ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1686/20 от 02.09.2020 Клинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин 2 сентября 2020 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

при секретаре Мартыновой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1686/2020 по иску Рябчинского А. С. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области об исключении земельных участков из состава мелиорированных земель,

У С Т А Н О В И Л:

Рябчинский А.С., Ярошенко А.В. и Руденко И.Ю., в 1/3 доле каждый, являются собственниками двух земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования:

- с кадастровым номером /номер/, находящийся по адресу: /адрес/;

- с кадастровым номером /номер/, находящийся по адресу: /адрес/.

Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Рябчинский А.С. обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал, что на указанных земельных участках не зарегистрировано никаких объектов недвижимости, в том числе гидротехнических сооружений.

С момента приобретения права на указанные земельные участки (19.06.2017 года) заявителем не было обнаружено на указанных земельных участках никаких гидротехнических и других сооружений, было видно, что земельный участок долгое время не использовался для сельскохозяйственных нужд.

10 октября 2019 г. вышеуказанные земельные участки Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области № 20РВ-349 «Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается» были отнесены к особо ценным сельскохозяйственным угодьям. Более того, указанные земельные участки, как следует из Приложения № 1 к указанному Распоряжению, располагаются на мелиорируемых землях.

До принятия Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10.10.2019 г. № 20PB-349 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается" земельные участки не являлись особо ценными продуктивными сельскохозяйственными угодьями и собственники могли использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования без ограничений.

В соответствии со ст. 5 Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области": «3. К особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся:

- сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов;

- сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;

- искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.

Использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, а также для целей дачного строительства, не допускается, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Полномочия органов государственной власти в области мелиорации земель определены Федеральным законом от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

До принятия в 2008 году Федерального закона № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», к полномочиям федеральных органов государственной власти относился учет и мониторинг мелиорированных земель.

Порядок учета мелиорированных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр устанавливался Правительством Российской Федерации (был утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 №2933п- П1).

В соответствии с пунктом 10 Порядка списание мелиоративных систем и соответственно перевод мелиорированных земель в немелиорированные производился на основании заключения комиссий, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Московской области постановлением Губернатора Московской области от 20.09.2005 № 123-ПГ функции комиссии по указанному вопросу были возложены на Координационный совет по имущественным отношениям в Московской области.

Данный порядок был временным и подлежал применению до момента возложения полномочий по осуществлению учета мелиорированных земель на специальный федеральный орган исполнительной власти.

Федеральным законом от 13.05.2008 № 66-ФЗ статья 19, регламентирующая порядок учета мелиоративных систем, исключена, что повлекло признание утратившими силу постановлений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 № 2933п-П1 и Губернатора Московской области от 20.09. 2005 № 123-ПГ «Об установлении в субъектах координационных советов по рассмотрению и согласованию материалов о списании мелиоративных систем и переводе мелиорированных земель в немелиорированные.

Установление факта отсутствия мелиоративных систем на земельных участках, а следовательно признание земельных участков немелиоративными, необходимо для осуществления заявителями предпринимательской деятельности, а также для реализации права собственника земельного участка возводить здания и строения, как это предусмотрено пунктом 2 частью 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации.

Не установление данного факта нарушает права заявителя на смену вида разрешенного использования земельного участка и на получение градостроительного плана земельного участка, необходимого для размещения и строительства объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительной концепцией планировочной организации территории земельного участка для размещения объектов Федерации планерного спорта России и создает препятствие в осуществлении заявителем предпринимательской деятельности.

Письмом № Исх-9214/18-05-02 от 18.10.2018 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области сообщило, что на сегодняшний день правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учету и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.

Для исключения земельных участков из состава мелиорируемых земель в Министерство необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4 или сведения ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» об отсутствии на земельных участках мелиоративных систем).

При отсутствии возможности списания мелиоративной системы (отсутствие собственника (балансодержателя) мелиоративной системы в результате ликвидации или реорганизации юридического лица без передачи системы правопреемнику и невозможность технического учета и инвентаризации мелиоративной системы и её постановки на баланс собственника земельного участка по причине фактического отсутствия системы на земельном участке) возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия оснований для отнесения участка к мелиорируемым) в порядке глав 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

К заявлению в суд должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные требования, в том числе могут быть приложены документы по 100% износу мелиоративной системы и невозможности ее восстановления.

В соответствии с разъяснениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области заявитель обратился в ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз».

Из содержания ответа ФГБУ «Спецмелиоводхоз» от 26.06.2017 № б/н следует, что:

«Земельные участки расположены на землях с мелиоративной системой. Мелиоративная система (осушение) построена сдана в эксплуатацию на землях совхоза «Щекинский» в 1985-86г. площадью 397 га.

При обследовании с выездом на участок установлено, что:

- площадь неровная, заросла высокой травой;

- осушительная система представлена коллекторно-дренажной сетью и каналами, и в не рабочем состоянии;

- при обследовании на площади обнаружены очертания каналов, с трудом просматриваются залежи. Смотровые колодцы (два) представлены ямами, где разбиты кольца и трубы в колодцах (коллектора) и дренажи;

- со дня ввода в эксплуатацию, ремонтные работы не проводились и более 40 лет не использовались в селъхозпроизводстве.

Мелиоративная система морально и физически устарела и восстановлению не подлежит».

Заявитель также обратился в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с запросом о представлении сведений о наличии (отсутствии) мелиоративных систем на Земельных участках.

В соответствии с ответом № 20/1912 от 15.11.2019 следует, что на земельных участках государственные мелиоративные системы федеральной собственности, находящиеся в оперативном управлении ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», а также мелиоративные земли, относящиеся к федеральной собственности и закрепленные на праве постоянного бессрочного пользования за ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», отсутствуют, что в свою очередь, делает невозможным предоставление акта о списании, и соответственно, исключение спорных земельных участков из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации дополнительно проинформировало, что указанные земельные участки расположены на землях, на которых, по архивным данным ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», в 1985-1986 годах была построена мелиоративная система (осушительная) на землях совхоза «Щекинский» площадью 396 га. Иные сведения в отношении указанной мелиоративной системы в ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» и Департаменте мелиорации Минсельхоза России отсутствуют.

Мелиоративная система морально и физически устарела, срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет более 30 лет со дня ввода в эксплуатацию.

Истец просит

1. Признать немелиорированным земельный участок с кадастровым номером /номер/, находящийся по адресу: /адрес/.

2. Признать немелиорированным земельный участок с кадастровым номером /номер/, находящийся по адресу: /адрес/

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

В исковом заявлении истец указан как «Заявитель», в качестве заинтересованных лиц указаны: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, ФГБУ «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз», Администрация Клинского района Московской области, Ярошенко А.В., Руденко И.Ю.

Ответчики и третьи лица своевременно и надлежаще уведомлены о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание представители не явились.

Протокольным определением суда от 23.07.2020 суд указал, что надлежащим истцом считать – Рябчинского А.С., ответчиком – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, остальных лиц, указанных в иске, – третьими лицами.Ответчики и третьи лица своевременно и надлежаще уведомлены о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание представители юридических лиц, а также Ярошенко и Руденко не явились. Почтовые уведомления, направленные в адрес Ярошенко и Руденко, возвращены в суд без вручения за истечением срока хранения.

Ответчик, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, представило в суд письменные пояснения по иску с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и по существо указало следующее:

Согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ, особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытнопроизводственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

В соответствии с п. 12.1. постановления Правительства Московской области от 02.10.2018 № 685/35 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области», Министерство осуществляет полномочия по формированию перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается.

Спорные земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям и не включены в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10.10.2019 № 20РВ-349 (далее по тексту - Перечень).

По информации, представленной ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», спорные земельные участки расположены на землях с мелиоративной системой, построенной в 1985-86 гг. на землях совхоза «Щекинский», что в свою очередь не позволяет использовать данный участок для строительства объектов, не предназначенных для мелиорации земель (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»).

Вместе с тем, мелиоративные объекты федеральной собственности, находящиеся в оперативном управлении подведомственного Минсельхозу России ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», в границах земельных участков отсутствуют.

ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» является подведомственным учреждением Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.2. приказа Минсельхоза России от 06.03.2014 № 65 (ред. от 03.07.2018) «Об утверждении положений о структурных подразделениях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации», Департамент мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ведет учет мелиорируемых земель. Учитывая изложенное, учет всех мелиорированных земель ведет ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз».

Для исключения спорных земельных участков из состава мелиорируемых земель в Министерство необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4 или сведения ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» об отсутствии на земельном участке мелиоративных систем).

Мелиоративная система, расположенная на спорных земельных участках, не находится в федеральной собственности, иной частной собственности, что делает невозможным предоставление акта о списании, и соответственно, исключение спорных земельных участков из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является органом, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель.

В соответствии с приказом Минсельхоза России от 22.10.2012 № 558 «Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель» (далее - Регламент), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является уполномоченным лицом по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства, его должностными лицами, взаимодействия Министерства с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги. Согласно приложению № 2 к указанному Регламенту, в Московской области Федеральным государственным бюджетным учреждением по мелиорации земель и сельхозводоснабжению является ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз».

Учитывая изложенное, Министерство оставляет решение на усмотрение суда и просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Министерства, приняв во внимание вышеизложенные доводы. (л.д. 31-35)

Зам. директора ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» представил в суд отзыв на иск с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления и указал следующее:

ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» в соответствии с Уставом может предоставлять сведения о наличии/отсутствии земель с мелиоративными системами в рамках ведения учета мелиорированных земель.

Президент Федерации планетарного спорта России Рябчинский С.В. обратился в ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» с запросом от 12.05.2017 г. за предоставлением сведений о наличии/отсутствии мелиоративных систем на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/ и /номер/ расположенных по адресу: /адрес/.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Объекты государственных мелиоративных систем федеральной собственности, переданные в оперативное управление ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз», и мелиорированные земли федеральной собственности в границах испрашиваемых участков отсутствуют.

По архивным данным установлено, что участки расположены на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Щекинский» в 1985-86 г. на площади 397 га. Иными сведениями в отношении указанной мелиоративной системы Учреждение не располагает. Было проведено визуальное обследование участков с участием представителя собственника и Учреждения. Ответ Учреждения от 26.06.2017г.

Дело просим рассмотреть в отсутствие представителя ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз». Принятие решения по делу оставляем на усмотрение суда.

Проверив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Закон № 4-ФЗ) мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Мелиорируемыми землями являются земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий, мелиорированными - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.

В соответствии со ст. 10 Закона № 4-ФЗ мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 31 Закона № 4-ФЗ перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации не установлены особенности изменения статуса мелиорированных земельных участков. При этом изменение категории земельных участков происходит по общим правилам, предусмотренным ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно ответу директора ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» в адрес президента Федерации планерного спора России от 26.06.2017 г., земельные участки с кадастровыми номерами: /номер/, /номер/ по адресу: /адрес/, расположены на землях с мелиоративной системой. Мелиоративная система (осушение) построена и сдана в эксплуатацию на землях совхоза «Щекинский» в 1985-86 г. площадью 397 га.

При обследовании с выездом на участок установлено, что:

- площадь неровная, заросла высокой травой;

- границей участка является лесной массив со всех сторон, уклоны тяготеют к лесу;

- осушительная система представлена коллекторно- дренажной сетью и каналами, иене рабочем состоянии;

- при обследовании на площади обнаружены очертания каналов, с трудом просматриваются залежи. Смотровые колодцы (два) представлены ямами, где разбиты кольца и трубы в колодцах ( коллектора) и дренажи.

- со дня ввода в эксплуатацию, ремонтные работы не проводились и более 40 лет не использовались в сельхозпроизводстве. Мелиоративная система морально и физически устарела и восстановлению не подлежит.

Учитывая, что на спорных участках в настоящее время отсутствует мелиоративная система (осушение), которая была построена на землях совхоза «Щекинский» в 1985-1986 годах, а в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,

суд

Р Е Ш И Л:

1. Иск – удовлетворить.

2. Признать немелиорированным земельный участок с кадастровым номером /номер/, находящийся по адресу: /адрес/.

3. Признать немелиорированным земельный участок с кадастровым номером /номер/, находящийся по адресу: /адрес/.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья –

Решение в окончательной форме принято 2 сентября 2020 года

Судья –