ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1683/20 от 03.08.2020 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1683/2020

УИД: 55RS0005-01-2020-002377-25

Решение

Именем Российской Федерации

3 августа 2020 года город Омск

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л. при секретаре судебного заседания Казарян Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАК к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, департаменту имущественных отношений Администрации г.Омска о признании объекта недвижимости бесхозяйным, подлежащим сносу,

установил:

ПАК обратилась в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> смежном земельном участке расположен заброшенный объект – магазин, литера <данные изъяты>, инвентарный , по адресу: <адрес>, который находится в аварийном состоянии, что угрожает жизни и здоровью третьих лиц, а также ее имуществу. Установить собственника указанного недвижимого имущества не представляется возможным, поскольку им давно никто не пользуется, объект разрушается. При обращении к ответчикам, установлено, что данный объект не числится в реестрах, собственник его отсутствует. С целью приведения земельного участка, занимаемого разрушающимся объектом, в порядок она обратилась в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска с заявлением о формировании земельного участка для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, но получила отказ, ввиду расположения на нем здания, возможно кому-то принадлежащего, чьи права могут быть затронуты. Полагает, что расположение разрушающегося имущества с неустановленным владельцем нарушает право неопределенного круга лиц, а также и ее, в том числе, на надлежащее использование земельного участка, приведение его в соответствие с действующим законодательством.

Просит признать бесхозяйным, ветхим, подлежащим сносу объект недвижимого имущества – магазин, литера , инвентарный , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебное заседание ПАК не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Представитель ПАККАФ., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В своем письменном отзыве, ссылаясь на ст. ст. 225, 290 ГК РФ, возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что здание с кадастровым номером поставлено на учет в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, является нежилым зданием, магазином, дата актуализации сведений ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55)

Представители ТУ Росимущество в Омской области, Администрации г. Омска департамент городского хозяйства Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ПАК. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – офис (л.д. 11-13).

На смежном земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, расположено одноэтажное кирпичное нежилое здание – магазин, площадью <данные изъяты> кв.м, с инвентарным номером , с кадастровым номером , сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости отсутствуют (л.д. 81-82).

Исходя из инвентаризационных материалов на объект недвижимости, с инвентарным номером , расположенного по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного нежилого здания значится Омский областной Совет по управлению курортами (л.д. 85-96).

Согласно выписке ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ Омский областной Совет по управлению курортами (ИНН ) прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ликвидацией (л.д. 120-122).

Согласно ответу Управления Росреестра по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости с кадастровым номером (нежилое здание), местоположение которого установлено: <адрес>, в соответствии с положениями установленными ст. 225 ГК РФ, имеет признаки бесхозяйной недвижимой вещи (л.д. 97).

Обращаясь в суд с настоящим иском, ПАК просит признать объект недвижимого имущества бесхозяйным.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом.

Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Администрации г.Омска, утвержденному Решением Омского Совета от 26.10.2011 № 452, органом, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования город Омск функции управления муниципальным имуществом, является Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 ГК РФ.

Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Таким образом, названная норма определяет специального субъекта, обладающего правом обращения в суд с названными требованиями. Таким субъектом является муниципальный орган, поскольку в результате признания недвижимости бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности.

Иные лица названным правом не обладают и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципального органа к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность, они не являются надлежащими истцами по требованиям о признании недвижимых объектов бесхозяйными.

Относительно требований истца о признании недвижимого имущества аварийным, подлежащим сносу, суд отмечает следующее.

Процедура признания нежилого здания аварийным регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 № 577.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 № 577 утверждено «Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления».

Указанным Положением предусмотрен порядок признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, включающий в себя, в частности, следующие этапы: формирование органом местного самоуправления перечня объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке; осуществление обследования фактического состояния объекта организацией, привлеченной органом местного самоуправления; формирование межведомственной комиссии в целях проведения оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект.

Порядок признания нежилых помещений аварийными и подлежащими сносу определен в главе 2, согласно которой собственники объекта капитального строительства, включенного в перечень, и лица, которым такой объект капитального строительства принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатели), либо уполномоченные ими лица включаются в состав межведомственной комиссии с правом совещательного голоса (п. 8).

Процедура оценки фактического состояния объекта капитального строительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой расположен такой объект, и принятия в случае наличия основания решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу включает, в том числе принятие соответствующим органом, указанным в п. 17 настоящего Положения, решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу в случае принятия межведомственной комиссией решения, указанного в подп. "а" п. 13 настоящего Положения (п. 12).

Решение о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу принимается уполномоченным органом местного самоуправления (за исключением объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации либо Российской Федерации) (п. 17).

Таким образом, для признание нежилого здания аварийным необходимо соблюдение установленной законом процедуры, а также обладать правом на обращение с такими требовапниями, к числу которых ПАК. не относится.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что исковое заявление подано лицом, не обладающим правом обращения в суд с данными требованиями, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ПАК к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, департаменту имущественных отношений Администрации г.Омска о признании объекта недвижимости бесхозяйным, подлежащим сносу отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд города Омска.

Мотивированное решение составлено 10 августа 2020 года

Судья Решение суда не вступило в законную силу