ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1688/14 от 30.05.2014 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

 Дело №2-1688/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 30 мая 2014 года город Ульяновск

 Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

 председательствующего судьи Усовой В.Е.,

 при секретаре Афиногентовой О.Л.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабовского ФИО12, ФИО1 ФИО13, ФИО4 ФИО14 и ФИО5 ФИО15 к Открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Заволжского района» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию, и содержание жилья, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании неустойки, компенсации морального вреда,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Заволжского района ( далее по тексту ОАО «ГУК Заволжского района») о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию, и содержание жилья, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, указав следующее.

 Многоквартирный дом № 10 по ул.Гоголя в г.Ульяновске находится в управлении ОАО «ГУК Заволжского района» (до 28.11.2013 года ОАО «ДК Заволжского района». Они являются собственниками помещений в данном доме. С апреля 2011 года в их квитанциях по оплате неожиданно отдельной строкой начали начисляться определенные суммы за электроэнергию мест общего пользования (МОП). Письменное обращение с просьбой разъяснить необходимость данных расчетов и истинный порядок начислений до сих пор остался без ответа. Все ответы заканчивались заверением, что все делается согласно формуле № 9 Приложения № 3 к Постановлению Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года. Однако ими самими выявлен ряд нарушений. Энергосистема дома изначально при строительстве была разделена на 3 части по соответствующему набору подъездов. В каждой части установлено по два двухтарифных счетчика ( всего их 6), причем один включен в схему электроснабжения квартир, второй – в схему электроснабжения подъезда, то есть освещение и обслуживание лифтов. Имея показания по двухтарифным счетчикам (день-ночь) за электроснабжение квартир и МОП и производя расчеты с ОАО « Ульяновскэнерго» по 2-хтарифной базе, что подтверждается счетами-фактурами, в нарушение ч.2 ст.157 ЖК РФ с жильцов берут плату в основном по дневному тарифу, превышающему ночной в два раза. Расчет коэффициентом МОП ведется якобы по формуле 9 Приложения 3 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года. Однако завышение коэффициентов МОП в этом случае происходит из-за вольного обращения с исходными данными и нарушения пункта 18 и 32 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года. Кроме этого, до 2011 года оплата за электроснабжение МОП входила в состав тарифа «Содержание» и равнялась по данным управляющей компании 0,86 руб. за 1 кв.м жилья. В связи с нововведением без замены этой суммы другой услугой и отсутствием перерасчета по статье «Содержание» налицо факт двойной оплаты за одну и ту же услугу, что является незаконным. Из-за того, что коэффициент МОП рассчитан специалистами ответчика неправильно говорит тот факт, что идут постоянные доначисления за прошедшие месяцы, это надо рассматривать как непрофессиональную работу. Просили признать действия ОАО «ГУК Заволжского района» по расчету и взиманию им платы за электрическую энергию (дневную, ночную, МОП доначисления) и по тарифу «Содержание» за период с 01.01.2011 года по 31.12.2013 года незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы за электрическую энергию за данный период; взыскать с ответчика компенсацию по перерасчету по тарифу «Содержание» в пользу ФИО2 в сумме 2135 рублей, в пользу ФИО3 в сумме 1805 рублей, в пользу ФИО4 и ФИО5 в сумме 1392 рубля; обязать ответчика впредь изъять компенсационную составляющую из тарифа «Содержание» из расчета 0,86 руб/кв.м.; взыскать с ответчика неустойку в пользу ФИО2 в сумме 3635 рублей, в пользу ФИО3 в сумме 3478 рублей, в пользу ФИО4 и ФИО5 в сумме 2590 рублей; взыскать с ОАО «ГУК Заволжского района» компенсацию морального вреда в пользу ФИО2 в сумме 3600 рублей, в пользу ФИО3 в сумме 3600 рублей, в пользу ФИО4 и ФИО5 в сумме 3600 рублей.

 Истец ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, мотивировав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Дополнительно пояснил суду, что он является собственником <адрес> в <адрес> с 13.10.1993 года. С расчетом платы за электроснабжение, производимым ответчиком за период с 2011 года по 2013 год включительно не согласен, так как ответчик не производит расчет исходя из дневного и ночного потребления электроэнергии, а учитывает только дневное потребление, хотя сам в расчетах с ОАО «Ульяновскэнерго» учитывает и дневное потребление электроэнергии, и ночное. В результате этого получается неверный окончательный размер платы за электроэнергию. Просил его исковые требования удовлетворить.

 Истица ФИО3 в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

 Истица ФИО4 в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

 Истец ФИО5 в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

 Представитель ответчика ОАО «ГУК Заволжского района» ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила суду, что с 01.01.2011 по 01.09.2012 г. согласно Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, расчет размера платы за коммунальные услуги производился по пункту №3. В доме №10 по ул. Гоголя установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, которые учитывают весь объем электроэнергии потребленный в местах общего пользования. С 01.09.2012 года начал производиться расчет начисления ОДН по услуге "Электроснабжение" согласно Постановлению РФ №354 от 06.05.2011г. Приложение №2, формула №12. В доме истцов установлены двухтарифные общедомовые приборы учета электроэнергии. Однако поскольку не было методики расчета платы за электроэнергию по двухтарифным приборам учета, то плата за электрическую энергию рассчитывалась исходя из среднего потребления электроэнергии днем и ночью. В основном, брали в расчет дневное потребление электроэнергии. С сентября 2013 года Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области такая методика разработана, однако управляющая компания взяла на себя риск рассчитывать плату за электроэнергию жителям исходя из показаний по приборам учета за день и ночь еще с апреля 2013 года. Учитывая отсутствие методики расчета, полагает, что расчет производился ответчиком правильно. Что касается перерасчета за услугу «Содержание», то принятие решения о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения регламентируется в соответствии со ст. 156 ЖК РФ. Эта плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства. По общему правилу размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45-48 ЖК РФ. При управлении домом управляющей организацией размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее одного года (п. 7 ст. 156 ЖК РФ). На общем голосовании собственниками дома №10 по ул. Гоголя был утвержден тариф на «содержание» в следующем размере: согласно протоколу от 24 апреля 2013 года— 16,24 руб.; согласно протоколу от 30 ноября 2011 года — 14,12 руб. В том случае, если собственники не принимают решение о размере платы за содержание и ремонт, этот размер платы устанавливается в соответствии со ст. 158 ЖК РФ органом местного самоуправления. Так, в январе, феврале 2011 года тариф для данного дома согласно постановлению составлял 13,17 руб., а с марта 2011 года — 14,88 руб. Никакой двойной оплаты за электроэнергию МОП не было, поскольку до 01.01.2011 года эта плата входила в строку «Содержание», а с 01.01.2011 года плата за МОП стала взиматься отдельной строкой. С учетом изложенного просила в иске отказать.

 Представитель третьего лица ОАО «Ульяновскэнерго» ФИО7 в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании исковые требования считал необоснованными и пояснил суду, что 1 октября 2007 года между ОАО «Ульяновскэнерго» и ОАО «ДК Заволжского района» (ныне - ОАО «ГУК Заволжского района») был заключен договор энергоснабжения №3933. Согласно пункту 1.1. договора энергоснабжения, ОАО «Ульяновскэнерго» обязуется осуществлять поставку и посредством заключения договоров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии потребителю для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг по электроснабжению, использования на общедомовые нужды, для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию в соответствии с условиями настоящего договора. В приложении №1 к договору энергоснабжения стороны согласовали перечень точек поставки, среди которых имеется многоквартирный жилой дом №10 по улице Гоголя в городе Ульяновске.

 Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта коммунальных ресурсов. В многоквартирном доме №10 по улице Гоголя в городе Ульяновске общий учёт всего объёма электрической энергии, поставленного в дом, определяется совокупностью шести дифференцированных по зонам суток (день / ночь) приборов учёта (объём электрической энергии за расчётный период по дому определяется как сумма объёмов, зафиксированных множеством средств измерений). Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме (далее по тексту - ОДН), оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к Правилам №354 (пункт 44). Согласно пункту 44 Правил №354, объём коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на ОДН, рассчитывается между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения №2 к Правилам №354. Вместе с тем следует учитывать, что не все жилые помещения в жилом многоквартирном доме №10 по улице Гоголя в городе Ульяновске оборудованы индивидуальными приборами учёта электрической энергии, дифференцированными по зонам суток (день / ночь), а часть жилых помещений вообще не оборудована индивидуальными приборами учёта электрической энергии (далее по тексту - ИПУ). В указанном случае, применить дифференцированный по времени суток тариф при расчёте платы за электроснабжение на ОДН не предоставляется возможным. Ни Правила №354, ни Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 не содержали и не содержат механизма распределения объёма потребления электрической энергии, предоставленной на ОДН в дневное и в ночное время, при наличии в доме многотарифного общедомового прибора учёта электрической энергии, наличии помещений с однотарифными ИПУ и (или) помещений, в которых ИПУ отсутствуют вовсе. Впервые такой механизм распределения был разработан и 26 сентября 2013 года введён в действие в Ульяновской области Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса. На основании вышеизложенного, считает, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению в случае, если судом будет установлен факт не применения ответчиком механизма распределения объёма потребления электрической энергии, предоставленной на ОДН в дневное и в ночное время, разработанного Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, после 26 сентября 2013 года. Вместе с тем, ОАО «Ульяновскэнерго» при расчетах с населением, проживающим в домах, оплачивающих электроэнергию непосредственно им, производят расчет платы за электроэнергию, распределяя объём потребления электрической энергии, предоставленной на ОДН в дневное и в ночное время, применяя расчетный метод, поскольку действующее законодательство закрепляет принцип расчета платы за коммунальные услуги исходя из показаний именно прибора учета, независимо от наличия или отсутствия методики расчета.

 Представитель третьего лица ООО «РИЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

 Представитель третьего лица МУП «Ульяновская городская электросеть» ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указала, что с 01.01.2007 года обслуживание граждан-потребителей и взимание платы с физических лиц за потребленную электроэнергию передано в ОАО «Ульяновскэнерго».

 Представитель третьего лица Комитета ЖКХ администрации г.Ульяновска » в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв, в котором указал, что в соответствии со статьями 44, 155, 156, 158 ЖК РФ и п.17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для собственников, которые не определились с размером платы за содержание и ремонт на общем собрании собственников, размер платы устанавливается органами местного самоуправления. На 2010 год размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для многоквартирного дома № 10 по улице Гоголя администрацией города Ульяновска не устанавливался. На 2011 год письмом Министерства экономики Ульяновской области от 08.12.2010 № 4530 рекомендовано органам местного самоуправления установить для нанимателей муниципального жилья и собственников жилых помещений, которые не установили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения предельный рост размера платы 13 процентов. Постановлениями мэрии города Ульяновска от 07.02.2011 № 394 и № 395 для дома № 10 по улице Гоголя установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год в размере 14,88 руб. с 1 кв.м.

 Полномочиями по установлению перечня работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения администрация города Ульяновска не наделена.

 Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения
является неотъемлемой частью договора управления многоквартирным домом
и определяется исключительно на договорной основе между собственниками
помещений и управляющей организацией.    ^S&apos;?

 Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 С учетом мнения истцов и представителя ответчика ОАО «ГУК Заволжского района», суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.

 Выслушав пояснения истцов, представителя ответчика, специалиста, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему.

 Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами. В соответствии с п.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

 В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

 Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, возникающие из договоров на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан, направленные на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются законодательством о защите прав потребителей.

 Согласно пунктам 2 и 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, при этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы; им может быть, в частности, управляющая организация, а потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 В соответствии с нормами ст.ст.153,154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

 Согласно ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

 Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником ? доли <адрес> в г.Ульяновске с 13.10.1993 года, истица ФИО9 является собственником <адрес> в г.Ульяновске с 21.03.2005 года истцы ФИО4 и ФИО5 являются собственником <адрес> в г.Ульяновске в размере по ? доли каждый с 27.12.2012 года. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов, справками формы № 8 и свидетельствами о государственной регистрации права на имя истцов, имеющимися в материалах дела.

 Согласно ст.161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является управление управляющей организацией.

 Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 10 по ул.Гоголя в г.Ульяновске от 23.07.2007 года собственниками многоквартирного дома выбран способ управления - управление управляющей организацией ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района».

 Согласно договору на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома №0764 от 01.09.2007, заключенным между Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска и ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района», ОАО «ДК Заволжского района» приняло в управление многоквартирный дом №10 по ул.Гоголя в г.Ульяновске.

 Из материалов дела усматривается, что с 28.11.2013 года ОАО «ДК Заволжского района» изменило свое название и стало именоваться как ОАО «ГУК Заволжского района».

 При таких обстоятельствах, правоотношения ответчика ОАО «ГУК Заволжского района» и истцов, как собственников жилых помещений, связанные с предоставлением истцам услуг по содержанию и ремонту, коммунальных услуг и их оплатой. Судом установлено, что дом № 10 по ул.Гоголя в г.Ульяновске оборудован общедомовыми приборами учета, что подтверждается Актом от 25.02.2009 года. В квартирах истцов также установлены индивидуальные приборы учета.

 В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

 Согласно части 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

 Следовательно, коммунальные услуги, в том числе, электроснабжение регулируются государством, как в части установления тарифов (цены), так и в части установления порядка начисления платы.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

 Пунктом 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

 Согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, определяется для электроснабжения - в соответствии с п. п. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

 Подпунктом 1 п. 3 Приложения № 2 Правил № 307 определена методика расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома, в том числе и при наличии в доме коммунальных квартир. В приложении № 2 Правил приведены все необходимые формулы для расчета электроэнергии.

 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 (далее – Правила №354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

 Согласно Правил №354 ОАО «ГУК Заволжского района» является исполнителем коммунальных услуг в отношении дома № 10 по ул.Гоголя г.Ульяновска.

 В соответствии с пунктом 38 Правил №354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

 В соответствии со ст. 23.1, 24 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ, пп. 3, 4, 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, п. 4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).

 Ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.

 Поскольку указанными выше нормативными актами установлен порядок формирования цены для оплаты коммунальных услуг в данном случае электроснабжения, исходя из приборов учета в многоквартирных жилых домах, расчет цены за потребленные жилищно-коммунальные услуги должен быть произведен в соответствии с установленным порядком.

 Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" определяет ценообразование как процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

 Согласно п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

 Таким образом, ОАО «ГУК Заволжского района» является исполнителем коммунальной услуги – электроснабжение, и должно осуществлять начисление платы за данную коммунальную услугу в соответствии с действующим законодательством Правилами и соответственно, должно формировать для граждан цену (т.е. осуществлять процесс расчета) за указанную коммунальную услугу, применяя при этом порядок расчета платы, установленный указанными Правилами.

 Однако при рассмотрении дела установлено, что цена за коммунальную услугу - электроснабжение в период с января 2011 года по апрель 2013 года включительно ОАО «ДУК Заволжского района» сформирована без учета положений, содержащихся в п. 22. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом внесенных в Правила изменений.

 Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тариф на электрическую и тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность): в целях настоящего Федерального закона указанное понятие применяется исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы.

 Следовательно, тариф на электрическую энергию является частью установленного Правилами порядка расчета платы за электроснабжение и не устанавливается и не регулируется исполнителем коммунальных услуг, однако применение соответствующего расчета, в котором учитывается тариф является обязанностью исполнителя, как неотъемлемая часть процесса расчета потребителям цены за указанную коммунальную услугу.

 Применение неутвержденного тарифа является нарушением порядка ценообразования.

 Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 08.11.2010 № 06-243 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2011 год» установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области.

 Для категории «Потребители, приравненные к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами» установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток на период с 01.07.2012 по 31.12.2012: дневная зона суток - 2,34 руб./кВт ч (с учётом НДС); ночная зона суток - 1,17 руб./кВт ч (с учётом НДС).

 Для категории «Потребители, приравненные к населению, приобретающие электроэнергию для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками» установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток на период с 01.07.2012 по 31.12.2012: дневная зона суток - 1.64 руб./кВт ч(с учётом НДС); ночная зона суток - 0,82 руб./кВт ч (с учётом НДС).

 Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год» установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области.

 Для категории «Потребители, приравненные к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами» установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток на период с 01.07.2012 по 31.12.2012: дневная зона суток - 2,52 руб./кВт ч (с учётом НДС); ночная зона суток - 1,26 руб./кВт ч (с учётом НДС).

 Для категории «Потребители, приравненные к населению, приобретающие электроэнергию для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками» установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток на период с 01.07.2012 по 31.12.2012: дневная зона суток - 1.76 руб./кВт ч(с учётом НДС); ночная зона суток - 0,88 руб./кВт ч (с учётом НДС).

 Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 20.11.2012 № 06-499 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2013 год» установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2013 год.

 Для категории «Потребители, приравненные к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами» установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток на период с 01.01.2013 по 30.06.2013:дневная зона суток - 2,52 руб./кВт ч (с учётом НДС); ночная зона суток - 1,26 руб./кВт ч (с учётом НДС).

 Для категории «Потребители, приравненные к населению, приобретающие электроэнергию для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками» установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток на период с 01.01.2013 по 30.06.2013:дневная зона суток - 1.76 руб./кВт ч (с учётом НДС); ночная зона суток - 0,88 руб./кВт ч (с учётом НДС).

 Согласно платежным документам, выставленным ОАО «Ульяновскэнерго», ОАО «ДК Заволжского района», а затем и ОАО «ГУК «Заволжского района» оплачивает электрическую энергию по многоквартирному жилому дому № 10 по ул.Гоголя в г.Ульяновске по тарифу, дифференцированному по двум зонам суток.

 Однако, при расчете с истцами, в нарушение изложенных норм ответчик применял одноставочный тариф: в период с 01.01.2011 года по 30.06.2012 года применялся тариф в размере 1,66 руб./кВт ч (с учетом НДС», вместо тарифа, дифференцированного по двум зонам суток: дневная зона – 1,64 руб./кВт ч (с учетом НДС), ночная зона – 0,82 руб./кВт ч (с учетом НДС); в период с 01.07.2012 года по 31.03.2013 года применялся тариф в размере 1,75 руб./кВт ч (с учетом НДС», вместо тарифа, дифференцированного по двум зонам суток: дневная зона суток - 1.76 руб./кВт ч (с учётом НДС); ночная зона суток - 0,88 руб./кВт ч (с учётом НДС).

 При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истцов о признании данных действий ОАО «ГУК Заволжского района» незаконными являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Поскольку ответчик производил расчет платы за электрическую энергию истцам неверно, то на ОАО «ГУК «Заволжского района» следует возложить обязанность произвести истцам ФИО2 и ФИО3 перерасчет платы за электроснабжение за период с 01.01.2011 года по 31.03.2013 года, истцам ФИО4 и ФИО5 с 27.12.2012 года по 31.03.2013 года (так как они являются собственниками <адрес> с 27.12.2012 года), поскольку в суде установлено из представленных истцами квитанций об оплате за жилье и коммунальные услуги, а также из справок, предоставленных ООО УФ РИЦ, что с апреля 2013 года ОАО «ГУК Заволжского района» применяет при расчете с потребителями-истцами по делу, тариф, дифференцированный по двум зонам суток.

 Следует отметить, что решением мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г.Ульяновска от 12.09.2013 года директор ОАО «ДК Заволжского района ФИО10 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ за нарушение установленного порядка ценообразования.

 Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.12.2013 года ОАО «ДК Заволжского района» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14 6 КоАП РФ за нарушение установленного порядка ценообразования.

 Вышеназванными решениями судом установлено, что в нарушение законодательства с декабря 2012 года по апрель 2013 по многоквартирным домам, расположенным по адресам: <адрес>; <адрес>, применялся тариф в размере 2,51 руб./кВт ч (с учетом НДС», вместо тарифа, дифференцированного по двум зонам суток: дневная зона – 2,52 руб./кВт ч (с учетом НДС), ночная зона – 1,26 руб./кВт ч (с учетом НДС); с декабря 2012 года по апрель 2013 года по многоквартирным домам, расположенным по адресам: <адрес>, применялся одноставочный тариф в размере 1,75 руб./кВт ч (с учетом НДС), вместо тарифа, дифференцированного по двум зонам суток: дневная зона – 1,76 руб./кВт ч (с учетом НДС), ночная зона – 0,88 руб./кВт ч (с учетом НДС).

 Доводы Общества о том, что до мая 2013 года не имелось утвержденной методики расчета электроэнергии по тарифу, дифференцированному по зонам суток, суд считает несостоятельными, поскольку Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год» установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области, которым предусмотрен дифференцированный по двум зонам суток тариф для категории «Потребители, приравненные к населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками».

 Поскольку судом установлен факт неверного расчета платы за электроэнергию, то доводы истцов о неправомерном применении коэффициентов МОП, также являются обоснованными, поскольку при расчете платы за данную коммунальную услугу исходя из тарифа, дифференцированного по двум зонам суток, применение коэффициентов законодательством не предусмотрено.

 В части исковых требований о взимании двойной оплаты за услугу «Оплата за электроснабжение МОП» суд установил следующее.

 Согласно ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном жилом доме участвует в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (п.1 ст. 156 ЖК РФ).

 Из материалов дела следует, что размер платы за услуги управляющей компании собранием собственников помещений дома на 2010 год и 2011 год не был установлен.

 В соответствии с ч.4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, ее размер устанавливается органом местного самоуправления.

 Согласно п.2.1 договора управления многоквартирным домом, в котором проживает истица, от 01.09.2007 года Перечни работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется в соответствии с видами работ и услуг, входящих в размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, установленных Постановлением главы Администрации г.Ульяновска.

 Постановлением главы города Ульяновска от 03.12.2009 № 9405 на территории муниципального образования «Город Ульяновск» размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципальных и государственных жилых помещений, для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для жилых домов, имеющих все виды благоустройства, включая лифт и мусоропровод, установлен на 2010 год в размере 13 руб. 17 коп. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

 Приказом министерства экономики Ульяновской области № 06-91 от 22.09.2009 утвержден предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение по муниципальному образованию город Ульяновск на 2010 год – 112,0%.

 Постановлением главы города Ульяновска от 07.02.2011 года № 395 на территории муниципального образования «Город Ульяновск» размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципальных и государственных жилых помещений, для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для жилых домов, имеющих все виды благоустройства, включая лифт и мусоропровод, установлен с марта 2011 года в размере 14 руб. 88 коп. за 1 кв.м общей площади жилого помещения.

 При этом в размер платы на содержание и ремонт жилого помещения (13 рублей 17 копеек) в 2010 году входила услуга «освещение МОП» в размере 0,80 руб. С 01.01.2011 года в состав платы за ремонт и содержание жилья входит плата за содержание систем электроснабжения, а отдельной строкой с пользователей коммунальных услуг взимается плата за освещение мест общего пользования, что по мнению истцов, является двойной оплатой.

 Вместе с тем, как следует из Перечня работ и услуг по содержанию и ремонту жилого дома № 10 по ул.Гоголя в г.Ульяновске на 2011 год, в тариф по содержанию и ремонту данного дома плата за освещение МОП не включена.

 Доводы истцов о том, что о двойной оплате за одну и ту же услугу свидетельствует то, что тариф на содержание и ремонт жилья до марта 2011 года не изменялся при отсутствии в нем платы за освещение МОП, а с марта 2011 года даже увеличился, не является безусловным основанием для удовлетворения иска в данной части, поскольку тариф с марта 2011 года (как и до марта 2011 года), для дома истцов, установлен органом местного самоуправления, а повышение тарифа произошло в связи с применением предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение по муниципальному образованию город Ульяновск, установленному Министерством экономики Ульяновской области, а не управляющей компанией.

 Что касается размера платы за содержание и ремонт многоквартирного дома на 2012 и 2013 год, то размер платы за данный период, как и Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту дома был установлен решениями общих собраний собственников многоквартирного дома № 10 по ул.Гоголя в г.Ульяновске от 30.11.2011 года и 24.04.2013 года соответственно. На день рассмотрения дела данные решения никем не оспорены и не отменены, в связи с чем ставить под сомнение принятые на них решения у суда оснований не имеется.

 С учетом изложенного, исковые требования в части признания действий ОАО «ГУК Заволжского района» по расчету и взиманию им платы по тарифу «Содержание» за период с 01.01.2011 года по 31.12.2013 года незаконными, взыскании с ответчика компенсации по перерасчету по тарифу «Содержание» в пользу ФИО2 в сумме 2135 рублей, в пользу ФИО3 в сумме 1805 рублей, в пользу ФИО4 и ФИО5 в сумме 1392 рубля и возложения на ответчика обязанности впредь изъять компенсационную составляющую из тарифа «Содержание» из расчета 0,86 руб/кв.м. удовлетворению не подлежат.

 В силу норм статьи 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

 В соответствии со статьей 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

 Как следует из материалов дела, истец ФИО2 обращался в управляющую компанию с заявлением от 21.01.2013 года, на которое ему 24.01.2013 года предоставлен ответ, имеющийся в материалах дела. Факта обращения с претензиями других истцов в судебном заседании не установлено. Кроме того, факт незаконных действий ответчика в части начисления истцам платы за электроэнергию за указанный истцами период был установлен только в судебном заседании.

 При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с ответчика неустойки в соответствии со ст. 23 ФЗ «О защите прав потребителей» суд не усматривает.

 В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем или организацией, выполняющей функции исполнителя, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

 Поскольку в суде установлено, что ответчиком ОАО «ГУК Заволжского района», как исполнителем, без установленных законом оснований нарушены права истцов, как потребителей коммунальных услуг, чем им причинены нравственные страдания, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

 При этом суд учитывает характер и степень причиненных нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых причинен моральный вред, требования разумности и справедливости и определяет размер компенсации морального вреда в сумме 300 рублей для каждого из истцов.

 Принимая во внимание, что истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход бюджета МО «г.Ульяновск» с ответчика ОАО «ГУК Заволжского района» должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 100 рублей.

 В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

 Поскольку требования истцов в добровольном порядке ответчиком удовлетворены не были, суд полагает, что имеются основания для взыскания штрафа.

 Следовательно, в пользу каждого из истцов надлежит взыскать с ОАО «ГУК Заволжского района» » штраф в сумме по 150 рублей в пользу каждого.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ суд,

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Лабовского ФИО16, ФИО1 ФИО17, ФИО4 ФИО18 и ФИО5 ФИО19 удовлетворить частично.

 Признать действия Открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Заволжского района» по начислению платы за электроэнергию Лабовскому ФИО20, ФИО1 ФИО21 за период с 01.01.2011 года по 31.03.2013 года незаконными.

 Признать действия Открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Заволжского района» по начислению платы за электроэнергию ФИО4 ФИО22 и ФИО5 ФИО23 за период с 27.12.2012 года по 31.03.2013 года незаконными.

 Обязать Открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Заволжского района» произвести Лабовскому ФИО24, проживающему по адресу: <адрес> ФИО1 ФИО25, проживающей по адресу: <адрес>, перерасчет платы за электроэнергию за период с 01.01.2011 года по 31.03.2013 года исходя из тарифа на электрическую энергию, дифференцированного по двум зонам суток, установленного Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 08.11.2010 № 06-243, от 27.10.2011 № 06-533, от 20.11.2012 № 06-499.

 Обязать Открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Заволжского района» произвести ФИО4 ФИО26 и ФИО5 ФИО27, проживающим по адресу: <адрес> перерасчет платы за электроэнергию за период с 27.12.2012 года по 31.03.2013 года исходя из тарифа на электрическую энергию, дифференцированного по двум зонам суток, установленного Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533, от 20.11.2012 № 06-499.

 Взыскать с Открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Заволжского района» в пользу ФИО2 ФИО28 компенсацию морального вреда 300 рублей и штраф в размере 150 рублей.

 Взыскать с Открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Заволжского района» в пользу ФИО1 ФИО29, компенсацию морального вреда 300 рублей и штраф в размере 150 рублей.

 Взыскать с Открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Заволжского района» в пользу ФИО4 ФИО30 компенсацию морального вреда 300 рублей и штраф в размере 150 рублей.

 Взыскать с Открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Заволжского района» в пользу ФИО5 ФИО31 компенсацию морального вреда 300 рублей и штраф в размере 150 рублей.

 В остальной части иска отказать.

 Взыскать с Открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Заволжского района» в доход Муниципального образования «г.Ульяновск» государственную пошлину в размере 200 рублей.

 Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья: В.Е.Усова