ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1682/19 от 25.06.2019 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2019 года

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Соломахиной Е.А.

при секретаре Баланцевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ "Югрегионжилье" к Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района г. Ростова-на-Дону", третьи лица: Администрация г. Ростова-на-Дону, МБУ г. Ростова-на-Дону "Городской центр по управлению специализированным муниципальным жилищным фондом", Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 об обязании предоставить жилые помещения, заключить договора найма жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ФГКУ "Югрегионжилье" обратился в суд с иском об оспаривании действий администрации, связанных с отказом в предоставлении военнослужащим муниципальных жилых помещений, обязании предоставить жилые помещения, заключить договора найма, указав, что ... г. ФГКУ «Югрегионжилье» обратилось в <...> с ходатайством о предоставлении жилых помещений, расположенных по адресу <...>, военнослужащим, которые состоят в списках на предоставление служебных помещений, в порядке повторного заселения в соответствии с п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако, ФГКУ «Югрегионжилье» было отказано, по тем основаниям, что необходимо внести изменения в статус жилых помещений, изменения в Положение «О регулировании жилищных отношений на территории <...>», принятое Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 25.04.2006г. .

05.12.2018г. ФГКУ «Югрегионжилье» обратилось в <...> с ходатайствами о включении жилых помещений в число специализированных и принятия соответствующих распоряжений относительно предоставления жилых помещений военнослужащим и членам их семей.

Однако, ответами <...> отказано в обеспечении военнослужащих жилыми помещениями, относящимися к муниципальному специализированному жилищному фонду.

Действия <...>, связанные с отказом в предоставлении вышеуказанных жилых помещений военнослужащим и членам их семей, нарушают действующее законодательство РФ о препятствуют ФГКУ «Югрегионжилье» осуществлять свои полномочия по обеспечению военнослужащих муниципальным жильем в <...>.

Первоначально представитель истца просил суд признать действия администрации <...>, связанные с отказом в предоставлении жилых помещений, расположенных по адресу <...> незаконным; обязать администрацию <...> предоставить в порядке повторного заселения военнослужащих в указанные жилые помещения.

В последующем представитель истца уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд:

1. Обязать <...> предоставить военнослужащим в порядке повторного заселения свободные жилые помещения, расположенные по адресам: <...>, о чем заключить соответствующие договоры найма жилых помещений;

2. Обязать <...> заключить с военнослужащим ФИО3 соответствующий договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>;

3. Обязать <...> заключить с военнослужащим ФИО4 соответствующий договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>;

4. Обязать <...> заключить с военнослужащим ФИО1 соответствующий договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>;

5. Обязать <...> заключить с военнослужащим ФИО5 соответствующий договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства <...>» в суде требования не признал и просил отказать

Представитель ответчика администрации <...> в суд не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд рассмотрел дело в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель администрации <...> в суде считала требования необоснованными и просила отказать, представив письменные возражения.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, которое предоставляется малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите.

Федеральный закон от ... г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает дополнительные права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере, а также порядок их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, что обусловлено особым правовым статусом военнослужащих.

Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от ... г.-О, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильём военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильём военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от ... г. Ш6-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Исходя из содержания и смысла приведенной выше нормы закона, правовой позиции, высказанной Конституционным судом РФ, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи с их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности и муниципальным образованиям.

При этом Федеральный закон от ... г. Ш22-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения п.5 ст. 15 Федерального закона от ... г. Ш6-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее -занимаемой военнослужащими и членами их семей, данная норма закона действует и в настоящее время.

Таким образом, Федеральный закон от ... г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.

В ходе рассмотрения дела, судом установлено, военнослужащие и члены их семей проживают в жилых помещениях по адресу : - <...> – военнослужащий ФИО3;

- <...> – военнослужащий ФИО4;

- <...> – военнослужащий ФИО1;

- <...> – военнослужащий ФИО5;

Установлено, что в жилом помещении по адресу <...> ранее проживал ФИО6 по договору найма служебного жилого помещения, впоследствии – военнослужащий ФИО7, который данное жилое помещение сдал администрации <...>, получил справку о сдаче служебного жилого помещения и убыл для дальнейшего прохождения военной службы в <...>.

В настоящее время в соответствии с актом от 31.07.2018г. факт проживания в жилом помещении по адресу <...> не установлен, квартира является свободной и подлежит заселению военнослужащими и членами его семьи в соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07.11.2018г. распоряжение администрации <...> от 14.06.2017г. «О предоставлении ФИО2 жилого помещения по договору социального найма» и договор от 11.09.2018г. на передачу в частную собственность квартиры по адресу <...>, заключенный между администрацией <...> и ФИО2, признаны недействительными, применены последствия недействительности сделки с возвратом сторон в первоначальное положение.

В соответствии указанным апелляционным определением, суд полагает, что жилое помещение по адресу <...> настоящее время является свободным.

Таким образом, в силу приведенной выше нормы п.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» занимаемые ранее военнослужащими и сданные ими вследствие убытия к новому месту службы спорные квартиры подлежат в порядке повторного заселения предоставлению военнослужащим.

На основании изложенного суд считает, что исковые требования ФГКУ "Югрегионжилье" об обязании предоставить жилые помещения, заключить договор найма, являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Суд считает, что доводы ответчиков о том, что при передаче спорной квартиры в муниципальную собственность статус служебной ей не присваивался, правового значения не имеют, поскольку приведенная норма п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не предусматривает для повторного заселения военнослужащими ранее занимаемого военнослужащими жилого помещения обязательного наличия у этого жилого помещения статуса служебного, при том, что в силу действующего законодательства военнослужащему может предоставляться как служебное жилое помещение, так и жилое помещение по договору социального найма.

Судом учитывается то обстоятельство, что ранее спорные жилые помещения находятся в муниципальной собственности <...>, что подтверждается выписками из ЕГРП, ранее они же были предоставлены военнослужащим по договорам социального найма.

Иных доводов и доказательств, заслуживающих вниманию сторонами суду представлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФГКУ "Югрегионжилье" к Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района г. Ростова-на-Дону" -удовлетворить.

Обязать <...> предоставить военнослужащим в порядке повторного заселения свободные жилые помещения, расположенные по адресам: <...>, заключить соответствующие договоры найма жилых помещений.

Обязать <...> заключить с военнослужащим ФИО3 соответствующий договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>;

Обязать <...> заключить с военнослужащим ФИО4 соответствующий договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>;

Обязать <...> заключить с военнослужащим ФИО1 соответствующий договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>;

Обязать <...> заключить с военнослужащим ФИО5 соответствующий договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2019 года