24RS0002-01-2021-002419-73
№ 2-1681/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд в составе председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Рыбалко А.А., с участием представителя процессуального истца помощника Ачинского городского прокурора Касабука Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ачинска о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Ачинска о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества - сеть холодного водоснабжения, расположенную от внешней границы многоквартирного дома №10б, ул.1-ый квартал, тер. Южной Промзоны до водопроводного колодца №1а пр.Лапенкова в г.Ачинске, мотивируя тем, что по результатам проверки обращения депутата законодательного собрания ФИО1 в интересах граждан, проживающих по адресу: г.Ачинск, тер. Южная Промзона,кв-л 1.д.10б о нарушении жилищных прав, установлено, что до 2013 г. единой организацией по предоставлению услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории г.Ачинска было определено МУП «Ачинские коммунальные системы» (МУП «АКС»). На основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 02.07.2013 МУП «АКС» признано банкротом и на основании договора аренды от 10.02.2014 №1, МУП «АКС» передал ООО «Теплосеть» имущество в сфере ЖКХ на территории г.Ачинска. Согласно постановлению администрации г.Ачинска от 24.03.2014 №178-п единой гарантирующей организацией для централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Ачинск определено ООО «Теплосеть». Сеть холодного водоснабжения от внешней границы многоквартирного дома №10б, ул.1-ый квартал, тер. Южной Промзоны до водопроводного колодца №1а, расположенного возле строения №1 пр. Лапенкова в г.Ачинске не имеет собственника и является бесхозяйной, что приводит к ее ненадлежащему содержанию и эксплуатации. По данной сети ООО «Теплосеть» предоставляет питьевую воду жителям многоквартирного дома. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного (л.д.2-4,39-41).
В судебном заседании помощник прокурора Касабука Я.В. исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, просила установить срок для исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня его вынесения.
Представитель ответчика администрации г.Ачинска в судебное заседание не явился, извещен путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда (л.д.47,37), в представленном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, по исковым требованиям возражает, указав, что действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе водопроводных сетей, в собственность муниципального образования. Истцом не представлено доказательств того, что имущество является бесхозяйным, сведений о принятых мерах по розыску бывшего собственника и его правопреемника. Истцом не приведено конкретных доводов относительно ненадлежащего содержания и эксплуатации, влекущего негативные последствия для неопределенного круга лиц с точки зрения безопасности. Не представлено доказательств, что спорная сеть холодного водоснабжения обладает признаками недвижимого имущества, не приводятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи, имеет ли объект самостоятельное назначение или создан для функционирования другого объекта или имущественного комплекса. При удовлетворении иска решение суда при имеющихся данных об объекте не будет исполнимым. В случае удовлетворения исковых требований просил учесть, что для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества необходимо провести работы по подготовке необходимой технической документации, определить подрядную организацию для ее изготовления путем проведения аукциона, что займет длительный период времени, в связи с чем, разумные период времени, необходимый для исполнения решения суда составит не менее 12 месяцев с учетом своевременного выделения денежных средств на проведение требуемых работ (л.д.26,32,43).
Представитель третьего лица ООО «Теплосеть» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, решение принять на усмотрение суда (л.д.48-49,50).
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 130 ГК РФ недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй п. 1 ст. 130 ГК РФ).
По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Как следует из материалов дела, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка в связи с обращением депутата законодательного собрания ФИО1 в интересах граждан, проживающих по адресу: г.Ачинск, тер. Южная Промзона, кв-л 1.д.10б о нарушении жилищных прав (л.д.6-7).
В ходе проверки установлено, что до 2013г. единой организацией по предоставлению услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории г.Ачинска было определено МУП «Ачинские коммунальные системы» (МУП «АКС»). На основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 02.07.2013 МУП «АКС» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. На основании договора аренды от 10.02.2014 №1 МУП «АКС» передало ООО «Теплосеть» имущество в сфере ЖКХ на территории г.Ачинска. Согласно постановлению администрации г.Ачинска от 24.03.2014 №178-п единой гарантирующей организацией для централизованной и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Ачинск определена ООО «Теплосеть». Сеть холодного водоснабжения от внешней границы многоквартирного дома №10б, 1-ый квартал, тер. Южной Промзоны до водопроводного колодца №1а, расположенного возле строения №1 пр. Лапенкова в г.Ачинске не имеет собственника, мероприятия по постановке на учет в соответствии со ст. 225ГК РФ не проводились.
По результатам проверки прокурором вынесено представление на имя и.о. главы г.Ачинска об устранении нарушений действующего законодательства (л.д.15-19), которое было рассмотрено, и по результатам рассмотрения прокурору сообщено, что право собственности на сеть холодного водоснабжения не регистрировалось, мероприятия по постановке на учет по ст.225 ГК РФ не проводились (л.д.20-21,22-23).
Согласно информации ООО «Теплосеть» от 30.04.2021 спорная сеть холодного водоснабжения от точки подключения Вк-1А до МКД по адресу: г.Ачинск, Южная промзона, кв-л 1, д.10Б не отнесена к балансовой принадлежности предприятия, собственник указанной сети не определен (л.д.34).
На основании изложенного, судом установлено, что сеть холодного водоснабжения, расположенная от внешней границы многоквартирного дома №10б, квартал 1, тер. Южной Промзоны до водопроводного колодца №1а пр.Лапенкова в г.Ачинске не имеет собственника, то есть, фактически, является бесхозяйной, меры по ее сохранности и обслуживанию не приняты.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, орган местного самоуправления является органом, обязанным обеспечивать надлежащую эксплуатацию бесхозяйной системы водоснабжения, на территории муниципального образования, и обладающим правом подачи заявления о постановке данного имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Доводы ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку исходя из положений ст. 130 ГК РФ водопроводные сети являются недвижимым имуществом, т.к. прочно связаны с землей и их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. В связи с этим, право собственности на водопроводные сети подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) в установленном законом порядке. Доказательств принадлежности водопроводной сети на праве иным лицам, ответчиком не представлено. Характеристики водопроводной сети, позволяющие определить её в качестве индивидуально-определенной вещи, подлежат установлению при составлении технической документации и постановке на учета в качестве безхозяйного имущества.
На основании изложенного, поскольку вышеуказанная сеть холодного водоснабжения не имеет собственника, на учет в качестве бесхозяйного имущества до настоящего времени не принята, исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая предусмотренную законом процедуру постановки недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.07.2022.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края в срок до 01 июля 2022 г. постановить на учет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю бесхозяйный объект недвижимого имущества – сеть холодного водоснабжения от внешней границы многоквартирного дома №10 б, 1-й квартал тер. Южной Промзоны до водопроводного колодца №1а пр. Лапенкова в г. Ачинске Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский горсуд.
Мотивированное решение составлено 23 июня 2021 года.
Судья Т.Н. Настенко