ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1689/18 от 26.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-1689/18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2018 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Рыбниковой С.А.,

с участием: помощника Прокурора Ленинского района г. Ставрополя Трофимовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ставрополя в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «БЭСТ ТРЭЙД» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец Прокурор Ленинского района г. Ставрополя обратился в суд с иском, в котором просит суд обязать директора ООО «БЭСТ ТРЭЙД» в двухмесячный срок с момента вынесения решения по указанному гражданскому делу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой района в ООО «БЭСТ ТРЭЙД» в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (п.п. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ). В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и пресечению, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, которая устанавливает обязанность организаций всех форм собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В силу ст. 13.3. Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации включают: определение должностных лиц, сотрудников ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; удничество организации с правоохранительными органами; разработку и :едрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273- ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности. Посредством Методических рекомендаций организации информируются о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях. С учетом основных направлений противодействия коррупционным правонарушениям, определенных в т.ч. Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 и № 297 от 13.03.2012, а также соответствующими ведомственными планами, государство уделяет первостепенное внимание именно вопросам профилактики коррупции. На момент прокурорской проверки в ООО «БЭСТ ТРЭЙД» должностные лица, на которых возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены, нормативные акты не разработаны и не утверждены, иные мероприятия антикорупционного направления не проведены, а именно не разработаны и не приняты кодекс этики и служебного поведения работников; положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; нормативный правовой акт в связи с недопущением составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, взаимодействие с правоохранительными органами не налажено. Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства меры, направленные на предупреждение коррупции, администрацией ООО «БЭСТ ТРЭЙД» не приняты. Непринятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений затрудняют предотвращение коррупции. Учитывая, что руководством ООО «БЭСТ ТРЭЙД» до настоящего времени в полном объёме не выполнены мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение коррупции, считаю, что ответчиком не выполняется обязанность, возложенная на него Законом № 273-ФЗ, что негативно отражается на авторитете организации и увеличивает степень подверженности коррупционным рискам всех связанных с ее деятельностью лиц. Указанные нарушения закона приобрели особенное общественное значение, поскольку затрагивают и нарушают права и свободы значительного числа граждан, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ дает право прокурору обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Трофимова Н.Г. требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «БЭСТ ТРЭЙД» в судебное заседание не явился, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, извещался судом надлежащим образом и в срок. С согласия представителя истца в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 195 ГПК РФ).

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (п.п. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и пресечению, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, которая устанавливает обязанность организаций всех форм собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В силу ст. 13.3. Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации включают: определение должностных лиц, сотрудников ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273- ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности. Посредством Методических рекомендаций организации информируются о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях.

С учетом основных направлений противодействия коррупционным правонарушениям, определенных в т.ч. Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации № 460 от 13.04.2010 и № 297 от 13.03.2012, а также соответствующими ведомственными планами, государство уделяет первостепенное внимание именно вопросам профилактики коррупции.

В судебном заседании установлено, что на момент прокурорской проверки в ООО «БЭСТ ТРЭЙД» должностные лица, на которых возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены, нормативные акты не разработаны и не утверждены, иные мероприятия антикорупционного направления не проведены, а именно не разработаны и не приняты кодекс этики и служебного поведения работников; положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; нормативный правовой акт в связи с недопущением составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, взаимодействие с правоохранительными органами не налажено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 233 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Ленинского района города Ставрополя удовлетворить.

Обязать директора ООО «БЭСТ ТРЭЙД» в двухмесячный срок с момента вынесения решения по указанному гражданскому делу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.С. Данилова