ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1686/20 от 23.06.2020 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2-1686/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Волгограда в составе:

председательствующего судьи – Полянского О.А.,

при секретаре судебного заседания – Григоренко К.А.,

с участием истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, представителя третьего лица Департамента финансов администрации Волгограда – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июня 2020 года в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании отказа в назначении пенсии незаконным и возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась с иском в суд к ответчику с вышеуказанными требованиями.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 замещала следующие должности муниципальной и государственной гражданской службы Волгоградской области согласно записям трудовой книжки, вкладыша в трудовую книжку: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старший экономист по штатам финансового отдела исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов (запись 14); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник штатного отдела исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов в порядке перевода (запись 15); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела финансирования аппарата управления в связи с изменением структуры города (запись 16); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов (запись 17). ДД.ММ.ГГГГ принята на должность ведущего специалиста отдела отраслей социальной сферы и органов управления Департамента финансов администрации Волгограда и уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ (запись 33).

Таким образом, стаж муниципальной службы составил 16 лет 1 месяц 17 дней.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Горьковском областном финансовом отделе (запись 7), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Волгоградском областном финансовом отделе (запись 9-11).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должности государственной гражданской службы Волгоградской области в Управлении федерального казначейства Министерства финансов РФ, уволена по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию (запись 21-32).

Таким образом, общий стаж составляет более 35 лет.

ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена страховая пенсия по старости.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Волгограда №... истцу назначена муниципальная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из денежного содержания по должности ведущего специалиста отдела отраслей социальной сферы и органов управления департамента финансов администрации Волгограда в соответствии с Положением о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№....

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, исходя из ежемесячного денежного содержания по должности начальника отдела финансирования аппарата управления финансового отдела администрации Волгограда.

Однако в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на пункт 2.4. Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№..., согласно которому для исчисления размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Волгограда, ежемесячное денежное содержание (заработная плата) определяется по выбору этих лиц по должности, замещаемой на день достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо по должности, замещаемой указанными лицами на день прекращения трудовых отношений. В связи с тем, что истец не замещала должность начальника отдела финансирования аппарата управления ни на день прекращения трудовых отношений, ни на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, комитетом отказано в пересмотре размера муниципальной пенсии (письмо Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№...).

Комитетом не учтено, что в трудовой деятельности истца на муниципальной службе имеются два периода прекращения трудовых отношений: ДД.ММ.ГГГГ с должности начальника отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов и ДД.ММ.ГГГГ с должности ведущего специалиста отдела отраслей социальной сферы и органов управления департамента финансов администрации Волгограда.

С данным отказом истец не согласна, считает его незаконным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы истца на пенсионное обеспечение муниципального служащего.

На основании вышеизложенных обстоятельств, истец просит признать отказ Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№... в назначении пенсии за выслугу лет исходя из денежного содержания по должности начальника отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов незаконным.

Обязать Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда назначить ей пенсию за выслугу лет исходя из денежного содержания по должности начальника отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, считает их необоснованными, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица в судебном заседании полагала, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), определение ее размера (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и правовое положение муниципальных служащих Волгоградской области урегулированы Законом Волгоградской области от 11.02.2008 № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», принятым Волгоградской областной Думой. В силу статьи 9.2. этого Закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы решением Волгоградской городской Думы от 06.02.2008 № 57/1441 «Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда» (Положение).

Пенсия за выслугу лет - ежемесячная муниципальная денежная выплата за счет средств бюджета Волгограда, право на получение которой определяется в соответствии с условиями, установленными настоящим Положением.

Согласно пункту 2.1. Положения пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Волгограда, назначается в виде ежемесячной муниципальной денежной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», независимо от возраста, в котором они были уволены (освобождены) с должности муниципальной службы Волгограда, при наличии на дату увольнения (освобождения) с должности муниципальной службы Волгограда стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 10 «Стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет» к настоящему Положению.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения для исчисления размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Волгограда, ежемесячное денежное содержание (заработная плата) определяется по выбору этих лиц по должности, замещаемой на день достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, которые на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет не существуют либо именуются иначе, для исчисления пенсии за выслугу лет принимается должностной оклад, установленный решением Волгоградской городской Думы от 14.07.2010 № 35/1056 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда», по аналогичной муниципальной должности Волгограда или должности муниципальной службы Волгограда в соответствии с приложением 8 «Перечень муниципальных должностей Волгограда и должностей муниципальной службы Волгограда, применительно к должностным окладам которых исчисляется пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда и органах местного самоуправления Волгограда» к настоящему Положению на дату подачи заявления о назначении пенсии за выслугу лет. При наличии верхнего и нижнего пределов размера должностного оклада пенсия за выслугу лет определяется из должностного оклада, исчисленного по средней величине.

В стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включаются периоды службы (работы) муниципальных служащих, установленные действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами (пункт 4.1 Положения).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения лица, замещавшие муниципальные должности, должности муниципальной службы Волгограда или должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, вправе обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости либо по должности, замещаемой указанными лицами на день прекращения трудовых отношений.

Таким образом, в Положении не конкретизирован день прекращения трудовых отношений: по последней должности, замещаемой лицом или по любой должности, что предоставляет право выбора лицам, замещавшим должности муниципальной службы Волгограда.

В соответствии с пунктом 3.1. Положения пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, предусмотренные в приложении 8 «Перечень муниципальных должностей Волгограда и должностей муниципальной службы Волгограда, применительно к должностным окладам которых исчисляется пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда и органах местного самоуправления Волгограда» к настоящему Положению, назначается в виде ежемесячной муниципальной денежной выплаты при наличии стажа работы в местных органах государственной власти и управления Волгограда не менее 15 лет, независимо от возраста, в котором они были уволены (освобождены), при условии назначения страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 3.2 Положения лицам, указанным в пункте 3.1 настоящего раздела, пенсия за выслугу лет назначается при увольнении (освобождении) с должности по следующим основаниям: ликвидация местных органов государственной власти и управления Волгограда, сокращение численности или штата работников в указанных органах; восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу; соглашение сторон; истечение срока трудового договора; расторжение трудового договора по инициативе работника; перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность.

В силу пункта 3.3. Положения пенсия за выслугу лет назначается при наличии стажа работы в местных органах государственной власти и управления Волгограда не менее 15 лет в размере 45% денежного содержания (заработной платы) за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

За каждый полный год стажа работы в местных органах государственной власти и управления Волгограда сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% денежного содержания (заработной платы).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 замещала следующие должности муниципальной и государственной гражданской службы Волгоградской области: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старший экономист по штатам финансового отдела исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник штатного отдела исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов в порядке перевода; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела финансирования аппарата управления в связи с изменением структуры города; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность ведущего специалиста отдела отраслей социальной сферы и органов управления Департамента финансов администрации Волгограда и уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. Стаж муниципальной службы составил 16 лет 1 месяц 17 дней.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в Горьковском областном финансовом отделе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Волгоградском областном финансовом отделе.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец замещала должности государственной гражданской службы Волгоградской области в Управлении федерального казначейства Министерства финансов РФ, уволена по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию.

Таким образом, общий стаж истца составляет более 35 лет.

ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена страховая пенсия по старости.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Волгограда №... истцу назначена муниципальная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из денежного содержания по должности ведущего специалиста отдела отраслей социальной сферы и органов управления департамента финансов администрации Волгограда в соответствии с Положением о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№....

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, исходя из ежемесячного денежного содержания по должности начальника отдела финансирования аппарата управления финансового отдела администрации Волгограда. Однако в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на пункт 2.4. Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№..., согласно которому для исчисления размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Волгограда, ежемесячное денежное содержание (заработная плата) определяется по выбору этих лиц по должности, замещаемой на день достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо по должности, замещаемой указанными лицами на день прекращения трудовых отношений. В связи с тем, что истец не замещала должность начальника отдела финансирования аппарата управления ни на день прекращения трудовых отношений, ни на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, комитетом отказано в пересмотре размера муниципальной пенсии (письмо Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№...).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу, а именно копиями: заявления истца в Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда; отказа Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№...; справки о назначенных пенсиях и социальных выплатах от ДД.ММ.ГГГГ№...; решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда, должности муниципальной службы Волгограда, и лицам, замещавшим должности в местных органах государственной власти и управления Волгограда».

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные суду доказательства, с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что на дату увольнения истца с должности начальника отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов продолжительность стажа службы составила более 21 года, что является достаточным и на момент назначения страховой пенсии по старости в 2002 году, пенсии за выслугу лет в 2008 году и на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии с должности начальника отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов в 2020 году в соответствии с Положением.

При таких обстоятельствах у истца имеется право на назначение пенсии за выслугу лет исходя из денежного содержания до должности начальника отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов, поскольку необходимые условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, предусмотренные положениями федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации - Волгоградской области, истцом исполнены. Следовательно, отказ Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№... в назначении истцу пенсии за выслугу лет исходя из денежного содержания по должности начальника отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов является незаконным.

Доводы стороны ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований основаны на неверной оценке обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, и неверном толковании норм действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании отказа в назначении пенсии незаконным и возложении обязанностей – удовлетворить.

Признать отказ Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№... в назначении пенсии за выслугу лет исходя из денежного содержания по должности начальника отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов незаконным.

Обязать Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет исходя из денежного содержания по должности начальника отдела финансирования аппарата управления исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в месячный срок через Центральный районный суд города Волгограда со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья- подпись О.А. Полянский