Дело № 2-1689/2018
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2019 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 марта 2019 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего - судьи Лабутиной Н.А.,
при секретаре Дорошенко М.С.,
с участием военного прокурора – войсковой части 77940 ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора – войсковой части 77940 в защиту интересов неопределенного круга лиц к профессиональному образовательному учреждению «Мурманская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор – войсковой части 77940 обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к профессиональному образовательному учреждению «Мурманская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России», Учреждение) о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства,
В обоснование иска указано, что военной прокуратурой - войсковая часть 77940 в ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России») проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции.
Согласно уставу (п. 1.1, 1.10, 9.3) ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России» является унитарной некоммерческой организацией, организационно-правовая форма - частное учреждение, тип - профессиональная образовательная организация.
Учреждение является юридическим лицом, которое не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его создания, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В частности, ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России» осуществляет приносящую доход деятельность по направлениям: оказание платных образовательных услуг, выпуск и реализация полиграфической, информационно-справочной и иной печатной и аудиовизуальной продукции, изготовленной за счет средств от приносящей доход деятельности, оказание издательско- полиграфических и редакционных услуг, оказание услуг предприятиям, учреждениям и отдельным гражданам по организации и проведению культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, предоставление разных автотранспортных услуг, осуществление деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
В ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России» не разработаны и не приняты меры, направленные на предупреждение коррупции в ходе осуществления хозяйственной деятельности, а именно: не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны и не приняты кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов; в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; отсутствует локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Указанные упущения могут привести к возникновению коррупционных правонарушений в ходе осуществления хозяйственной деятельности Учреждения, противоречий между личной заинтересованностью работников организации и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда таким правам и интересам.
Просит суд признать бездействие ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России», связанное с невыполнением требований ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», незаконным. Обязать ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», такие как: определить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов; ввести в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В судебном заседании военный прокурор – войсковой части 77940 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно статье 3 Закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.В силу статьи 13.3 Закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению (профилактики) коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Судом установлено, что согласно уставу (п. 1.1, 1.10, 9.3) ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России» является унитарной некоммерческой организацией, организационно-правовая форма - частное учреждение, тип - профессиональная образовательная организация.
Учреждение является юридическим лицом, которое не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его создания, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В частности, ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России» осуществляет приносящую доход деятельность по направлениям: оказание платных образовательных услуг, выпуск и реализация полиграфической, информационно-справочной и иной печатной и аудиовизуальной продукции, изготовленной за счет средств от приносящей доход деятельности, оказание издательско- полиграфических и редакционных услуг, оказание услуг предприятиям, учреждениям и отдельным гражданам по организации и проведению культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, предоставление разных автотранспортных услуг, осуществление деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
В ПОУ «Мурманская ОТШ ДОСААФ России» не разработаны и не приняты меры, направленные на предупреждение коррупции в ходе осуществления хозяйственной деятельности, а именно: не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны и не приняты кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов; в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; отсутствует локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Указанные упущения могут привести к возникновению коррупционных правонарушений в ходе осуществления хозяйственной деятельности Учреждения, противоречий между личной заинтересованностью работников организации и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда таким правам и интересам.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что непринятие организационных мер по противодействию (профилактики) коррупции в Учреждении делает невозможным исполнение требований Закона и нарушает интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.
Доказательств обратного, согласно требованию статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
Определяя, согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, срок, в который ответчику надлежит исполнить возлагаемые на него обязанности, суд находит достаточным срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пункту 1.3. статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления неимущественного характера в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора – войсковой части 77940 в защиту интересов неопределенного круга лиц к профессиональному образовательному учреждению «Мурманская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства – удовлетворить.
Признать бездействие профессионального образовательного учреждения «Мурманская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», связанное с невыполнением требований ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», незаконным.
Обязать профессиональное образовательное учреждение «Мурманская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», такие как: определить должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; разработать и внедрить в практику кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов; ввести в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Взыскать с профессионального образовательного учреждения «Мурманская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Н.А. Лабутина