ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1684/18 от 08.01.2018 Кетовского районного суда (Курганская область)

45RS0008-01-2018-001976-26

Дело № 2-96/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Ломова С.А.

при секретаре Михалевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 2 апреля 2019 года в с. Кетово Кетовского района Курганской области гражданское дело по иску Войделовской Татьяны Викторовны к Администрации Кетовского района Курганской области о признании заключения служебной проверки незаконной, признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Войделовская Т.В. обратилась в Кетовский районный суд с исковым заявлением к Администрации Кетовского района Курганской области о признании заключения служебной проверки незаконной, признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, взыскании компенсации морального вреда. В обосновании иска указала, что она работает в должности ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Курганской области. На основании служебной записки первого заместителя Главы Кетовского района - Ситниковой Е.В Распоряжением Администрации Кетовского района № 288 р/л от 11.07.2018 г. в отношении Войделовской Т.В. была назначена и проведена служебная проверка. Заключением служебной проверки № 4 от 13.07. 2018 установлено, что ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района - Войделовская Т.В. в период с 26 июня по 04 июля 2018 года не надлежащим образом исполняла свои должностные обязанности по организации работы с обращениями граждан, анализу письменных и устных обращений граждан, заполнению отчета по регистрации и формированию дел по обращению граждан в системе ССТУ, организации делопроизводства в Администрации Кетовского района, а именно несвоевременно предоставляла отчетность, справки и информации должностным лицам Администрации Кетовского района, в том числе в Правительство Курганской области.

Распоряжением Администрации Кетовского района от 09 августа 2018 года № 337-р/л «О применении дисциплинарного взыскания к Войделовской Т.В.», принятому на основании заключения служебной проверки, к Войделовской Т.В. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Полагает, заключение вынесенное комиссией, проводившей служебную проверку о ненадлежащем исполнении ей должностных обязанностей, предусмотренных Должностной инструкцией и трудовым договором не законным. Так же полагает, что Распоряжение Администрации Кетовского района от 09.08.2018 № 337-р/л «О применении дисциплинарного взыскания к Войделовской Т.В.» в виде выговора, является незаконным, согласно Должностной инструкции ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрация Кетовского района Курганской области в функциональные обязанности Войделовской Т.В. не входила регистрация входящей корреспонденции. В соответствии с пунктом 146 Инструкции по делопроизводству в Администрации Кетовского района Курганской области от 22.01.2013 № 98 регистрация письменных обращений граждан осуществляется специалистом по работе с обращениями граждан общего отдела Администрации Кетовского района. Организация работы с письменными обращениями граждан проходила в штатном режиме. Письменные обращения граждан, поступившие в Администрацию Кетовского района, рассматривались Главой Кетовского района, им же проводился личный прием. Устные обращения граждан фиксировались в карточку личного приема граждан другим специалистом. Письменные обращения граждан, принятые в ходе личного приема, рассматривались в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Письменные обращения граждан, в которых сообщалось о нарушениях их законных прав, ставились на контроль должностным лицом, обеспечивающим решение вопросов, содержащихся в обращениях. Проводилось формирование дел по ответам на письменные обращения граждан по принятым решениям о списании ответов «в дело» или продлении контроля. Обращение, поступившее в Администрацию Кетовского района в форме электронного документа, рассматривались в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Однако в заключении служебной проверки № 4 от 13.07.2018 не указано конкретно какой пункт Регламента или Инструкции нарушила Войделовская Т.В., в чем это выразилось. Заполнение отчета по регистрации и формированию дел по обращению граждан в системе Сетевой справочный телефонный узел (далее - ССТУ) должностной инструкции ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрация Кетовского района Курганской области не предусмотрена. Уполномоченным лицом, за заполнение отчетов в Администрации Кетовского района назначена Губанкова Т.В. Пароли доступа (логин) к порталу ССТУ оформлены на Губанкову Т.В. и Григорьеву М.М. с которыми расторгнуты трудовые договоры в апреле 2018 года, Войделовская Т.В. добровольно помогала Губанковой Т.В. работать на портале, указанное не дает право работодателю требовать от нее выполнение работы, не предусмотренной трудовым договором, должностной инструкцией. Ежегодно 2 раза в год, по запросу Правительства Курганской области Войделовской Т.В. представляется отчет, содержащий сведения об итогах рассмотрения письменных и устных обращений граждан поступивших в Администрацию Кетовского района. В 2018 году согласно запросу Правительства Курганской области №03-06-4094 от 06.08.2018 отчет был предоставлен ей в срок установленный Правительством Курганской области до 15.08.2018, о направлении отчета имеется исходящий от 14.08.2018, № 4091. Иных видов отчетности в срок указанный в заключение служебной проверки не предусмотрено и не запрашивалось, так же в данный срок не запрашивалась выдача справок и иной информации ни должностными лицами Администрации Кетовского района ни Правительством Курганской области. В связи с изложенным полагает, что в заключение служебной проверки №4 от 13.07.2018 не указано конкретно какой именно отчет, справку, информацию она не предоставила и какой именно срок ей был нарушен. Полагает, что факт совершения ей дисциплинарного проступка, вины причины, условия, объективно и всесторонне не установлены, таким образом не соблюден порядок проведения служебной проверки, и, следовательно, ее результаты не могут служить основанием для применения к Войделовской дисциплинарного взыскания. Незаконное применение к Войделовской Т.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора нарушило ее деловую репутацию муниципального служащего, чем доставило ей нравственные страдания, а так же душевные переживания, волнения. Просит признать заключение служебной проверки № 4 от 13.07.2018 в отношении ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрация Кетовского района - Войделовской Т.В. незаконным и отменить его, признать Распоряжение Администрации Кетовского района от 09.08.2018 № 337-р/л «О применении дисциплинарного взыскания к Войделовской Т.В.», вынесенное на основании заключения служебной проверки № 4 от 13.07. 2018 незаконным, и отменить его взыскать в пользу Войделовской Т.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Истец Войделовская Т.В. и ее представитель Мишура О.Г., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании настаивали на доводах, указанных в исковом заявлении. Дополнительно Войделовская Т.В. пояснила, что находилась в отпуске до 21 мая 2018 года, во время ее отсутствия, ее обязанности исполняла Духновская М.П., которой истец объяснила, как следует работать в систему ССТУ, и к кому обратиться в случае возникновения проблемы. После выхода из отпуска было много работы, так как Войделовская Т.В. осуществляла работу за двоих человек, в том числе делала отчеты за других коллег, осуществляла заполнение отчетов по регистрации и формирование дел по обращениям граждан в системе ССТУ, таким образом, осуществляла работу, которая не входила в ее должностные обязанности.

Представитель ответчика - Администрации Кетовского района Курганской области, действующая на основании доверенности, Останина Т.А., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва, из которого следует, что в Должностной инструкции Войделовской Т.В. четко прописаны должностные обязанности по организации делопроизводства в Администрации района, п. 1 ч. 3.3. раздела III Должностей инструкции. В Администрации Кетовского района определены единые правила работы с документами, которые закреплены в Инструкции по делопроизводству, утвержденной постановлением Администрации Кетовского района от 22.01.2013 года №98 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Администрации Кетовского района Курганской области». Из Инструкции следует, что вся корреспонденция: поступающая, отправляемая или внутренняя должна проходить регистрацию. Данные о документе вносятся в журнал входящей корреспонденции на бумажном носителе вручную. В Должностной инструкции Войделовской Т.В. предусмотрена обязанность по регистрации в установленном порядке документов поступающих из Правительства Курганской области и передаче документов на ознакомление в отделы Администрации Кетовского района, однако Войделовская Т.В. несвоевременно передавала входящую корреспонденцию на исполнение ответственным должностным лицам, обращения зарегистрированные 20,21,22 июня 2018 года, по факту были переданы 26 июня 2018 года. Войделовская Т.В. так же не исполнила должностные обязанности по регистрации входящей корреспонденции 26,28,29 июня 2018 года, 3,4 июля 2018 года, частично 22, 25 июня 2018 года, 2 июля 2018 года, что нарушает п. 1,2,3 и 4 части. 3.3. раздела III Должностной инструкции: организация делопроизводства в Администрации района; регистрация в установленном порядке документов, поступающих из Правительства Курганской области; передача документов на ознакомление в отделы Администрации Кетовского района; выполнение отдельных поручений Главы Администрации района и начальника отдела. В должностные обязанности Войделовской Т.В. так же входит организация работы с заявителями и жалобами граждан, анализ и обобщение письменных и устных обращений граждан. При работе с обращениями граждан в период с 13 июня 2018 года по настоящее время выявлены недостаточный контроль за сроками и полнотой исполнения ответов и запрашиваемой информации, а именно устное распоряжение начальника отдела Духновской М.П. готовить ежемесячное напоминание в письменном виде на всех заместителей Главы Кетовского района с указанием пофамильно заявителей, суть обращения, даты ответа. Указанное устное распоряжение начальника отдела Войделовской Т.В. не выполнено, что нарушает п. 4 части 3.3. раздела 3 Должностной инструкции: выполнение отдельных поручений Главы администрации района и начальника отдела. 4 июля 2018 года в адрес Администрации Кетовского района поступило письмо Правительства Курганской области о неисполнении отчета по регистрации и формированию дел по обращениям граждан в системе ССТУ. Согласно п.6 части 3.3. раздела 3 Должностной инструкции Войделовской Т.В. работа с обращениями граждан входит в ее функциональные обязанности. Учитывая то, что Войделовская Т.В. не являясь уполномоченным лицом за заполнение отчета по регистрации и формированию дел по обращениям граждан в системе ССТУ, приняла в отношении себя выполнение данной функции и фактически осуществляла работу в данной системе. В пункте 5 части 7 раздела II Должностной инструкции установлено право муниципального служащего получать, в установленном порядке, информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей, а также внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления. Войделовская Т.В. не сообщала своему непосредственному руководителю об отсутствии паролей доступа - логина к порталу ССТУ для выполнения должностных обязанностей, продолжая выполнять данную работу, тем самым Войделовская Т.В. совершила дисциплинарный проступок, повлекший за собой нарушение рабочего процесса и непредставление отчетности в Правительство Курганской области. Полагают, что требования истца являются необоснованными.

Заслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе (ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст.1 Федерального закона).

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ч.ч.1,2,3 ст.2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно ст.16 названного Федерального закона поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.6). Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы (ч.8). Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий (ч.9).

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, федеральным законодателем установлен расширенный перечень обязательств работника соблюдать как нормативные правовые акты, так и локальные акты работодателя, если их издание сопряжено с установлением внутреннего трудового распорядка.

Судом установлено, что 09.03.2006 Войделовская Татьяна Викторовна принята временно на должность ведущего специалиста по оргработе администрации района, что подтверждается Распоряжением Администрации Кетовского района № 36 р/п от 09.03.2006 и трудовым договором от 09.03.2006.

20.12.2013 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому трудовой договор от 09.03.2006 изложен в новой редакции в том числе: трудовой договор о прохождении муниципальной службы в Администрации Кетовского района, заключенный между Представителем нанимателя в лице Главы Кетовского района и муниципальным служащим Войделовской Т.В., согласно которому муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности ведущий специалист по оргработе, образованной в целях обеспечения исполнения полномочий в соответствии с должностной инструкцией и установленными в Администрации Кетовского района Курганской области правилами внутреннего трудового распорядка, а Представитель нанимателя (работодатель) обязуется обеспечить Муниципальному служащему замещение должности муниципальной службы в соответствии с законодательством о муниципальной службе, своевременно и в полном объеме выплачивать Муниципальному служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством о муниципальной службе и трудовым договором.

Таким образом, суд полагает установленным факт прохождения Войделовской Т.В. муниципальной службы в Администрации Кетовского района Курганской области.

На основании части 5 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием трудового договора является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Как определено ст. 60 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с трудовым законодательством, трудовая функция сотрудника подразумевает работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью, квалификацией, конкретным видом поручаемой работы. В каждом конкретном случае работодатель определяет трудовую функцию работника и устанавливает квалификационные требования к нему, исходя из потребности в том или ином специалисте и характера хозяйственно-экономической деятельности предприятия.

В силу ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В Письме от 30.11.2009 N 3520-6-1 Роструд отмечает, что трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией. Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности.

Согласно личной карточке работника №Т-2, с 12.01.2015 Войделовская Т.В. замещала должность ведущего специалиста по оргработе Администрации Кетовского района, с 20.04.2015 ведущего специалиста по оргработе службы организационной и кадровой работы общего отдела Администрации Кетовского района Курганской области.

Согласно уведомлению №2787 от 06.06.2018, в связи с реорганизацией общего отдела Администрации Кетовского района на отдел организационной и кадровой работы, Войделовской Т.В. предложен перевод на должность муниципальной службы – ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы, начиная с 18.06.2018, согласие на перевод подтверждено подписью истца.

18.06.2018 между представителем нанимателя (работодателем) в лице Главы Кетовского района и муниципальным служащим Войделовской Т.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении занимаемой должности, п. 2 трудового договора изложен в следующей редакции: Муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы, образованной в целях обеспечения исполнения полномочий в соответствии с должностной инструкцией и установленными в Администрации Кетовского района Курганской области правилами внутреннего трудового распорядка, а Представитель нанимателя (работодатель) обязуется обеспечить муниципальному служащему замещение должности муниципальной службы в соответствии с законодательством о муниципальной службе, своевременно и в полном объеме уплачивать Муниципальному служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствий с законодательством о муниципальной службе и настоящим трудовым договором, истец ознакомлена с указанными изменениями 18.06.2018, что подтверждается ее подписью.

Должностные обязанности муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы - ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Курганской области Войделовской Т.В. определены Должностной инструкцией, утвержденной Главой Кетовского района 07.06.2018 №б/н, с которой истец была ознакомлена 22.06.2018, что подтверждается ее подписью.

В п. 3.3 раздела III указаны функциональные обязанности муниципального служащего: 1) организация делопроизводства в Администрации района; 2) регистрация в установленном порядке документов, поступающих из Правительства Курганской области; 3) контроль за своевременным предоставлением отчетов и информаций по выполнению постановлений и распоряжений Правительства Курганской области и Администрации Кетовского района, а также поручений Губернатора Курганской области и Главы Кетовского района; 4) правильное и своевременное ведение контрольной картотеки постановлений и распоряжений Администрации района; 5) передача документов на ознакомление в отделы Администрации Кетовского района; 6) организация работы с обращениями граждан; 7) анализ и обобщение письменных и устных обращений граждан; 8) проведение проверок состояния делопроизводства в органах местного самоуправления поселений; 9) оказание методической помощи специалистам сельсоветов в организации контроля за служебными документами; 10) организация наградной деятельности Администрации Кетовского района (подготовка распоряжений Администрации Кетовского района на награждение, ведение реестра награждений); 11) составление планов районных мероприятий Администрации района; 12) обеспечение работников аппарата Администрации района канцелярскими принадлежностями; 13) выполнение отдельных поручений Главы Администрации района и начальника отдела организационной и кадровой работы, связанные с деятельностью Администрации района; 14) выполнение функциональных обязанностей специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района на период его отсутствия.

В письме Роструда от 31.10.2007 N 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников», в частности, разъяснено, что должностная инструкция является документом, содержанием которого является трудовая функция работника, круг его должностных обязанностей, пределы ответственности, квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности. Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения. Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения. Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника.

В связи с тем, что трудовой договор, заключенный с Войделовской Т.В. содержит условие о необходимости соблюдения должностной инструкции, то должностная инструкция является неотъемлемым условием трудового договора. Кроме того, именно должностной инструкции определены трудовые функции Войделовской Т.В.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

При этом, в силу ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Таким образом, Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок поручения работнику другой работы без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором путем совмещения профессий (должностей), расширение зон обслуживание, увеличение объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, а также порядок оплаты такой работы предусматривает получение согласие работника на такие действия с согласование возможности возложения данных обязанностей, периода выполнения такой работы, порядка оплаты, а также возможность досрочного отказа от такой работы. При этом, Федеральным законом Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» данные вопросы не урегулированы, следовательно должны применяться нормы Трудового кодекса Российской Федерации.

Из служебной записки первого заместителя Главы Кетовского района по социальной политике - Ситниковой Е.В., следует, что 04.07.2018 в адрес Администрации Кетовского района поступило письмо Правительства Курганской области о неисполнении отчета по регистрации и формированию дел по обращениям граждан в системе ССТУ. Обязанности по заполнению отчета возложены на ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы - Войделовскую Т.В. Данная информация неоднократно поступала ей в рабочем порядке, однако мер по исправлению ситуации принято не было, руководство о сложившейся ситуации проинформировано не было. Кроме того, при работе с обращениями граждан в период с 13 июня 2018 года выявлен недостаточный контроль за сроками и полнотой исполнения ответов и запрашиваемой информации. Также не заполнялась информация по обращениям граждан в системе ССТУ за период с 2013 года, что является нарушением Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 года № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений гражданки организаций». В связи с этим 09.07.2018 управляющим делами - руководителем аппарата Администрации Кетовского района Суворовой О.С. получено устное замечание от начальника отдела по работе с обращениями граждан Правительства Курганской области Филатовой Е.В. С 26.06.2018 первым заместителем Главы Кетовского района Ситниковой Е.В., а также заместителем Главы Кетовского района по ЖКХ и транспорту Ладошко В.Н. и управляющим делами - руководителем аппарата Администрации Кетовского района Суворовой О.С. была получена входящая корреспонденция, зарегистрированная 20, 21, 22 июня 2018 года. Срок исполнения по некоторым письмам истекал 25 июня 2018 года. Рассылка корреспонденции входит в должностные обязанности Войделовской Т.В., согласно должностной инструкции (на период отпуска специалиста за организационной и кадровой работы). Кроме того, регистрация входящей корреспонденции также является должностными обязанностями Войделовской Т.В., однако частично 22, 25 июня, 2 июля, полностью 26,28,29 июня, 3 и 4 июля 2018 года указанные обязанности исполняла начальник отдела организационной и кадровой работы Духновская М.П.

Из объяснительной записки начальника отдела организационной и кадровой работы Духновской М.П. следует, что по 26.06.2018 первым заместителем Главы Кетовского района Ситниковой Е.В., заместителем Главы Кетовского района по ЖКХ и транспорту Ладошко В.Н. и управляющим делами - руководителем аппарата Администрации Кетовского района – Суворовой О.С. была получена входящая корреспонденция, зарегистрированная 20, 21, 22 июня 2018 года. Срок исполнения по некоторым письмам истекал 25 июня 2018 года. Регистрация корреспонденции входит в должностные обязанности ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Войделовской Т.В., согласно должностной инструкции. Кроме того, регистрация входящей корреспонденции также является должностными обязанностями Войделовской Т.В., однако частично 22, 25 июня, 2 июля, полностью 26, 28, 29 июня, 3 и 4 июля 2018 года указанные обязанности исполняла Духновская М.П. 04.07.2018 в адрес Администрации Кетовского района поступило письмо Правительства Курганской области о неисполнении отчета по регистрации и формированию дел по обращениям граждан в системе ССТУ. Обязанности по заполнению возложены на ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы – Войделовскую Т.В. Данная информация неоднократно поступала ей в рабочем порядке, принятие мер по исправлению ситуации принято не было, руководство о сложившейся ситуации уведомлено не было. Также, при работе с обращениями граждан в период с 13.06.2018 по настоящее время выявлены недостаточный контроль за сроками и полнотой ответов и запрашиваемой информации. Также не заполнялась информация по обращению граждан в системе ССТУ за период с 2013 года.

11.07.2018 Администрацией Кетовского района Курганской области №288-р/л вынесено Распоряжение об организации и проведении служебной проверки по установлению фактов невыполнения муниципальным служащим Войделовской Т.В. своих должностных обязанностей. Подпись Войделовской Т.В. в графе «ознакомлен» отсутствует.

Также представлена объяснительная записка ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Войделовской Т.В. на имя Главы Кетовского района В.В. - Архипова от 13.07.2018, согласно которой она считает претензии к работе не обоснованными, так как свои должностные обязанности, возложенные на нее должностной инструкцией она выполняет. Дополнительно указывает, что работа с системой ССТУ в общем отделе осуществлялась с 2014 года, ответственным за заполнение отчетов по ССТУ в то время, и до сих пор, являлась Губанкова Т.В. Пароли доступа были оформлены на нее и начальника общего отдела - Григорьеву М.М. с которыми еще в апреле 2018 года были расторгнуты трудовые договоры. По устной просьбе Губанковой Т.В. Войделовская Т.В. помогала в работе на портале ССТУ, заходила на портал с помощью пароля Губанковой Т.В. До начала своего отпуска, до 21 мая 2018 года Войделовская Т.В. обращала внимание начальника отдела Духновской М.П., на которую, распоряжением с доплатой 30% был возложено исполнение обязанностей Войделовской Т.В. на период отпуска, что также нужно работать в системе ССТУ и регистрировать обращения граждан через портал ССТУ. Рассказала ей к кому обращаться, если что-то не получится. В результате, отчет по ССТУ за май не был предоставлен в Правительство Курганской области. Указанные обстоятельства стали известны Войделовской Т.В. после выхода из отпуска 13 июня 2018 года. За это время ни кем работа в систему ССТУ не производилась. Войделовской Т.В. пришлось регистрировать все обращения за май-июнь, сканировать ответы по ним и размещать их. Кроме того, она предупреждала руководство отдела, что ей нужна дополнительная программа по обращениям граждан, которые приходят к ним непосредственно от заявителей. Программа, с помощью которой она могла регистрировать и выгружать данные на портал ССТУ была установлена только 11 июля 2018 года.

Согласно заключению служебной проверки №4 от 13.07.2018, комиссией было установлено, что 09.03.2006 между представителем нанимателя (работодателем) в лице Главы Кетовского района и муниципальным служащим Войделовской Т.В. заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы. 18 июня 2018 года между представителем нанимателя (работодателем) в лице Главы Кетовского района и муниципальным служащим Войделовской Т.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении занимаемой должности. Должностные обязанности муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы - ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Курганской области Войделовской Т.В. определены Должностной инструкцией, утвержденной Главой Кетовского района 07.06.2018 №б/н, с которой ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы Войделовская Т.В. ознакомлена 22.06.2018. В функциональные обязанности муниципального служащего согласно п.1 ч. 3.3 раздела 3 Должностной инструкции, утвержденной Главой Кетовского района 30.04.2015 №б/н и Должностной инструкции, утвержденной Главой Кетовского района 07.06.2018 №б/н входит организация делопроизводства Администрации района. Выполнение отдельных поручений начальника отдела, связанных с деятельностью Администрации в соответствии с Должностной инструкцией входит в функциональные обязанности муниципального служащего. До начала проверки ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Войделовская Т.В. ознакомлена с распоряжением о проведении в отношении нее служебной проверки, знала о предмете указанной проверки, имела возможность давать свои объяснения, представлять документы, знакомиться е материалами служебной проверки. В рамках служебной проверки у ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Войделовской Т.В. запрошено письменное объяснение. В письменном объяснении ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Войделовская Т.В. указала, что считает претензии, предъявленные к ее работе необоснованными, указав, что не является уполномоченным лицом, ответственным за выполнение отчетов в систему ССТУ. Ранее по устной просьбе Губанковой Т.В. осуществляла помощь в работе уполномоченным сотрудникам. Из письменного объяснения начальника отдела организационной и кадровой работы Духновской М.П. следует, что имело место несвоевременная передача входящей корреспонденции на исполнение ответственным должностным лицам, зарегистрированной 20, 21, 22 июня 2018 года, полученной ими по факту 26 июня 2018 года, а так же неисполнение должностных обязанностей по регистрации входящей корреспонденции 26, 28, 29 июня 2018 года, 3, 4 июля 2018 года, частично 22, 25 июня 2018 года, 2 июля 2018 года ведущим специалистом отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Войделовской Т.В. Аналогичные доводы содержатся в служебной записке первого заместителя Главы Кетовского района по социальной политике Ситниковой Е.В. Кроме того, ведущим специалистом отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Войделовской Т.В. не исполнен отчет по регистрации и формированию дел по обращениям граждан в системе ССТУ, отсутствует контроль за сроками и полнотой исполнения ответов и запрашиваемой информации при работе с обращениями граждан, в период с 13 июня 2018 года по настоящее время. Учитывая, что ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Войделовская Т.В. не являясь уполномоченным лицом за заполнение отчета по регистрации и формированию дел по обращениям граждан в системе ССТУ, приняла в отношении себя выполнение данной функции и фактически осуществляла работу в указанной системе. Согласно п. 6 части 3.3 раздела III Должностной инструкции Войделовской Т.В. работа с обращениями граждан входит в ее функциональные обязанности, на исполнение которых неоднократно ей было указано начальником отдела Духновской М.П. Таким образом, ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Войделовская Т.В., являясь муниципальным служащим, в период с 26 июня по 4 июля ненадлежащим образом исполняла свои должностные обязанности по организации работы с обращениями граждан, анализу письменных и устных обращений граждан, заполнению отчета по регистрации и формированию дел по обращениям граждан, в системе ССТУ, организации делопроизводства в Администрации Кетовского района, предусмотренные Должностной инструкцией, трудовым договором, чем совершила дисциплинарный проступок, повлекший за собой нарушение рабочего процесса, а именно несвоевременное представление отчетности, справок и информаций должностными лицами Администрации Кетовского района, в том числе в Правительство Курганской области. Установлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей Войделовской Т.В., применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

По результатам проверки вынесено Распоряжение Администрации Кетовского района от 10.07.2018 года 377-р/л «О применении дисциплинарного взыскания к Войделовской Т.В.», ведущему специалисту отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Войделовской Т.В. объявлено замечание. С результатами проверки Войделовская Т.В. ознакомлена 10.07.2018.

В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Кетовского районного суда Курганской области от 13.11.2018 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским дела Курганского областного суда от 12.02.2019) пункт 14 раздела 3.3 Должностной инструкции ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района, утвержденной Главой Кетовского района Курганской области от 07.06.2018 года о выполнении функциональных обязанностей специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района на период его отсутствия, признан недействительным, как ухудшающий положение работника и противоречащий нормам трудового законодательства.

Вышеуказанным решением установлено, что Войделовская Т.В. с 18.06.2018 по 06.07.2018 фактически исполняла должностные обязанности специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района. Трудовые функции муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы - ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Курганской области, которые определены должностной инструкцией, утвержденной Главой Кетовского района 07.06.2018 №б/н, и трудовые функции служащего, замещающего должность - специалист службы организационной и кадровой работы общего отдела Администрации Кетовского района Курганской области от 13.01.2016 № б/н, утвержденной Главой Кетовского района 07.06.2018 № б/н, не являются схожими. Возложение трудовых функций отсутствующего работника на истца является расширением зоны обслуживания и может производиться только с согласия работника с согласованием периода работы, а также размера оплаты за такую работу, вменение такой обязанности путем внесения в Должностную инструкцию не предусматривает получение согласия работника, согласование периода и оплаты такой работы, таким образом, указанное ухудшает положение работника, в связи с чем включение п. 14 - выполнение функциональных обязанностей специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района на период его отсутствия, признан судом противоречащим ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ.

В соответствии с требованиями ч.ч. 1, 3 ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

В силу ст. 12 названного Федерального закона муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

В соответствии со ст.189 Трудового кодекса РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок, это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором, а так же знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Нормы ТК РФ запрещаются работодателю требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Порядок проведения служебных проверок в Администрации Кетовского района, применения и снятия дисциплинарных взысканий утвержден Постановлением Администрации Кетовского района от 12.02.2018 №237. В соответствии с п.4.1. Порядка проведения служебных проверок при проведении служебной проверки должно быть полностью, объективно и всесторонне установлено следующее: факт совершения дисциплинарного проступка, вина работника, причины и условия, способствующие совершению работником дисциплинарного поступка, характер и размер ущерба, причиненного работником в результате дисциплинарного поступка. Согласно п. 5.1 Порядка проведения служебных проверок, по результатам служебной проверки за совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодателя имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные трудовым законодательством.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, ст.27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации».

Из представленных материалов служебной проверки и заключения служебной проверки следует, что начальником отдела Духновской М.П. было поручено исполнение обязанности другого специалиста по регистрации и формированию дел по обращениям граждан в системе Сетевой справочный телефонный узел (ССТУ), которые ранее выполнялась Губанковой Т.В. Поскольку законом предусмотрен иной порядок поручения работнику обязанностей отсутствующего работника, суд полагает, что такое поручение нельзя отнести к «отдельным поручениям начальника отдела». При этом, поручение по регистрации входящей и исходящей корреспонденции, регистрации и формированию дел по обращению граждан в систему ССТУ выполнялось Войделовской Т.В. по мере ее возможности, в том числе осуществлялось Войделовской Т.В. с учетной записи Губанковой Т.В. в виду отсутствия установленной для этих целей программы и персонального пароля, необходимая программа была установлена только 11.07.2018. При этом, из материалов служебной проверки следует, что Войделовская Т.В. указывала, что в связи с объемом работы она не может исполнять в полном объеме свои должностные обязанности и обязанности другого специалиста. При этом сведений о том, какое конкретно отдельное поручение начальника отдела или заместителя Главы района не было исполнено материалы служебной проверки не содержат.

Инструкция по делопроизводству в Администрации Кетовского района Курганской области, утвержденная постановлением Администрации Кетовского района от 22.01.2013 №98 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Администрации Кетовского района Курганской области» определяет функции общего отдела, и не закрепляет трудовую функцию Войделовской Т.В., которая определена в трудовом договоре и должностной инструкции работника. При этом, не конкретизировано, что входит в понятие организации делопроизводства, конкретные же функции работников разделены, поэтому ссылка ответчика на инструкцию по делопроизводству не обоснована.

В связи с изложенным, факт неисполнения Войделовской Т.В. своих должностных обязанностей не нашло подтверждения в судебном заседании.

В силу статьи 12, части 1 статьи 56, части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт совершения дисциплинарного проступка и вина Войделовской Т.В. ответчиком не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что привлечение Войделовской Т.В. к дисциплинарной ответственности в виде замечания является неправомерным, следовательно, подлежит удовлетворению требования истца о признании заключения служебной проверки №4 от 13.07.2018 в отношении ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрация Кетовского района Войделовской Т.В. незаконным и отмене его, признании Распоряжения Главы Кетовского района от 09.08.2018 № 337-р/л «О применении дисциплинарного взыскания к Войделовской Т.В.», вынесенного на основании Заключения служебной проверки №4 от 13.07.2018 незаконным и его отмене.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.

Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 года N2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Принимая во внимание, что факт нарушения трудовых прав истца в связи с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности нашли свое подтверждение, суд приходит к выводу, что требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению с учетом конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.

При определении размера возмещения морального вреда суд исходит из обстоятельств дела и фактического нарушения прав истца, в связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Войделовской Т.Н. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, полагая данную сумму разумной и справедливой.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования Войделовской Татьяны Викторовны к Администрации Кетовского района Курганской области о признании заключения служебной проверки незаконной, признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать Заключение служебной проверки № 4 от 13.07.2018 в отношении ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Курганской области Войделовской Татьяны Викторовны незаконным.

Отменить Заключение служебной проверки № 4 от 13.07.2018 в отношении ведущего специалиста отдела организационной и кадровой работы Администрации Кетовского района Курганской области Войделовской Татьяны Викторовны.

Признать Распоряжение Главы Кетовского района от 09.08.2018 № 337-р/л «О применении дисциплинарного взыскания к Войделовской Т.В.», вынесенное на основании заключения служебной проверки № 4 от 13.07.2018 незаконным.

Отменить Распоряжение Главы Кетовского района от 09.08.2018 № 337-р/л «О применении дисциплинарного взыскания к Войделовской Т.В.», вынесенное на основании заключения служебной проверки № 4 от 13.07.2018.

Взыскать с Администрации Кетовского района Курганской области в пользу Войделовской Татьяны Викторовны в качестве компенсации морального вреда сумму 3 000 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 8 апреля 2019 года.

Судья С.А.Ломов