ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1685/18 от 25.06.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 25 июня 2018 года

Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего: судьи Савченко Е.А.

при секретаре Шадрине Б.В.

с участием пом.Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Нажмитдинова У.А.

представителя административного ответчика Министерства

природных ресурсов Хабаровского края по доверенности Ульяновой А.А.

представителя заинтересованного лица Правительства Хабаровского края

по доверенности Маслакова А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края об обязании провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и пояснительной записки к нему, обеспечить внесение указанного проекта и проекта пояснительной записки к нему на рассмотрение Правительства Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края об обязании провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и пояснительной записки к нему, обеспечить внесение указанного проекта и пояснительной записки на рассмотрение Правительства Хабаровского края, указав в обоснование заявленных требований, что во исполнения задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры «О проведении проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях» Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) Министерством природных ресурсов Хабаровского края (далее - Минприроды края), по результатам которой установлено, что 92 ООПТ регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые, соответственно, не внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, Министерством природных ресурсов Хабаровского края мер для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий не принималось, работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась. По указанным основаниям, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Минприроды края было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий. По результатам рассмотрения указанного представления Минприроды края выработаны предложения по установлению охранных зон для некоторых памятников природы краевого значения, в том числе, в отношении памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», расположенного в <адрес>. Указанные ООПТ были выделены как наиболее антропогенно уязвимые краевой рабочей группой по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействию экологически устойчивому развитию Хабаровского края, созданной в соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края от 10.07.2000 №243. При этом, никаких конкретных мер по созданию охранных зон по настоящее время не принято. Кроме того, решение в отношении оставшихся 85 ООПТ не принято. Согласно выписке из протокола заседания указанной рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам заседания принято решение рекомендовать Минприроды обеспечить создание охранной зоны для одного из наиболее антропогенно уязвимого памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» со сроком исполнения до ноября 2018 года. Согласно положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 07 марта 2013 года № 37-ПР «О памятниках природы краевого значения на территории городского округа «Город Хабаровск», памятник природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» площадью 162,234 гектара организован в целях сохранения, изучения и обогащения коллекций плодово-ягодных растений, имеющих большое научное, селекционное и хозяйственное значение, и является особо охраняемой природной территорией краевого значения. Минприроды края не проведена работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение высшего исполнительного органа края проектов нормативных актов, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения, что не позволило исполнить Правительству края пункт 21 Правил по подготовке проекта решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Учитывая то, что вопреки требованиям ст. 16 Федерального закона № 221- ФЗ, ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ, в течение длительного времени границы охранных зон ООПТ краевого значения не определены и не поставлены на государственный кадастровый учет, отсутствие в едином государственном реестре недвижимости сведений о границах охранных зон ООПТ не позволяет в полной мере осуществлять их охрану. Подобная ситуация создает условия для незаконного использования охранных зон, как прилегающих территорий ООПТ, может повлечь за собой нанесение экологического ущерба, к невозможности взыскания причиненного природным объектам вреда и привлечения виновных лиц к ответственности. Таким образом, бездействие Минприроды края нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, возведения на них самовольных построек.

На основании изложенного, с учетом изменения исковых требований, принятых судом в порядке ст.46 КАС РФ, просит суд обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края со дня вступления в законную силу решения суда: провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», расположенного в <адрес>; провести работы по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и установления ее границ; обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения, а также проекта пояснительной записки к нему.

Суд, установив в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, 20.06.2018 вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства; привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительство Хабаровского края.

В судебном заседании пом.прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске настаивал. Полагал, срок на обращение в суд не пропущен.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края административный иск не признал в полном объеме, сославшись в основание на возражения, представленные в материалы дела. Как следует из отзыва на иски и пояснений в ходе судебного разбирательства, указывает, что ч.10, 11 ст.2 ФЗ №33-ФЗ установлены основания и порядок создания охранных зон, и разграничены полномочия федерального органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта РФ в части принятия решений о создании охранных зон и об установлении их границ в отношении государственных природных заповедников, национальных парков, памятников природы федерального значения и природных парков и памятников природы регионального значения. Правилами определен порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон (п.1 Правил). Поскольку прокурор знал об отсутствии охранных зон по памятнику природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» ДД.ММ.ГГГГ, с иском обратился с пропуском, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ срока. Доказательств наличия негативного воздействия осуществляемой на территории Памятника природы хозяйственной и иной деятельности, не отвечающего экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды прокурором не представлено. В протоколе заседания рабочей группы министерству рекомендовано в срок до декабря 2018 обеспечить создание охранных зон семи ООПТ краевого значения. В адрес администрации г. Хабаровска был направлен соответствующий запрос, согласно ответа которого Администрацией г. Хабаровска рекомендовано изменить категорию ООПТ на иную, не требующую создание охранных зон, например «дендрологический парк» или «питомник». Полагают, что имеются неустранимые причины, препятствующие разработке нормативного правового акта о создании охранной зоны памятника природы «Питомник имени Лукашова». В указанный прокурором срок выполнить заявленные прокурором требования не представляется возможным в связи с длительностью и сложностью процедур. Просил суд в иске отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительства Хабаровского края с заявленными требованиями прокурора не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, а также согласившись с позицией административного ответчика. Указывает, что положения ч.10 ст.2 ФЗ №33-ФЗ не носят обязательных характер для особо охраняемых природных территорий, созданных до ДД.ММ.ГГГГ. ППКЗ «Питомник имени Лукашова» создан и его границы определены до вступления в силу указанных норм права. Норма ч.10 ст.2 ФЗ №33-ФЗ вступила в действие с принятием ФЗ от 28.12.2013 №406-ФЗ. До этого правовое регулирование создания охранных зон особо охраняемых природных территорий регулировалось ч.3 ст.2 ФЗ №33-ФЗ, п.4 ст.95 ЗК РФ, которые не предусматривали обязанность по созданию охранных зон, т.е. являлось правом, а не безусловной обязанностью. Просит суд в иске отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:

В силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 1 Постановления Пленума от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Из преамбулы Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с ч. 10, 11 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Частью 4 ст. 2 вышеуказанного ФЗ, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях Министерством природных ресурсов Хабаровского края.

В соответствии с результатами проверки установлено, что 92 особо охраняемых природных территории регионального значения Хабаровского края не имеют границ охранных зон, которые не внесены в государственный кадастр недвижимости. Министерством природных ресурсов Хабаровского края для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий, работа по разработке и обеспечении в установленном порядке внесения на рассмотрение Правительства края проектов постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах не проводилась.

По результатам проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министра природных ресурсов Хабаровского края внесено представление об устранении нарушений закона, в соответствии с которым прокурор потребовал безотлагательно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, рассмотреть представление и принять действенные меры по устранению выявленных причин и условий, способствующих совершению указанных в представлении нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Хабаровского края в адрес и.о. прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры направлен ответ, в котором указано, что в рамках полномочий Министерством природных ресурсов Хабаровского края обеспечено установление режимов особой охраны особо охраняемых природных территории краевого значения, обеспечивающих сохранность природных комплексов и объектов в границах таких территорий; перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения предметно изучен, минприроды проанализирована необходимость предотвращения возможного негативного антропогенного воздействия, выработаны предложения по установлению охранных зон для ряда памятников природы, которые будут представлены на рассмотрение краевой рабочей группы по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию Хабаровского края, созданной в соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края от 10.07.2000 № 243 «О краевой рабочей группе по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию Хабаровского края».

В соответствии с Выпиской из протокола заседания краевой рабочей группы по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия устойчивому развитию Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, определено рекомендовать министерству природных ресурсов края обеспечить создание охранных зон памятников природы краевого значения, в том числе, памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительством Российской Федерации утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

Правила определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

Согласно п. 2 вышеуказанных Правил, охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Изменение границ охранных зон, а также режима охранных зон осуществляется в том же порядке, что и их создание.

В соответствии с п. 19 указанных Правил, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Как определено п. 21-24 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.

Проект решения и пояснительная записка к нему направляются на согласование: органу местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая охранная зона природного парка или памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования); Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности); Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории); Министерству обороны Российской Федерации; Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"); территориальному органу Федерального агентства по недропользованию; территориальному органу Федерального агентства водных ресурсов; территориальному органу Федерального агентства лесного хозяйства; территориальному органу Федерального агентства по рыболовству.

Органы государственной власти, указанные в пункте 23 Правил, и орган местного самоуправления рассматривают проект решения и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации мотивированный отказ в его согласовании с приложением замечаний.

В соответствии с п.1.1., 1.2. Положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр, Министерство природных ресурсов Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику Хабаровского края и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий управление в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в области обращения с отходами, организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края в случаях, установленных законодательством Российский Федерации и Хабаровского края.

Положением о министерстве природных ресурсов Хабаровского края установлено, что Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции переданные краю полномочия Российской Федерации в области водных, лесных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Министерство образовано в целях реализации полномочий края по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, в целях развития горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, традиционных ресурсных и охотничьего промыслов, реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в крае.

Пунктом 2.2. Положения определены основные задачи Министерства, в том числе разработка и реализация совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, министерствами края, иными органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, общественными организациями, хозяйствующими субъектами предложений по формированию государственной политики края в сфере природопользования и охраны окружающей среды, включающих подготовку новых и совершенствование действующих законов и иных нормативных актов края, разработку предложений по установлению размеров платежей за пользование природными ресурсами и их дифференциации, по совершенствованию налоговой политики в отношении предприятий и организаций, использующих природные ресурсы.

Разработка и обеспечение в установленном порядке внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Законодательной Думы края, Губернатора и Правительства края проектов законов, указов, постановлений, распоряжений, обеспечивающих повышение эффективности использования, охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов, формирование благоприятного инвестиционного климата для развития добычи и переработки ресурсов, рост поступлений в бюджеты всех уровней.

Как установлено судом, Питомник имени Лукашова объявлен памятником природы краевого значения постановлением Главы администрации Хабаровского края от 20.01.1997 № 7 "Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края".

Описание границ Памятника природы утверждено постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.12.2003 № 335 "Об утверждении границ и режима особой охраны памятников природы краевого значения в г. Хабаровске" (вступило в силу 10.01.2004).

Постановлением Правительства края от 07.03.2013 № 37-пр "О памятниках природы краевого значения на территории городского округа "Город Хабаровск" утверждено Положение о Памятнике природы Питомник имени Лукашова, в том числе, его режим особой охраны (п. 2) (вступило в силу 13.03.2013).

Согласно п.4 вышеуказанного постановления №7 от 20.01.1997, в редакции №2 от 03.06.2004, главам муниципальных образований городов и районов края совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды поручено определить границы и режим особой охраны памятников природы краевого значения и представить на утверждение в администрацию Хабаровского края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.03.2013 N 37-пр "О памятниках природы краевого значения на территории городского округа "Город Хабаровск" утверждено "Положением о памятнике природы краевого значения "Питомник имени Лукашова".

В ответе от 09.02.2018 № 01110/1413 администрацией указано, что территория ООПТ и предполагаемой охранной зоны находится в границах плотной застройки, определение ширины и конфигурации охранной зоны затруднены наличием социальных, транспортных и хозяйственных объектов, инженерных коммуникаций, в связи с чем предложено изменить категорию ООПТ на иную, не требующую создание охранных зон, например "дендрологический парк" или "питомник". Вместе с тем, администрация г. Хабаровска указала причины, препятствующие разработке нормативного правового акта о создании охранной зоны памятника природы "Питомник имени Лукашова".

При этом доказательств невозможности установления охранных зон в условиях сложившейся хозяйственной деятельности на территории, близлежащей к Памятнику природы, Министерство не представило.

В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что Минприроды края не проведена работа по разработке и обеспечению в установленном порядке внесения на рассмотрение высшего исполнительного органа края проекта решений, обеспечивающих повышение эффективности охраны окружающей среды, сохранения и охраны природных ресурсов путем создания охранных зон для природных парков и памятников природы регионального значения, что не позволило исполнить Правительству края пункт 21 Правил по подготовке проекта решения высшего должностного лица субъекта РФ о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «питомник имени Лукашова», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

В нарушение требований ч.1 ст.10 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст.2 Федерального закона №33-ФЗ, в течение длительного времени границы охранных зон ООПТ краевого значения не определены и не поставлены на государственный кадастровый учет, отсутствие в едином государственном реестре недвижимости сведений о границах охранных зон ООПТ не позволяет в полной мере осуществлять их охрану.

Данная ситуация нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, право на защиту особо охраняемых природных территорий от незаконного воздействия третьих лиц, несанкционированного вторжения, загрязнения, возведения на них самовольных построек.

Учитывая установленные обстоятельства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению. Таким образом, требования прокурора заявлены законно и обосновано. Обязанность провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», расположенного в <адрес>, по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и установления ее границ предусмотрена Положением о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Срок для производства работ по выполнения данного вида работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При определении срока выполнения работ, суд учитывает сезонность выполняемых работ.

Учитывая, что работы могут быть исполнены только ответчиком, организация этих работ требует проведение в соответствии с действующим законодательством ряда процедур, на выполнение которых объективно требуется время, суд полагает установить исполнимые сроки для реализации решения суда.

В связи с чем, суд полагает возможным установить срок, в течение которого Министерством природных ресурсов Хабаровского края должно быть исполнено решение суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края об обязании провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и пояснительной записки к нему, обеспечить внесение указанного проекта и проекта пояснительной записки к нему на рассмотрение Правительства Хабаровского края удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края провести работы по разработке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова», расположенного в городе Хабаровске; провести работы по разработке проекта пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания охранной зоны памятника природы краевого значения «Питомник имени Лукашова» и установления его границ; обеспечить в установленном порядке внесение на рассмотрение Правительства края вышеуказанного проекта решения, а также проекта пояснительной записки к нему, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 29 июня 2018 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Председательствующий: судья Е.А. Савченко