24RS0056-01-2020-006730-73
Гражданское дело № 2-1689/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 28 апреля 2021 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
При секретаре Андреенко Е.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахарова Владимира Сергеевича к ООО «Авиакомпания «Северный ветер» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Сахаров В.С. обратился в суд с иском к ООО «Авиакомпания «Северный ветер», в котором с учетом уточнений просил взыскать с ответчика неустойку в размере 61 432 руб., компенсацию морального вреда – 15 000 руб., штраф.
Требования мотивированы тем, что 13.03.2020 истец приобрел у ответчика на себя, супруги и несовершеннолетнего внука билеты на сумму 61 432 руб. по маршруту Красноярск-Симферополь; однако в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой данный рейс был отменен, истец обратился к ответчику о возврате денежных средств; в добровольном порядке ответчик удовлетворить требования истца отказался, в связи с чем Сахаров В.С. обратился в суд с настоящим иском о возврате уплаченных денежных средств в связи с отказом от договора; в период рассмотрения дела в суде ответчик возвратил денежные средства, в связи с чем истец просит взыскать только неустойку за период с 05.06.2020 по 24.11.2020 в размере 61 432 руб., а также компенсацию морального вреда за нарушение его прав как потребителя.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель Нагорная Н.А. (доверенность от 28.11.2020) заявленные требования поддержала с учетом уточнений.
Представитель ответчика ООО «Авиакомпания «Северный ветер» Лапко М.И. (доверенность от 22.12.2020) в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что компания вправе произвести выплату по истечении трех лет, но требования истца компания уже удовлетворила, нарушений законодательства допущено не было, оснований для взыскания штрафных санкций не имеется.
Изучив иск, возражения, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
На основании ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
В силу ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 1).
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 2).
Данный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 г. N 991 «Об утверждении Положенияоложения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Исходя из п. 1 данного Положения, оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
В силу п. 3 Положения в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:
б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (п. 4).
В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика (п. 5).
Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения (п. 6).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 13.03.2020 истец Сахаров В.С. приобрел в ООО «Авиакомпания «Северный ветер» билеты стоимостью 61 432 руб. на рейс № 06.06.2020 по маршруту Красноярск-Симферополь.
19.05.2020 истец обратился к ответчику с заявлением о возврате внесенной платы за билеты в связи с отказом от рейса в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
По результатам рассмотрения обращения ответчик направил ответ от отказе в возврате денежных средств, указав о возможности оформления сертификата или переоформления билета на другие даты рейсов.
При рассмотрении дела в суде ответчик произвел 25.11.2020 возврат истцу денежных средств в добровольном порядке.
Дав оценку указанным обстоятельствам, суд находит, что требования истца о взыскании неустойки и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Так, Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 107.2. В соответствии с данной нормой Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 6 июля 2020 г. N 991 утвердило Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Абзац первый пункта 6 и абзац первый пункта 10 Положения предусматривают возврат пассажиру денежных средств по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если денежные средства не были использованы для оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки), дополнительных услуг перевозчика.
Реализация перевозчиком предусмотренного статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации права отказаться от исполнения договора воздушной перевозки и возвратить пассажиру провозную плату с соблюдением порядка и сроков, установленных утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, не свидетельствует о нарушении прав пассажира, в связи с чем на перевозчика не может быть возложена ответственность в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.
Данная правовая позиция отражена в утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021 Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3.
Принимая во внимание, что договор перевозки пассажиров был заключен до 01.05.2020, отказ от перевозки обусловлен неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, то в силу приведенных выше положений возврат денежных средств по оплате договора перевозки производится по истечение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если денежные средства не были использованы для оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки), дополнительных услуг перевозчика билета.
При таких обстоятельствах, нарушений со стороны ответчика действующего законодательства, а также прав и законных интересов истца не допущено, в связи с чем оснований для взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Сахарова Владимира Сергеевича к ООО «Авиакомпания «Северный ветер» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда штрафа – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2021