ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1686/2022 от 26.04.2022 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

УИД 91RS0-48

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26.04.2022 года г. Симферополь

Киевский районный суд города Симферополя в составе:

председательствующего – судьи Сериковой В.А.,

при секретаре – Шевкетовой С.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Замета Олега Григорьевича к Администрации г. Симферополя о признании права пользования жилым помещением и понуждении к заключению договора социального найма,

третьи лица – Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь «Авангард», Департамент жилищной политики Администрации г. Симферополя, Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя, Замета Анастасия Олеговна, Замета Елизавета Олеговна, Замета Ирина Викторовна, -

установил:

Замета О.Г. обратился в суд с требованием о признании за ним права пользования жилым помещением - квартирой по <адрес> на условиях договора социального найма; возложить на Администрацию г. Симферополя Республики Крым обязанность заключить с ними договор социального найма данного жилого помещения, кадастровый .

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что с 2005 года истец, совместно с членами своей семьи, проживают в вышеуказанной квартире, предоставленной Замете О.Г. работодателем, что подтверждается выпиской из протокола совместного заседания ректората и профсоюзного комитета Южного филиала «Крымский агротехнологический университет» НАУ от ДД.ММ.ГГГГ, о выделении сотруднику вуза Замете О.Г. на состав семьи из трех человек секцию в общежитии по <адрес>. Указанное жилое помещение проинвентаризированно, о чем выдан технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ и поставлено на кадастровый учет. Также указанный объект недвижимости включен в Реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Согласно выписке из Реестра данное помещение на основании перечня имущества МУП «Аванград» № б/н от ДД.ММ.ГГГГ «Перечень недвижимого имущества находящегося на балансовом учете муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Симферополь «АВАНГРАД» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находиться на балансе МУП «Аванград». Истец постоянно проживает в указанном жилом помещении совместно с супругой Замета И.В., дочерью Замета А.О. и несовершеннолетней дочерью Замета Е.О. В целях реализации своих жилищных прав истец обратился в Администрацию г. Симферополя с заявлением о заключении договора социального найма с приложенным пакетом необходимых документов. При этом в виду отсутствия зарегистрированного права собственности на вышеуказанное жилое помещение за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым, истцу отказано в заключении договора социального найма.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

От представителя истца Музыка О.С., третьих лиц Заметы А.О., Заметы Е.О., Заметы И.В. поступили ходатайства о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие, настаивали на удовлетворении исковых требований.

Исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выписке из протокола совместного заседания ректората и профсоюзного комитета Южного филиала «Крымский агротехнологический университет» НАУ от ДД.ММ.ГГГГ, истцу Замете О.Г., как сотруднику вуза, на состав семьи из трех человек, была выделена секция в общежитии по <адрес>.

В последующем, указанная секция переименована в <адрес>, которая в целом поставлена на кадастровый учет под номером Также указанный объект недвижимости включен в Реестр муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

В период предоставления квартиры для целей проживания в ней, истец был трудоустроен в Южном филиале «Крымского агротехнологического университета» НАУ.

Истец проживает по настоящее время в данной квартире с регистрацией места жительства, совместно с членами своей семьи, что само по себе свидетельствует о необходимости следования принципу правовой определенности, обеспечения разумных ожиданий у лиц, законно проживающих в указанном многоквартирном доме.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение на основании перечня имущества МУП «Авангард» № б/н от ДД.ММ.ГГГГ «Перечень недвижимого имущества находящегося на балансовом учете МУП «АВАНГРАД», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находиться на балансе данного предприятия.

На заявление Заметы О.Г. о заключении договора социального найма отказано по мотивам отсутствия зарегистрированного права собственности на вышеуказанное жилое помещение за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В ч. 4 ст. 3 ЖК РФ указано, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.

Положениями ст. 10 ЖК РФ установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Предписаниями ст. 49 ЖК РФ закреплено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Статьей 64 ЖК РФ установлено, что переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

В соответствии с ч.2 ст.69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены з качестве членов семьи нанимателя впоследствии.

Согласно положениям ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органомисполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых “смещений установленным требованиям).

В силу ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

В п.8 вышеуказанного постановления Пленума предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Как установлено судом, истец вселился на законных основаниях в спорное жилое помещение, имеющее соответствующие технические характеристики, добросовестно длительное время владеет и пользуется им, заключил договоры с обслуживающими организациями, оплачивает коммунальные услуги, производит за свой счет расходы на его содержание, надлежащим образом осуществляет обязательства по содержанию, меры по сохранению и защите от посягательств или притязаний третьих лиц, с момента законного вселения и до настоящего времени. Добросовестно, открыто и непрерывно владеет данным имуществом как своим собственным на протяжении длительного времени (свыше 15 лет), где постоянно проживает совместно со своей семьей: супругой - Замета И.В., дочерью Замета А.О. и дочерью Замета Е.О.

Согласно п.9.2.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договоров социального найма жилого помещения», утвержденным постановлением администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) в перечне документов, необходимых для получения муниципальной услуги одним из обязательных документов является документ, подтверждающий право пользование жилым помещением (решение исполнительного комитета соответствующего совета о предоставлении жилой площади или о переоформлении лицевого счета (по желанию). То есть Выписка из протокола совместного заседания ректората и профсоюзного комитета Южного филиала «Крымский агротехнологический университет» НАУ от ДД.ММ.ГГГГ является надлежащим документом, который требуется для заключения договора социального найма.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования существенных и земельных отношений на территории Республики Крым» №38-ЗРК от 31.07.2014, права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;

3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

То есть, выданная ранее Выписка из протокола совместного заседания ректората и профсоюзного комитета Южного филиала «Крымский агротехнологический университет» НАУ от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении Замете О.Г. на состав семьи из трех человек жилое помещение в общежитии по <адрес>, являлось надлежащим и действующим, как в тот период, так и является надлежащим и действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации в данный момент.

То обстоятельство, что право муниципальной собственности на данный объект не зарегистрировано, не свидетельствует о том, что оно не возникло. Законодательство не связывает момент возникновения права муниципальной собственности с его государственной регистрацией или внесением сведений об объекте в соответствующий реестр.

Материалы дела также содержат сведения об отсутствии у истца принадлежащего ему на праве собственности или находящемся у него в пользовании на каком-либо ином законном основании иного жилого помещения, как и отсутствуют сведения о реализации истцом права на приватизацию помещений.

На запросы суда поступила информация относительно отсутствия зарегистрированных прав частной собственности на испрашиваемую истцом в пользование квартиру, а также об отсутствии у истца зарегистрированных прав в отношении иных объектов недвижимости – жилых помещений.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В силу прямого указания статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" дата передачи жилых помещений в общежитиях в ведение органов местного самоуправления правового значения для применения к спорным правоотношениям норм законодательства о социальном найме жилых помещений не имеет.

По содержанию статьи 3 ГПК РФ право на обращение в суд закон связывает с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов заинтересованного лица.

Таким образом, условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.

Собственник нарушенного права не ограничен в выборе способа защиты права и может воспользоваться конкретным способом защиты своего права, установленным законом. Под способами защиты субъективных гражданских прав подразумеваются закрепленные законом материально-правовые методы принудительного характера, с помощью которых осуществляется восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Поскольку судебную защиту гражданских прав лица закон связывает с существованием самого факта нарушения таких прав со стороны иных лиц, истец должен доказать такие обстоятельства в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, согласно которому эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий (ст. 56 ГПК РФ).

Вместе с тем, истец, обращаясь с иском о понуждении администрации города к заключению договора социального найма, считая, что основанием к его заключению является обязательное наличие у него права пользования испрашиваемой им квартирой, полагал необходимым инициировать судебный процесс с целью подтверждения такого права.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах неоднократно отмечал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П).

Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Отсутствие зарегистрированного права собственности на вышеуказанное жилое помещение за муниципальным образованием городской округ Симферополь, по мнению Администрации города, не может ставиться в вину лицу, добросовестно и длительный период времени проживающему по одному адресу при наличии первоначального направления на вселение.

Как указывалось ранее, законодательство не связывает момент возникновения права муниципальной собственности с его государственной регистрацией или внесением сведений об объекте в соответствующий реестр.

Судом дана оценка сложившимся на протяжении более чем 15 лет отношениям между истцом, с одной стороны, и органом местного самоуправления, с другой стороны, учитывая положения статьи 60 ЖК РФ.

При сложившихся правоотношениях речь идет не о предоставлении истцу жилого помещения, а о закреплении за ним уже ранее предоставленной ему квартиры.

Из публичных сведений (реестра недвижимости) усматривается, что значительное количество квартир в вышеуказанном МКД находится в частной собственности, что само по себе свидетельствует о необходимости следования принципу правовой определенности, поскольку реализация одним из жильцов своих жилищных прав при равных условиях ведет к разумным ожиданиям у иных лиц, законно проживающих в указанном многоквартирном доме.

Таким образом, с учетом наличия отказа Администрации города в заключении договора социального найма при установленных судебным разбирательством обстоятельствах наличия у истца соответствующего права, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения иска в части возложения на администрацию обязанности по заключению договора.

На основании изложенного, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

решил:

Иск Заметы Олега Григорьевича удовлетворить.

Признать за Заметой Олегом Григорьевичем право пользования жилым помещением - квартирой по <адрес> на условиях договора социального найма.

Возложить на Администрацию г. Симферополя Республики Крым обязанность заключить с Заметой Олегом Григорьевичем договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.А. Серикова

Решение в окончательной форме изготовлено 29.04.2022 г.