Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2015 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Каплиной Д.И.,
С участием прокурора: Лазутиной И.П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению СПК «Воронежский тепличный комбинат» о признании постановления Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ года № не соответствующим Федеральному Закону № 416-ФЗ от 07.12.2011 года и Постановлению Правительства РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ года в части установления нормативов допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения Правого берега и не действующим в этой части с момента его принятия,
У с т а н о в и л :
СПК «Воронежский тепличный комбинат» обратился в Центральный районный суд города Воронежа с заявлением, с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, о признании постановления Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ№ не соответствующим Федеральному Закону № 416-ФЗ от 07.12.2011 года и Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления нормативов допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения Правого берега и не действующим в этой части с момента его принятия.
Представители СПК «Воронежский тепличный комбинат», действующие на основании доверенности ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа город Воронеж, действующие на основании доверенности ФИО3, ФИО4, заявленные требования полагают необоснованными. Суду предоставлены письменные объяснения.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле на основании определения, занесенного протокол предварительного судебного заседания, ООО «РВК - Воронеж», по доверенности ФИО5 и ФИО6, полагают, что нормативный акт принят в точном соответствии с нормами, имеющими большую юридическую силу.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для признания нормативного акта недействительным, в судебном заседании не установлено, приходит к следующим выводам.
Администрацией городского округа город Воронеж было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, осуществляющих сбор в централизованную систему водоотведения городского округа город Воронеж».
Постановление опубликовано в издании официальных документов в газете «Берег» № №, ДД.ММ.ГГГГ года.
Полагая, что утвержденные постановлением нормативы не соответствую нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты с превышением компетенции, а также нарушают права, СПК «Воронежский тепличный комбинат» обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ст. 3 ФЗ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению, открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
На основании ст. 43.1 ФЗ "Об охране окружающей среды", при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами.
Порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 27).
В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения.
В соответствии с пунктом 61 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, технической и технологической возможностью очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защитой сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с изменениями, которые вносятся в акты Правительства РФ, п. 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, утратившим силу не признан.
Оценивая указанные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты, а согласно пункту 19 - под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
В силу пункта 4 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно частям 5, 6 ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющий очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, примимаемых от абонентов. В целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).
В пункте 1 Правил дано понятие сточных вод - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые, сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
Пунктом 61 указанных Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной им организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом ряда условий.
Оспариваемым постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, осуществляющих сброс в централизованную систему водоотведения городского округа город Воронеж.
Указанные нормативы не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Указанные определения касаются сброса вод в водные объекты, а не нормативов установления водоотведения (сброса) по составу сточных вод, принимаемых в систему канализации.
Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу разработаны Методические рекомендации по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденных приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 75.
Исходя из указанных норм законодательства, критериями, которые могут каким-либо образом повлиять на нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, являются категория водоема, принимающего сточные воды, и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
На основании указанных методических рекомендаций, в соответствии с условиями, установленными пунктом 61 Правил № 167 произведен расчет нормативов.
Расчет нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения правобережной части городского округа город Воронеж представлен суду.
На предоставленный отчет получено положительное заключение ООО «<данные изъяты>» на предмет оценки соответствия действующему законодательству и оценки достоверности расчёта нормативов.
В ходе судебного заседания обоснованность и достоверность расчетов с учетом позиций сторон проверялась. Установлено и проверено наличие соответствующих расчетов ПДК по всем группам загрязняющих веществ, которые составлены с учетом Методических рекомендаций. Оснований и доказательств, подтверждающих, необоснованность или незаконность расчетов указанных нормативов, не выявлена.
Ссылка представителей заявителя на сопоставление в количественном выражении ПДК в сточных водах и нормативов концентрации химических веществ в питьевой воде, не основана на нормах закона, поскольку ни один законодательный акт такого сравнения или сопоставления не проводит.
Довод представителей СПК «Воронежский тепличный комбинат» о том, что указанные нормативы утверждены постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года, о том, что нормативы, установленные постановлением Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ№ не соответствуют утвержденным нормативам, не свидетельствует о недействительности оспариваемого нормативно-правового акта.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены новые Правила холодного водоснабжения и водоотведения и внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации - в том числе в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Указанные изменения вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ за исключением положений раздела VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, распространяющих свое действие на правоотношения, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ, а положения раздела VII данных Правил - после ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что они регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 111 названных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В пункте 113 данных Правил установлено, что сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Из Приложения N 3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения следует, что оно предусматривает максимально допустимое значение показателя и (или) концентрации загрязняющих веществ в натуральной пробе сточных вод.
В то же время в соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства абонентам также устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
При разрешении данного вопроса суд принимает во внимание и разъяснения Минстроя России по применению положений Правил № и вопросов регулирования сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ № №, в котором, содержится разъяснение о том, что в настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов действуют 2 вида требований (нормативов): в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения действуют Правила № № а в части предотвращения негативного воздействия на водные объекты сохраняют свое действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные в соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации № 167.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует законам и правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судом не установлено нарушений охраняемых законом прав заявителя, поскольку соблюдение установленных норм и требований закона к составу сточных вод, повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод или за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ является мерой экономического стимулирования абонентов на выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление СПК «Воронежский тепличный комбинат» о признании постановления Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ№ не соответствующим Федеральному Закону № 416-ФЗ от 07.12.2011 года и Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления нормативов допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в централизованную систему водоотведения Правого берега и не действующим в этой части с момента его принятия оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: