ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1689/20 от 12.05.2020 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

дело № 2-1689/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 12 мая 2020 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Волковой Т.Д.,

при секретаре судебного заседания Мухиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о возложении обязанности осуществить субсидирование,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, в котором с учетом уточнения исковых требований просит возложить на ответчика обязанность осуществить за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидирование части процентной ставки по кредитному договору <данные изъяты>, заключенному между истцом и акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) <данные изъяты>, за период с 1 января 2017 года по 6 мая 2019 года на общую сумму 115611 рублей 52 копейки, взыскать с ответчика сумму судебных расходов на уплату государственной пошлины 3616 рублей.

В обоснование исковых требований указал, что <данные изъяты> Республиканским фондом жилья и ипотеки Республики Марий Эл в соответствии с Положением о субсидировании за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 мая 2005 года № 141, с ним был заключен договор № <данные изъяты> о предоставлении субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на приобретение или строительство жилья. По условиям договора Республиканский фонд жилья и ипотеки обязался предоставлять ему субсидии на возмещение части процентной ставки по кредиту, привлеченному им в акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации (открытое акционерное общество) (в настоящее время - публичное акционерное общество «Сбербанк России») по кредитному договору <данные изъяты> от <данные изъяты> для строительства жилого дома. В нарушение условий договора Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, на которое Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 марта 2012 года № 96 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» возложена обязанность по осуществлению вышеуказанных субсидий, в спорный период субсидии не выплачивало.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя ФИО2 Представитель истца в судебном заседании исковые требования к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл поддержала с учетом уточнения.

Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отзыве указал на несогласие с иском, полагая Министерство ненадлежащим ответчиком.

Третьи лица Министерство финансов Республики Марий Эл, Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл, публичное акционерное общество «Сбербанк России» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В целях содействия улучшению жилищных условий граждан Республики Марий Эл и привлечения дополнительных источников финансирования для строительства индивидуального жилья в сельской местности в Республике Марий Эл в виде кредитов постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 мая 2005 года № 141 было утверждено Положение о субсидировании за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности (далее - Положение).

Названным постановлением предусматривалось предоставление гражданам субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлеченными ими на строительство индивидуального жилья в сельской местности, на основании договоров, заключаемых ими с Республиканским фондом жилья и ипотеки Республики Марий Эл.

Пунктом 6 вышеуказанного Положения предусматривалось, что субсидии предоставляются с месяца заключения договора заемщика с исполнителем при условии своевременного погашения суммы кредита заемщиком, согласно условиям кредитного договора, и своевременной оплаты заемщиком процентов по кредиту в полном объеме в период действия кредитного договора.

Критерии, исходя из которых определялся размер предоставляемых субсидий, были определены пунктом 18 Положения.

При этом пунктом 19 Положения было установлено, что субсидированию подлежат фактически уплаченные в полном объеме проценты за пользование кредитами, привлеченными гражданами на строительство жилья, в размере, уменьшающем проценты за кредит до трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита до полного его погашения. Для индивидуальных застройщиков, заключивших кредитные договоры с 1 января 2006 года, субсидированию подлежат фактически уплаченные в полном объеме проценты за пользование кредитом в размере, уменьшающем процентную ставку за кредит до трех процентов.

В пункте 21 Положения были определены условия предоставления субсидий: оформление целевого кредитного договора, своевременное погашение суммы кредита заемщиком в соответствии с условиями кредитного договора и полная своевременная оплата заемщиком процентной ставки по кредиту.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 228 вышеуказанное Постановление Правительства Республики Марий Эл было признано утратившим силу.

При этом пунктом 4 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 228 предусмотрено, что договоры, заключенные между Республиканским фондом жилья и ипотеки Республики Марий Эл и гражданами, в соответствии с Положением о субсидировании за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 мая 2005 года № 141, действуют до истечения срока их действия.

Пунктом II Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30 марта 2012 года № 96 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» также установлено, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл осуществляет социальные выплаты гражданам на основании договоров, заключенных Республиканским фондом жилья и ипотеки Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 228, до вступления в силу названного постановления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что <данные изъяты> между ФИО1 и Республиканским фондом жилья и ипотеки Республики Марий Эл в соответствии с вышеуказанным Положением был заключен договор № <данные изъяты> о предоставлении субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство жилья (далее - договор).

Согласно положениям пункта <данные изъяты> договора Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл принял на себя обязательство предоставлять ФИО1 субсидии на возмещение части процентной ставки по кредиту, привлеченному на основании договора, привлеченному им в акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации (открытое акционерное общество) (в настоящее время - публичное акционерное общество «Сбербанк России») по кредитному договору <данные изъяты> от <данные изъяты> для строительства жилого дома по адресу: <данные изъяты>, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии с вышеуказанным Положением, в размере <данные изъяты> понесенных истцом процентных расходов за пользование кредитом по кредитному договору.

Согласно условию пункта <данные изъяты> названный договор действует с <данные изъяты> и до момента выплаты всей суммы, полагающейся заемщику субсидии в соответствии с условиями договора.

Постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2016 года № 503 и от 29 декабря 2017 года № 495 в 2017, 2018, 2019 годах предоставление субсидий в виде возмещения за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл части процентной ставки по кредитам (займам) на строительство индивидуального жилья в сельской местности нуждающимся в таком жилье гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, было приостановлено.

В связи с этим ФИО1 субсидии, обусловленные заключенным им с Республиканским фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл договором, в соответствующие года не выплачивались.

Между тем с учетом сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции о необходимости соблюдения властями принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающего правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 4 апреля 2006 года № 89-О), а также с учетом неустановления органами законодательной власти Республики Марий Эл какого-либо компенсаторного механизма, направленного на смягчение неблагоприятных последствий приостановления действия вышеуказанного Положения для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, которые приобрели право на спорную меру социальной поддержки, бездействие ответчика по исполнению возложенных на него обязательств по вышеуказанному договору является незаконным.

Вследствие этого суд приходит к выводу об обоснованности требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанность осуществить за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидирование части процентной ставки по вышеуказанному кредитному договору за период с 1 января 2017 года по 6 мая 2019 года.

Как следует из представленной в материалы дела справки публичного акционерного общества «Сбербанк России», общая сумма процентов, уплаченных истцом по ранее указанному кредитному договору за спорный период, составляет 158958 рублей 01 копейка. По расчету истца, размер невыплаченных субсидий за спорный период с учетом этого и с учетом суммы, выплаченной ответчиком истцу добровольно после возбуждения настоящего дела (5196 рублей 64 копейки) составляет 115611 рублей 52 копейки. Ответчиком расчет спорных выплат не оспорен.

С учетом этого суд приходит к выводу о возложении на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл обязанности осуществить за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидирование части процентной ставки по кредитному договору № <данные изъяты>, заключенному между истцом и акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) <данные изъяты>, за период с 1 января 2017 года по 6 мая 2019 года на общую сумму 115611 рублей 52 копейки. При этом суд отклоняет приведенные ответчиком в письменном отзыве возражения относительно наличия у него статуса надлежащего ответчика по рассматриваемому спору. В силу вышеприведенных норм регионального законодательства, а также условий спорного договора именно Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл является ответственным перед истцом лицом за исполнение обязательств по спорному договору, в связи с чем спорное субсидирование подлежит осуществлению им за счет средств республиканского бюджета.

ФИО1 при обращении в суд с вышеуказанным иском уплачена государственная пошлина в сумме 3616 рублей.

С учетом положений статей 98, 101 ГПК РФ указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в возмещение указанных судебных расходов.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о возложении обязанности осуществить субсидирование удовлетворить.

Возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл обязанность осуществить за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидирование части процентной ставки по кредитному договору № <данные изъяты>, заключенному между ФИО1 и акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) <данные изъяты>, за период с 1 января 2017 года по 6 мая 2019 года на общую сумму 115611 рублей 52 копейки, взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в пользу ФИО1 сумму судебных расходов на уплату государственной пошлины 3616 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.Д.Волкова

Мотивированное решение составлено 13 мая 2020 года.