ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1681/20 от 09.09.2020 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2020 года город Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шушиной В.И.

при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,

с участием ответчика ФИО1,

в отсутствие представителя истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-1681/2020 по исковому заявлению Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований представитель истца указал, что на основании распоряжения начальника Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска от 28.11.2017 , ответчику передан для использования земельный участок площадью 544,0 кв.м. с кадастровым номером <адрес> для размещения элемента благоустройства. В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее - Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300), утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Постановлением Правительства Иркутской области от 19.09.2017 № 604-пп внесены изменения в Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области № 271-пп от 04.06.2015, в соответствии с которым за плату осуществляется размещение объектов, предусмотренных пунктами №№ 1-11, 15, 22, 26, 27 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, в том числе элементы благоустройства. Размер платы за размещение объектов рассчитывается как размер арендной платы за пользование таких участков и указывается в договоре на использование земель или земельного участка без предоставления земельных участков и установления сервитутов, являющемся приложением к распоряжению Департамента о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов. Постановление Правительства Иркутской области от 19.09.2017 № 604-пп вступило в законную силу через 90 дней со дня официального опубликования, с 21.12.2017. В соответствии с п. 8 Положения, размер платы за размещение объектов рассчитывается как размер арендной платы за пользование таких участков. В соответствии с распоряжениями Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска от 28.11.2017 , ответчику разрешено использование земельного участка для размещения объекта, включенного в перечень объектов использования на платной основе. В период с 21.12.2017 по 05.04.2020 ответчиком территория использовалась для размещения элемента благоустройства территории в отсутствие договора, что в силу статей 1102, 1105 ГК РФ не освобождает ответчика от оплаты такого пользования. Размер неосновательного обогащения рассчитан Департаментом в соответствии с Положением о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области № 271-пп от 04.06.2015, решением Городской Думы города Усть-Илимска от 27.10.2010 № 18/101 «О Порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск», постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области». Размер неосновательного обогащения за использование земельного участка составляет 67 938 рублей 56 копеек. В силу пункта 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежит начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. Размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2017 по 05.04.2020 составляет 5 405 рублей 38 копеек. 05.02.2020 в адрес ответчик направлена претензия № 01-15/379 с просьбой произвести оплату за фактическое пользование земельным участком в добровольном порядке. До настоящего времени оплата за пользование земельным участком в добровольном порядке ответчиком не произведена. Просит взыскать с ФИО1 в пользу Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска неосновательное обогащение в размере 67 938 рублей 56 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 5 405 рублей 38 копеек за период с 21.12.2017 по 05.04.2020, а всего 73 343 рубля 95 копеек.

В судебное заседание представитель истца Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно просительной части искового заявления представитель ФИО2, действующая по доверенности № 6-Дн от 14.01.2020 с полным объемом процессуальных прав, просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что предоставление земельного участка было ему навязано. Сказали, что ничего оплачивать не нужно. Если бы узнал о платности своевременно, то сразу бы отказался. Неоднократно в течение спорного периода бывал в Департаменте, но ни о какой задолженности его не уведомляли. Поддержал доводы заявления об отмене заочного решения, из которого следует, что Департамент недвижимости должен был уведомить ФИО1 об изменении условий использования земельного участка, порядке оплаты, внести изменения в распоряжение.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Заслушав ответчика, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 ГПК РФ представленные стороной истца доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.

Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Из пункта 2 статьи 1105 ГК РФ следует, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

В силу части 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Судом установлено, что распоряжением начальника Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска от 28.11.2017 ФИО1 разрешено использование земельного участка <адрес> для размещения элемента благоустройства, без его предоставления и оформления сервитута.

05.02.2020 в адрес ФИО1 было направлено уведомление о погашении задолженности по плате за пользование земельным участком.

Распоряжением начальника Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска от 06.04.2020 прекращен срок действия распоряжения от 28.11.2017 .

Пунктом 7 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии с положениями части 3 статьи 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (ред. от 30.06.2018) утвержден «Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Перечень видов объектов).

Согласно пункту 4 Перечня видов объектов, элементы благоустройства территории относятся к указанным видам объектов.

Постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 № 271-пп утверждено «Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области».

Постановлением Правительства Иркутской области от 19.09.2017 № 604-пп «О внесении изменения в Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области» указанное положение было изложено в новой редакции.

Указанное постановление вступило в силу через девяносто календарных дней после дня его официального опубликования, то есть с 21.12.2017.

Согласно пункту 6 «Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области», в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 19.09.2017 № 604-пп, размещение объектов осуществляется за плату, за исключением следующих случаев:

1) с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов обратилось лицо, указанное в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) размещение объектов, указанных в пунктах 8, 12 - 14, 16 - 18, 21 постановления Правительства Российской Федерации № 1300.

Таким образом, с 21.12.2017 предусмотрена плата за размещение элементов благоустройства территории на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.

Доводы ответчика ФИО1 о том, что он не был уведомлен о начале платности предоставления земельного участка, суд во внимание не принимает, поскольку предполагается платность использования земли, и такое основание для освобождения от платы за пользование как неосведомленность о платности землепользования нормами права не предусмотрено.

Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Согласно пункту 8 «Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области», в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 19.09.2017 № 604-пп, размер платы за размещение объектов (за исключением случаев размещения объектов, указанных в пунктах 19, 20, 23 - 25, 28 - 30 постановления Правительства Российской Федерации № 1300) рассчитывается как размер арендной платы за использование таких земельных участков.

При этом кадастровая стоимость земель или земельного участка принимается равной среднему значению удельных показателей кадастровой стоимости 1 квадратного метра для кадастрового квартала, в котором планируется размещение объектов, умноженному на площадь испрашиваемых земель или земельного участка.

Согласно представленному расчету размер неосновательного обогащения, процентов за период с 21.12.2017 по 05.04.2020 составляет 73 343 рубля 95 копеек.

Расчет размера неосновательного обогащения, произведенный истцом, включая проценты, судом проверен, суд находит его верным. Расчет произведен в соответствии с Решением городской Думы города Усть-Илимска от 27.10.2010 г. № 18/101 по установленной формуле. Приведенный истцом расчет неосновательного обогащения произведен с использованием установленных размеров налогов, коэффициентов инфляции, а также установленных показателей кадастровой стоимости. Расчет судом проверен, суд находит его верным.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит требования в части взыскания с ФИО1 неосновательного обогащения и процентов подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании установлен факт использования земельного участка под размещение элемента благоустройства территории, площадью 544 кв.м., установлено наличие задолженности по оплате такого пользования, в связи с чем на его стороне возникает неосновательное обогащение в виде сбережения платы за пользование земельным участком, за что начислены проценты за пользование чужими денежными средствами.

В силу пункта 8 части 1 статьи 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ, государственная пошлина в связи с рассмотрением данного иска в размере 2 400 рублей 32 копейки от суммы удовлетворенных требований в размере 73 343 рубля 95 копеек (пункт 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ) подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход городского бюджета муниципального образования город Усть-Илимск.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска неосновательное обогащение в размере 67 938 рублей 56 копеек за период с 21.12.2017 по 05.04.2020, а так же проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 5 405 рублей 38 копеек за период с 21.12.2017 по 05.04.2020, а всего 73 343 рубля 95 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход муниципального образования город Усть-Илимск в размере 2 400 рублей 32 копейки.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья В.И. Шушина

Мотивированное решение изготовлено 30.09.2020