к делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года г.Крымск
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Корныльева В.В.
при секретаре Кривопуск Л.А.
с участием
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Крымского межрайонного прокурора в интересах МО и неопределенного круга лиц к администрации Крымского городского поселения о признании незаконным распоряжения
УСТАНОВИЛ:
В суд поступило исковое заявление Крымского межрайонного прокурора в интересах МО и неопределенного круга лиц к администрации Крымского городского поселения о признании незаконным распоряжения. ж
Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения должностным лицами администрации Крымского городского поселения <адрес> законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения законодательства при назначении на должность муниципальной службы ФИО7 На основании распоряжения № р/к от 01.09.2017г. ФИО7 назначена на должность начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Крымского городского поселении <адрес> путем перевода. В тот же день в трудовой договор от 15.08.2012г. № внесены изменения, обусловленные распоряжением № р/к от 01.09.2017г. В силу п. «б» ч.5 ст.<адрес> от 08.06.2007г. №-КЗ «О реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в <адрес>» должность начальника отдела относится к группе ведущих должностей муниципальной службы. Постановлением администрации от 05.07.2017г. № утверждены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в администрации Крымского городского поселения, в соответствии с которыми для замещения должности начальника отдела архитектуры и градостроительства городского поселения по направлению подготовки и специальности требуется образование: бакалавр архитектуры, бакалавр градостроительства. Как следует из материалов проверки, ФИО7 имеет образование по специальности юриспруденция (диплом ото 30.06.2013г. ) образования в сфере архитектуры и градостроительства степени бакалавра ФИО7 не имеет. То есть на момент назначения ФИО7 на должность начальника указанного отдела у нее отсутствовало необходимое высшее образование по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности, являющиеся квалификационными требованиями, установленными законом <адрес>. Назначение на должность муниципальной службы лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права МО и иных лиц.
В соответствии со ст.57 Устава Крымского городского поселения <адрес>, утвержденного решением Совета от 27.04.2017г. №, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях, установленных ФЗ от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», <адрес> от 08.06.2007г. №-КЗ «О муниципальной службе в <адрес>».
На основании изложенного прокурора просит признать незаконным распоряжение от № р/к от 01.09.2017г. о переводе на должность начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Крымского городского поселения ФИО7 и внесение изменений 01.09.2017г. в трудовой договор № от 15.08.2012г., обусловленные распоряжением № р/к от 01.09.2017г., перевести ФИО3 на должность, отвечающую квалификационным требованиям, при отсутствии такой возможности расторгнуть с ней трудовой договор на основании п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ.
В судебном заседании помощник Крымского межрайонного прокурора ФИО4 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Крымского городского поселения ФИО1 в судебно заседании просила прекратить производство по делу, поскольку обжалуемое распоряжение уже отменно распоряжением главы администрации Крымского городского поселения /№-р/к от 11.04.2018г.
Суд, выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения № р/к от 01.09.2017г. ФИО7 назначена на должность начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Крымского городского поселении <адрес> путем перевода. В тот же день в трудовой договор от 15.08.2012г. № внесены изменения, обусловленные распоряжением № р/к от 01.09.2017г. В силу п. «б» ч.5 ст.<адрес> от 08.06.2007г. №-КЗ «О реестре муниципальных должностей и реестре должностей муниципальной службы в <адрес>» должность начальника отдела относится к группе ведущих должностей муниципальной службы. Постановлением администрации от 05.07.2017г. № утверждены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в администрации Крымского городского поселения, в соответствии с которыми для замещения должности начальника отдела архитектуры и градостроительства городского поселения по направлению подготовки и специальности требуется образование: бакалавр архитектуры, бакалавр градостроительства. Как следует из материалов проверки, ФИО7 имеет образование по специальности юриспруденция (диплом ото 30.06.2013г. ) образования в сфере архитектуры и градостроительства степени бакалавра ФИО7 не имеет. То есть на момент назначения ФИО7 на должность начальника указанного отдела у нее отсутствовало необходимое высшее образование по профилю деятельности органа или по профилю замещаемой должности, являющиеся квалификационными требованиями, установленными законом <адрес>.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) определено, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами, являются одной из основных мер по профилактики коррупции.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 25-ФЗ в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.В ст. 9 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы, в данном случае Законом №-КЗ.
В силу ч. 1 ст. 52 Устава на муниципальную службу вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы.
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы, одним из которых является документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Из смысла указанной нормы следует, что работодатель при заключении трудового договора, при предоставлении работником документов обязан устанавливать соответствие работника и его образования требованиям о работе по обусловленной трудовой функции.
Исходя из системного толкования законодательные нормы и нормативные правовые акты органа местного самоуправления по содержанию, и по форме связывают понятие «стаж работы по специальности», необходимый для занятия должности муниципальной службы, с наличием высшего профессионального образования, вследствие чего этот стаж должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении.
Данная позиция была обоснована в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-В10-2.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не имеющая образования в сфере архитектуры и градостроительства в степени бакалавр и соответствующего стажа работы по специальности, не соответствовала установленным квалификационным требованиям, необходимым для назначения на должность начальника отдела архитектуры и градостроительства Крымского городского поселения. Имеющееся у нее профессиональное образование не отвечает требованиям установленным требованиям, продолжение работы в указанной должности противоречит закону.
Назначение на должность муниципальной службы лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования и иных лиц, поскольку на указанную должность муниципальной службы назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности исполнения своих обязанностей муниципальными служащими, установленных ст. 4 Федерального закона № 25-ФЗ.
В целях устранения выявленных нарушений межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе Крымского городского поселения внесено представление с требованиями об устранении нарушений закона и решения вопроса об ответственности лиц, допустивших нарушения.
Как следует из ответа на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ№ результатом рассмотрения представления явилось привлечение лица, ответственного за кадровую работу к дисциплинарной ответственности. Однако мер к устранению нарушения в виде перевода ФИО7 на соответствующую квалификационным требованиям должность либо прекращению трудовых отношений, не принято. Кроме того, ответ содержит недостоверную информацию о внесении изменений в постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в администрации Крымского городского поселения <адрес>».
В соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности, при отсутствии соответствующего документа об образовании у работника, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Прекращение трудового договора по п. 11ч. 1 ст. 77 ТК РФ возможно тогда, когда документ об образовании, подтверждающий наличие квалификации у работника, позволяющей выполнять определенную работу, отсутствовал с момента заключения трудового договора и до обнаружения такого факта.
В пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу п. 11ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
В соответствии со ст. 57 Устава Крымского городского поселения <адрес>, утвержденного решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О муниципальной службе в <адрес>».
Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, неопределенного круга лиц, поскольку на указанную должность муниципальной службы назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности исполнения своих обязанностей муниципальными служащими, установленных ст. 4 Федерального закона № 25-ФЗ. Оспариваемые действия нарушают право жителей муниципального образования <адрес> на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, следовательно, прокурор вправе обратиться в суд с за явлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным распоряжение от № p/к от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на должность начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Крымского городского поселения <адрес>ФИО7 и внесение изменений ДД.ММ.ГГГГ в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, обусловленные распоряжением № p/к от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Крымского городского поседения перевести ФИО7 на должность, отвечающую квалификационным требованиям, при отсутствии такой возможности расторгнуть с ней трудовой договор на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд через Крымский райсуд в течение месяца со дня вынесения.
Судья: