Дело № 2-1682/2022
УИД 22RS0013-01-2022-000972-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2022 года г.Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего Белущенко М.Ю.,
при секретаре Ивановской Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО10 к Администрации Бийского района Алтайского края, Муниципальному учреждению «Комитет Администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края» о признании права собственности на объекты недвижимого имущества, признании права отсутствующим,
у с т а н о в и л:
ФИО1, действующий через представителя по доверенности ФИО2, обратился в суд с иском к Администрации Бийского района Алтайского края, Муниципальному учреждению «Комитет Администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края», в котором, с учетом уточненного иска от 06.07.2022, просит суд: признать отсутствующим право собственности Муниципального образования Бийский район Алтайского края на административное здание по адресу, площадью кв.м., кадастровый №, зарегистрированное в ЕГРН 26.03.2003 за номером № и исключить запись о регистрации. Признать за ФИО1 право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: административное здание площадью № кв.м., кадастровый №; гараж, котельная площадью 9 кв.м., кадастровый №. Зарегистрировать переход права собственности на административное здание и здание гаража, котельной, по договору № купли-продажи муниципального имущества от 20.01.1998.
В обоснование исковых требований указано, что 20.01.1998 между Комитетом по управлению имуществом Бийского района с одной стороны (продавец) и ФИО1 с другой стороны (покупатель) был заключен договор № купли-продажи муниципального имущества. Указанный договор был заключен по результатам открытых торгов по продаже муниципального имущества, проведенных 20.01.1998, что подтверждается протоколом открытых торгов от 20.01.1998.
По условиям договора ФИО1 приобрел в собственность административное здание с пристройками, расположенное по адресу . Указанные объекты недвижимости были переданы ФИО1 и приняты им, что подтверждается актом № приемки-передачи основных средств от 27.01.1998, покупателем была выплачена покупная цена рублей.
Спорные объекты недвижимости фактически находятся во владении и пользовании у ФИО1 с момента их передачи до настоящего времени. Однако государственная регистрация перехода права собственности на указанные объекты недвижимости не проведена. Действующим законодательством не установлено ограничений по сроку для обращения за государственной регистрацией перехода права собственности на недвижимость.
17.01.2022 ФИО1 обратился в Администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением, требуя произвести государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости. Ответа на данное заявление не последовало, от исполнения своей обязанности Администрация Бийского района уклонилась.
Истец указывает, что сделка по продаже имущества совершена в надлежащей форме, ФИО1 полностью выполнил свои обязательства по договору, с 27.01.1998 владеет объектами недвижимости добросовестно и открыто, непрерывно. Из его владения недвижимое имущество не выбывало, Администрация Бийского района права на спорное имущество не заявляло. ФИО1 несет бремя содержания имущества, в том числе по оплате текущего ремонта, охране. Срок добросовестного владения составляет более 24 лет, что является основанием для признания за ним права собственности в силу приобретательной давности.
В ходе рассмотрения гражданского дела было установлено, что на основании решения Арбитражного суда Алтайского края от 05.04.2001 зарегистрировано право муниципальной собственности на административное здание площадью кв.м., запись в ЕГРН от 26.03.2003 №.
При рассмотрении дела в Арбитражном суде Алтайского края Администрация Бийского района не поставила суд в известность о наличии заключенного со ФИО1 договора купли-продажи недвижимого имущества, истец не был привлечен к участию в деле, не мог представлять свои возражения по существу спора.
Запись в ЕГРН о государственной регистрации права собственности муниципального образования Бийский район на административное здание площадью кв.м., нарушает права ФИО1, вследствие чего право собственности муниципального образования Бийский район подлежит признанию отсутствующим.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежаще. Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, настаивает на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Бийского района Алтайского края ФИО3, действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В отзыве на исковое заявление указано, что в настоящее время зарегистрировано право муниципальной собственности на административное здание общей площадью кв.м., расположенное по , возникшее на основании решения арбитражного суда Алтайского края от 05.04.2001.
Истцом в обоснование исковых требований представлен договор № от 20.01.1998. Вместе с тем, в иске отсутствуют ссылки на доказательства, подтверждающие право собственности МО Бийский район ранее даты 05.04.2001 (даты вынесения решения арбитражным судом Алтайского края), следовательно договор, на который ссылается истец в обоснование исковых требований, является ничтожным. Договор предположительно заключен ранее даты возникновения права собственности продавца на спорный объект недвижимости. В архивных документах Администрации района подлинные документы, представленные истцом в дело в виде копий, отсутствуют, что свидетельствует об их ничтожности.
Решение Бийского районного Совета народных депутатов о том, что указанные объекты включены в прогнозный план приватизации, не принималось. Указанное свидетельствует о нарушении процедуры продажи муниципального имущества.
Учитывая, что Администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не нарушала каких-либо охраняемых законом прав и интересов истца, а стороной договора являлся Комитет по имуществу, просит в иске отказать, в том числе и по этому основанию.
Право МО Бийский район возникло на основании решения Арбитражного суда, вступившего в законную силу, которое не отменено и не изменено, требования о признании отсутствующим права собственности муниципального образования на объекты недвижимости не основаны на законе и не подлежит удовлетворению.
Представитель ответчиков Администрации Бийского района и МУ «Комитета Администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края» ФИО5, действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Ранее представитель ответчиков возражала против удовлетворения исковых требований по существу, указывая на доводы, изложенные в отзыве Администрации Бийского района Алтайского края на иск. Полагала, что надлежащим ответчиком по спору является МУ «Комитет Администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края».
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В представленном письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица указывает, что в соответствии с п.52 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон вделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН. Кроме этого, в соответствии со ст.58 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, установленные решением суда права подлежат государственной регистрации на общих основаниях – по заявлению правообладателя с приложением всех необходимых для государственной регистрации документов. Учитывая требования действующего законодательства Управление просит отказать в удовлетворении требований о регистрации перехода права собственности и исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности Муниципального образования Бийский район на здание административное, литеры , с кадастровым номером №.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело при настоящей явке.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, материалы инвентарного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как следует из материалов гражданского дела 20 января 1998 года между продавцом Комитетом по управлению имуществом Бийского района, в лице председателя комитета ФИО6 и покупателем ФИО1 заключен договор купли-продажи муниципального имущества № (т.1 л.д.11).
В соответствии с п.1.1 договора предметом договора является административное здание вместе с постройками по , учитываемое на балансе Администрации Бийского района. Продажная цена имущества установлена в размере рублей.
В соответствии с п.2.1. договора продавец обязуется передать Покупателю проданное имущество в течение месяца с момента регистрации договора в установленном порядке по акту приемки-передачи.
В соответствии с п.2.2 договора в срок не позднее 5 календарных дней с момента подписания протокола о результатах аукциона покупатель обязан оплатить стоимость приобретенного имущества и после поступления денег на р/счет комитета по управлению имуществом района ему выдается договор купли-продажи, свидетельствующий о праве собственности.
Согласно п.4.1., 4.2 договор вступает в силу с момента его регистрации и прекращает свое действие по выполнению сторонами своих обязательств. Покупатель муниципального имущества становиться собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В подтверждение исполнения продавцом обязанности по передаче имущества истцом представлен акт № приемки-передачи основных средств от 27.01.1998, из которого следует, что ФИО1 переданы следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу : административное здание с пристройками (А1, А2), склад-гараж (Б), котельная (Б1), пристройка (Б2), с коммуникациями (т.1 л.д.9).
Истцом также представлены доказательства исполнения обязанности покупателя по оплате продажной цены муниципального имущества в размере рублей, а также внесения платы за участие в торгах, что подтверждено квитанциями к приходным кассовым ордерам : № от 19.01.1998 на сумму рублей, с указанием основания – «залог за участие в аукционе за здание по »; № от 19.01.1998 на сумму рубля, с указанием основания – «за участие в торгах»; № от 27.01.1998 на сумму рублей, с указанием основания – «за муниципальное имущество района административное здание вместе с постройками по , с аукциона» (т.1 л.д.10).
Указание в приходном кассовом ордере № от 19.01.1998 адреса здания «» суд расценивает как техническую ошибку исполнителя, поскольку из материалов дела следует, что предметом торгов выступало недвижимое имущество по адресу . Кроме того, по адресу находится Администрация Бийского района.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об исполнении сторонами обязанностей по договору купли-продажи муниципального имущества в полном объеме.
Кроме того, в подтверждение действительности заключенного договора истцом представлена общественно-политическая газета Бийского района «Моя Земля» №) от 30.12.1997, в которой опубликовано объявление о проведении 20 января 1998 года в 10 часов в здании администрации Бийского района (г.) комитетом по управлению муниципальным имуществом Бийского района аукциона по продаже муниципальной собственности – административного здания вместе с постройками по . Установлена стартовая цена – (в ценах 1998 года) (т.1 л.д.13).
Истом также представлена копия протокола открытых торгов по продаже муниципального имущества, учитываемого на балансе Администрации Бийского района от 20.01.1998, в котором содержаться сведения о составе комиссии, стартовой цене имущества, победителе торгов. В протоколе имеются подписи членов комиссии, покупателя, печать Администрации Бийского района. Представленная истцом копия заверена председателем комиссии ФИО7 (т.1 л.д.8).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, 26.03.2003 зарегистрировано право собственности Муниципального образования Бийский район Алтайского края на нежилое здание административное, площадью кв.м., по адресу, кадастровый №, запись регистрации № (т.1 л.д.44-46). Сведения о зарегистрированных правах на нежилое здание гаража, котельной, площадью кв.м., кадастровый №, отсутствуют.
Разрешая требования истца о признании отсутствующим права собственности Муниципального образования Бийский район на нежилое здание административное, площадью кв.м., по адресу, кадастровый №, запись регистрации №, об исключении записи о регистрации права суд исходит из следующего.
Как следует из материалов регистрационного дела право собственности Муниципального образования Бийский район Алтайского края на административное здание по адресу, площадью кв.м., кадастровый №, зарегистрированное в ЕГРН 26.03.2003 за номером №, возникло на основании решения арбитражного суда Алтайского края от 05.04.2001 по делу №А03-109/01-29 (т.1 л.д. 97).
На основании данного решения суда за Администрацией Бийского района признано право собственности на административное здание – конторы, площадью кв.м. (литер А), расположенное по адресу .
При рассмотрении арбитражного дела судом было установлено, что 08 декабря 1997 года между Администрацией Бийского района (покупатель) и Бийским райпотребсоюзом (продавец) заключен договор купли-продажи недвижимости: нежилого объекта – административного здания (конторы) площадью кв.м. Литер А); пристроя площадью кв.м. (литер А1), пристройки площадью кв.м. (литер а), гаража площадью кв.м. (литер Б и Б2), котельной площадью кв.м. (литер Б1) за рублей. 11.11.1997 Администрация Бийского района полностью рассчиталась с продавцом – Бийским райпотребсоюзом. 08.11.1997 на основании акта приема-передачи Администрация Бийского района поставила приобретенный объект – административное здание (литер А) на свой баланс, который и по настоящее время находится у нее на балансе, несет бремя его содержания.
Материалы арбитражного дела №А03-109/01-29 уничтожены по истечении срока хранения (т.1 л.д.125).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.03.2003 на основании решения суда от 05.04.2001 зарегистрировано право собственности на административное здание общей площадью кв.м. за Муниципальным образованием «Бийский район» (т.1 л.д.51).
В соответствии с абз.4 п.52 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Поскольку истцом заявлены требования о признании за ним права собственности на недвижимое имущество, его требования о признании отсутствующим права собственности Муниципального образования Бийский район Алтайского края на административное здание по адресу, площадью кв.м., кадастровый №, зарегистрированного в ЕГРН 26.03.2003 за номером №, исключению из ЕГРН записи о регистрации, не подлежат удовлетворению, как не надлежаще избранный способ защиты нарушенного права.
Разрешая требования истца о признании за ним права собственности на спорные объекты недвижимости, суд исходит из следующего.
Как следует из инвентарного дела, технического паспорта, по адресу по состоянию на 20.12.2011 имеются следующие объекты градостроительной деятельности: нежилое здание лит.А, год ввода в эксплуатацию 1903, площадью кв.м.; нежилое здание лит.Б, год ввода в эксплуатацию не указан, площадью кв.м. Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью кв.м.
В обоснование доводов о том, что нежилое здание гаража было возведено в 1998 году и не могло входить в предмет договора купли-продажи от 20.01.1998, ответчиком представлены следующие доказательства.
Согласно акту выбора площадки под застройку от 25.02.1998 произведено обследование земельного участка под застройку: котельной, склада-гаража по . Застройщиком указана Администрация Бийского района. Постановлением Администрации г.Бийска от 31.03.1998 № Администрации Бийского района разрешено проектирование здания котельной площадью кв.м., склада-гаража площадью кв.м. на земельном участке по адресу . Представлено также архитектурно-планировочное задание № от 03.04.1998 на проектирование котельной и склада-гаража по .
Вместе с тем, как следует из инвентарного дела № части 3, сведения о наличии построек литеры Б (склад, гараж), Б1 (гараж, котельная, склад), Б2 (туалет, коридор) имеются в поэтажном плане здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.строений составляла 395,5 кв.м.
Следовательно, данные строения имелись по состоянию на 1994 год и были возведены ранее 1998 года. Доказательств тому обстоятельству, что Администрацией Бийского района по были возведены строения котельной и склада-гаража в соответствии с архитектурно-планировочным заданием № от 03.04.1998, суду не представлено. В техническом паспорте по состоянию на 14.12.2011 на земельном участке по адресу отсутствуют иные строения кроме тех, на которые претендует истец, как собственник и расположение которых соответствует генеральному плану земельного участка по состоянию на 29.01.1994.
Доводы ответчика Администрации Бийского района о том, что на момент заключения договора купли-продажи 20.01.1998 у МО Бийский район отсутствовало зарегистрированное право собственности на спорные объекты недвижимости, данное право возникло только на основании решения Арбитражного суда Алтайского края от 05.04.2001, которое до настоящего времени не оспорено, а также о нарушении порядка приватизации муниципального имущества, что свидетельствует, по мнению ответчика о ничтожности договора купли-продажи от 20.01.1998, суд отклоняет ввиду наличия признаков злоупотребления правами.
В соответствии с частями 1-2 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Спорное административное здание относится к недвижимому имуществу, переход права собственности на такое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 130; п. 1 ст. 131; п. 1 ст. 164 ГК РФ).
До введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применялся ранее действовавший порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним (ст. 8 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
На дату заключения договора купли-продажи 20.01.1998 регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним осуществляло бюро технической инвентаризации (БТИ) в соответствии Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 г. N 83.
Как следует из инвентарного дела № по ул. (часть 3), 04.05.1977 внесена запись о правообладателе спорного имущества административного здания (литеры А. А1, а), гаража, котельной (литеры Б. Б1, Б2) – Бийский райпотребсоюз. Основанием для внесения записи указано решение горисполкома № от 14.06.1968, акт передачи от 10.04.1969.
Сведения о правообладателе – Администрации Бийского района, о возникшем праве собственности, по состоянию на дату заключения договора купли-продажи со ФИО1, в материалах инвентарного дела отсутствуют.
Таким образом, суд полагает установленным, что по состоянию на дату заключения договора купли-продажи – 20.01.1998 года право собственности Администрации Бийского района на спорные объекты недвижимости не было зарегистрировано в установленном порядке.
Вместе с тем, договор купли-продажи от 20.01.1998 был заключен по итогам организованного Комитетом по управлению имуществом Бийского района аукциона, проведенного в соответствии с Положением о порядке продажи имущества (активов) действующих муниципальных предприятий, организаций и учреждений на аукционе, утвержденным постановлением Администрации Бийского района Алтайского края № от 06.08.1997. Результаты данных торгов, а также договор купли-продажи, заключенный по результатам данных торгов не оспорены, в установленном порядке недействительными не признаны.
Размещая в газете «Моя земля» объявления о проведении аукциона Комитетом по управлению имуществом Бийского района указано на продажу муниципальной собственности – административного здания с постройками по . В договоре купли-продажи от 20.01.1998 также указано на продажу муниципального имущества, учитываемого на балансе Администрации Бийского района.
Спорное имущество фактически находилось во владении Администрации Бийского района и было передано ФИО1 по акту приема-передачи.
Все действия ответчика давали истцу основания полагать, что администрация Бийского района является собственником продаваемого имущества, имеет право распоряжаться им в установленном законом порядке.
Кроме того, обращаясь с иском в арбитражный суд Алтайского края о признании муниципальной собственности Администрация Бийского района указывала на наличие заключенного 08.12.1997 между Администрацией Бийского района и Бийским райпотребсоюзом договора купли-продажи, фактическом исполнении данного договора, включении недвижимого имущества в реестре муниципальной собственности.
Заключение договора купли-продажи 08.12.1997 между Администрацией Бийского района и Бийским райпотребсоюзом предшествовало заключению договора со ФИО1
Сторона истца в судебном заседании не оспаривала вышеуказанный договор купли-продажи от 08.12.1997, а также право собственности муниципального образования Бийский район на дату заключения договора купли-продажи от 20.01.1998.
Позднее обращение Администрации Бийского района за признанием своего права собственности, а также отсутствие государственной регистрации права собственности продавца на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность такого договора, как основания возникновения соответствующего обязательства между сторонами
Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 №123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (в редакции на дату проведения аукциона 20.01.1998) далее Закон о приватизации, установлен порядок, способы приватизации муниципального имущества, порядок определения начальной цены объектов приватизации, сроки размещения информации о приватизации муниципального имущества, а также перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию продавцом имущества в средствах массовой информации.
Соблюдение вышеуказанных требований федерального закона при продаже муниципального имущества должно обеспечиваться продавцом муниципального имущества, в данном случае на Администрацией Бийского района в лице уполномоченного органа – Комитета по управлению имуществом Бийского района.
В соответствии с положениями статьи 29 Закона о приватизации в случае, если приватизация государственного или муниципального имущества осуществлялась с нарушением положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также условий договоров купли - продажи государственного или муниципального имущества, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, покупатели, органы прокуратуры Российской Федерации вправе в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, применении мер ответственности, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о приватизации и о привлечении к ответственности виновных лиц.
В соответствии с ч.5 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Сторона ответчика указывает на ничтожность договора купли-продажи имущества от 20.01.1998 ввиду нарушения порядка приватизации муниципального имущества, а именно отсутствие сведений о включении спорного имущества в план приватизации, отсутствие надлежаще зарегистрированного права собственности на спорное имущество у Муниципального образования.
Вместе с тем, указанные нарушения были допущены стороной сделки – продавцом спорного имущества, однако после заключения договора и до настоящего времени требований о признании сделки купли-продажи имущества заявлено не было. Договор заключен уполномоченным на продажу муниципального имущества лицом – Комитетом по управлению имуществом Администрации Бийского района. В данном договоре содержаться сведения об установлении продажной цены недвижимого имущества – рублей, истцом представлены доказательства соблюдения им требованию по участию в аукционе – внесение платы за участие в торгах, внесение залога, а также полная оплата приобретаемого имущества, спорное имущество было передано покупателю во владение. Данное поведение стороны ответчика после заключения сделки давало основание истцу полагаться на действительность договора купли-продажи от 20.01.1998.
Представитель ответчиков ФИО5 в судебном заседании поясняла, что ФИО1 в 2010 году обращался с просьбой оформить право собственности, запрашивал подлинные технические документы на объекты недвижимости. Истцу было отказано, так как документы не были найдены.
Обращение ФИО1 в 2010 году согласуется с последующим изготовлением в 2011 году технических документов на объекты недвижимости и обращение в 2012 году в регистрационный орган за регистрацией перехода права собственности. При этом суд полагает необходимым отметить, что в 2011 году ФИО1 действуя от имени МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края» по доверенности (копия доверенности имеется в материалах инвентарного дела 2 часть) обращался в органы БТИ за изготовлением технической документации на объекты недвижимости по .
Доводы стороны ответчиков о том, что истцом представлены копии документов не соответствуют действительности, так как суду для обозрения и заверения в предварительном судебном заседании 22.03.2022, проведенном с участием представителя ответчиков ФИО5, предоставлялись подлинные договор купли-продажи и квитанции к приходным кассовым ордерам, акт приема-передачи имущества представлен в надлежаще заверенной копии.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее. Из представленного суду регистрационного дела на объекты недвижимости по следует, что 28 февраля 2012 года представитель Комитета администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края ФИО8, действующий на основании доверенности от 26.12.2011, обратился с заявлением о регистрации перехода права собственности к ФИО1 на нежилое здание площадью кв.м.
С заявлением также обратился ФИО1, представив на регистрацию в числе прочего акт приема передачи основных средств № от 27.01.1998, договор купли-продажи муниципального имущества на аукционе № от 20.01.1998, протокол открытых торгов от 20.01.1998, выписку из реестров объектов муниципальной собственности Бийского района Алтайского края от 21.02.2012, то есть те документы, которые представлены истцом при разрешении настоящего спора.
22 марта 2012 года от представителя МУ «Комитет администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района» и от ФИО1 поступили заявления о прекращении государственной регистрации права собственности на нежилое здание. Согласно уведомлениям государственного регистратора Бийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 27.03.2012, государственная регистрация прекращена.
Из пояснений представителя истца в настоящем судебном разбирательстве следует, что заявления о прекращении регистрации были поданы в связи с тем, что установлено наличие зарегистрированного права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости в 2003 году, в связи с чем имелись препятствия к регистрации права собственности на основании договора, заключенного в 1998 году.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить поведение стороны ответчика по предоставлению противоречивых сведений в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела. Так, согласно ответу на запрос суда МУ «Комитет Администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края» предоставлена информация о том, что спорные объекты недвижимости не значатся в реестре объектов муниципальной собственности Бийского района, вместе с тем, суду представлена копия выписки из реестра объектов муниципальной собственности по состоянию на 01.01.1998 о нахождении склада-гаража лит.Б, котельной лит.Б1, пристройки лит.Б2 площадью кв.м., в муниципальной собственности Бийского района.
Анализируя представленные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании за ним права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: административное здание площадью кв.м., кадастровый №; гараж, котельная площадью кв.м., кадастровый №, возникшего на основании договора купли-продажи от 20.01.1998.
Доводы истца о возникновении у него права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности судом отклоняются, как не соответствующие установленным судом фактическим обстоятельствам.
В соответствии с положениями ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности. Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Судом установлено, что владение спорным недвижимым имуществом осуществляло истцом на основании договора № купли-продажи муниципального имущества от 20.01.1998 и акта приема-передачи имущества, следовательно положения ст.234 ГК РФ при разрешении настоящих исковых требований не подлежат применению.
В соответствии с положениями ст.58 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода такого права и (или) сделки с объектом недвижимости. В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Поскольку судом удовлетворены требования истца о признании за ним права собственности на спорные объекты недвижимости, при регистрации права собственности истца подлежит прекращению ранее зарегистрированное право муниципального образования Бийский район, запись в реестре № от 26.03.2003. Требование о регистрации перехода права собственности является излишне заявленным, поскольку данные действия осуществляются регистрирующим органом по заявлению правообладателя.
Разрешая доводы о надлежащем ответчике по спору, суд исходит из следующего.
В соответствии с положением о муниципальном учреждении «Комитет администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края» Комитет является структурным подразделением Администрации Бийского района Алтайского края, юридическим лицом, осуществляющим владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Бийского района и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.1.1 Положения).
В соответствии с разделом 2 положения Комитет несет ответственность за осуществление следующих основных функций: владение, пользование и распоряжение недвижимым имуществом (здания, сооружения), транспортом, оборудованием, объектами культурного наследия, находящимися в муниципальной собственности (п.2.1.1.); управление в установленном порядке приватизацией организаций, зданий, сооружений, транспорта, оборудования, акций (долей), находящихся в муниципальной собственности (п.2.1.4.). Комитет в пределах своей компетенции и в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящего Положения осуществляет следующие полномочия: осуществляет от имени муниципального образования полномочия по владению, пользованию и распоряжению движимым и недвижимым имуществом муниципального образования, находящимся в муниципальной собственности, управлению пакетом акций (долей), находящимся в муниципальной собственности, управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.2.3.1.). Комитет осуществляет ведение реестра муниципальной собственности, в том числе оформляет и учитывает муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну (п.2.3.9.); осуществляет приватизацию муниципального имущества (организаций, зданий, сооружений, транспорта, оборудования, акци1 (долей), в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами (п.2.3.10.); осуществляет действия, необходимые для государственной регистрации права собственности муниципального образования на недвижимое имущество, в том числе на земельные участка, и сделок с ним (п.2.3.11.); выступает в качестве продавца и покупателя имущества, в том числе предприятий (имущественных комплексов), акций (долей, паев), иного движимого и недвижимого имущества в интересах муниципального образования (п.2.3.12); организует проведение торгов муниципального имущества (п.2.3.13.1.).
Исходя из изложенного суд соглашается с доводами ответчиков, о том, что надлежащим ответчиком по спору является МУ «Комитет администрации по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям Бийского района Алтайского края», как орган, в полномочия которого входит распоряжение муниципальным имуществом, заключение сделок по его отчуждению, а также организации и проведению торгов муниципального имущества.
В исковых требованиях к Администрации Бийского района надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 ФИО11 удовлетворить в части.
Признать за Скворцовым ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС № право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: административное здание площадью кв.м., кадастровый №; гараж, котельная площадью кв.м., кадастровый №, возникшее на основании договора купли-продажи от 20.01.1998.
Прекратить ранее зарегистрированное право муниципального образования Бийский район, запись в реестре № от 26.03.2003. на объект недвижимости, расположенный по адресу: административное здание площадью кв.м., кадастровый №;
В остальной части исковых требований, в том числе в требованиях в Администрации Бийского района Алтайского края, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Ю. Белущенко