ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1682/20 от 23.10.2020 Керченского городского суда (Республика Крым)

УИД 91RS0012-01-2020-003604-20

Дело №2-1682/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 октября 2020 года г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,

при секретаре – Кожуховой М.И.,

с участием ФИО2, представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Керчи, Министерства внутренних дел по Республике Крым – ФИО3, действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Керчи, Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании заключения служебной проверки незаконным, отмене приказа,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, Министерству внутренних дел по <адрес>, в котором просила признать незаконным заключение служебной проверки, на основании которой истец привлечена к дисциплинарной ответственности, отменить приказ УМВД России по <адрес>л/с от ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные требования мотивированы тем, что истец с 14 августа 1998 года проходит службу в органах внутренних дел, с 06 июня 2014 года по настоящее время проходит службу в ОВД в должности старшего специалиста группы по связям со СМИ УМВД России по <адрес> в звании майор внутренней службы. По результатам проведенной служебной проверки приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГл/с истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение служебной дисциплины, требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона «О полиции», подпунктов «а», «б» пункта 4, подпункта «а» пункта 5 Дисциплинарного устава ОВД Российской Федерации, пунктов 5, 45 Должностного регламента, что выразилось в нарушении 09 апреля 2020 года требований пункта 3 Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия. С указанным приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности истец не согласна, считает его, а также заключение по результатам служебной проверки незаконными, принятыми с нарушением норм действующего законодательства. Так, истец отмечает, что основанием для проведения в отношении нее служебной проверки послужили обстоятельства, изложенные в рапорте сотрудника УРЛС МВД по <адрес> ФИО6, согласно которым ФИО2 находилась в смешанной форме одежды, а также она опоздала с обеда, в то время как служебная проверка по факту допущенных ею нарушений служебной дисциплины была проведена по обстоятельствам, которые не были изложены в рапорте ФИО6 В то же время, истец указывает, что положения Федерального закона «О полиции» не могут к ней применяться, поскольку она является сотрудником внутренней службы, а не полиции, с режимом рабочего дня УМВД России по <адрес> он не ознакомлена. При этом, при проведении служебной проверки не была дана надлежащая оценка пояснениям ФИО2 о том, что после выхода из отпуска по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ она приступила к выполнению служебных обязанностей, ввиду отсутствия форменной одежды, соответствующего размера, она обратилась в кадровое и тыловое подразделения с целью разрешения данного вопроса, однако для получения форменного обмундирования каждому сотруднику необходимо прибыть в Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по <адрес>» (далее – ФКУ «ЦХиСО МВД по <адрес>»), что сделать до марта 2020 года не представилось возможным из-за служебной занятости и отсутствия финансирования, в то время как с марта 2020 года служебные командировки были запрещены в связи с введением на территории Республики Крым ограничительных мер, связанных с предупреждением распространения коронавирусной инфекции. В связи с изложенным ФИО2 часть форменной одежды взяла у коллеги, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, в связи с чем старается минимизировать ее использование. Также, истец отмечает, что она имела первоочередное право на установление нерабочих дней с 04 апреля по 30 апреля 2020 года в соответствии с указанием Министра внутренних дел Российской Федерации №1/3769 от 03 апреля 2020 года, однако в связи с тем, что в пресс-службе УМВД России по <адрес> истец работает одна, ввиду служебной необходимости, по устной договоренности с начальником УМВД России по <адрес> она исполняла служебные задачи по мере возможности, не уходя в режим нерабочих дней. Таким образом, при наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде выговора, не были учтены тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, а также то, что истец при выслуге более двадцати лет ранее не привлекалась к дисциплинарной ответственности, взысканий не имела.

В судебном заседании 23 октября 2020 года истец ФИО2 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях.

В судебном заседании 23 октября 2020 года представитель ответчиков –Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, Министерства внутренних дел по <адрес> – ФИО3, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснила, что служебная проверка в отношении истца была проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц.

В силу положений части 4 статьи 7 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» (далее – Федерального закона №3-ФЗ) сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Пунктами 1, 2 стати 1 Федерального закона №3-ФЗ установлено, что сотрудник полиции обязан: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере; выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел.

Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется Федеральным законом №342-ФЗ и федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел (часть 3 статьи 10 Федерального закона №342-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 12 Федерального закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации;

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона №342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Частью 1 статьи 47 Федерального закона №342-ФЗ определено, что служебная дисциплина – соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона №342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (часть 9 статьи 51 Федерального закона №342-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона №342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии с Описанием форменной одежды сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года №835, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации носят форменную одежду согласно присвоенным им специальным званиям.

Согласно пунктам 3, 4 Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июля 2013 года №575 (далее – Правила ношения форменной одежды), форменная одежда подразделяется по категориям сотрудников и видам на: выходную форму одежды (для строя и вне строя), повседневную форму одежды (для строя и вне строя), особую форму одежды, форму одежды для несения наружной службы (патрульно-постовая и дорожно-патрульная), а каждая из них по сезону - на летнюю и зимнюю.

В служебное время сотрудники обязаны носить установленную для них форму одежды, за исключением лиц, которым разрешено в служебное время ношение гражданской одежды.

Сотрудники форменную одежду носят: а) выходную форму одежды - при принятии присяги, при вручении органам внутренних дел и образовательным организациям знамен, при назначении в состав почетного караула, при получении государственных наград Российской Федерации, при представлении перед непосредственными начальниками при назначении на должность и присвоении специального звания, на официальных мероприятиях, в праздничные дни; б) повседневную форму одежды - при исполнении служебных обязанностей во всех остальных случаях; в) особую форму одежды - при выполнении сотрудниками отдельных подразделений возложенных на них специальных служебно-оперативных задач; г) форму одежды для несения наружной службы - при несении патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы.

Пунктом 15 Правил ношения форменной одежды определена повседневная форма одежды лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции, внутренней службы и юстиции (для женщин).

Так, летнюю форму составляют: шляпа (берет) фетровая темно-синего цвета; жакет шерстяной темно-синего цвета; юбка шерстяная темно-синего цвета; блузка серо-голубого цвета; галстук темно-синего цвета с закрепкой золотистого цвета; колготки телесного цвета; туфли черного цвета.

Зимнюю форму составляют: шапка меховая из овчины темно-синего цвета (для высшего начальствующего состава и полковников - из каракуля серого цвета); воротник съемный меховой из овчины темно-синего цвета (для высшего начальствующего состава и полковников - из каракуля серого цвета); пальто шерстяное темно-синего цвета; жакет шерстяной темно-синего цвета; юбка шерстяная темно-синего цвета; блузка серо-голубого цвета; галстук темно-синего цвета с закрепкой золотистого цвета; кашне темно-синего цвета; перчатки шерстяные (для высшего начальствующего состава и полковников - кожаные) черного цвета; колготки телесного (черного) цвета; сапоги зимние на меху черного цвета или сапоги демисезонные черного цвета.

В соответствии с пунктом 16 Правил ношения форменной одежды при повседневной форме одежды разрешается носить: шляпу (берет) фетровую темно-синего цвета вместо шапки меховой из овчины темно-синего цвета при зимней форме одежды; пилотку шерстяную темно-синего цвета вместо шляпы (берета) фетровой темно-синего при летней форме одежды; пальто шерстяное темно-синего цвета без воротника съемного мехового из овчины темно-синего цвета (для высшего начальствующего состава и полковников - без воротника съемного из каракуля серого цвета); куртку демисезонную кожаную черного цвета (для высшего начальствующего состава и полковников) вместо пальто шерстяного темно-синего цвета при зимней форме одежды; куртку демисезонную кожаную черного цвета (для высшего начальствующего состава и полковников) без воротника съемного из каракуля серого цвета с кашне темно-синего цвета при летней форме одежды; плащ демисезонный темно-синего цвета с кашне темно-синего цвета при летней форме одежды; брюки шерстяные темно-синего цвета с пальто шерстяным темно-синего цвета и курткой шерстяной темно-синего цвета; куртку шерстяную темно-синего цвета вместо жакета шерстяного темно-синего цвета; блузку серо-голубого цвета (с длинными рукавами с галстуком, с короткими рукавами без галстука) без жакета шерстяного при летней форме одежды; повседневную зимнюю форму одежды без перчаток шерстяных (для высшего начальствующего состава и полковников - кожаных) черного цвета; блузку белого цвета вместо блузки серо-голубого цвета при летней или зимней форме одежды; платье летнее темно-синего цвета с шейным платком с пилоткой шерстяной темно-синего цвета при летней форме одежды; джемпер (свитер) шерстяной темно-синего цвета вместо кителя шерстяного темно-синего цвета с футболкой темно-синего цвета (джемпер с V-образным вырезом горловины с рубашкой и галстуком) при летней форме одежды; куртку костюма ветровлагозащитного (плащ влагозащитный) темно-синего цвета в ненастную погоду при летней форме одежды; куртку костюма демисезонного темно-синего цвета при летней форме одежды.

По решению руководителей (начальников) главных управлений, департаментов и управлений МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, сотрудники в служебное время с учетом выполняемых ими функций могут не носить форменную одежду (пункт 8 Правил ношения форменной одежды).

Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года №1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Дисциплинарный устав).

В соответствии с пунктами «а», «б» статьи 4 Дисциплинарного устава служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается: личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей; соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды.

Согласно статьям 5, 6 Дисциплинарного устава сотрудник обязан: а) знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; б) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам; в) соблюдать требования к служебному поведению; г) соблюдать субординацию; д) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы; е) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины; ж) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом <данные изъяты> а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; з) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Сотрудники, старшие по подчиненности, во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими служебной дисциплины, требований, предъявляемых к служебному поведению, правил ношения форменной одежды.

Частью 8 статьи 51 Федерального закона №342-ФЗ установлено, что до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

В силу положений статьи 52 Федерального закона №342-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 года №161 утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок проведения служебной проверки).

В соответствии с пунктами 30.6-30.8, 30.9, 30.11 Порядка проведения служебной проверки сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан, в том числе: документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков; предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника); опросить сотрудников, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34 Порядка проведения служебной проверки).

Пунктом 35.2 Порядка проведения служебной проверки установлено, что в вводной части указываются, в том числе: должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Согласно пункту 36 Порядка проведения служебной проверки описательная часть должна содержать: основания проведения служебной проверки; объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка; факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка; обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка; наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника; материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника; иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются, в том числе: предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия (пункт 37.2 Порядка проведения служебной проверки).

Таким образом, названными выше нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах внутренних дел и порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение, установлены четкие и последовательные нормы, касающиеся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в том числе, отнесены нормы, содержащие требования к заключению по результатам служебной проверки, нормы о целях и порядке проведения служебной проверки, о сборе документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, об опросе сотрудников органов внутренних дел, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

Из материалов дела усматривается, что с ФИО7 заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с пунктам 4.4, 4.5 которого последняя обязуется соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные Федеральным законом №3-ФЗ, внутренний служебный распорядок.

Согласно приказу врио начальника УМВД России по <адрес> от 19 ноября 2018 года №1404л/с майору внутренней службы ФИО2 старшему специалисту группы по связям со СМИ УМВД России по <адрес> в период с 29 ноября 2018 года по 15 июля 2021 года предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Приказом начальника УМВД России по <адрес> от 09 января 2020 года №10л/с ФИО2 считается приступившей к исполнению служебных обязанностей после выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 20 января 2020 года, ей установлен ненормированный служебный день.

Приказом начальника УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам служебной проверки на майора внутренней службы ФИО2, старшего специалиста группы по связям со СМИ УМВД России по <адрес> наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Основанием для проведения служебной проверки в отношении ФИО2 послужил рапорт старшего инспектора по особым поручениям ООП УРЛС МВД по <адрес> от 09 апреля 2020 года по факту нарушения правил ношения форменного обмундирования.

Проведение проверки было поручено заместителю начальника отдела – начальнику отделения (отделение кадров) УМВД России по <адрес>ФИО11 которой в том числе составлено заключение по результатам служебной проверки в отношении старшего специалиста группы по связям со СМИ УМВД России по <адрес> майора внутренней службы ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому факт нарушения последней служебной дисциплины считается подтвердившимся.

Согласно пунктам 5, 45 Должностной инструкции старшего специалиста группы по связям со СМИ УМВД России по <адрес> майора внутренней службы ФИО2 режим служебного времени устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего трудового распорядка МВД. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившихся в несоблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также должностной инструкции, привлекается к дисциплинарной ответственности.

Опрошенный в рамках проведения служебной проверки старший специалист группы профессиональной подготовки ОРЛС УМВД России по <адрес>ФИО13ФИО14 пояснил, что 09 апреля 2020 года совместно с майором внутренней службы ФИО15 во исполнение указания помощника начальника УМВД по г. Керчи (по РЛС) полковника внутренней службы ФИО16В. осуществлял проверку соблюдения правил ношения форменного обмундирования сотрудниками УМВД по <адрес>, а также своевременности прибытия их на службу (утром и после обеденного перерыва). Около 14 часов 30 минут перед зданием УМВД по <адрес> ими была остановлена майор внутренней службы ФИО2, старший специалист по связям со СМИ УМВД России по <адрес>, которая, если судить визуально, находилась в гражданской форме одежды. ФИО2, было сделано замечание по поводу опоздания на службу после обеденного перерыва и нахождения не в форменной одежде, так как ее должностная категория не относится к категории сотрудников, которым в служебное время разрешено ношение гражданской формы одежды.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО17 пояснил, что в апреле 2020 года находился в командировке с целью оказания практической помощи УМВД России по <адрес> в соответствии с разработанным и утвержденным планом-заданием. 08 апреля 2020 года ему совместно со старшим специалистом группы профессиональной подготовки ОРЛС УМВД России по <адрес>ФИО18 начальником отдела кадров УМВД России по г. Керчи была поставлена задача проверить 09 апреля 2020 года хронометраж рабочего времени сотрудников. 09 апреля 2020 года примерно в 14 часов 30 минут у входа в УМВД России по <адрес> им была замечена ФИО2, которая находилась в рабочее время в смешанной форме одежды, без головного убора, в то время как последняя не относится к числу лиц, которым разрешено ношение гражданской формы одежды.

Согласно сообщению старшего специалиста ОТО УМВД России по г Керчи ФИО9 от 06 августа 2020 года №01-14/36822, ФИО2 в период с 20 января 2020 года по 06 августа 2020 года в ОТО УМВД России по <адрес> по факту получения форменного обмундирования не обращалась.

В соответствии с представленными ФКУ «ЦХиСО МВД по <адрес>» сведениями, после назначения на должность и присвоения звания ФИО2 была зачислена на вещевое довольствие, в 2014 году ей было выдано вещевое имущество личного пользования. Также, 27 января 2016 года ФИО2, получила лично со склада вещевого имущества ФКУ «ЦХиСО МВД по <адрес>» вещевое имущество личного пользования. После наступления сроков положенности предметов вещевого имущества личного пользования ФИО2 в отделение вещевого имущества ФКУ «ЦХиСО МВД по <адрес>» для получения вещевого имущества личного пользования в связи с истечением сроков носки ранее выданных предметов не обращалась, с 29 ноября 2018 года по 20 января 2020 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Выдача вещевого имущества женщинам на период предоставления им отпуска по уходу за ребенком приостанавливается, время нахождения в указанном отпуске в срок носки ранее выданных им предметов вещевого имущества не учитывается. В последующем ФИО2 обратилась в отделение вещевого имущества ФКУ «ЦХиСО МВД по <адрес>» 28 мая 2020 года.

В ходе рассмотрения настоящего дела нашло свое подтверждение то обстоятельство, что ФИО2 допустила нарушение правил ношения форменной одежды. Данные обстоятельства подтверждены материалами служебной проверки, согласуются с показаниями свидетеля ФИО4, допрошенного в судебном заседании, а также пояснениями ФИО2, которая пояснила, что 09 апреля 2020 года в рабочее время возвращалась в УМВД России по <адрес> в гражданской одежде.

Доказательств того, что истцу были представлены нерабочие дни с 04 апреля по 30 апреля 2020 года в соответствии с указанием Министра внутренних дел Российской Федерации №1/3769 от 03 апреля 2020 года, в том числе 09 апреля 2020 года, суду не представлены, как и доказательства того, что истец является лицом, которому в служебное время разрешено ношение гражданской одежды.

В ходе проведения служебной проверки были документально подтверждены дата и время совершения проступка, установлены обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности ФИО2

Доводы ФИО2 о нарушениях требований закона, регламентирующих порядок проведения служебной проверки являются несостоятельными, опровергаются заключением проверки по результатам рассмотрения жалобы ФИО2 от 17 июля 2020 года, утвержденного Министром внутренних дел по <адрес>, согласно которому установлено, что все допущенные описки в описательной и резолютивной частях приказа о наложении дисциплинарного взыскания, а также заключении служебной проверки являются техническими и никаким образом не влияют на объективное и всесторонне проведение служебной проверки; в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона №342-ФЗ действие Федерального закона №3-ФЗ распространяется и на сотрудников внутренней службы органов внутренних дел; полученные в ходе служебной проверки объяснения являются доказательной базой дисциплинарного проступка; служебная проверка проведена заместителем начальника отдела – начальником отделения (отделение кадров) УМВД России по <адрес> майором внутренней службы ФИО5; в рапорте ФИО4 с указанной резолюцией начальника УМВД расписаны в полном объеме все обстоятельства допущенного дисциплинарного проступка со стороны ФИО2, а именно: время и дата совершения проступка, место совершения, кем именно допущено нарушение служебной дисциплины; в рамках проведения служебной проверки учтены поощрения за службу в ОВД Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о формальном подходе и пренебрежительном отношении истца к соблюдению установленных правил служебного поведения, что правомерно расценено ответчиком как совершение истцом дисциплинарного проступка и послужило основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Поскольку факт виновного неисполнения истцом возложенных на нее обязанностей в части соблюдения установленных законом требований к ношению форменной одежды нашел свое подтверждение в ходе проведения служебной проверки, у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что наложенное приказом от ДД.ММ.ГГГГл/с на ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде выговора являлось соразмерной мерой совершенного ею дисциплинарного проступка, в связи с чем, основания для признания незаконным заключения служебной проверки и признания незаконным приказа о применении дисциплинарного взыскания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, Министерству внутренних дел по <адрес> о признании заключения служебной проверки незаконным, отмене приказа – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья А.А. Киселевич

Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2020 года.

Судья А.А. Киселевич