань, (ИНН ... ОГРН ...) возложены обязанности привести каркас 18- этажного 6 секционного многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ... в положение в соответствии с выданным разрешением на строительство №..., путем сноса надстроенных этажей свыше 9-го этажа, а также путем сноса одной секции каркаса многоквартирного жилого дома в течение 6 месяцев после вступления настоящего определения в законную силу.
В случае неисполнения обществом с ограниченной ответственностью «Фирма «Свей», Казань, (ИНН ..., ОГРН ...) определения Арбитражного суда РТ Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани предоставлено право на приведение каркаса 18-этажного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ..., в положение в соответствии с выданным разрешением на строительство №... путем сноса надстроенных этажей свыше 9-го этажа, а также путем сноса одной секции каркаса многоквартирного жилого дома с возложением расходов, связанных со сносом, на общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Свей», Казань, (ИНН ..., ОГРН ...).
- С общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Свей», Казань, (ИНН
..., ОГРН ...) в пользу МКУ «Финансовое управление
города Казани» взыскано 2 950 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от ..., Определение Арбитражного Суда Республики Татарстан от ... оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФИО5, учредителей (участников) ООО Фирма «Свей», конкурсного управляющего ООО Фирма «Свей» ФИО6 - оставлены без удовлетворения.
Исполнения обязанностей, установленных вступившими в законную силу судебными актами привело к тому, что в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ... завершено строительство 8 этажного 5 секционного многоквартирного дома, вместо изначально планируемого 18 этажного 6 секционного многоквартирного дома.
В результате уменьшения строительных объемов и иных технико-экономических показателей многоквартирного жилого дома, значительная группа граждан лишилась причитающихся им квартир.
В преамбуле Положения «О порядке формирования реестра пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства домов ... и ... 6 ЖК «Золотая середина» и основных правилах оказания поддержки таким пострадавшим гражданам», утвержденного решением совета «Республиканского Фонда поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» от 23.07.2021 года (Протокол № 24) впервые появился термин: «Отсутствующее жилое помещение - жилое помещение, требования о передаче которого включено в РТУС, но строительство которого не предусмотрено проектно-сметной документацией на завершение строительства домов ... и ... и обязательства по которому не были переданы Фонду субъекта» (ИНН ...).
Для урегулирования прав граждан, которые более не могут предъявить свои требования о передачи им оплаченного жилого помещения, и на основании Постановления Кабинета Министров РТ № 912 от 16.10.2019 года и Приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ № 138/0 от 17.10.2019 года была создана унитарная некоммерческая организация «Республиканский Фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (ИНН ...).
Меры оказываемой поддержки, реализуемые Республиканским Фондом определены в преамбуле Положения «О порядке формирования реестра пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства домов ... и ... ЖК «Золотая середина» и основных правилах оказания поддержки таким пострадавшим гражданам»: «Оказание поддержки - мероприятия по предоставлению пострадавшему гражданину на праве собственности квартиры в компенсационном доме без взимания дополнительной оплаты в отношении оплаченной площади отсутствующего жилого помещения. Дополнительная оплата взимается исключительно в случаях, установленных в п. 2.4. настоящего Положения».
Также вышеназванным Положением закреплен термин: «Компенсационный дом - многоквартирный жилой дом, квартиры в котором будут предоставлены пострадавшим гражданам в рамках оказания поддержки».
В целях получения поддержки «Республиканского Фонда поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» 30.09.2021 года ФИО1 ФИО21 обратилась в «Республиканский Фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» с заявлением (входящий ...) о включении в реестр пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства жилых домов ... и ... ЖК «Золотая середина».
Письмом исх. ... от 27.10.2021 года Фонд уведомил ФИО1 ФИО20 о принятом решении об отказе в удовлетворении заявления о включении в Реестр. Доводы мотивированы следующими обстоятельствами: «По результатам рассмотрения заявления ФИО3 о включении в реестр пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства ... и ... ЖК «Золотая середина» от ......бл-ЗР/21-вх по отсутствующему помещению: ... общей проектной площадью 83,6 кв.м, ... (строительный) по ..., ... Республики Татарстан, принято решение об отказе во включении в Реестр по причине соответствия заявителя критерию п. 2.2.3. Положения о порядке формирования Реестра (не является пострадавшим гражданином)».
Отказ «Республиканского фонда поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (ИНН ...) во включении ФИО3 в реестр пострадавших граждан мотивирован п. 2.2. Положения «О порядке формирования реестра пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства домов ... и ... ЖК «Золотая середина», и основных правилах оказания поддержки таким пострадавшим гражданам» (утверждено Решением Совета Фонда Протокол № 24 от 23.07.2021 года) согласно которому: «2.2. Не являются пострадавшими гражданами физические лица, которые:
2.2.1 По состоянию на 17.11.2020 не подали документы на государственную регистрацию договора долевого участия (договора уступки требования по договору долевого участия) и не подали документы на включение в РТУС.
2.2.2 приобрели право требования передачи отсутствующего жилого помещения у другого физического лица после 13.07.2020:
2.2.3 приобрели право требования передачи отсутствующего жилого помещения у юридического лица после 30.07.2017.
Для целей пунктов 2.2.2., 2.2.3. под приобретением понимается заключение гражданско-правовой сделки, предусматривающей переход права требования отсутствующего жилого помещения от одного лица к другому (в т.ч. договор уступки права требования, соглашение о разделе имущества и т.д.). Под датой приобретения понимается одна из следующих дат, наступивших ранее:
дата подачи заявления на государственную регистрацию сделки по приобретению права требования передачи отсутствующего помещения в порядке, установленном Законом о долевом участии.
дата подачи заявления о включении в РТУС или осуществления процессуального правопреемства в РТУС».
Считает. что отказ во включении требований ФИО1 ФИО19 в реестр пострадавших граждан носит не правомерный характер и нарушает права последнего.
В ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N7-ФЗ определено правовое положение организации, созданной в организационно-правовой форме фонда: «Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели... .».
По указанной причине Фонд не является органом государственной власти, не наделен властными полномочиями, а принимаемые им документы, не обладают
признаками как нормативного акта, так и признаками ненормативного акта, а потому не могут быть оспорены в порядке, установленном ст. 13 ГК РФ.
Отказ во включении требований ФИО1 ФИО18 в реестр пострадавших граждан мотивирован внутренним положением, разработанным «Республиканский фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (ИНН ...), которое по своей правовой природе является локальным актом самой организации, распространяет свое действие исключительно на сам Фонд и не является общеобязательным для заявителя.
В свете произведенных изменений в действующее законодательство, введена в действии статья 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2004 №214-ФЗ под названием «Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов».
Цель создания Единого реестра проблемных объектов также установлена на законодательном уровне - защита прав лиц, чьи права нарушены привлечением денежных средств, для строительства многоквартирных домов и обязательства перед которыми, не исполнены застройщиками.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан приводятся в ч. 1.1. ст. 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации": «Единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)”, если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона.
Реестр проблемных объектов ведется для того, чтобы защитить права граждан и юридических лиц, являющихся участниками долевого строительства в отношении жилых домов, строительство которых прекращено застройщиком.
Таким образом, на законодательном уровне установлены основные и факультативные критерии отнесения граждан к числу пострадавших лиц:
Основные критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан:
-Застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома;
- наличие у участника долевого строительства зарегистрированного договора участия в долевом строительстве;
-застройщиком нарушены обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства.
Факультативный критерий отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан: застройщик признан банкротом и в отношении его
открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Указанные выше критерии, являются исчерпывающими, а потому не подлежат расширительному толкованию.
Вопреки требованиям действующего законодательства, «Республиканский фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (ИНН ...) установил дополнительные, дискриминационные критерии к участникам сделок, ограничив их в сроках приобретения прав на строящиеся объекты недвижимости, и благодаря собственноручно установленным критериям отказывается признавать граждан лицами, пострадавшими от последствий прекращения строительства жилых домов ... и ... ЖК «Золотая середина» со стороны ООО «фирма «Свей».
Неправомерной является попытка ответчика определить действие Положения «О порядке формирования реестра пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства жилых домов ... и ... ЖК «Золотая середина», и основных правилах оказания поддержки таким пострадавшим гражданам» (утверждено Решением Совета Фонда Протокол № 24 от 23.07.2021г.) во времени таким образом, чтобы распространить его применение на период, предшествующий принятию вышеназванного Положения.
Совершая в 13.07.2020 году сделку по приобретению прав на строящийся объект недвижимости (договор уступки права требования ...), лицо, действуя с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по условиям гражданского оборота (ст. 401 ГК РФ), никаким образом не могло предвидеть то, что Фонд, т.е. организация, на которую действующими нормативными актами Республики Татарстан возложены обязанности по разрешению вопросов, связанных с окончанием строительства проблемных объектов - жилых домов ... и ... ЖК «Золотая середина», 23.07.2021 года примет собственные правила согласно которым установит запрет на совершение подобных сделок, исчисляемый с 30.07.2017 года.
Считает, что действия Фонда по введению дополнительных запретов, не установленных действующим законодательством, а также попытка ограничения возможности реализации прав требования о предоставлении жилых помещений несанкционированными временными рамками, сами по себе, противоречат ч. 5 ст. 1 ГК РФ: «Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации».
С точки зрения положений Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2004 №214-ФЗ нет никакой разницы в какой период времени и на каком этапе строительства то или иное лицо совершает сделку по приобретению прав на строящийся объект недвижимости, что соответствует основным принципам гражданского законодательства, установленным ч. 1 ст. 1 ГК РФ: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого- либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты».
Подобные действия фонда нарушают также и нормы процессуального законодательства.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от ..., принятому по итогам рассмотрения дела № ... установлены следующие юридически значимые обстоятельства: «Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от ... требование открытого акционерного общества «Промсвязьмонтаж», г. Казань, (ИНН ..., ОГРН ...) о передаче двухкомнатной квартиры ..., общей проектной площадью 73,95 кв.м., в жилом доме № (строительный) ..., оплаченной в размере 3 623 550 руб., включено в реестр требований о передаче жилых помещений общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Свей».
03 октября 2019 года между ОАО «Промсвязьмонтаж» и ФИО1 был заключен договор ... уступки права требования, согласно которому право требования о передаче двухкомнатной квартиры ... общей проектной площадью 73,95 кв.м., в жилом доме № (строительный) ..., перешло к ФИО1
В соответствии с п.2.3 договора уступки стороны оценили передаваемое право требования на квартиру ... в сумму 3 623 550 руб.
В соответствии с п.1.5 договора уступки стороны пришли к соглашению, что настоящий договор вступает в силу с момента подписания и его действительность не зависит от регистрации перехода прав на объект в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, право на указанную квартиру перешло к ФИО1:».
Вышеназванные обстоятельства имеют общеобязательный характер при рассмотрении настоящего дела.
В свою очередь, применение правил параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе и процедура ведения реестра требований о передачи жилого помещения, обусловлено необходимостью защиты прав лиц, пострадавших от действий застройщиков.
Определением от ... Арбитражный суд Республики Татарстан уже констатировал факт того, что ФИО1 ФИО17 является пострадавшим лицом, а потому ее права должны быть защищены в установленном законом порядке.
По указанной причине доводы «Республиканского фонда поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (ИНН ...) о том, что истец якобы не является пострадавшим гражданином, направлены на переоценку преюдициально обстоятельств, установленных Арбитражным судом РТ по делу № ..., что не представляется возможным с точки зрения ст. 16 АПК РФ, 61 ГПК РФ.
Также необходимо отметить то, что требование о передачи двухкомнатной квартиры ... общей проектной площадью 73,95 кв.м., на 14 этаже в 7-ом подъезде 18- этажном 9-секционном жилом доме № (строительный) ..., возникшее у ФИО1 ФИО16, является ничем иным, как универсальным правопреемством по основному обязательству - договору .../С3 участия в долевом строительстве, который заключен в 21.01.2014 году.
Иными словами, доводы Республиканского Фонда о запрете совершения сделок по приобретению прав от юридических лиц после 30.07.2017 года (п.п. 2.2.3. Положения) - являются не состоятельными и не основанными на нормах закона.
Считает, что в данном случае «Республиканский фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (ИНН ...) действует вне рамок предоставленных ему полномочий.
Таким образом, вопрос о наличии или отсутствии прав требования в отношении жилых помещений отнесен к исключительной компетенции арбитражного суда.
В случае с ФИО1 ФИО15 вопрос о наличии у нее прав требования о передачи двухкомнатной квартиры № ... общей проектной площадью 73,95 кв.м., на 14 этаже в 7-ом подъезде 18-этажном 9-секционном жилом доме № (строительный) ...... - разрешен по существу Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от ... (дело № ...), всем обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка.
Также стоит отметить то, что фонд, будучи некоммерческой организацией, создан для достижения тех целей, которые определены уставом организации.
Цели и задачи деятельности «Республиканского фонда поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (ИНН ...) изложены в п. 2.1. Устава (утвержден решением совета фонда. Протокол № 22 от 07.06.2021г.).
В данном случае субъект РФ в лице Республики Татарстан создал Фонд, наделил его имуществом, необходимым для оказания поддержки пострадавшим гражданам, а вновь образованный Фонд вводит собственные правила, на основании которых отказывает пострадавшим лицам в осуществлении помощи.
Поэтому правовая позиция Фонда, выраженная в письме исх. ... от 27.10.2021г. - противоречит уставным целям и задачам его деятельности, что идет в разрез с положениями ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 №7-ФЗ: «Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан... .».
Ведя речь о восстановлении прав ФИО1 ФИО14 необходимо отметить то, что реализация возложенных на Республиканский Фонд мер поддержки, осуществляется посредством формирования соответствующего Реестра, что прямо предусмотрено п. 6.1. Положения «О порядке формирования реестра пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства домов ... и ... ЖК «Золотая середина», и основных правилах оказания поддержки таким пострадавшим гражданам» (утверждено Решением Совета Фонда Протокол № 24 от 23.07.2021 года): «Фонд ведет реестр пострадавших граждан (далее - реестр) в электронной форме».
Порядок совершения записей определен в п.6.3. вышеназванного Положения: «Запись в реестр вносится на основании решения об удовлетворении заявления».
Считает, что в удовлетворении заявления ФИО1 ФИО13 входящий ... от 30.09.2021 года ответчиком отказано незаконно и с нарушением прав заявителя.
09.12.2021 года неправомерный отказ «Республиканского Фонда поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» был обжалован заявителем (...).
Письмом ... от 21.12.2021 года «Республиканский Фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» уведомил ФИО1 об отказе в удовлетворении жалобы. Отказ мотивирован внутренними положениями Фонда, никакой новой информации ответчиком не приводится.
Просит возложить на «Республиканский фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (ИНН ...) обязанность по включению в реестр пострадавших граждан требования ФИО1 ФИО12 о предоставлении заявителю жилого помещения в «Компенсационном доме» взамен «Отсутствующего жилого помещения»: двухкомнатной квартиры № ... общей проектной площадью 73,95 кв.м., в жилом доме № (строительный) ... требования о передаче которой включены в РТУС, но ее возведение не предусмотрено проектно-сметной документацией на завершение строительства домов ... и ... ЖК «Золотая середина».
В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования просила возложить на «Республиканский фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков» (ИНН ...) обязанность по включению в реестр пострадавших граждан требования ФИО1 ФИО11 о предоставлении заявителю жилого помещения в «Компенсационном доме» взамен «Отсутствующего жилого помещения»: двухкомнатной квартиры ... общей проектной площадью 73,95 кв.м., в жилом доме № (строительный... требования о передаче которой включены в РТУС, но ее возведение не предусмотрено проектно-сметной документацией на завершение строительства домов ... и ....
Истец ФИО1 в суд не явилась.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал.
Представитель ответчика Республиканского фонда поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков в судебное заседание не явился, ранее на судебном заседании иск не признавал, представлен отзыв.
Представитель третьего лица Министерство строительства и ЖКХ Республики Татарстан в судебном заседании просил в удовлетворении иска с учетом уточнения отказать.
Представитель третьего лица Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее - проблемные объекты) (часть 1.1).
Решением Арбитражного суда РТ от ... по делу № ... года Общество с ограниченной ответственностью ООО «Фирма «Свей», г. Казань (ИНН ..., ОЕРН ...) (далее - «ООО «Фирма «Свей»») признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него процедуры конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 06.08.2011 г. ....
Определением Арбитражного суда РТ от ... к делу о банкротстве ООО «Фирма «Свей» применены правила параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Представленными доказательствами подтверждено, что 21 января 2014 г. между ООО «Mar-Строй», действующим от имени и в интересах ООО Фирма «Свей» и ФИО7 был заключен договор .../С3 долевого участия в строительстве, по адресу местонахождения: 18-этажный 9-секционный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями и цокольными помещениями, расположенный по адресу: РТ, ...- квартиры: ... этаж 10, площадью 73,95 кв.м. подъезд 7; -569 этаж 11, площадью 73,95 кв.м. подъезд 7; -574 этаж 12, площадью 73,95 кв.м. подъезд 7; -579 этаж 13, площадью 73,95 кв.м. подъезд 7; -584 этаж 14, площадью 73,95 кв.м. подъезд 7; -589 этаж 15, площадью 73,95 кв.м. подъезд 7;- 594 этаж 16, площадью 73,95 кв.м. подъезд 7; -599 этаж 17, площадью 73,95 кв.м. подъезд 7; - 604 этаж 18, площадью 73,95 кв.м. подъезд 7.
26.03.2014 договор зарегистрирован в Управлении Росреестра.
30 января 2015г. между ФИО7 и ООО «Промсвязьмонтаж» был заключен договор уступки права требования ..., по которому ФИО7 уступила права дольщика ООО «Промсвязьмонтаж» по договору .../С3 участия в долевом строительстве от 21.01.2014г., а именно двухкомнатную квартиру ... общей площадью кв.м., на 14 этаже в 7 подъезде в 18-ти этажном 9 секционном жилом доме по адресу: ...
Определением Арбитражного суда РТ от ...г. (резолютивная часть ...г.) признано обоснованным и включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «Фирма «Свей» требование ООО «Промсвязьмонтаж» г.Казань (ИНН ..., ОГРН ...) о передаче двухкомнатной квартиры №..., общей проектной площадью 73,95 кв.м.. в жилом доме № (строительный) ..., оплаченной в размере 3623550 рублей.
03 октября 2019 г. между ООО «Промсвязьмонтаж» и ФИО1 был заключен договор уступки права требования, по которому ООО «Промсвязьмонтаж» передало права дольщика ФИО1 по договору .../С3 участия в долевом строительстве от 21.01.2014г. двухкомнатную квартиру ..., общей площадью кв.м., на 14 этаже в 7 подъезде в 18-ти этажном 9 секционном жилом доме по адресу: ...
30.07.2020 данный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра.
Определением Арбитражного суда РТ от .... (резолютивная часть ...) в порядке процессуального правопреемства произведена замена участника строительства в реестр требований о передаче жилых помещений общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Свей», г.Казань (ИНН ..., ОГРН ...), с ООО «Промсвязьмонтаж» на ФИО1 ФИО10 по требованиям о передаче двухкомнатной квартиры ..., общей проектной площадью 73,95 кв.м., в жилом доме № (строительный) ....
30.09.2021г. ФИО1 обратилась в Республиканский Фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан от действий недобросовестных застройщиков.
Республиканский Фонд поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, письмом исх. ... от 27 октября 2021 г. уведомил о принятом решении об отказе в удовлетворении заявления о включении в реестр.
В обосновании отказа ответчик сослался на соответствие заявителя критерию п. 2.2.3. Положения о порядке формирования Реестра (не является пострадавшим гражданином)»
Отказ Республиканского фонда поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан мотивирован п. 2.2.3 Положения о порядке формирования реестра пострадавших граждан: не является пострадавшим гражданином.
Положения о порядке формирования реестра пострадавших граждан утверждено Решением Совета Фонда Протокол № 24 от 23.07.2021 года) согласно которому: «2.2. Не являются пострадавшими гражданами физические лица, которые:
2.2.1 По состоянию на 17.11.2020 не подали документы на государственную регистрацию договора долевого участия (договора уступки требования по договору долевого участия) и не подали документы на включение в РТУС;
2.2.2. приобрели право требования передачи отсутствующего жилого помещения у другого физического лица после 13.07.2020;
2.2.3 приобрели право требования передачи отсутствующего жилого помещения у юридического лица после 30.07.2017.
Являющийся ответчиком Фонд создан на основании Указа Президента РТ от 9 марта 2018 года № УП-219 «О Республиканском фонде поддержки лиц, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков».
Из пункта 2 данного указа следует, что ответчику предоставлены полномочия на выполнение функций специализированной организации, участвующей в реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от ..., дело № ... удовлетворено заявление Фонда Республики Татарстан по защите прав граждан - участников долевого строительства о намерении в порядке статьи 201.15-1 Закона о банкротстве стать приобретателем прав застройщика ООО Фирма «Свей» на жилые дома, в том числе права на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения:
- «Завершение строительства жилого ... со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже и полузаглубленной автостоянкой в пределах дворовой территории», расположенный по адресу: ....
- «9-этажный 5-секционный жилой дом», расположенный по адресу: ..., расположенные на земельном участке площадью 64 462 кв.м, с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ....
Передано Фонду Республики Татарстан по защите прав граждан - участников долевого строительства (далее - Фонд РТ):
- Право аренды по договору аренды от 01 сентября 2011г. ...з земельного участка площадью 64 462 кв.м, с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., о чем в ЕГРН внесена запись ... от 06.09.2011,
-Право застройщика на объект: «Завершение строительства жилого ... со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже и полузаглубленной автостоянкой в пределах дворовой территории», расположенный по адресу: ..., по разрешению на строительство № ... от 09.07.2009,
- Право застройщика на объект: «9-этажный 5-секционный жилой дом», расположенный по адресу: ..., по разрешению на строительство ... от 14.06.2012.
Фонду Республики Татарстан по защите прав граждан - участников долевого строительства также переданы обязательства ООО Фирма «Свей» перед участниками строительства по передаче 126 жилых помещений, оплаченных на сумму 359 185 970,26 руб., а также права требования ООО Фирма «Свей» к участникам строительства в размере 2 717 200 руб. по исполнению ими своих обязательств по оплате цены договора, согласно реестра требований участников строительства, в отношении которых будет достаточно жилых помещений, машиномест, нежилых помещений для удовлетворения требований участников строительства после его завершения в объекте строительства: «9-этажный 5 - секционный жилой дом», расположенный по адресу: ....
Следует, что Фонд Республики Татарстан по защите прав граждан - участников долевого строительства стал приобретателем прав и обязанностей застройщика ООО «Фирма «Свей» в порядке ст. 201.15-2 Закона о банкротстве. Механизм восстановления нарушенных прав граждан-участников долевого строительства состоит в завершении строительства объекта и передаче помещений в натуре.
Вступившим в законную силу определением от ... Арбитражный суд РТ обязал ООО «Фирма «Свей» привести каркас 18-этажного 6 секционного многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ..., в положение в соответствии с выданным разрешением на строительство №... путем сноса надстроенных этажей свыше 9-го этажа, а также путем сноса одной секции каркаса многоквартирного жилого дома.
Как следует, Фонду РТ не были переданы обязательства перед участниками строительства помещения, которых находятся выше 9 этажа (в сносимой части) дома ...
Следует, что передача квартиры истцу, которая должна была располагаться на 14 этаже дома ..., невозможна в силу отсутствия такого объекта в натуре.
Таким образом, у ответчика обязательств перед истцом не возникло. Ответчик является некоммерческой организацией и учреждено в соответствии с указом Президента Республики Татарстан от 09.03.2018 г. № 219-УП. Из пункта 2 данного указа следует, что ответчику предоставлены полномочия на выполнение функций специализированной организации, участвующей в реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
При таких обстоятельствах, ответчик является некоммерческой организацией, оказывающей поддержку пострадавшим дольщикам, но не в рамках Федерального закона от 30 декабря 2004 года№ 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а по правилам Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
В целях организации деятельности фонда был принят Устав фонда, утверждены органы управления фондом, а также утверждены критерии, по которым фонд определяет пострадавших дольщиков.
Согласно п. 2.1 Устава «Фонд создан в целях оказания поддержки участникам долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чью права нарушены». Для реализации указанных целей некоммерческие организации вправе самостоятельно и независимо осуществлять любую (в том числе предпринимательскую), не запрещенную законом и уставом, деятельность.
Согласно п. 2.8 Устава «Фонд вправе самостоятельно определять круг лиц, на защиту и социальную поддержку которых направлена его деятельность».
Таким образом, ответчик в рамках своей уставной деятельности вправе самостоятельно определять механизм и адресатов поддержки.
Решением Совета Фонда (Протокол № 24 от 23.07.2021 года) утверждено Положение о порядке формирования реестра пострадавших граждан, жилые помещения которых не предусмотрены проектной документацией на завершение строительства жилых домов ... и ... ЖК «Золотая середина» и основных правилах оказания поддержки таким пострадавшим гражданам.
Согласно п.2.9 Устава принято решение об утверждениимеханизма поддержки лиц, чьи помещения находились в сносимой части объекта незавершенного строительства, путем возведения «компенсационных домов».
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что Фондом создан механизм дополнительной поддержки прав граждан-участников долевого строительства, которым не хватило жилых помещений в ..., путем строительства «компенсационных домов». Данный механизм,законодательно не установлен и является инициативой Фонда. В ином случае истцу и другим гражданам-участникам долевого строительства, которым не хватило жилых помещений для восстановления нарушенных прав, необходимо включаться с денежными требованиями в 3-ю очередь реестра требований кредиторов в рамках дела о банкротстве ООО «Фирма «Свей».
Как усматривается, критерий содержащийся в п.2.2.3 Положении о порядке формирования реестра, на основании которого истцу отказали во включении в реестр пострадавших граждан, был разработан по аналогии с ФЗ № 218 в редакции от 29.07.2017г., который в ч.3 ст. 13 установил отсутствие права на получение возмещенияв порядке ст. 13 ФЗ № 218 в случае если договор уступки права требования заключен с юридическим лицом после возбуждения производства по делу о банкротстве.
Как указано Фондом,законодатель ограничивает возможность уступки квартир, так как защита прав дольщиков не распространяется на юридических лиц, поскольку имеется практика, когда юридические лица переуступают свои квартиры на физических лиц для того, чтобы попасть под критерии программы защиты прав дольщиков.
Согласно материалам дела договор уступки права требования между ООО «Промсвязьмонтаж»и истцом был заключен 03.10.2019г., то есть после выступления в законную силу ФЗ № 218.
При указанных обстоятельствах, истец не подходит по критериям установленным Положением и не подлежит включению реестр.
Поскольку ответчик является самостоятельной некоммерческой организацией, руководящие органы ответчика вправе самостоятельно определять критерии лиц, которым будет оказана помощь не зависимо от установленных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…».
При этом суд отмечает, что Постановлением Кабинета Министров РТ от 16 октября 2019 года № 912 создан «Фонд Республики Татарстан по защите прав граждан - участников долевого строительства", являющийся самостоятельной некоммерческой организацией, не связанной с ответчиком.
Как следует из Постановления Кабинета Министров РТ от 16 октября 2019 года № 912, Фонд Республики Татарстан по защите прав граждан - участников долевого строительства создан в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в целях урегулирования обязательств застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества на территории Республики Татарстан и признанных банкротами.
Однако в данный фонд истец не обращался.
При таких обстоятельства, учитывая, что истец не подходит под критерии пострадавших дольщиков, установленных ответчиком, у ответчика не возникло перед истцом никаких гражданско-правовых обязательств, в связи с чем, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО1 ФИО9 к Республиканскому фонду поддержки лиц пострадавших от действий недобросовестных застройщиков о понуждении включить в реестр пострадавших граждан требования о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Зыбунова Е.В.
Решение08.04.2022