ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1689/2016 от 04.07.2016 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1689/2016РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута Республики Коми 04 июля 2016 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми РФ

в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,

при секретаре судебного заседания Краснолуцкой Е.А.,

с участием представителей истца ФИО1 и ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального образования городского «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута»), Министерству строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (Минстрой Республики Коми) о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

истец ФИО3 обратился в суд о солидарной компенсации морального вреда, предъявив иск к администрации МО ГО «Воркута» и Минстрою Республики Коми. Ик мотивирован тем, что он был включен в список на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с 17 июня 1994 г. по категории «пенсионеры». До 01 июля 2014 г. им подано заявление о включении в подпрограмму на получение жилищных сертификатов в 2015 г. 16 января 2015 г. администрацией МО ГО «Воркута» направлено уведомление о включении в список на получение сертификата в 2015 г. и предложением представить документы. Срок, в течение которого истец должен представить документы, администрацией не был указан. Он был исключен в декабре 2015 г. из сводного списка граждан – получателей сертификатов на 2015 г. в связи с непредставлением в администрацию документов. Истец представил в администрацию МО ГО «Воркута» пакет документов в декабре 2015 г., где ему было предложено самостоятельно направить их в Минстрой Республики Коми, что и было сделано истцом. В результате истцу было отказано в получении жилищного сертификата в 2015 г. Считает, что администрация МО ГО «Воркута» причинила истцу моральный вред, так как истец переживал, нервничал, надеялся на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера уже в 2015 г., но надежды не сбылись. Оценил моральный вред подлежащий, по мнению истца, взысканию с ответчиков солидарно в ... руб.

В письменных возражениях ответчики администрация МО ГО «Воркута», Минстрой Республик Коми иск не признали. Указали, что истец состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС с датой постановки на учет 17.06.1994 года.

Семья ФИО3 была включена в сводный список граждан - получателей сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год по Республике Коми (далее - сводный список граждан - получателей сертификатов) по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 17 июня 1994 г. с составом семьи 3 человека. 16 января 2015 г. ФИО3 было получено на руки уведомление о включении его семьи в сводный список граждан - получателей сертификатов на 2015 год и о необходимости представления пакета документов для получения государственного жилищного сертификата, но документы были поданы лишь 30 декабря 2015 г., после завершения Минстроем Республики Коми работы по выдаче сертификатов выпуска 2015 года – 11 декабря 2015г., а в Минстрой Республики Коми поступили 13 января 2016 г., в связи с чем государственный жилищный сертификат ФИО3 Минстроем Республики Коми оформлен не был.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представители истца в судебном заседании иск поддержали, указав, что администрация имела возможность сообщить истцу о необходимости предоставления документов, но умышленно этого не делала.

Ответчики в судебное заседание представителей не направили, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков и истца.

Судом установлено, что ФИО3 состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет 17 июня 1994 года.

ФИО3 до ... подал заявление о выделении ему государственного жилищного сертификата в 2015 году.

Минстроем Республики Коми 29 августа 2014 года был утвержден сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год по Республике Коми (далее -сводный список граждан - участников подпрограммы), включая категорию «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В указанный список ФИО3 был включен по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 17 июня 1994 с составом семьи 3 человека.

16 января 2015 г. администрацией МО ГО «Воркута» вручено истцу уведомление о включении его в сводный список граждан-получателей ГЖС и необходимости в срочном порядке предоставить необходимые документы в администрацию, с указание перечня документов.

Истец необходимый пакет документов представил в администрацию МО ГО «Воркута» и направил в Минстрой Республики Коми 30 декабря 2015г.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 25. октября 2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»); подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" и "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2006г. №153 (далее - Правила). В целях совершенствования деятельности по реализации вышеуказанного Федерального Закона, постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. №879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение).

Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, подают соответственно в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением соответствующих документов. В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (п.24 Правил). Для включения в такой список гражданин -участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Согласно информации представленной Минастроем Республики Коми Минстрой Республики Коми в 2015 году предоставлял государственные жилищные сертификаты в 3 этапа, исходя из поступления в Республику Коми приказов Минстроя России о выдаче бланков государственных жилищных сертификатов:

- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.04.2015 № 283/пр «О выдаче в 2015 году бланков государственных жилищных сертификатов»;

- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 июля 2015 № 479/пр «О дополнительной выдаче бланков государственных жилищных сертификатов»;

- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07 октября 2015 № 727/пр «О дополнительной выдаче бланков государственных жилищных сертификатов».

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07 октября 2015 № 727/пр «О дополнительной выдаче бланков государственных жилищных сертификатов» и бланки государственных жилищных сертификатов поступили в Минстрой Республики Коми 14 октября 2015 (3-й этап).

Минстрой Республики Коми завершило работу по выдаче государственных жилищных сертификатов выпуска 2015 года 11 декабря 2015 года.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца, исходя из требований вышеуказанных норм, суд приходит к выводу о том, что поскольку истцом необходимые документы были поданы после 11 декабря 2015 г., то есть после завершения Минстроем Республик Коми работы по выдаче жилищных сертификатов, государственный жилищный сертификат 2015 г. истцу оформлен быть не мог.

Довод истца о том, что документы были поданы несвоевременно по вине администрации, поскольку в уведомлении от 14 января 2015 г. отсутствовала дата, до которой истец должен был подать необходимые документы, признается судом несостоятельным.

Из буквального содержания уведомления о включении в сводный список граждан – получателей сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспеченью жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 г. от 14 января 2015 г., направленного администрацией МО ГО «Воркута» истцу, полученного ФИО3 16 января 2015 г., следует о необходимости предоставления перечисленных в уведомлении документов в срочном порядке. В уведомлении также содержатся контактные телефоны администрации МО ГО «Воркута».

Слово "срочный" в русском языке означает: "совершаемый спешно, безотлагательно, в определенный срок". ( ФИО4, ФИО5 ФИО6 словарь русского языка).

Истцом документы были поданы лишь 30 декабря 2015 г., то есть более чем через 11 месяцев после получения уведомления.

Поскольку истец желал получить жилищный сертификат в 2015 г., с учетом указания в уведомлении о необходимости предоставления документов в срочном порядке, а также при наличии у истца контактной информации об ответчиках, действуя добросовестно, истец мог получить информацию о конечной возможной дате подачи документов. Подача истцом документом после 11 месяцев после получения уведомления о необходимости их подачи в срочном порядке, в предпоследний день год, в котором истец предполагал получить государственный жилищный сертификат, в данном конкретном случае не может расцениваться как разумное и добросовестное действие.

Истцом не указано в заявлении и не представлено доказательств того, что действуя разумно и добросовестно, он столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременной подачи документов с января 2015 г. и до окончания работы по выдаче государственных жилищных сертификатов выпуска 2015 г.

Действия истца суд расценивает как злоупотребление правом (п.1 ст. 10 ГК РФ).

В действиях ответчиков неправомерных действий в отношении ФИО3 в ходе разрешения настоящего спора не установлено.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьями 1064, 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По общему правилу, обязательство по компенсации морального вреда возникает при наличии одновременно следующих условий: претерпевание морального вреда; неправомерное действие (бездействие) причинителя вреда; причинная связь между неправомерным действием (бездействием) и моральным вредом; вина причинителя вреда.

Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, а именно: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Рассматриваемый случай к данным исключениям не относится.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО3 о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации муниципального образования городского «Воркута», Министерству строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о солидарной компенсации морального вреда отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения (08 июля 2016 г.).

Председательствующий: