ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/14 от 14.05.2014 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

 Дело №2-168/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ДД.ММ.ГГГГ                                         р.п.Тоншаево

 Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Соловьёвой Н.В.,

 при секретаре Соплиной С.В.,

 с участием помощника прокурора Тоншаевского района Беспалова А.С., истца ФИО1, представителя ответчика администрации р.п.Пижма ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Тоншаево гражданское дело по иску прокурора Тоншаевского района, действующего в интересах ФИО1, к администрации р.п.Пижма об обязании собрать документы и обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Тоншаевского района, действуя в интересах ФИО1, обратился в Тоншаевский районный суд с иском к администрации р.п.Пижма о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, указывая, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1, в результате которой установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара был уничтожен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в котором проживала ФИО1, где она была зарегистрирована в <адрес>. ФИО1 с учетом отсутствия жилого помещения в р.п.Пижма проживает на условиях коммерческого найма по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту ли реконструкции не подлежат. Тот факт, что жилой дом, в котором зарегистрирована и ранее проживала ФИО1 с семьей, не пригоден для проживания, доказан справкой о пожаре №, в соответствии с которой квартира № обгорела внутри полностью вместе с имуществом. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства, иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ о составе семьи вместе с ФИО1 в сгоревшей квартире зарегистрированы двое несовершеннолетних детей: ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Прокурор просил обязать Пижемскую поселковую администрацию предоставить ФИО1 и 2 несовершеннолетним членам ее семьи вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте поселка Пижма Нижегородской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, но не менее 15 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, т.е. не менее 45 кв.м. общей площади.

 В ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ прокурор Тоншаевского района дополнил исковые требования, просил также обязать Пижемскую поселковую администрацию, как собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, собрать документы и обратиться с заявлением в межведомственную комиссию о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

 Определением суда заявление прокурора в порядке ст. 39 ГПК РФ принято к производству и соединено для совместного рассмотрения с первоначальными требованиями.

 В судебном заседании помощник прокурора Тоншаевского района Беспалов А.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что жилое помещение № по <адрес> до сих пор межведомственной комиссией не обследовалось и в установленном законом порядке не признано непригодным для проживания. Поскольку ФИО1 проживала в данной квартире по договору социального найма, то администрация р.п.Пижма, как собственник данного жилого помещения, должна была собрать все необходимые документы и обратиться с ними в межведомственную комиссию для решения вопроса о пригодности для проживания квартиры ФИО1, но администрацией этого сделано не было. Просит обязать администрацию р.п.Пижма собрать необходимые документы и обратиться в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения № в <адрес> для проживания; а также предоставить ФИО1 и 2 несовершеннолетним членам ее семьи вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте поселка Пижма Нижегородской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, но не менее 15 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, т.е. не менее 45 кв.м. общей площади.

 Истец ФИО1 в судебном заседании уточненный иск прокурора Тоншаевского района поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что до настоящего времени в течение пяти лет жильё ей так и не предоставили. Она обращалась с письмами и жалобами по поводу предоставления жилья в различные инстанции, в том числе в администрацию Президента РФ и министерство социальной политики Нижегородской области. Из министерства социальной политики Нижегородской области ей ответили, что она имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, но свободное муниципальное жильё в п.Пижма отсутствует. Вместе с тем, в последние годы построено несколько муниципальных домов, в которых давали квартиры очередникам, в том числе и погорельцам, поставленным на учет позже ее, но ей квартиру так и не дали. В установленном порядке она и ее дети нуждающимися в предоставлении жилого помещения не признавались, на очереди не состоят; межведомственной комиссией ее квартира непригодной для проживания не признавалась. Квартира у нее не была застрахована, застраховано было только имущество. Иного жилья у нее и ее детей нет. Просит обязать администрацию предоставить ей жилье.

 Представитель ответчика – глава администрации р.п.Пижма ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил, что иск в части обязания администрации р.п.Пижма собрать необходимые документы и обратиться в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения № в <адрес> для проживания, администрация р.п.Пижма признает и в ближайшее время соберет все документы и обратится в межведомственную комиссию. А остальные исковые требования администрация не признает по следующим основаниям. Жилое помещение по <адрес> на момент пожара было на балансе железной дороги и только в конце ДД.ММ.ГГГГ его перевели на баланс администрации. Администрация принимала заявления по погорельцам и ставила их в очередь на предоставление жилья. В ДД.ММ.ГГГГ вышла программа о предоставлении жилых помещений погорельцам. Для того чтобы встать в очередь на жильё, нужно собрать пакет документов. ФИО1 обращалась в администрацию с просьбой о предоставлении ей жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате пожара, но ФИО1 написала только заявление о постановке ее на очередь, а необходимые документы так и не собрала и в администрацию не представила, поэтому нуждающейся в предоставлении жилого помещения она не признана и официально в очереди нуждающихся не состоит. Они уведомляли ФИО1, что ей необходимо представить в администрацию соответствующий пакет документов. Но так как заявление ФИО1 все таки есть, то она числится в отдельном неофициальном списке погорельцев, которых в р.п.Пижма очень много. Сейчас администрация проверяет всех очередников, не изменилось ли их имущественное положение. Они хотели включить ФИО1 в программу для получения субсидий на приобретение жилья, ФИО1 представила им документы, они направили список нуждающихся в районную администрацию, но район отказался участвовать в данной программе, так как нет достаточного финансирования. Поэтому вопрос о предоставлении жилья открыт по настоящее время. То, что ФИО1 говорит, что кому-то предоставлялось жилье – это просто непроверенная ей информация, слухи. Сейчас действует программа по переселению из ветхого и аварийного жилья. Но оснований для признания всего дома по <адрес> аварийным – нет, в этом доме пострадало только 2 квартиры, остальные квартиры жилые, в нормальном состоянии. А предоставление жилья погорельцам в рамках данной программы не предусмотрено. В настоящее время в р.п.Пижма 85% жилищного фонда – это аварийное и ветхое жилье. Свободного муниципального жилья нет, маневренного фонда также нет, поэтому предоставить жилое помещение ФИО1 нет возможности. Кроме того, до настоящего времени ФИО1 необходимые документы в администрацию поселка не предоставила, и нуждающейся в предоставлении жилого помещения не признана.

 Последствия частичного признания иска, предусмотренные ст.ст. 173, 198 ГПК РФ, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, судом представителю ответчика разъяснены и понятны. Признание ответчиком иска в данной части принято судом.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению частично.

 В суде установлено следующее.

 Согласно справке о технической характеристике объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 21,3 кв.м., жилую – 13,8 кв.м.

 Согласно договору найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлено жилое помещение, состоящее из 1 комнаты по адресу: <адрес>.

 Согласно копии паспорта и справке о составе семьи ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Совместно с ней зарегистрированы ее сыновья О.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и В.А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

 Согласно справке о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом доме по адресу: <адрес>, в результате которого <адрес> обгорела внутри полностью вместе с имуществом. Другие квартиры в результате пожара не пострадали.

 Согласно справке филиала ООО «Росгосстрах» в Нижегородской области имущество ФИО1 было застраховано на сумму <данные изъяты> рублей, квартира у них не страхована. Сумма выплаты составляет <данные изъяты>.

 Согласно сведениям из ЕГРП в собственности у ФИО1 имеется жилое помещение – квартира – по адресу: <адрес>

 Согласно справке администрации р.п.Пижма многоквартирный жилой дом по адресу: р.<адрес> на балансе администрации р.п.Пижма не числится и на земельном участке по вышеуказанному адресу жилой дом и какие-либо строения отсутствуют.

 В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что жилое помещение по адресу: <адрес> сгорело, в связи с чем ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена по договору социального найма квартира по адресу: <адрес>, которая сгорела ДД.ММ.ГГГГ г.

 Согласно сообщению администрации р.п.Пижма № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, зарегистрированная по адресу: <адрес>, обращалась в администрацию р.п.Пижма с просьбой о предоставлении ей жилого помещения, в связи с утратой жилого помещения в результате пожара; ФИО1 не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий; семья ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; межведомственной комиссией обследование жилого помещения по вышеуказанному адресу не производилось; администрацией помощь семье ФИО1 в связи с утратой жилого помещения в результате пожара не производилась.

 Истцы считают, что ФИО1 имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

 Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

 Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

 В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

 В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

 Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, утвердившим Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).

 Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

 Согласно п. 38 Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

 В соответствии с п. 42 Положения оценка соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции проводится комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

 В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

 а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

 б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

 в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

 г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

 д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

 е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

 Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ на территории р.п.Пижма создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

 Как установлено в судебном заседании <адрес> является муниципальной собственностью. Однако администрация р.п.Пижма как собственник данного жилого помещения в межведомственную комиссию с заявлением о признании квартиры ФИО1 непригодной для проживания не обращалась.

 Истцы просят обязать администрацию р.п.Пижма собрать необходимые документы и обратиться в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения № в <адрес> для проживания.

 Ответчик в данной части исковые требования признал. Признание ответчиком иска в данной части принято судом.

 В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Таким образом, требования истца в части обязания администрации р.п.Пижма собрать необходимые документы и обратиться в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения № в <адрес> для проживания, подлежат удовлетворению.

 Между тем, в настоящее время в установленном законом порядке в соответствии с требованиями указанного выше Положения жилое помещение ФИО1 непригодным для проживания не признано, а сам факт пожара в жилом помещении не может служить основанием для предоставления ФИО1 жилого помещения по договору социального в соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

 Кроме того, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает предварительное принятие лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Такой учет означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

 При предоставлении гражданам жилых помещений по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимо руководствоваться требованиями ст. 49 ЖК РФ.

 Указанной нормой закона установлены категории граждан, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма.

 В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда /ч. 1/. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению /ч. 2/. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации /ч. 3/. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации /ч. 4/.

 Из материалов дела следует, что ФИО1 к указанным категориям граждан не относится. В установленном законом порядке истец в администрацию р.п.Пижма о принятии ее на учет как малоимущей не обращалась и на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, не состоит.

 Таким образом, поскольку семья ФИО1 не признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, не принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.

 С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении ФИО1 и 2 несовершеннолетним членам ее семьи вне очереди жилого помещения по договору социального найма в черте поселка Пижма Нижегородской области, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, но не менее 15 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, т.е. не менее 45 кв.м общей площади, у суда не имеется, в удовлетворении данных требований суд отказывает.

 Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Тоншаевского района, действующего в интересах ФИО1, к администрации р.п.Пижма об обязании собрать документы и обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди удовлетворить частично.

 Обязать администрацию р.п.Пижма собрать необходимые документы и обратиться в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения № в <адрес> для проживания.

 В остальной части иска отказать.

 Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

 Судья:        (подпись)        Н.В.Соловьёва

 Копия верна:

 Судья:

 Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ г.

 Судья: