Дело №2-1689/2023
УИД 58RS0008-01-2023-002306-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 октября 2023 г. г. Пенза
Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Федулаевой Н.К.,
при секретаре Тарасове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушкина Алексея Александровича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании убытков, компенсации морального вреда и штрафа,
у с т а н о в и л:
Ушкин А.А. обратился в с суд с иском к АО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании убытков, компенсации морального вреда и штрафа, в обоснование требований указав, что 12 мая 2023 г. заключил договор №А91/05 туристского продукта. В этот же день им были приобретены билеты на рейс S7 1196 по маршруту Пенза-Домодедово с отправкой 16 мая 2023 г. - вылет в 20-00 час., полностью оплатив 8490 руб. (за пассажиров Ушкина А.А. и Ушкину Л.В.), тем самым заключив с АО «Авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines) договор воздушной перевозки пассажиров, который наделяет стороны определенными правами и обязанностями. Свои обязательства по указанному договору истец исполнил полностью. Вылет рейса S7 1196 по маршруту Пенза-Домодедово был задержан до 1 часа 30 минут 17 мая 2023 г., т.е. на 5,5 часов по техническим причинам. Указывает, что принимая во внимание, что никаких явлений стихийного характера и погодных условий, военных действий, забастовок, ограничений перелетов по инициативе государства, сторонних обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью не было, технические причины, даже в целях обеспечения безопасности полета, относятся к зоне ответственности авиакомпании, которая не обеспечила своевременную подготовку самолета ко времени вылета. Срок исполнения договора авиакомпанией был нарушен. Билеты были приобретены для реализации туристической поездки. Статья 28 Закона О защите прав потребителей предусматривает штраф за задержку срока оказания услуги в размере 3% стоимости в час, таким образом размер штрафа составляет 1400 руб. 85 копеек, исходя из следующего расчета: 8490руб.х3%х5,5час. Из-за задержки рейса S7 1196 по маршруту Пенза-Домодедово на 16 мая 2023 г. на 5,5 часов, истец вынужден был сдать (хорошо, что удалось успеть) ранее приобретенные билеты на международный перелет для себя и супруги SU 244, 17 мая 2023 г., SVO 01:00 час.-SEZ 11:25 час./ SU 245, 27 мая 2023 г., SEZ 13:25 час.- SVO 12:15 час., стоимостью 105000 руб., из которых было возвращено 96880 руб., сумма удержания составила 8120 руб. и приобрести новые билеты для осуществления авиаперелета: ЕК 134 17 мая 2023 г. DME 16:55 час.- ЭХВ 23:10 час., ЕК 705 18 мая 2023 г. DXB 02:15 час. - SEZ 06:50 час., ЕК 706 27 мая 2023 г. SEZ 08:15час. - DXB 15:45 час., ЕК 131 27 мая 2023 г. DXB 16:15 час - DME 20:30 час. стоимостью 211000 руб. Издержки (убытки) в связи с перебронированием билетов составили 114120,00 руб. Кроме того, штраф отеля за аннуляцию первой ночи составил 94423 руб. В ожидании нового перелета истцу пришлось воспользоваться услугами гостиницы в Домодедово в течение 12 часов, стоимость услуг составила 6800 руб. Указывает, что вместе с супругой планировали романтическое путешествие, ожидание которого обернулось множеством переживаний и почти срывом поездки, реализовать которую удалось, лишь потратив деньги на новый перелет, заплатив штраф отеля «Story (Seychelles)» и услуги гостиницы в аэропорту, что причинило ему моральный вред, который оценивает в 100000 руб. Направленная в адрес ответчика претензия проигнорирована, аэропорт отправления предоставил ответ о том, что не имел возможности повлиять на выполнение рейса по расписанию.
Просит взыскать с ответчика 216743, 85 руб., из которых штраф за задержку срока оказания услуги в размере 3% стоимости в час- 1400 руб.85 коп.; убытки 94423 руб. (штраф отеля за отмену первой ночи проживания); убытки 114120 руб. (сервисный сбор за возврат и перебронирование международного авиаперелета); убытки 6800 руб. (плата за ожидание нового перелета в гостинице Домодедово); а также компенсацию морального вреда -100000 руб., штраф в размере 50% от удовлетворенных в судебном порядке требований потребителя.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г.Пензы от 30 августа 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ ПО «Аэропорт г.Пензы», Ушкина Л.В.
В судебное заседание истец Ушкин А.А., третье лицо Ушкина Л.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суду предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истца Ушкина А.А., третьего лица Ушкиной Л.В. Черняева М.С., действующая на основании доверенностей от 16 марта 2023 г., в судебном заседании исковые требования поддержала, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления, дополнительно пояснила, что денежные средства за оплату перелета рейсом Пенза-Домодедово 16 мая 2023 г. истцу не были возвращены, так как он воспользовался услугой, которая была осуществлена с задержкой.
Представитель ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В своих письменных возражениях на исковое заявление указал, что отсутствует факт нарушения ответчиком обязательств по договору перевозки, так как имеет место обстоятельство, освобождающее от ответственности перевозчика. Так, в ходе служебного расследования установлено, что истец следовал совместно с пассажиром USHKINA/L1UDMILA рейсом S7 1196 за 16 мая 2023 г. по маршруту «Пенза - Москва», который был задержан по причине технической неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, и необходимостью его замены для устранения неисправности. В период ожидания пассажирам предоставлены напитки. Плановое время вылета рейса - 20:00, фактическое - 3:25+1. Плановое время прибытия рейса -21:15, фактическое время прибытия рейса в пункт назначения - 04:30. Истцу была начислена компенсация за задержку рейса в размере 2100 миль на счет в программе S7 Priority. Согласно данным информационной системы движения воздушных судов AIMS рейс S7 1196 за 16 мая 2023 г. по маршруту «Пенза - Москва» был задержан при причине технической неисправности воздушного судна, связанной с незапуском двигателя №1, необходимостью замены воздушного судна и техническим перегоном воздушного судна. Вышеперечисленные обстоятельства, в том числе характер неисправности воздушного суда, подтверждаются служебной запиской АО «Авиакомпания «Сибирь» № 11-27/1464 от 17 июля 2023 г.; бортовым журналом технического состояния ВС АО «Авиакомпания «Сибирь»; картой-нарядом № 73420/L-160523-2 / SEQ 8; Сертификатом Эксплуатанта от 10 ноября 2011 г. №31; Частью А. Общие положения Сертификата эксплуатанта от 10 ноября 2021 г. № 31 и Частью Б. Местоположение, базирование, виды авиаперевозок и авиационных работ, регионы полетов Сертификата эксплуатанта от 10 ноября 2011 г. №31. Указывает, что ответчик как авиаперевозчик принял возможные оперативные меры для завершения рейса S7 1196 за 16 мая 2023 г. по маршруту «Пенза-Москва». У АО «Авиакомпания «Сибирь» отсутствовала обязанность предоставления резервного воздушного судна. Согласно Сертификату Эксплуатанта от 10 ноября 2011 г. №31 (Часть А. Часть Б) аэропорты базирования АО «Авиакомпания «Сибирь» располагаются в г.Москве (Домодедово) и г.Новосибирске (Толмачево). Размещение резервных воздушных судов в соответствии с регламентами обслуживания и техническими возможности обеспечения аэропортового обслуживания возможны только в аэропортах базирования. Аэропорт г.Пензы не является Аэропортом базирования, соответственно, АО «Авиакомпания «Сибирь» не обязана располагать резервными воздушными судами в данном аэропорту. Предоставление резервного воздушного судна из аэропорта Домодедово увеличило бы время задержки рейса, что было бы нецелесообразно. Ответчик как авиаперевозчик принял возможные оперативные меры для завершения рейса S7 1196 за 16 мая 2023 г. по маршруту «Пенза - Москва», устранения неисправности воздушного судна. Также указывает, что опоздание на стыковочный рейс и несение расходов на приобретение авиабилетов не может быть принято во внимание в качестве основания, влекущего ответственность авиаперевозчика. В данном случае перевозка истца по маршруту «Москва- Маэ» на рейс SU 244 от 17 мая 2023 г. не оформлена как единая. У АО «Авиакомпания «Сибирь» отсутствует обязанность по обеспечению дальнейшей стыковки, соответственно, возмещению авиабилетов на данные рейсы. Кроме того, истцом не представлены доказательства, подтверждающие невозможность возврата денежных средств за неиспользованные авиабилеты. Оснований для компенсации морального вреда не имеется, поскольку отсутствуют виновные действия ответчика, однако, если суд усмотрит наличие оснований для компенсации морального вреда, то просит учесть, что истцу была произведена компенсация в досудебном порядке в неденежной форме. Так, на счет в программе S7 Priority были начислены 2100 миль в качестве компенсации за задержку рейса S7 1196 за 16 мая 2023 г. С учетом изложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ГБУ Пензенской области «Аэропорт г. Пензы» в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, считает, что в удовлетворении иска Ушкина А.А. следует отказать.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
На основании пункта 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Судом установлено, что 12 мая 2023 г. ИП Щ (агент) и Ушкиным А.А. заключен агентский договор на приобретение туристского продукта на себя и супругу Ушкину Л.В., потребительские свойства которого указаны в Заявке на бронирование туристского продукта.
Согласно положениям Заявки №7932 истцом приобретен туристский продукт на период с 17 мая 2023 г. до 27 мая 2023 г., с посещением страны Сейшеллы, на двух участников: Ушкина А. и Ушкину Л. с предоставлением услуг по воздушной перевозке: SU 244 (Эконом) 17 мая 2023 г. (Международный аэропорт Шереметьево SVO 01:00 – Seychelles International Airoport SEZ 11:25) I PC 17 мая 2023 г.; SU 245 (Эконом) 27 мая 2023 г. (Seychelles International Airoport SEZ 13:25 - Международный аэропорт Шереметьево SVO 22:15 –) I PC 27 мая 2023 г. Цена договора составила 1131900 руб. (пункт 10 заявки).
12 мая 2023 года Ушкиным А.А. приобретены у ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» 2 билета (Ушкина А. и Ушкину Л.) на рейс S7 1196 по маршруту «Пенза-Домодедово» на 16 мая 1023 года, посадка в 19:30, вылет в 20:00 час. на общую сумму 8 490 руб.
Также Ушкиным А.А. были приобретены билеты на авиаперелет на двух взрослых SU 244 (Эконом) 17 мая 2023 г. (Международный аэропорт Шереметьево SVO 01:00 – Seychelles International Airoport SEZ 11:25), Аэропорт Маэ; SU 245 (Эконом) 27 мая 2023 г. (Seychelles International Airoport SEZ 13:25 - Международный аэропорт Шереметьево SVO 22:15 –) I PC 27 мая 2023 г. на общую сумму 105000 руб.
16 мая 2023 г. рейс S7 1196 был задержан до 1 час. 30 мин. 17 мая 2023 г. по технической причине, что подтверждается справкой ГБУ ПО «Аэропорт г.Пензы» от 13 сентября 2023 г. №1333.
В связи с поздним прибытием в г.Москву, истец и его супруга повторно забронировали авиаперелет на двоих взрослых: EK 134 = 17 мая 2023 г. DME 16:55 – DXB 23:10; ЕК 705 18 мая 2023 г. DXB 02:15 час. - SEZ 06:50 час., ЕК 706 27 мая 2023 г. SEZ 08:15час. - DXB 12:45 час., ЕК 131 27 мая 2023 г. DXB 16:15 час. - DME 20:30 час. стоимостью 211000 руб., отменив авиаперелет рейсом SU 244 (Эконом) 17 мая 2023 г. (Международный аэропорт Шереметьево SVO 01:00 – Seychelles International Airoport SEZ 11:25).
Как пояснил в судебном заседании представитель истца, авиаперелет Москва-Дубай-Сейшелы (EK 134 = 17 мая 2023 г. DME 16:55 – DXB 23:10; ЕК 705 18 мая 2023 г. DXB 02:15 час. - SEZ 06:50 час.) осуществлен авиакомпанией «Emirates», что также подтверждается авиабилетами.
В связи с перебронированием авиаперелета истцу Ушкину А.А. было возвращено 94136 руб., третьему лицу Ушкиной Л.В. – 2744 руб. на общую сумму 96880 руб.
Кроме того, Ушкин А.А. понес дополнительные расходы в связи с проживанием с 17 мая 2023 г. по 17 мая 2023 г. (12 часов) в гостинице «Армега», стоимость проживания составила 6800 руб.
Также в связи с переносом времени рейса S7 1196 Ушкину А.А. и Ушкиной Л.В. удержана стоимость одной ночи в отеле Stori (Seychelles) 5* в размере 94423 руб.
30 июня 2023 г. истец Ушкин А.А. обратился в АО «Авиакомпания «Сибирь» с претензией, в которой просил возместить убытки за отмену первой ночи проживания в отеле - 94423 руб., сервисный сбор за возврат и перебронирование авиаперелета – 114120 руб., проживание в гостинице – 6800 руб., штраф за задержку рейса – 1400 руб., компенсацию морального вреда 100000 руб., требования истца ответчиком оставлены без удовлетворения.
Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В силу статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
Согласно пункту 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
В соответствии со статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
На основании статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
Статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг устанавливается Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 (далее - Правила).
Согласно пункту 76 Правил перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В пункте 1 Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. №641-р указано, что безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются, в том числе, следующие: явилась ли отмена рейса следствием непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Как следует из служебной записки начальника ОСиКПП АО «Авиакомпания «Сибирь» от 17 июля 2023 г. №11-27/1464 рейс S7 1196 за 16 мая 2023 г. по маршруту Пенза-Москва был задержан по технической причине, плановое время вылета рейса – 20:00, фактическое – 3:25+1; плановое время прибытия рейса – 21:15, фактическое время прибытия рейса в пункт назначения – 04:30; просрочка в доставке пассажира в пункт назначения составила 7 час. 15 мин.
Согласно бортовому журналу технического состояния воздушного судна 32А 73420 от 16 мая 2023 г. имеется техническая неисправность воздушного суда – не запускается двигатель №1. Приняты меры: выполнено эксплуатационное испытание системы FADECI на земле (без запуска двигателя). Результат: оба канала в норме. Выполнено эксплуатационное испытание системы FADECI на земле (с работающим двигателем). Результат: наличие воздуха под давлением, пусковой клапан открывается, но №2 отсутствует, подозрение на повреждение вала стартера, пневматический стартер заменен.
Также из данных бортового журнала усматривается, что подтвердилось повреждение вала привода, выполнена минимальная проверка на холостом ходу и проверка на утечку масла на колодках привода стартера и на утечку масла из стартера в отверстие для подключения воздуховода; результат: в норме; снята деталь: чертежный № 3505582-27, установлена деталь: чертежный № 3505582-28.
Согласно карте-наряду на выполнение работ №73420/L-160523-2/SEQ 8 от 17 мая 2023 г., были произведены работы замене компонента №3505582-27 двигателя воздушно-турбинного стартера и установлена новая деталь с чертежным №3505582-28. Плановая дата работ: 16 мая 2023 г. 18:20-16 мая 2023 г. 21:20. Работы выполнены 17 мая 2023 г. в 00:20 мин. в аэропорту Домодедово.
Как следует из информационной системы движения воздушных судов «AIMS» задержка вылета обусловлена неисправностью ВС 32А 73420 (незапуск 1СУ); произведена замена воздушного судна, ожидание воздушного судна техническим перегоном 8991.
Специфика перевозок, осуществляемых воздушным транспортом, состоит в том, что они носят непрерывный характер и при этом зависят от метеорологических условий и технических причин, носят форс-мажорный характер, не зависят в этих случаях от перевозчика и связаны с необходимостью перевозчиком обеспечить безопасность полета. В этой связи при доказанности данных обстоятельств на перевозчика не может быть возложена ответственность за причинение убытков пассажиру.
Как следует из Сертификата Эксплуатанта от 10 ноября 2011 г. № 31 аэропорты базирования АО «Авиакомпания «Сибирь» являются Москва (Домодедово), Новосибирск (Толмачево), в связи с чем суд считает, что у авиаперевозчика отсутствовала возможность осуществить перевозку в установленный срок иным воздушным судном.
Поскольку вылет рейса S7 1196 был обусловлен технической неисправностью воздушного судна (незапуск двигателя №1) и необходимостью соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна в целях исключения риска угрозы жизни и здоровью пассажиров), при этом авиаперевозчиком предпринимались меры по замене воздушного судна на исправное; а потому суд приходит к выводу об отсутствии факта противоправных действий и вины перевозчика в причиненных истцу убытках и оснований отнесения их на ответчика.
При этом суд учитывает, что перевозка Ушкина А.А. вместе с супругой Ушкиной Л.В. планировалась по разным перевозочным документам разных авиаперевозчиков.
По смыслу пунктов 71, 117 Правил перевозчик обязан обеспечивать минимальное стыковочное время с рейсом при выполнении перевозки по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной. Обязанность перевозчика обеспечивать стыковку рейсов, на которые приобретены разные авиабилеты (авиабилеты разных перевозчиков) не предусмотрена.
Таким образом, оснований для возложения на АО «Авиакомпания «Сибирь» гражданско-правовой ответственности за опоздание на стыковочный рейс и несение расходов на проживание в гостинице г.Москвы, в связи с опозданием на него, за аннуляцию и перебронирование авиабилетов другой авиакомпании, по уплате штрафа отеля за аннуляцию первой ночи проживания не имеется.
Согласно части 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
На основании пункта 6 статьи 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Принимая во внимание, что действия ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» по задержке рейса являются правомерными, были направлены на избежание вероятности причинения вреда жизни и здоровью пассажиров ввиду наличия технической неисправности воздушного судна, а потому суд считает, что оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, неустойки за нарушение сроков оказания услуги и штрафа не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Ушкина Алексея Александровича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании убытков, компенсации морального вреда и штрафа следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Ушкина Алексея Александровича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании убытков, компенсации морального вреда и штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2023 г.
Судья Н.К.Федулаева