К делу №2-1683/2020
УИД 23RS0001-01-2020-000752-92
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Абинск 19 октября 2020 г.
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Хомченковой О.И.,
при секретаре Костенко С.В.,
с участием истца ФИО1,
его представителя ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Абинском районе о признании недействительным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости досрочно и зачете периодов в льготный стаж,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Абинский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ответчику, в котором просит с учётом уточненных исковых требований признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Абинском районе об отказе в установлении пенсии от 28.06.2019 г. №190000015869/780663/19 недействительным; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Абинском районе назначить страховую пенсию по старости досрочно по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.30 и ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты достижения им 59 лет, то есть с 06.07.2020 г.; включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы: с 22.02.1983 г. по 15.09.1983 г., с 13.10.1983 г. по 12.01.1986 г., с 13.01.1986 г. по 12.03.1986 г., с 13.03.1987 г. по 24.09.1987 г., с 25.09.1987 г. по 13.02.1990 г.
Свои требования мотивировал тем, что решением Управления ПФР в Абинском районе Краснодарского края от 28.06.2019 г. ему отказано в установлении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа 7 лет 6 месяцев, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Пункт 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона (65 и 60 лет соответственно для мужчин и женщин) при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам, по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего ФЗ по состоянию на 31.12.2018 г., на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам. По состоянию на 31.12.2018 г. было предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Согласно трудовой книжке АТ-П № 8491589 его трудовой стаж на работах с тяжелыми условиями труда составил 6 лет 10 месяцев 25 дней, включающий в себя периоды: с 22.02.1983 г. по 15.09.1983 г. (6 месяцев 25 дней) в должности слесаря-ремонтника 3 разряда ПРЦБО; с 13.10.1983 г. по 12.01.1986 г. (2 года 3 месяца) в должности слесаря-ремонтника 4 разряда ПРЦБО; с 13.01.1986 г. по 12.03.1987 г. (1 год 2 месяца) в должности слесаря по обслуживанию буровых 4 разряда; с 13.03.1987 г. по 24.09.1987 г. (6 месяцев 12 дней) в должности слесаря-ремонтника 4 разряда; с 25.09.1987 г. по 13.02.1990 г. (2 года 4 месяца 20 дней) в должности слесаря по обслуживанию буровых 4 разряда. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление Правительства РФ № 665) установлен порядок применения Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утв. Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 ред. от 27.09.1990). В частности, предусмотрено, что Список № 2 от 22.08.1956 в ред. от 27.09.1990 применяется для учета периодов выполнения работ, имевших место до 01.01.1992 г. Раздел XIII указанного Списка содержит наименования специальностей и должностей в области бурения, добычи и переработки нефти и газа, переработки угля и сланца. В частности, п. «а» части 2 предусматривает право на льготное пенсионное обеспечение слесарей и электромонтеров по монтажу, ремонту и обслуживанию оборудования непосредственно на промыслах. Из записей в трудовой книжке, личной карточки, копий приказов следует, что им выполнялись работы в качестве слесаря по ремонту и обслуживанию бурового оборудования в составе пусконаладочной бригады (ПНБ) в подразделении ПРЦБО (ПРЦБО - прокатно-ремонтный цех бурового оборудования). При этом пусконаладочные работы подразумевают комплекс работ, выполняемых на смонтированном оборудовании, перед вводом в эксплуатацию, являются завершающей частью строительно-монтажных работ. Таким образом, полагает, что прокатно-ремонтный цех бурового оборудования (ПРЦБО) не может располагаться вне места нефтепромысла, равно как и пусконаладочные работы могут проводиться только на буровом оборудовании, установленном непосредственно на нефтяной скважине, т.е. в пределах места нефтепромысла. Список № 2, утв. Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10 ред. (02.10.1991) «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» также содержит должности 2130100а-18497 слесаря по обслуживанию буровых и 21301001-18559 слесаря-ремонтника, занятого ремонтом оборудования непосредственно на буровых. Приказом Министерства труда и социального развития от 29.03.2017 г. № 328 н «Об установлении тождества отдельных наименований профессий» установлено по согласованию с Пенсионным фондом РФ тождество наименований профессий «слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования» наименованию профессии «электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования», предусмотренному соответствующими разделами и подразделами Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями) труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Таким образом, выполняемые им в период времени с 1983 г. по 1990 г. работы на должностях слесаря-ремонтника 3 разряда ПРЦБО, слесаря-ремонтника 4 разряда ПРЦБО, слесаря по обслуживанию буровых 4 разряда Нижневартовского управления буровых работ № 2 производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» являются работами в тяжелых условиях и дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Следовательно, отказ Управления ПФР в Абинском районе в установлении ему пенсии, мотивированный непредставлением документов, подтверждающих его непосредственную занятость на буровых, неправомерен. Вывод пенсионного фонда о том, что работа в должности слесаря ремонтника пусконаладочной бригады в подразделении прокатно-ремонтного цеха бурового оборудования не является основанием для назначения пенсии досрочно ошибочен. Архивная справка от 05.04.2019 г. № 08-1451 и справка, выданная ПАО «PH-Западная Сибирь» (правопреемником Производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз») подтверждают сведения о его работе в должностях слесаря-ремонтника ПРЦБО и слесаря по обслуживанию буровых и указывают, что работа в данных должностях дает право на льготное пенсионное обеспечение. Так же подтверждается информация о том, что с 29.08.1989 г. по 08.09.1989 г. и с 29.01.1990 г. по 12.02.1990 г. (26 календарных дней) он находился в отпуске без сохранения заработной платы, при этом информации о других периодах, не подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в имеющихся архивных документах отсутствует. Следовательно, архивная справка ПАО «PH-Западная Сибирь» от 05.04.2019 № 08-1451 является документом, подтверждающим наличие у него права на досрочное назначение пенсии по старости в виду занятости на работах с тяжелыми условиями труда, которая не была изучена пенсионным фондом.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании настаивали на доводах искового заявление, просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Абинском районе ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что поскольку периоды работы истца в должности слесаря по обслуживанию буровых с 13.01.1986 г. по 12.03.1987 г. и с 25.09.1987 г. по 25.11.1987 г. засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, то в этой части исковые требования признает. Согласно типовой структуре управления буровых работ и нефтегазодобывающего управления аппарат управления состоит из основного производства, вспомогательного производства и обслуживающего производства. Прокатно-ремонтный цех бурового оборудования входит в состав вспомогательного производства. Подразделом 1 раздела 12 «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка №2 от 26.01.1991 г. №10 предусмотрены слесари-ремонтники, занятые ремонтом оборудования непосредственно на буровых при этом для определения права на пенсию в связи с особыми условиями труда слесарей- ремонтников не имеет значения характер выполняемой работы. Основным условием является непосредственная занятость на буровых. Подразделом 1 раздела 12 «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка №2 от 27.08.1956 г. №1173, подлежащего применения к спорным периодам работы ФИО1 с 1983 г. по 1990 г., слесари –ремонтники не предусмотрены, то есть граждане, занятые на работах по указанной профессии, правом на досрочное пенсионное обеспечение до 1992 г. не пользовались. С 1992 г. правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются только слесари-ремонтники, занятые ремонтом оборудования непосредственно на буровых. Согласно, имеющейся в материалах дела архивной справке от 05.04.2019 г. истец был занят полный рабочий день непосредственно на буровых только в должности слесаря по обслуживанию буровых. Согласно трудовой книжке и архивной справки от 2019 г. истец за периоды работы с 1983-1986 г., 1987, 1989 и 1990 г. работал в должности слесаря-ремонтника прокатно-ремонтного цеха бурового оборудования. Архивная справка от 2019 г. не содержит документального подтверждения, что работа в должности слесаря-ремонтника осуществлялась истцом непосредственно на буровых, при этом, должность, в которой фактически работал истец не соответствует должности, предусмотренной Списком №2, так же в основании выдачи справки отсутствует ссылка на документы, подтверждающие непосредственную занятость истца на буровой. Указанная архивная справка содержит информацию о том, что с 1987 г. истец был переведен на должность слесаря по обслуживанию буровых полный рабочий день в производстве бурения в связи с производственной необходимостью сроком на 2 месяца. Занятость истца полный рабочий день в производстве бурения в период с 1987 г. по 1989 г. документально не подтверждена. В период с 1989 г. по 1990 г. ФИО1 находился в отпусках без содержания. С учетом изложенного, исковые требования в указанной части, удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела ФИО1, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 этой же статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
14.06.2019 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился с заявлением в Управление ПФР в Абинском районе Краснодарского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Управления ПФР в Абинском районе Краснодарского края N 190000015869/780663/19 от 28.06.2019 г. ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого специального стажа 7 лет 6 месяцев. Указано, что ФИО1 будет иметь право на назначение страховой пенсии по старости по достижению возраста 63 лет.
Из указанного решения следует, что страховой стаж ФИО1, исчисляемый на основании документов, имеющихся в распоряжении комиссии – 31 год 2 месяца 16 дней, с учетом п. 8 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ – 36 лет 10 месяцев 16 дней. Специальный стаж – 2 года 2 дня (с учётом дополнительной информации, содержащейся в справке от 05.04.2019 г. № 08-1451).
Периоды работы с 22.02.1983 г. по 15.09.1983 г., с 13.10.1983 г. по 12.01.1986 г., с 13.03.1987 г. по 24.09.1987 г. в должности слесаря-ремонтника Нижневартовского УБР не засчитаны в специальный стаж в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, поскольку занятость ФИО1 в указанные периоды непосредственно на буровой не подтверждена. Также не засчитаны в специальный стаж периоды работы с 26.11.1987 г. по 28.08.1989 г., с 09.09.1989 г. по 28.01.1990 г., с 13.02.1990 г. по 13.02.1990 г., поскольку должность слесарь-ремонтник ПРЦБО.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 года);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Подразделом I раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" Списка №2 от 26.01.1991 г. №10 предусмотрены слесари-ремонтники, занятые ремонтом оборудования непосредственно на буровых (позиция 2130100а-18559).
Основным условием является непосредственная занятость на буровых, что должно подтверждаться документами.
Подразделом I раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" Списка №2 от 27.08.1956 г. №1173, подлежавшего применению к спорным периодам работы истца (с 22.02.1983 г. по 13.02.1990 г.) слесари-ремонтники не предусмотрены, то есть граждане, занятые на работах по указанной профессии правом на досрочное пенсионное обеспечение до 1992 г. не пользовались.
С 1992 г. правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются только слесари-ремонтники, занятые ремонтом оборудования непосредственно на буровых.
Согласно архивной справке №08-1451 от 05.04.2019 г. уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии, выданной ПАО «РН-Западная Сибирь» (правопреемник Нижневартовского управления буровых работ №2») ФИО1 был занят полный рабочий день непосредственно на буровых только в должности слесаря по обслуживанию буровых.
Из трудовой книжки истца и архивной справки №08-1451 от 05.04.2019 г. следует, что ФИО1 в периоды с 22.02.1983 г по 15.09.1983 г., с 13.10.1983 г. по 12.01.1986 г., с 13.03.1987 г. по 24.09.1987 г. и с 25.07.1989 г. по 13.02.1990 г. работал в должности слесаря-ремонтника прокатно-ремонтного цеха бурового оборудования.
Архивная справка №08-1451 от 05.04.2019 г. не содержит документального подтверждения того факта, что работа в должности слесаря-ремонтника осуществлялась непосредственно на буровых, при этом должность, в которой фактически работал истец, не соответствует должности, предусмотренной Списком №2, так же в основании выдачи справки отсутствует ссылка на документы, подтверждающие непосредственную занятость истца на буровой.
Прокатно-ремонтный цех бурового оборудования осуществляет вспомогательные и обслуживающие процессы, сосредоточенные в цехах базы производственного обслуживания УБР, соответственно, непосредственная занятость на буровых также не подтверждается.
Согласно личной карточки Т2 №474 и №1512 ФИО1 числился в указанные периоды в структурном подразделении прокатно-ремонтный цех бурового оборудования.
В представленных приказах №30 к от 21.02.1983 г., №177 к от 12.10.1983 г., №43к от 12.03.1987 г. также усматривается, что ФИО1 был непосредственно занят в прокатно-ремонтном цехе бурового оборудования, в копиях лицевых счетов указана должность истца «слесарь».
Трудовая книжка ФИО1 и уточняющая справка от 05.04.2019 г. не подтверждают занятость истца в должности слесаря-ремонтника, занятого ремонтом оборудования непосредственно на буровых, и, следовательно, периоды работы истца с 22.02.1983 г. по 15.09.1983 г., с 13.10.1983 г. по 12.01.1986 г., с 13.03.1987 г. по 24.09.1987 г. и с 25.07.1989 г. по 13.02.1990 г. не могут быт засчитаны в специальный страховой стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости.
Иных доказательств ФИО1 суду не представлено.
Также суд также не находит оснований для зачета в льготный стаж следующих периодов работы истца с 26.11.1987 г. по 28.08.1989 г., с 09.09.1989 г. по 28.01.1990 г. и 13.02.1990 г. по следующим основаниям.
Согласно приказу №191 от 15.10.1987 г. и архивной справки №08-1451 от 05.04.2019 г. истец с 25.09.1987 г. был переведен на должность слесаря по обслуживанию буровых полный рабочий день в производстве бурения в связи с производственной необходимостью сроком на 2 месяца по 25.11.1987г.
Таким образом, занятость истца полный рабочий день в производстве бурения в период с 26.11.1987 г. по 24.07.1989 г. документально не подтверждена.
В период с 29.08.1989 г. по 08.09.1989 г. и с 29.01.1990 г. по 12.02.1990 г. ФИО1 находился в отпусках без сохранения заработной платы.
Исследованные, находящиеся в пенсионном деле истца Списки профессий работников, имеющих право на получение компенсации за вредные условия труда (дополнительный отпуск, спецмолоко), заверенные архивным отделом г.Нижневартовска не содержат информации о том, что занятость в данных профессиях дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в данных документах содержаться сведения о иных компенсациях за вредные условия труда. Кроме того, должность слесарь-ремонтник ПРЦБО в данных списках не поименована.
Согласно решению Управления пенсионного фонда от 28.06.2019 г. периоды работы ФИО1 в должности слесаря по обслуживанию буровых с 13.01.1986 г. по 12.03.1987 г. и с 25.09.1987 г. по 25.11.1987 г. засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 г, №400-ФЗ, соответственно, у суда отсутствуют основания для повторного зачета указанных периодов в льготный стаж.
Оснований для назначения досрочной пенсии по старости истцу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ не имеется, поскольку отсутствует специальный стаж 7 лет 6 месяцев.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для удовлетворения иска ФИО1 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Абинском районе о признании недействительным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости досрочно и зачете периодов в льготный стаж, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23.10.2020 г.
Председательствующий: О.И.Хомченкова