Дело № 2- 1689/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. ФИО1-на-Дону в составе судьи Дубовик О.Н. при секретаре Черкасовой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» о признании брошенной движимой вещи бесхозным имуществом и передаче ее в собственность, заинтересованные лица «METRON TRADE SP.Z.O.O», ООО «АВРОРА ТРЕЙД», «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG», «GLOBAL COMMODITIES AND LOGISTICS LIMITED», ООО УК «Сибантрацит-Групп»
У с т а н о в и л:
ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» обратилось в суд с заявлением о признании брошенной движимой вещи бесхозным имуществом и передаче ее в собственность, ссылаясь на то, что ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» является оператором морского порта Ростов-на-Дону, согласно сведениям Федерального агентства «Ростморречфлот» в течение нескольких предшествующих лет оказывало услуги по перевалке экспортного груза (угля) различных марок. Деятельность по перевалке угля в соответствии с действующим законодательством является лицензируемой, ООО «РММП» имел лицензию серии МР-4 помер №ДД.ММ.ГГГГ.
В частности, между ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» и «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG», (Швейцария) ДД.ММ.ГГГГ. заключен Договор №, действие которого прекратилось в связи с истечением срока его действия ДД.ММ.ГГГГ.
Между ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» и ООО «АВРОРА ТРЕЙД» ДД.ММ.ГГГГ. заключен Договор №, срок действия которого продлен Дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ г и до ДД.ММ.ГГГГ. соответственно.
Между ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» и ООО «METRON TRADE SP.Z.O.O», ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор № срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ Дополни тельных соглашений о продлении срока действия Договора не заключалось.
Между ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» и «GLOBAL COMMODITIES AND LOGISTICS LIMITED», Гонконг (код страны 344) ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор №.
Согласно п. 1.1 указанных Договоров ООО «РММП» (Исполнитель) оказывает услуги перевалки груза (угля) и предоставляет услуги технологического накопления, н соответствии с условиями Договоров с оператором морского терминала.
?Из п. 2.3.1, п.2.3.2 и п. 2.3.3 приводимых договоров следует, что заказчик самостоятельно, без участия и ответственности Исполнителя, регулирует с контролирующими органами и организациями, а так же своими поставщиками все вопросы по возможным весовым расхождениям между количеством груза, завезенного к Исполнителю и отгруженного от Исполнителя. Количество груза, поступившего к Исполнителю, определяется по железнодорожным накладным. Частичная перевеска вагонов производится по заявке Заказчика, о чем составляется акт, подписывается независимым сюрвейером, представителем Исполнителя и представителем Заказчика либо только Исполнителем. Вес груза Заказчика, отгруженного от Исполнителя, принимаемый для расчетов определяется на основании веса, укатанного в коносаменте.
Поступивший в порт по железной дороге груз - уголь (разных марок и фракций) вывозился Заказчиками услуг порта в соответствии с условиями заключенных договоров, что подтверждается сводным реестром прибытия и отправки груза (угля). Разница в прибывшем в порт и убывшем из порта весе груза отсутствует.
Таким образом, но каждому из Договоров обязательства сторон исполнены в полном объеме. По окончании сроков оказания услуг претензий со стороны Заказчиков в адрес «РММП» относительно весовых расхождений не поступало.
Заявок на взвешивание от Заказчиков не поступало. Груз принят и отгружен согласно п.2.3.1 и. 2.3.2 и п.2.3.3. Договоров.
В ходе инвентаризации, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в складских зонах ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» было выявлено, что на территории порта образовались излишки угля различных марок и категорий. Указанные обстоятельства подтверждаются Инвентаризационной описью № от ДД.ММ.ГГГГ
Для проведения обмеров и подсчета объема угля ООО «РММП» обратилось в специализированную организацию - ООО «Инколаб Сервис Раша» для проведения маркшейдерскою замера. На момент обмера штабелей зафиксировано количество находящегося на учете угля различных марок для дальнейшего сравнения расчетных данных с данными по документальному учету порта.
По результатам обмера и подсчета объемов угля составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Акту обмера и подсчета объемов угля, выявлено, в частности, наличие на причале № штабеля «ПГ» -Г весом 5 300 тонн.
В адрес контрагентов «METRON TRADE SP.Z.O.O», ООО «АВРОРА ТРЕЙД», «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG», «GLOBAL COMMODITIES AND LOGISTICS LIMITED», были направлены запросы исх. 176 от ДД.ММ.ГГГГ., исх. 177к от ДД.ММ.ГГГГ, исх. 178к от ДД.ММ.ГГГГ: исх. 179к от ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Указанные запросы были направлены с целью выявления отсутствия излишка недостачи груда. ООО «РММП» получило ответы «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG», (Швейцарии) и «GLOBAL COMMODITIES AND LOGISTICS LIMITED» (Гонконг), в которых сообщается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ груз (уголь), принадлежащий указанным контрагентам отсутствует. ООО «АВРОРА ТРЕЙД» согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ подтвердило наличие остатков груза на территории ООО «РММП», однако предоставленные данные касаются угля марки кокс доменный, коксовый орех и уголь слабоспекаюшийся. Уголь марки Г (газовый) в указанном письме ООО «АВРОРА ТРЕЙД» не упоминается. Ответ от контрагента «METRON TRADE SP.Z.O.O», не поступил до настоящего времени. Контрагент с ООО «РММП» не взаимодействует, договор действие прекратил. Таким образом, собственник угля штабеля «ПГ» -Г весом 5 300 тонн, находящегося во владении ООО «РММП» неизвестен. Тот факт, что собственник груза каких-либо действий в отношении нею не предпринимает и о судьбе груза не интересуется, тем самым не имеет намерения сохранить какие-либо права на это имущество, позволяет сделать вывод, что указанный груз – уголь марки Г весом 5 300 тонн является брошенным. Излишки груза на территории ООО «РММП» могли образоваться в связи с оказанием услуг по перевалке грузов по нескольким причинам, а именно, в связи с накоплением излишней влаги в грузе по пути следования в полувагонах, разностью (разницей) плотности воды (опреснение) во время снятия осадки, перегрузки вагонов ввиду отсутствия контроля со стороны перевозчика.
ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» просило признать уголь в штабеле «ПГ» марки Г весом 5 300 гони, находящийся на территории Общества с ограниченной ответственностью «Ростовский морской мультимодальный порт» (причал №) бесхозяйным.
Признать право собственности ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» на уголь в штабеле «ПГ» марки Г весом 5 300 топи, находящийся на территории Общества с ограниченной ответственностью «Ростовский морской мультимодальный порт».?
Затем истец уточнил исковые требования, ссылаясь на то, что как следует из уведомления о проведении сертификации от ДД.ММ.ГГГГ, в штабеле на причале № обнаружены угли разных марок: антрацит, длиннопламенный, тощий, слабоспекающийся и кокс. Сертификация произведена ООО «Инколаб Сервис Раша» которое вправе выдавать сертификаты качества в отношении угля разных марок.
С учетом уточненных исковых требований ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» просило признать уголь разных марок и фракций в штабеле весом 5 300 гони, находящийся на территории Общества с ограниченной ответственностью «Ростовский морской мультимодальный порт» (причал №) бесхозяйным.
Признать право собственности ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» на уголь разных марок и фракций весом 5 300 топи, находящийся на территории Общества с ограниченной ответственностью «Ростовский морской мультимодальный порт».?(причал №). ( л.д. 205)
Представитель истца, по доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, заявление поддержал и просил удовлетворить.
Заинтересованные лица «METRON TRADE SP.Z.O.O», ООО «АВРОРА ТРЕЙД», «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG», «GLOBAL COMMODITIES AND LOGISTICS LIMITED», ООО УК «Сибантрацит-Групп» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В отношении них дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав в судебном заседании представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям:
Судом установлено, что ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» является оператором морского порта Ростов-на-Дону.
Согласно сведениям Федерального агентства «Ростморречфлот» в 2018-2019г.г. оказывает услуги по перевалке экспортного груза (угля) различных марок на основании лицензии серии МР-4 помер №ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» и «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG», (Швейцария) был заключен Договор №, действие которого прекратилось в связи с истечением срока его действия ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» и ООО «АВРОРА ТРЕЙД» был заключен Договор №, срок действия которого продлен Дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ г и до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» и ООО «METRON TRADE SP.Z.O.O» был заключен Договор № срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» и «GLOBAL COMMODITIES AND LOGISTICS LIMITED», Гонконг (код страны 344) был заключен Договор №№.
Договоры имеют типовую форму в связи с чем пункты договоров со всеми заказчиками идентичны:
Согласно п. 1.1 указанных Договоров ООО «РММП» (Исполнитель) оказывает услуги перевалки груза (угля) и предоставляет услуги технологического накопления, н соответствии с условиями Договоров с оператором морского терминала;?
Из п. 2.3.1, п.2.3.2 и п. 2.3.3 договоров следует, что заказчик самостоятельно, без участия и ответственности Исполнителя, регулирует с контролирующими органами и организациями, а так же своими поставщиками все вопросы по возможным весовым расхождениям между количеством груза, завезенного к Исполнителю и отгруженного от Исполнителя.
Количество груза, поступившего к Исполнителю, определяется по железнодорожным накладным. Частичная перевеска вагонов производится по заявке Заказчика, о чем составляется акт, подписывается независимым сюрвейером, представителем Исполнителя и представителем Заказчика либо только Исполнителем.
Вес груза Заказчика, отгруженного от Исполнителя, принимаемый для расчетов определяется на основании веса, укатанного в коносаменте.
В период действия Договоров поступивший в порт по железной дороге груз - уголь (разных марок и фракций) вывозился Заказчиками услуг порта в соответствии с условиями заключенных договоров, что подтверждается сводным реестром прибытия и отправки груза (угля).
В соответствии с указанными реестрами разница в прибывшем в порт и убывшем из порта весе груза отсутствует.
Таким образом, но каждому из Договоров обязательства сторон исполнены в полном объеме. Груз принят и отгружен согласно п. 2.3.1 и. 2.3.2 и п. 2.3.3. Договоров.
В ходе инвентаризации, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в складских зонах ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» было выявлено, что на территории порта образовались излишки угля различных марок и категорий, что подтверждается Инвентаризационной описью № от ДД.ММ.ГГГГ
Для проведения обмеров и подсчета объема угля ООО «РММП» обратилось в специализированную организацию - ООО «Инколаб Сервис Раша» для проведения маркшейдерскою замера.
На момент обмера штабелей зафиксировано количество находящегося на учете угля различных марок для дальнейшего сравнения расчетных данных с данными по документальному учету порта.
По результатам обмера и подсчета объемов угля составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Акту обмера и подсчета объемов угля, выполненного ООО «Инколаб Сервис Раша» выявлено, в частности, наличие на причале № штабеля № «ПГ» -Г весом 5 300 тонн. ( л.д. 14-15)
В адрес контрагентов «METRON TRADE SP.Z.O.O», ООО «АВРОРА ТРЕЙД», «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG», «GLOBAL COMMODITIES AND LOGISTICS LIMITED», были направлены запросы исх. 176 от ДД.ММ.ГГГГ., исх. 177к от ДД.ММ.ГГГГ, исх. 178к от ДД.ММ.ГГГГ: исх. 179к от ДД.ММ.ГГГГ
ООО «РММП» получило ответы «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG», (Швейцарии) и «GLOBAL COMMODITIES AND LOGISTICS LIMITED» (Гонконг), в которых сообщается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ груз (уголь), принадлежащий указанным контрагентам отсутствует.
Так, в соответствии с ответом «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG» от 1004.20 года остаток груза-угла различных марок и фракций в собственности «SIBANTHRACITE OVERSEAS AG» на территории ООО «РММП» по адресу <адрес>, 1<адрес> (причалы 60, 61,62, 63 и тыловые площадки) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 0.000т. ( л.д. 127)
В соответствии с ответом «GLOBAL COMMODITIES AND LOGISTICS LIMITED» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ груз-уголь на территории порта по адресу <адрес> отсутствовал. ( л.д. 128)
ООО «АВРОРА ТРЕЙД» согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ подтвердило наличие остатков груза на территории ООО «РММП», однако предоставленные данные касаются угля марки кокс доменный-9164.364 тонн, коксовый орех-3931380 тонн, и уголь слабоспекаюшийся-4642.050 тонн. Уголь марки Г (газовый) в указанном письме ООО «АВРОРА ТРЕЙД» не упоминается. ( л.д. 134)
Ответ от контрагента «METRON TRADE SP.Z.O.O» не поступил.
В соответствии с заключением ООО «Инколаб Сервис Раша» от ДД.ММ.ГГГГ и сертификатом качестве от ДД.ММ.ГГГГ в штабеле на причале № обнаружены угли разных марок: антрацит, длиннопламенный, тощий, слабоспекающийся и кокс.( л.д. 206-211)
Таким образом, собственник угля разных марок весом 5 300 тонн, находящегося во владении ООО «РММП» неизвестен.
Из пояснений представителя заявителя следует, что излишки груза на территории ООО «РММП» могли образоваться в связи с оказанием услуг по перевалке грузов в связи с накоплением излишней влаги в грузе по пути следования в полувагонах, разностью (разницей) плотности воды (опреснение) во время снятия осадки, перегрузки вагонов ввиду отсутствия контроля со стороны перевозчика и др. причинам.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 1 ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ, другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если в течение срока, предусмотренного договором перевалки груза, сданные оператору морского терминала грузы не востребованы и (или) не вывезены из морского порта либо заказчиком не погашена задолженность перед оператором морского терминала по платежам, предусмотренным договором перевалки груза и (или) настоящим Федеральным законом, грузы могут быть полностью или частично реализованы оператором морского терминала на основании судебного решения.
Согласно п. 6 ст.25 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иски, вытекающие из договора перевалки груза, могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Согласно ч. 1 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Как следует из заявления и пояснений представителя заявителя в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в ООО «РММП» были проведены маркшейдерские замеры на определение фактического количества угля в штабелях, находящихся на территории ООО «РММП» в ходе которых был выявлен бездокументарный излишек угля различных марок в количестве 5300 тонн. ООО «РММП» запросило у всех своих заказчиков информацию о наличии возможной недостачи углей. Указанные выше заинтересованные лица уведомили порт об отсутствии документально подтвержденной недостачи в рамках договоров перевалки груза по текущую дату.
При таких обстоятельствах, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать уголь (разных марок и фракций) в штабеле весом 5300 тонн, находящийся на территории ООО «Ростовский морской мультимодальный порт» ( причал №) бесхозным, передав его в собственность ООО «Ростовский морской мультимодальный порт».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. ФИО1 н/Д в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме и изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.