Дело № 2 – 1688/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2023 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ершовой Н.Г., при секретаре судебного заседания Зайцевой О.Ю.,
с участием истца ФИО10, представителей ответчика УФСИН России по Оренбургской области и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области ФИО11, ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к УФСИН России по Оренбургской области, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратился в суд с иском к УФСИН России по Оренбургской области, в котором просил признать незаконными действия сотрудников ФСИН России по Оренбургской области о проведении в отношении него служебной проверки от 21.07.2023 и отменить приказ начальника УФСИН России по Оренбургской области № от 21.07.2023 о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде <данные изъяты>.
В обоснование своего заявления указал, что он является действующим сотрудником УФИЦ -1 ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области, служит в должности <данные изъяты>. В период с 02 мая 2023 года по 11 мая 2023 года находился официально на больничном, а с 10 мая 2023 года 14 июля 2023 года в очередном ежегодном оплачиваемом отпуске. После выхода из отпуска 21 июля 2023года был ознакомлен с приказом начальника УФСИН России по Оренбургской области № о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде <данные изъяты>. С данным приказом он не согласен, поскольку считает, что о проведении в отношении него служебной проверки в апреле 2023 года его никто не оповестил официально, не дали ему возможность составить объяснения по данному факту, а также не дали ему для ознакомления заключение служебной проверки. Считает, что в результате данных действий был нарушен порядок проведения служебной проверки, процедура его привлечения и вынесен незаконный приказ от 21.07.2023. Комиссией не обеспечено объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины, служебная проверка была проведена с серьезными нарушениями.
С учетом уточнения исковых требований истец просил признать незаконным и отменить приказ начальника УФСИН России по Оренбургской области № от 21.07.2023 о наложении на него дисциплинарного взыскания.
Определением суда от 21.09.2023 в качестве второго ответчика привлечено ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области.
Истец ФИО10 в заседании свои требования указанные в п.2 искового заявления поддержал по всем основаниям. С возражениями ответчика он полностью не согласен, поскольку никто его в период нахождения на рабочем месте в апреле 2023 года не поставил в известность о начале проведения служебной проверки, Акт от 27.04.2023 сотрудники ФКУ ИК-3 составили поздним числом, никто и никуда его не вызывал для ознакомления с приказом о проведении служебной проверки и получения от него письменных объяснений в этот день и ранее не вызывал. Считает, что оснований для его привлечения законных не было, приказ необходимо отменить.
Представители ответчика ФКУ ИК-3 и УФСИН России по Оренбургской области ФИО11 и ФИО13 в заседании возражали против поданного иска, указали, что о служебной проверке истец был извещен еще в апреле 2023 года, в устной форме зам. Начальником УФСИН России ФИО1 ему было указано на оформление письменных объяснений по факту допущенного нарушения от 06.0.2023. Приказ о проведении служебной проверки был направлен в ФКУ ИК-3 на имя начальника ФИО2 для доведения до сведения сотрудника, до 2 мая 2023 года он должен был предоставить объяснения, но от подачи письменных объяснений отказался, что подтверждается Актом от 27.04.2023. Процедура привлечения сотрудника УФИЦ-1 к дисциплинарной ответственности не нарушена, взыскание наложено обоснованно. Просили в иске отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, проверив все доводы сторон, приходит к следующему выводу.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, являются предметом регулирования Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее по тексту Федеральный закон от 19.074.2018 N 197-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В силу пунктов 2, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ сотрудник обязан: знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Статьей 13 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ закреплены требования к служебному поведению сотрудника. Так, данной статьей на сотрудника возлагаются в том числе следующие обязанности: при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики (пункты 1, 2, 4, 5 части 1).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 202 утвержден Дисциплинарный устав уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, предусматривающий в числе других обязанность сотрудника знать служебные обязанности и соблюдать порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; соблюдать требования к служебному поведению (подпункты "а", "в" пункта 5 раздела II).
Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 47 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
За нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49 - 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Предупреждение о неполном служебном соответствии в силу пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника уголовно-исполнительной системы в случае нарушения им служебной дисциплины.
Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен статьей 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке (часть 6).
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7).
В соответствии со статьей 54 Федерального закона N 197-ФЗ служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (часть 5).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания (часть 8 статьи 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника проводится служебная проверка (часть 1 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе (часть 3 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Как следует из материалов дела ФИО10 проходит службу в УФСИН России по Оренбургской области с сентября 2019 года. С 07 февраля 2022 года по настоящее время состоит в должности <данные изъяты> изолированного участка № 1, функционирующего, как исправительный центр ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области.
7 апреля 2023 года на имя Врио начальника УФСИН ФИО3 поступил рапорт старшего оперативного дежурного ФИО4 о результатах несения службы с 08.00 часов 06 апреля 2023 года до 08.00 часов 07 апреля 2023 года, согласно которому учреждение ФКУ ИК-3 проверялось 6 апреля 2023 года с 13.30 до 14.00 часов заместителем начальника Управления ФИО1.
В ходе проверки выявлены недостатки в подразделении УФИЦ-1 при ФКУ ИК-3: <данные изъяты> ФИО10 встретил с нарушением формы одежды, а именно без головного убора, в спортивных кроссовках, не произвел доклад старшему начальнику при этом стал пререкаться на указанные недостатки; в прачечной бардак (песок в ножной ванне, ящик для хоз.инветаря захламлен шпателями, пакетами); утюг не работает и другие постиранные вещи разбросаны по батареям и подоконникам; в кухне во всех батареях запиханы пустые пакеты; в раздевалке разбросаны зимние вещи.
Непосредственным (прямым руководителем) истца является начальник УФСИН России по Оренбургской области, что подтверждается п. 5 должностной инструкции истца. Также истец подчиняется напрямую начальнику ФКУ ИК-3 и непосредственно начальнику УФИЦ № 2 ФКУ ИК-3.
10 апреля 2023 года ФИО5 на имя начальника УФСИН России по Оренбургской области подан рапорт о разрешении провести по данному факту служебную проверку в отношении ФИО10 Приказом от 13.04.2023 № создана комиссия о проведении служебной проверки по фактам, изложенным в рапорте замначальника УФСИН ФИО5 от 10.04.2023.
С указанным приказом от 13.04.2023 № истец не был ознакомлен, таких данных суд не установил, подписи ФИО10 в указанном приказе нет, расписка о получении копии приказа в деле отсутствует. До сотрудника также не были доведены и результаты проведения служебной проверки, утвержденной 15 мая 2023 года.
При проведении служебной проверки должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению, в том числе фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; наличия вины сотрудников за дисциплинарный проступок; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности (пункт 3 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации).
Сотрудник, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: ознакомиться с приказом (распоряжением) о проведении служебной проверки; представлять заявления, ходатайства и иные документы в сроки, предусмотренные для проведения служебной проверки; обжаловать решения и действия (бездействие) членов комиссии должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки; ознакомиться по окончании служебной проверки с заключением и другими материалами служебной проверки в части, его касающейся.
Согласно заключению служебной проверки по факту нарушений нормативно- правовых актов при исполнении служебных обязанностей в УФИЦ №1 ФКУ ИК-3 от 15 мая 2023 года, комиссия пришла к выводу, что основной причиной допущенных нарушений выразившихся в нарушении правил ношения формы одежды, а также слабом контроле за осужденными, содержащимися в УФИЦ, явилось слабое знание нормативно-правовых актов, регламентирующих прохождение службы сотрудников в УИС и исполнение наказания в виде принудительных работ, <данные изъяты> ФИО10, <данные изъяты> УФИЦ, а также личная недисциплинированность сотрудника.
С заключением данной служебной проверки сотрудник ФИО10 не был ознакомлен, копию заключения он не получал до момента обращения в суд с настоящим иском. На момент окончания служебной проверки и составления данного заключения ФИО10 находился в отпуске с период с 11 мая 2023 года по 14 июля 2023 года что подтверждается справкой начальника отдела кадров ФКУ ИК-3.
Приказом УФСИН России по Оренбургской области от 21.07.023 года № на ФИО10 наложено дисциплинарное взыскание в виде <данные изъяты> за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований п. 1,2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пп. «а» п.5 главы 2 приказа Министерства юстиции РФ от 12.09.2019 № 202 «Об утверждении дисциплинарного устава уголовно- исполнительной системы РФ», п. 51,п. 57 должностной инструкции, на <данные изъяты> ФИО10.
Таким образом, судом установлено, что фактически служебная проверка по факту совершенного ФИО10 проступка от 06 апреля 2023 года не проводилась, обстоятельства совершения дисциплинарного проступка объективно не подтверждены, письменные объяснения от сотрудника не были истребованы, достоверно не установлено в связи с какими нарушениями на него было наложено указанно взыскание. Кроме того, судом достоверно установлено, что в период нахождения сотрудника на службе до 27 апреля 2023 года и в указанный день его не ознакомили с приказом о проведении служебной проверки, не вручили копию данного приказа, не вызывали в кабинет замначальника ФКУ ИК-3 ФИО6, не просили в течение двух дней с момента ознакомления с приказом представить письменные объяснения в рамках возбужденной поверки. Доводы ответчиков о том, что приказ от 13.04.2023 № был перенаправлен начальником ФИО2 для исполнения замначальнику ФИО6 в срок до 20.04.2023 и затем действующим сотрудником ФИО7 через систему СЭД УИС на почту ФИО10 в электронном виде не нашли своего подтверждения.
Поскольку надлежащим ознакомлением с приказом от 13.04.2023 и отказ от дачи письменных объяснений по факту вмененных сотруднику нарушений является расписка сотрудника указанная в качестве приложения к приказу с указанием даты получения и личной подписью ФИО10 Акт от 27.04.2023 не может являться достоверным доказательством вручения и ознакомления сотрудника с приказом о проведении служебной проверки, который составлен с явными нарушениями, а также обстоятельства его составления не были подтверждены показаниями действующих сотрудников ФКУ ИК-3. В Акте от 27.04.2023 не отражены точные данные, что сотруднику ФИО10 комиссией были оглашены данные приказа № о проведении в отношении него проверки и какой срок был предоставлен для оформления письменных объяснений. Кроме того из распечатки обмена документами в электронном виде во внутренней системе СЭД УИС следует, что ФИО10 не получил данный приказ и все приложения к нему, отработаны эти документы были ответственным лицом ФИО8 только 02 мая 2023 года и направлен Акт от 27.04.2023 в УФСИН по Оренбургской области 02 мая 2023 года в 17 часов 35 минут, что также подтверждается распечаткой из системы СЭД.
Ответчиком в ходе проведения служебной проверки не были установлены и подтверждены факты и обстоятельства совершения истцом дисциплинарного проступка, не истребованы из ФКУ ИК-3 копии раздаточной ведомости о выдаче действующим сотрудникам форменной одежды и обуви, не опрошены иные сотрудники ФКУ ИК-3, не установлены причины выявленных нарушений, не соблюден п. 40 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.2012 N 1377, предусматривающий, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заключение служебной проверки составлено с явными нарушениями норм действующего законодательства, в связи с чем следует признать незаконными и подлежащими отмене выводы заключения служебной проверки от 15.05.2023, утвержденного начальником УФСИН России по Оренбургской области ФИО9 и как следствие следует признать незаконным и подлежащим отмене приказ № от 21.07.2023 начальника УФСИН ФИО9 о наложении дисциплинарного взыскания на ФИО10 в виде <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО10 удовлетворить.
Признать незаконными и подлежащими отмене выводы заключения служебной проверки от 15 мая 2023 года, утвержденного начальником УФСИН России по Оренбургской области ФИО9 в отношении подполковника внутренней службы ФИО10 и приказ УФСИН России по Оренбургской области № от 21.07.2023 года о наложении дисциплинарного взыскания на ФИО10 в виде <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г. Ершова
Мотивированное решение составлено 24 октября 2023 года
Судья: Н.Г. Ершова