ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1685/2013 от 08.07.2013 Канского городского суда (Красноярский край)

дело№ 2-1685/2013

РЕШЕНИЕ

Именем    Российской Федерации

8 июля 2013г Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего - Лушкиной Н.В.

при секретаре - Тихоновой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации г. Канска о признании постановления недействительным, признании нуждающимися в жилом помещении, признании права на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возложение обязанности по предоставлению каждому на условиях найма специализированного жилого помещения, суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации г. Канска о признании недействительным постановление администрации г.Канска от ДД.ММ.ГГГГ № в части положений о «ранении за ФИО14 (добрачная фамилия Садовской) ФИО3 и ФИО2 права пользования жилым помещением по адресу Канск, <адрес>, признании ФИО1 и ФИО2 нуждающимися в жилом помещении, признании за ФИО1 право на внеочередное получение за счет средств бюджета Красноярского края благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма с включением в договор в качестве членов семьи нанимателя ФИО5 и ФИО6 общей площадью не менее 56 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, признании за ФИО2 право на внеочередное получение за счет средств бюджета Красноярского края благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, мотивируя свои требования тем, что согласно постановления администрации Канска от ДД.ММ.ГГГГ №420, ФИО14 ( добрачная фамилия-ФИО11) А.В. и ФИО2 являются лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители ФИО2 умерли- отец, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ года, мать, ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ года.

Мать ФИО1, ФИО15 (ФИО16) Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отца нет.

Постановлением администрации г.Канска от ДД.ММ.ГГГГ № за 1ми закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (Л. Фактически на день закрепления, квартира собственника не имела, в •став муниципальной собственности г.Канска включена не была. Решением Канского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира включена в состав

муниципальной собственности г.Канска. Они (ФИО14 и ФИО15) обращались в администрацию г.Канска и Министерство образования и науки Красноярского края с просьбой обеспечить их жилым помещением, однако получали отказ, основанный на том, что за ними закреплено жилое помещение. В связи с тем, что закрепление квартиры было произведено законно, квартира не пригодна для проживания, в апреле 2009 года ФИО1 обращалась в администрацию г.Канска с заявлением о предоставлении жилья, однако жилое помещение предоставлено не было. Истцы в настоящее время общей семьи не имеют, проживают раздельно, считают, что каждый из них имеет право на отдельное жилое помещение, в связи с чем, просят исковые требования удовлетворить полностью.

В дальнейшем представитель истцов ФИО1 и ФИО2- ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) уточнил исковые требования, согласно уточнениям предъявляет исковые требования к администрации г. Канска о предоставлении каждому из них жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта г. Канска общей площадью не менее 33 квадратных метров, в связи с изменениями в законодательстве с ДД.ММ.ГГГГ г.Просит удовлетворить их исковые требования поскольку жилье было закреплено незаконно, жилье ветхое, непригодное для проживания. Решение Администрации о закреплении жилья не обжаловали.

В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений. Суду пояснила, что в спорном доме, который за ней закрепили, она проживала с матерью, бабушкой и остальными членами семьи, после смерти матери в 2001 г она поступила профессиональный лицей №12, проживать в общежитии лицея отказалась, в закрепленном жилье жить также не пошла. После окончания лицея проживать в закрепленном жилом помещении не захотела, ремонт не делала, снимала жилье. Найм жилья производит и по настоящее время.

В судебном заседании представитель истцов ФИО1 и ФИО2- ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений. Суду пояснил, что жилое помещение, которое закрепили за ФИО15 не имеет собственника, в связи с чем данное закрепление незаконно. Правда ФИО15 до настоящего времени не оспорил распоряжение о закреплении.С 2004г он отказался проживать в закрепленном за ним жилом помещении. Поскольку там проживала бабушка злоупотреблявшая спиртным, дом был ветхим, нуждался в ремонте. ФИО15 ремонт не производил, ушел проживать в другое место, снимал жилье, производит найм по настоящее время. Согласно представленного заключения спорное жилое помещение непригодно для проживания. Поскольку ни у ФИО15, ни у ФИО14 другого жилья нет, они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, а следовательно и имеют право каждый на получение другого жилого

помещения из специализированного жилищного фонда. Просят обязать Администрацию г. Канска предоставить каждому из них благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. из специализированного жилищного фонда.

Представитель ответчика администрации г. Канска ФИО10, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования с учетом уточнений не признала в полном обьеме, пояснив, что за истцами было закреплено жилое помещение п. дальний <адрес>. не согласна с тем, что данное жилое помещение закреплено незаконно.В данном жилом помещении жили родители истцов, один из них работал во Вторчермете, от данного предприятия и получил спорное жилье, где и проживали истцы с родителями. После достижения каждым из истцов 18 лет, они не пожелали проживать в закрепленном жилом помещении, хотя за ними там было сохранено право пользования. По достижении 18 лет, истцы не предприняли мер к сохранению жилого помещения. ФИО1 бросила жилое помещение с 2004г, а ФИО15 с 2007г.До самой смерти, до 2007г проживала в данном доме их бабушка. В 2007г захотели сделать ремонт в спорном жилом помещении, разобрали печь, но так все и бросили. ФИО14 ушла жить к подругам, ФИО15 -тоже ушел. Полагает, что нельзя признавать постановление Администрации г. Канска незаконным в части закрепления жилого помещения за истцами, поскольку истцы пропустили срок обжалования данного постановления. Даже если исходить из возраста наступления совершеннолетия истцов, -это 2004-2007гг, после наступления совершеннолетия истцы не обжаловали данное постановление, хотя знали о его существовании и закреплении жилья, были с закреплением не согласны, срок исковой давности пропущен ими без уважительных причин. Полагает, что нельзя их признавать нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку заявлений в Администрацию г. Канска с 2004г о постановке их на учет в качестве нуждающихся, признании дома непригодным для проживания они не обращались. Не могли они этого сделать и потому, что в спорном доме не проживали, не пользовались домом с 2004г, не нуждались в нем.Полагает, что ссылки истцов и их представителя в той части, что спорный дом непригоден в настоящее время для проживания не состоятельны, потому что истцы должны в суде доказать, что на момент закрепления жилья оно было не пригодным для проживания, а не в настоящее время, когда на протяжении почти 10 лет, жилое помещение разрушили. Ремонт передумали делать и бросили жилое помещение. В связи с чем отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий означает отсутствие права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела

извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель отдела опеки и попечительства МКУ «Управление образовании администрации г. Канска» ФИО9 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В предыдущем судебном заседании суду пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку дом, в котором ранее проживала их бабушка и мать аварийным не признан и сносу не подлежит. Она выезжала и осматривала дом, действительно в нем разобрана печь истцами и не восстановлена.Со слов соседей в доме в другой половине живет их родственник. На учете по улучшению жилищных условий истцы в Администрации г. Канска не состоят. Закрепление жилого помещения за ними произведено законно, по месту жительства матери и самих детей. Полагает, что удовлетворение их требований нарушит права других детей-сирот.

Суд считает возможным с учетом мнения сторон рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц..

Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования истцов не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: в силу ст.45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Ст. 14 ФЗ РФ № от 24.09.2003т с изм. на 15.02.2006г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; ст.8 ФЗ № от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети оставшиеся под опекой(попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими(или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям -сиротам и детям оставшимся без попечения родителей находящимся на территории РФ не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их

нахождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения

находится за пределами РФ и ст.6 Закона Красноярского края № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», ст. 17 закона Красноярского края № «О защите прав ребенка» дети -сироты, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Порядок учета детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений этой категорией граждан устанавливается Губернатором Красноярского края. Указом губернатора Красноярского края от 4.04.2005г №25-уг утвержден Порядок приобретения, предоставления жилых помещений детям сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5.03.20Юг п.2 изложен следующей редакции:»Органы местного самоуправления муниципальных органов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма»; Статья 1 закона Красноярского края № от 24.12.2009г в редакции Закона от 11.11.20Юг № «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечиванию жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих жилого помещения, предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2.11.2000г № «О защите прав ребенка» Ст 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого

договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет клан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. ДД.ММ.ГГГГ г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.

Включение в список лиц, указанных в п.1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан.

Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.

В соответствии со ст. 8 ФЗ ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании ФИО14 ( добрачная фамилия ФИО11) А.В. что подтверждается свидетельством о браке (л.д.13) родилась ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д. 14). Постановлением администрации г.Канска от ДД.ММ.ГГГГ № 420, ФИО14 ( добрачная фамилия- ФИО11) А.В. и ФИО2 являются лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.18).

Родители ФИО2 умерли- отец, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ года, мать, ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, (л.д.16-17)

Мать ФИО1, ФИО15 (ФИО17) Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отца нет, что подтверждается пояснениями истцов и не оспаривается стороной ответчика.

Постановлением администрации г.Канска от ДД.ММ.ГГГГ »420 за ФИО14 (Садовской) А.В. и ФИО2 закреплено жилое помещение по адресу. <адрес>, (л.д.18).

Решением Канского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> включена в состав муниципальной собственности г.Канска (л.д.20-21, 28).

Суд, полагает, что исковые требовании я истцов не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

а)    Истцы являясь детьми сиротами, оставшимися без попечении я
родителей, имели право пользования жилым помещением 1 <адрес> г.
Канска, что не оспорено сторонами и подтверждено материалами дела. По
окончании учебных заведений истцы имели право пользовании я спорным
жилым помещением, однако ФИО1 по достижении в 2004г
совершеннолетия, а ФИО15 в 2007г достигнув совершеннолетия отказались
от дальнейшего проживания в закрепленном за ними жилом помещении,
предпочли производить найм жилого помещения, что и продолжают делать
по настоящее время.

Суд не может признать недействительным постановление № от 7.05.1999г Администрации г. Канска ввиду незаконности закрепления жилого помещения за истцами, поскольку как установлено в судебном заседании в спорном жилом помещении проживали родители истцов и они сами до приобретения статуса сироты, лица оставшегося без попечения родителей, спорный дом принадлежал Вторчермету и спорная квартира была выделена работнику этого Вторчермета, одному из родителей истцов, что подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами..

Суд не находит каких-либо нарушений со стороны Администрации г. Канска, которые бы нарушили права несовершеннолетних на момент закрепления жилья. При этом суд учитывает и тот факт, что действительно срок исковой давности обжалования данного постановления уже давно истек, даже если срок исковой давности исчислять с момента достижения истцами совершеннолетия, то есть с 2004-2007г.каких-либо доказательств пропуска исковой давности по уважительным причинам суду не представлено.В связи с чем суд не может признать постановление Администрации № от 7.05.1999г незаконным.

б)    Относительно признания истцов нуждающимися в улучшении
жилищных условий, суд полагает, что данные требования истцов не
обоснованны и не могут быть приняты во внимание, поскольку истцы
ФИО1 с 2004г, ФИО2 с 2007г фактически отказались от прав
и обязанностей закрепленного жилого помещения, отказались в
добровольном порядке проживать в спорном жилом помещении, разобрали
печь в 2007г, думали делать ремонт, но так все и бросили, оставили жилое
помещение без присмотра по настоящее время. В результате чего согласно

заключения по результатам обследования состояния жилого помещения на 13 г, спорное жилое помещение на момент рассмотрения дела в суде является непригодным для проживания.

При этом суд учитывает и тот факт, что до настоящего времени истцы состоят на учете в Администрации г. Канска нуждающихся в жилом помещении, с таким заявлением они никогда не обращались, что не оспорено истцами. Не обращались они с заявлением о признании спорного жилого помещения аварийным и непригодным по настоящее время, хотя должны были это сделать хотя бы с момента своего совершеннолетия, если спорный дом был таковым.

Истцами и их представителем не представлено в суд доказательств непригодности спорного закрепленного жилого помещения как на момент его закрепления, так и на момент совершеннолетия истцов(2004-2007гг), требования ст. 56 ГПК РФ не выполнены истцами и их представителем.

Суд не может признать их нуждающимися, поскольку фактически истцы в добровольном порядке отказались от проживания в спорном доме, хотя их бабушка проживала в этом доме до 2007г(по день своей смерти) в данном доме по настоящее время проживает родственник истцов, что подтвердила свидетель ФИО12 пояснившая суду, что сестра ее умерла в 1999г, в 2002г она при ехала в г. Канска, В спорном доме никто не жил, во второй половине жила бабушка истцов. В настоящее время в спорном доме живет ее старший сын Сергей. Истцы достигнув 18 лет, не стали там проживать, не проживают и по настоящее время.

Поскольку истцы в добровольном порядке отказались от прав и обязанностей нанимателей спорного дома, не представили суду доказательств, что на момент закрепления жилья и в дальнейшем на момент их совершеннолетия дом был непригоден к проживанию, невозможно сделать вывод о их нуждаемости в улучшении жилищных условий, да с таким заявлением они не обращались в Администрацию г. Канска по настоящее время, то суд не может признать за истцами право на обеспечение их жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Не находит суд также оснований для возложения обязанности на Администрацию г. Канска предоставить каждому из истцов жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью общей не менее 33 кв.м.

На основании и ст. 191-197 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации г. Канска о признании постановления недействительным, признании нуждающимися в жилом помещении, признании права на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возложение обязанности по предоставлению каждому на условиях найма специализированного жилого

помещения общей площадью не менее 33 квадратных метра, отвечающих санитарно-техническим требованиям- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в течении месяца в Красноярский краевой суд через Канский горсуд.

Судья            Лушкина Н.В.