ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1682/19 от 17.01.2019 Свободненского городского суда (Амурская область)

№ 2-1682/2019

УИД 28RS0017-01-2019-004951-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,

с участием помощника прокурора космодрома «Восточный» Амурской области ФИО1,

при секретаре судебного заседания Преображенской С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора космодрома «Восточный» к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный» об обязании определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», определить исполнителя (подрядчика), устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства,

у с т а н о в и л:

В Свободненский городской суд обратился с иском прокурор космодрома «Восточный» Амурской области в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в рамках полномочий:

1) Организовать и провести мероприятия по завершению строительства объекта первой очереди космодрома «Восточный» Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории».

2) Устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в пунктах актов проверок и выданных предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ по объекту строительство объектов жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройства территории» п.1 Предписание -- от --, п. п. 1,2 Предписание -- от --.

Данное требование истец мотивировал следующим.

Прокуратурой космодрома «Восточный» проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при строительстве объектов космодрома «Восточный», в ходе которой выявлены нарушения закона.

Указом Президента Российской Федерации от -----с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от -----р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», на которое возложено исполнение функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».

Устав Дирекции в новой редакции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от -----рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

Согласно п. 2.1 Устава Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ---- и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017 -2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ----, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

В соответствии с пунктом 2.2. Устава предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

Согласно пункту 2.3.1 Устава Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функций, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдение сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

Распоряжениями директора Спецстроя России от -----р, от -----р функции генерального подрядчика по строительству космодрома «Восточный» возложены на ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России», которое в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от ---- переименовано в ФГУП «ГВСУ по специальным объектам.

Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», как Генподрядчиком, заключено 8 государственных контрактов на строительство объектов космодрома «Восточный», в том числе ---ИВ006/13/203 от -- «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории».

В рамках указанного госконтракта ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» осуществлялось строительство многоквартирных жилых домов и обеспечивающей инфраструктуры, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории на территории ЗАТО Циолковский.

В соответствии с условиями госконтракта ---ИВ006/13/203 от -- генеральному подрядчику ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» изначально было необходимо построить 21 жилой дом, 5 сооружений социального и культурно-бытового назначения, 14 объектов инженерного обеспечения.

Дополнительным соглашением между сторонами от ---- к государственному контракту в п. 3.1 контракта внесены изменения, согласно которым цена контракта составляет 8979353400 рублей, количество объектов возводимого строительства в рамках государственного контракта было сокращено (необходимо возвести строительством 14 жилых домов, 2 объекта социального и культурно-бытового обеспечения (Детский сад (ГП 45), Административное здание (ГП 49), объекты и сети инженерного обеспечения, благоустройство территории, обеспечивающих работоспособность и жизнедеятельность при эксплуатации данных объектов).

В ходе проведенной проверки установлено, что строительство объектов в рамках обозначенного государственного контракта осуществлялось на основании выданного согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство. В настоящее время разрешение на строительство продлено до 31.12.2025г., строительная площадка передана Генподрядчику ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» -- по акту передачи строительной площадки.

Цена контракта составляет 8 979 353,4 тыс. рублей, объект профинансирован на сумму 8 349 017,5 тыс. рублей, принято работ по форме КС-3 на сумму 6 519 515,6 тыс. рублей, неотработанный аванс составляет 1 829 501,9 тыс. рублей, проектно-сметная документация выдана в полном объеме, строительная готовность объекта незавершенного строительством составляет 72 %.

-- определением Арбитражного суда -- по делу № А40-57638/19-3-384 утверждено мировое соглашение о расторжении государственного контракта от -----ИВ006/13/2013 по строительству объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории.

При этом, только за последние три года ГК «Роскосмос» и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» утверждено 7 календарных планов, комплексных планов-графиков и дорожных карт (--, --, --, --, --, --, --), которыми сроки завершения работ на объектах без какого-либо фактического исполнения неоднократно переносились.

Так, в настоящее время в связи с неисполнением ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» плана-графика, утвержденного --, ГК «Роскосмос» -- утвержден очередной новый комплексный план-график ---пл, в рамках которого, в том числе на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» возложены обязанности по организации выполнения мероприятий по завершению строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» и в том числе объекта строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории.

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм закона должных мер со стороны ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по активизации надлежащего процесса строительства объекта строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», и завершению работ длительное время не принимается, наличие плана-графика, утвержденного ГК «Роскосмос» -----пл, с учетом срыва сроков исполнения по предыдущим не свидетельствует о безусловном исполнении мероприятий, меры, принимаемые ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» к должному результату, а именно, к завершению строительства обозначенного объекта, не привели, поэтому эти меры признаны исчерпывающими быть не могут.

Указом Президента РФ от -----с на 119 отдел ГАСН МО РФ возложены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора на космодроме «Восточный».

При этом проведенной прокуратурой космодрома «Восточный» проверкой установлены факты игнорирования и неисполнения в сроки предписаний 119 отдела ГАСН МО РФ со стороны ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», что говорит о бездействии.

В ходе проведенной проверки установлено, что в ходе надзорных проверок 119 отделом ГАСН МО РФ в деятельности ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» неоднократно выявлялись нарушения закона, иные нарушения, выдавались предписания, часть замечаний по которым устранено в поставленный срок не в полном объеме, а именно по первой очереди строительства не в полном объеме исполнено всего 153 предписания по объектам в том числе по объекту строительство объектов жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройства территории» (2 предписания), а именно установлены следующие не исполненные пункты актов проверок и выданных предписаний: строительство объектов жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройства территории»: п.1 Предписание -- от --, п. п. 1,2 Предписание -- от --.

Таким образом, по мнению истца, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» не принято действенных мер направленных на организацию устранения нарушений законодательства, проектной и рабочей документации, строительных норм и правил, зафиксированных в актах проверки и предписаниях 119 отдела ГАСН и направленных в адрес ФКУ Дирекция космодрома «Восточный» на протяжении практически всего периода строительства космодрома «Восточный».

В ходе судебного заседания от -- прокурор космодрома «Восточный» -- уточнил исковые требования и просит:

обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории»;

обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу во взаимодействии с Госкорпорацией «Роскосмос» определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», заключив договор подряда;

обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ -- от -- по передаче образцов грунтов в лабораторию на предмет определения физико-механических свойств и получении заключения о соответствии проекту по объекту «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории» в соответствии с проектной и рабочей документацией, а также нормативными техническими требованиями в области строительства (СНиП, СП, РД, ГОСТ)

В настоящем судебном заседании помощник прокурора космодрома «Восточный» ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований прокурора космодрома «Восточный», пояснив при этом, что заявленные требования являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Истец не представил доказательств того, что предъявленные для исковые требования направлены в защиту законных интересов Российской Федерации или неопределенного круга лиц.

Прокурором в своем исковом заявлении не приведен ни один закон или нормативно правовой акт, который в своей деятельности нарушила Дирекция, требование прокурора не может являться предметом рассмотрения суда, так как не основано на конкретных нормах гражданского материального права, что в свою очередь исключает производство в рамках рассмотрения настоящего дела.

Изначально между Федеральным космическим агентством (Роскосмос) (Государственный Заказчик), ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Заказчик-застройщик) и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое «России» (Генподрядчик) -- был заключен государственный контракт ---ИВ002/13/217 на выполнение работ для федеральных государственных нужд «Космодром «Восточный». Строительство железных дорог космодрома 1 очередь 2 этап (Амурская область. Свободненский район. ЗАТО Углегорск).

Арбитражным судом города Москвы в рамках дела № А40-41993/2019 утверждено мировое соглашение о расторжении государственного контракта, условиями которого определены действия сторон при расторжении данного контракта.

Истец в своем исковом заявлении не указал, какие имеются полномочия у Дирекции для организации и проведения мероприятий по завершению строительства данного объекта, а также не указал, какие и в каком объеме мероприятия должна провести Дирекция.

В настоящий момент Госкорпорация «Роскосмос» разрабатывает проект Федеральной целевой программы (ФЦП) для осуществления достройки объектов 1 очереди обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный», в том числе по спорному объекту.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от -----р государственным заказчиком-координатором федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» было определено Минобороны России.

Изначально Распоряжением Президента Российской Федерации от -----рп в соответствии с пунктом 17 части 2 статьи 55 Федерального закона от -- № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был Спецстрой России определен единственным исполнителем подрядных работ по созданию космодрома Восточный, с предоставлением права размещать заказы на выполнение указанных работ Роскосмосу.

Приказом Спецстроя России от ---- функции генерального подрядчика по строительству космодрома Восточный были возложены на ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России».

Согласно пункту 1.3. Устава (в редакции изменений --), в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от -- № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» функции учредителя и права собственника имущества осуществляет от имени Российской Федерации Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», а согласно пункту 1.7. Устава она же в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средствами федерального бюджета, в том числе доводит до Дирекции лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Дирекции, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Дирекции, а также осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Статьей 161 БК РФ определены особенности правового положения казенного учреждения, в том числе пунктом 1 данной статьи определено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 5 статьи 161 БК РФ, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетам принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной: власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Согласно пункту 7 статьи 161 БК РФ, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Таким образом, предоставление лимитов бюджетных обязательств для расчетов по договорам находится в исключительной компетенции Госкорпорации «Роскосмос», лишь при наличии доведенных лимитов бюджетных обязательств могут быть заключены договора.

В настоящий момент выделенных и доведенных до Дирекции лимитов бюджетных обязательств для осуществления достроя объектов нет.

Нарушение данных требований влечет за собой соответствующую ответственность.

В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

Согласно статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации «административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей».

Пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что «заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств».

В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации «получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением».

Вышеизложенное подтверждает, что:

- второе требование является экономическим, которое не может быть заявлено в суде общей юрисдикции, а в арбитражном суде, кроме того, должно быть заявлено с соблюдением установленного законом претензионного порядка;

- не может быть заявлено требование о совместном взаимодействии Дирекции и Госкорпорации «Роскосмос»;

- определение исполнителя и заключение договора не находится в ведении Дирекции;

- необходимо наличие соответствующих лимитов бюджетных средств; отсутствуют нормы права, регламентирующие заявленный трехмесячный срок.

Третье лицо 119 отдела ГАСН МО РФ, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило.

Третье лицо Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, согласно письменным возражениям просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора космодрома «Восточный» к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, на основании следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 06.11.2007 №1473-с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012№ 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», выполняющее функции застройщика, связанные с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».

Устав Дирекции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от 13.02.2016 № 9-рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

Согласно п. 2.1. Устава Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 188 и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ----, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

В соответствии с пунктом 2.2. Устава предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

Согласно пункту 2.3.1. Устава Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функций, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдение сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

-- заключен государственный контракт ---ИВ006/13/203 «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории» между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам».

Определением Арбитражного суда г. Москвы от -- утверждено мировое соглашение о расторжении указанного государственного контракта.

Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи застройщику, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (ч.6 ст.54 Градостроительного кодекса РФ).

Указом Президента РФ от 15.11 2013 ---с на 119 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ возложены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора на космодроме «Восточный».

Проведенной прокуратурой космодрома «Восточный» проверкой установлены факты игнорирования и неисполнения в сроки предписаний 119 отдела ГАСН МО РФ со стороны ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», что говорит о бездействии и негативно способствует длительному не завершению работ по строительству объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории.

До настоящего времени в пределах компетенции ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» вопрос об устранении нарушений обозначенных в замечаниях 119 отдела ГАСН МО РФ не решен.

Данные обстоятельства не оспаривались представителями ответчика.

В ходе надзорных проверок 119 отделом ГАСН МО РФ в деятельности ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» неоднократно выявлялись нарушения закона, выдавались предписания, замечания по которым не устранены в установленные сроки и в полном объеме.

Прокурором в обоснование иска приведены пункты предписания -- от 19.12.2016г.

Ответчиком не представлены суду доказательства исполнения указанных в иске прокурором пунктов предписания.

Таким образом, бездействие ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» выражается в непринятии мер направленных на организацию устранения нарушений законодательства, проектной и рабочей документации, строительных норм и правил, зафиксированных в актах проверки и предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ направленных в адрес ФКУ Дирекция космодрома «Восточный» на протяжении длительного периода строительства объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории.

Часть 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ гласит, что лицом осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в рамках полномочий заказчика-застройщика так и не определены конкретные объемы и виды работ, которые необходимо выполнить для завершения работ объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории, то есть ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» не исполнены функции заказчика-застройщика по завершению строительства объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории, по которому ранее работы велись ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», что привело к стагнации строительства объекта.

В судебном заседании представителем ответчика не представлено доказательств, что ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» полчила заключение о соответствии проекту. Вышеизложенные факты свидетельствуют и указывают на бездействие со стороны должностных лиц ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

Довод ответчика, ГК Роскосмос, об отсутствии у прокурора права на обращении с данным иском суд, несостоятелен поскольку, согласно требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ---- «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Учитывая, что закон Российской Федерации «О космической деятельности» от ---- направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

Так, статьей 3 Закона Российской Федерации ФЗ «О космической деятельности» от ---- установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования: содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.

Бездействие ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» влечет за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, выразившееся в затягивании сроков строительства объектов космодрома Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ РФ к освоению космического пространства.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме и необходимо обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объектам жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории, определить исполнителя (подрядчика), заключив договор подряда, устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, в силу подп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которых истец освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора космодрома «Восточный» к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный» об обязании определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», определить исполнителя (подрядчика), устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу во взаимодействии с Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории», заключив договор подряда.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ -- от -- по передаче образцов грунтов в лабораторию на предмет определения физико-механических свойств и получении заключения о соответствии проекту по объекту «Строительство объектов жилищного фонда космодрома с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального, культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории» в соответствии с проектной и рабочей документацией, а также нормативными техническими требованиями в области строительства (СНиП, СП, РД, ГОСТ).

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21 октября 2019 года.

Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова