к делу № 2-1683/2012
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации г. Кропоткин 24 декабря 2012 г.
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Щербакова В.Н.,
при секретаре Юрицыной О.В.,
с участием помощника прокурора Кавказского района Овсянникова А.А.,
представителя ООО «Транспорт» - Богомолова М.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Транспорт», третье лицо: Управление автомобильных дорог Краснодарского края о признании незаконным бездействия ООО «Транспорт», и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, суд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кропоткинский городской суд с заявлением к ООО «Транспорт», третье лицо: Управление автомобильных дорог Краснодарского края о признании незаконным бездействия ООО «Транспорт», и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района заявленные требования поддержал, и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в деятельности АЗС № 7 ООО «Транспорт», расположенной по адресу: <данные изъяты> и при проверке выявлены следующие нарушения. В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований вышеуказанного Федерального закона. Согласно ч. 8 ст. 26 Закона строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей. Также, в соответствии с п. 3 ст. 22 Закона, обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов. Кроме того, объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Так, согласно п.п. 10, 11 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам. За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге. Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге. Требования к состоянию автомобильных дорог, порядку эксплуатации полосы отвода и размещению на ней объектов сервиса установлены нормативными актами и государственными стандартами. На основании п. 11 Правил «Установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования», утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420, объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев. Согласно п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I-III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут и более. На транспортных развязках в разных уровнях переходно-скоростные полосы для съездов, примыкающих к дорогам I-III категорий, являются обязательным элементом независимо от интенсивности движения. Переходно-скоростные полосы на дорогах I-IV категорий следует предусматривать в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах I-III категорий также у автозаправочных станций и площадок для отдыха. Однако, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства переходно-скоростных полос к въезду и выезду к АЗС № 7 ООО «Транспорт», расположенной по адресу: <данные изъяты> не имеется. На основании изложенного, непринятие своевременных мер по
надлежащему содержанию придорожных полос негативно влияет на безопасность дорожного движения и может стать причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, бездействием ООО «Транспорт» нарушается принцип обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В связи с тем, что отсутствие переходно-скоростных полос к въезду и выезду к АЗС № 7 ООО «Транспорт», создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, тем самым, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Транспорт» по факту не выполнения работ по строительству переходно-скоростных полос к въезду и выезду к АЗС № 7 ООО «Транспорт»; не заключения договора с Управлением автомобильных дорог Краснодарского края о присоединении объекта дорожного сервиса - АЗС № 7 ООО «Транспорт», расположенного по адресу: <данные изъяты> к автомобильной дороге регионального значения. Возложить обязанность на ООО «Транспорт» выполнить работы по строительству переходно-скоростных полос к въезду и выезду к АЗС № 7 ООО «Транспорт»; заключить договор с Управлением автомобильных дорог Краснодарского края о присоединении объекта дорожного сервиса - АЗС № 7 ООО «Транспорт», расположенного по адресу: А<данные изъяты> к автомобильной дороге регионального значения.
Представитель ООО «Транспорт» в судебном заседании пояснил, что не согласен с иском прокурора, считает, что переходно-скоростная полоса к въезду и выезду к АЗС №7 не требуется, так как АЗС находится в пределах населенного пункта и въезд и заезд на АЗС осуществляется не с трассы, а с прилегающей к трассе дороге.
Представитель третьего лица: Управление автомобильных дорог Краснодарского края в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть иск в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в деятельности АЗС № 7 ООО «Транспорт», расположенной по адресу: <данные изъяты> и при проверке выявлены следующие нарушения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон) размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований вышеуказанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Закона строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона, обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п.п. 10, 11 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.
Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге.
Требования к состоянию автомобильных дорог, порядку эксплуатации полосы отвода и размещению на ней объектов сервиса установлены нормативными актами и государственными стандартами, в том числе Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также СНиП (строительные нормы и правила) 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», Правилами «Установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования», утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420.
На основании п. 11 Правил «Установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования», утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420, объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.
Согласно п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I-III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут и более.
На транспортных развязках в разных уровнях переходно-скоростные полосы для съездов, примыкающих к дорогам I-III категорий, являются обязательным элементом независимо от интенсивности движения.
Переходно-скоростные полосы на дорогах I-IV категорий следует предусматривать в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах I-III категорий также у автозаправочных станций и площадок для отдыха.
Однако, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства переходно-скоростных полос к въезду и выезду к АЗС № 7 ООО «Транспорт», расположенной по адресу: <данные изъяты>, не имеется.
Непринятие своевременных мер по надлежащему содержанию придорожных полос негативно влияет на безопасность дорожного движения и может стать причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Бездействием ООО «Транспорт» нарушается принцип обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с тем, что отсутствие переходно-скоростных полос к въезду и выезду к АЗС № 7 ООО «Транспорт», создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, тем самым, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
Суд, при таких обстоятельствах, считает возможным удовлетворить заявленные прокурором Кавказского района требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 196, ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Транспорт», третье лицо: Управление автомобильных дорог Краснодарского края о признании незаконным бездействия ООО «Транспорт», и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Признать незаконным бездействие ООО «Транспорт» по факту не выполнения работ по строительству переходно-скоростных полос к въезду и выезду к АЗС № 7 ООО «Транспорт»; не заключения договора с Управлением автомобильных дорог Краснодарского края о присоединении объекта дорожного сервиса - АЗС № 7 ООО «Транспорт», расположенного по адресу: А<данные изъяты> к автомобильной дороге регионального значения.
Возложить обязанность на ООО «Транспорт» выполнить работы по строительству переходно-скоростных полос к въезду и выезду к АЗС № 7 ООО «Транспорт»; заключить договор с Управлением автомобильных дорог Краснодарского края о присоединении объекта дорожного сервиса - АЗС № 7 ООО «Транспорт», расположенного по адресу: <данные изъяты> к автомобильной дороге регионального значения.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда через Кропоткинский городской суд.
Председательствующий