ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/18 от 17.10.2018 Оймяконского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-168/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Аргуновой М.Н.,

при секретаре Сивцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Нера

17 октября 2018 года

гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Оймяконском районе в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Якутскэнерго» Акционерного общества «Теплоэнергосервис» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, возложении обязанности прекратить эти действия, разработать и утвердить план мероприятий по приведению качества воды в соответствие с требованиями закона, возложении обязанности провести ремонтно-восстановительные работы в каптажной галерее,

УСТАНОВИЛ:

Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Оймяконском районе (далее - ТОУ Роспотребнадзора по РС (Я) в Оймяконском районе) обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 21 февраля 2018 года к ним поступили жалобы от населения поселка Усть-Нера Оймяконского района по поводу низкого качества холодного и горячего водоснабжения. Согласно протоколам лабораторных исследований качество горячей и холодной воды является небезопасным из-за наличия в составе подаваемой в жилые дома воды колиформных бактерий, превышения мутности, цветности и наличию осадка, что является нарушением СанПин 2.1.4.1074-01, по которому потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом гражданам для бытового потребления.

ПАО «Якутскэнерго» АО «Теплоэнергосервис» в лице Оймяконского филиала является основной ресурсоснабжающей организацией по обеспечению населения поселка Усть-Нера, Оймяконского района холодной и горячей водой, и обязана обеспечивать соответствие качества питьевой воды систем водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям. Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

ТОУ Роспотребнадзора по РС (Я) в Оймяконском районе просит признать противоправными действия ПАО «Якутскэнерго» Акционерного общества «Теплоэнергосервис» в отношении неопределенного круга потребителей, проживающих в поселке Усть-Нера, Оймяконского района по подаче холодного и горячего водоснабжения с 20 мая 2017 года не соответствующими требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; обязать ответчика прекратить противоправные действия путем приведения качества оказания услуг по поставке холодного и горячего водоснабжения в соответствии требованиям Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г.; обязать ответчика разработать и утвердить план мероприятий по приведению качества воды, поставляемой населению для хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с установленными требованиями во исполнение ст. 6 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; произвести ремонтно-восстановительные работы в каптажной галерее; обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда через официальные средства массовой информации в случае удовлетворения иска.

В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Оймяконском районе Старкова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме и уточнила их в части признания действий АО «Теплоэнергосервис» противоправными с 21 февраля 2018 года. Пояснила суду, что территориальным отделом Роспотребнадзора получены материалы от представителя ПАО «Якутскэнерго» АО «Теплоэнергосервис» копия договора возмездного оказания услуг №8, копия лицензии, копии протоколов лабораторных испытаний за период февраль- сентябрь 2018 года. Договор на проведение лабораторных исследований по санитарно-химическим показателям ответчиком не предоставлен, поскольку филиал ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Оймяконском районе не является юридическим лицом, и проводит в соответствии данного договора лабораторные исследования только на микробиологические показатели, из количественного химического анализа отсутствуют показатели на остаточный хлор, свободный хлор и остаточный аммиак, что являются немаловажными показателями качества холодной и горячей воды. Считает, что противоправные действия АО «Теплоэнергосервис» доказаны, так как, в протоколах лабораторных испытаний за период февраль- сентябрь 2018 года имеются, сведения, что качество воды не соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требует обязать ответчика провести ремонтно - восстановительные работы каптажной галереи, замену трубопровода, так как в трубах, принадлежащих АО «Теплоэнергосервис», имеются корриозные изменения из-за высокого содержания железа в воде.

Представитель ответчика Барсукова И.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования в части возложения обязанности разработать и утвердить план мероприятий, по приведению качества воды, поставляемой населению в соответствие с требованиями закона и возложении обязанности по проведению ремонтно-восстановительных работ в каптажной галерее не признала, поскольку утвержденный план мероприятий у ответчика уже имеется, и ответчик находит целесообразным и предпочтительным изыскание альтернативного источника водоснабжения поселка ремонту каптажной галереи. Суду пояснила, что в целях улучшения качества питьевой воды ежемесячно производится отбор проб на санитарно-химические и санитарно-бактериологические показатели в рамках рабочей программы, разработанной на 5 лет с 2016 по 2020 гг. включительно. По результатам исследований, проведенных СанЭпидемСтанцией г.Якутска, были выявлены следующие отклонения качества воды: три показателя влияют на качество проб воды: мутность, цветность, большое содержание железа. Большое содержание железа вызвано коррозией металла труб, находящихся в длительной эксплуатации. В ремонтной программе на 2019-2020гг. Оймяконским филиалом АО «Теплоэнергосервис» запланирована замена наиболее изношенных коммуникаций. В последующем планируется заменить все трубы, которые находятся в эксплуатации продолжительное время. Повышенная мутность и цветность воды обусловлена разрушением каптажной галереи, где вода, минуя дренирующий слой каптажной галереи, напрямую попадает в систему водоснабжения п. Усть-Нера. Руководством АО «Теплоэнергосервис» запланировано изыскание альтернативного источника водоснабжения п.Усть-Нера в целях восстановления каптажной галереи в кратчайшие сроки. Также, в настоящее время, привлеченной организацией ООО «Гольфстрим+» проводится водолазное обследование приемной трубы и акватории в районе приемной трубы. Оймяконским филиалом АО «Теплоэнергосервис» постоянно ведется работа по улучшению качества питьевой воды, предоставляемой населению.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (ч.2 ст.19 Закона № 52-ФЗ).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131- ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно пункту 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24 (далее - СанПиН) качество питьевой воды по обобщенному показателю «окисляемость перманганатная» предельно допустимая концентрация должна быть не более 5,0 мг/л. В соответствии с п.3.5 СанПиН цветность питьевой воды должна быть не более 20 градусов; мутность 1,5 мг/л, запах – отсутствие, цвет – бесцветный, осадок – отсутствие.

Судом установлено, что АО «Теплоэнергосервис» филиал Оймяконский осуществляет деятельность по централизованному снабжению населения поселка Усть-Нера, Оймяконского района питьевой холодной и горячей водой и, являясь основной ресурсоснабжающей организацией, не выполняет требование ГОСТ и СанПин к качеству поставляемой питьевой воды.

В адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Оймяконском районе в период с февраля по август 2018 г. поступили письменные обращения о принятии мер по поводу качества поставляемой воды от граждан, проживающих в пос. Усть-Нера по ул. Трудовая д.4, ул. Коммунистическая д.30 и д.38, ул. Андрианова д.7 и д.11, ул. Полярная д.9, на основании которых, был произведен отбор проб холодной и горячей воды по указанным адресам.

Факты некачественного холодного и горячего водоснабжения подтверждаются протоколами лабораторных исследований проб, представленными истцом: № 2673 от 19.03.2018 г., № 2674 от 19.03.2018 г., № 2675 от 20.03.2018 г.; № 2676 о 20.03.2018 г.; № 345 от 25.05.2018 г., № 348 от 25.05.2018 г.; № 7803 от 28.05.2018 г.; № 7805 от 28.05.2018 г., № 381 от 05.06.2018 г., № 382 от 05.06.2018 г., № 383 от 05.06.2018 г.; № 384 от 05.06.2018.; № 8467 от 07.06.2018 г., № 8468 от 07.06.2018 г.; № 8469 от 07.06.2018 г., № 8470 от 07.06.2018 г., № 13546 от 21.08.2018 г., № 13547 от 21.08.2018 г., № 13548 от 21.08.2018 г., № 13549 от 21.08.2018 г.

Как указано выше результаты санитарно-гигиенических исследований пробы холодной и горячей воды не соответствуют Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. № 24).

Согласно экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РС (Я)» от 27.03.2018 г. № 926-ОИ-1218-31/0-18 в 2 пробах холодной и 2 пробах горячей воды, отобранных по адресу пос. Усть-Нера Оймяконский район ул. Трудовая д.4 от 06.03.2018 г.:

- остаточный хлор свободный - 0,010± 0,005 мг/дм? (гигиенический норматив перед подачей в распределительную сеть - 0,3-0,5 мг/л), что не соответствует требованиям п. 3.4.2 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- остаточный связанный хлор - не обнаружен (гигиенический норматив перед подачей в распределительную сеть - 0,8-1,2 мг/л), что не соответствует требованиям п. 3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- по содержанию железа - 0,40 ± 0,08 мг/дм? (гигиенический норматив не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п. 3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- мутность 2,5±0,5 мг/л при норме не более 1,5 мг/л, что не отвечает требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- железо - 0,38±0,08 (гигиенический норматив не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п. 3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Согласно экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РС (Я)" от 31.05.2018 г. № 2357-ОИ-2350-31/0-18 в 2-х пробах холодной воды, отобранных из разводящих сетей пос. Усть-Нера Оймяконский район и 2-х пробах горячей воды, отобранных в котельной ТЭС пос. Усть-Нера от 21.05.2018 г.:

- мутность 6,8±1,4 мг/л при норме не более 1,5 мг/л, что не отвечает требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- перманганатная окисляемость - 9,0±0,9 мгО2/дм? (гигиенический норматив - 5,0 мгО2/дм?) не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- массовая концентрация железа - 0,55±0,11 (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- железо - 0,69± 0,14 (гигиенический норматив не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Согласно экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РС (Я)» от 15.06.2018 г. № 2635-ОИ-2529-31/0-18:

1. В пробах холодной воды, отобранной в цехе водоснабжения - водоканал п. Усть-Нера от 29.05.2018 г.:

- цветность - 58,6±5,9? (гигиенический норматив 20?), что не соответствует требованиям п. 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- мутность - 24,3±3,4 (гигиенический норматив - не более 1,5 мг/л), что не соответствует требованиям п. 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- перманганатная окисляемость - 10,0±1,0 мгО2/дм? (гигиенический норматив - 5,0 мгО2/дм?) не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- массовая концентрация железа - 1,59±0,24 (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

2. В пробах холодной воды, отобранной в бойлерной по адресу: ул. Андрианова д.7 от 29.05.2018 г.:

- цветность - 62,4 ± 6,2 ?(гигиенический норматив 20?), что не соответствует требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- мутность 7,6 ± 1,1 (гигиенический норматив не более 1,5 мг/л), что не соответствует требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- перманганатная окисляемость - 13,3±1,3 мгО2/дм? (гигиенический норматив - 5,0 мгО2/дм?) не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- массовая концентрация железа - 0,99±0,2 (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

3. В пробе горячей воды, отобранной в котельной № 1 п. Усть-Нера от 29.05.2018 г. мутность 4,2 ± 0,8 (гигиенический норматив не более 1,5 мг/л), что не соответствует требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

4. В пробе горячей воды, отобранной в бойлерной п. Усть-Нера от 29.05.2018 г. цветность - 54,0 ± 5,4 ?(гигиенический норматив 20?), что не соответствует требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- мутность 3,7 ± 0,7 (гигиенический норматив не более 1,5 мг/л), что не соответствует требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- перманганатная окисляемость - 8,2±0,8 мгО2/дм? (гигиенический норматив - 5,0 мгО2/дм?) не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- массовая концентрация железа - 0,80±0,16 (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Согласно экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РС (Я) от 30.09.2018 г. № 3446-ОИ-3312-31/0-18:

1. В пробе холодной воды, отобранной 06.07.2018 г. в хлораторной п. Усть-Нера:

- цветность составляет 49,0±9,8 ?(при нормативе не более 35?), мутность - 21,5±3,0 мг/дм? (при нормативе не более 2 мг/дм?), что не соответствует требованиям п. 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- массовая концентрация железа - 1,2±0,2 (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.4.3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

2. В пробе холодной воды, отобранной в станции заливки водовозных машин п. Усть-Нера:

- мутность составляет 16,2±2,3 мг/дм?, при нормативе не более 2 мг/дм?) не соответствует требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- массовая концентрация железа - 0,85±0,17 (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

3. В пробе холодной воды, отобранной в точке балансового разграничения ТЭС и УК по адресу: пос. Усть-Нера, ул. Коммунистическая д.38:

- цветность составляет 51,8±5,2? (при нормативе не более 35?), мутность составляет 11,5 ±1,6 мг/дм? (при нормативе не более 2 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- массовая концентрация железа - 0,74±0,15 (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

4. В пробе воды, отобранной в точке балансового разграничения ТЭС и УК по адресу пос. Усть-Нера, ул. Андрианова д.11:

- цветность составляет 49,9±10,0? (при нормативе не более 35?), мутность составляет 11,1 ±1,6 мг/дм? (при нормативе не более 2 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;

- массовая концентрация железа составляет 0,76±0,15 (гигиенический норматив - не более 0,3 мг/дм?), что не соответствует требованиям п.3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Постановлением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Оймяконском районе № 6 от 05.04.2018 г. директор Оймяконского филиала АО «Теплоэнергосервис» ПАО «Якутскэнерго» Федоров С.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 2000 руб. (л.д. 56-63).

Из материалов дела установлено, что ответчик АО «Теплоэнергосервис» ПАО «Якутскэнерго» постановлениями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Оймяконском районе № 50 от 15.06.2018 г., № 54 от 26.06.2018 г., № 61 от 11.09.2018 г. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ (л.д. 99-106, 157-169, 210-220).

Согласно п.1 ст.23 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Из протоколов лабораторных исследований установлено, что вода, отобранная специалистом Роспотребнадзора в системе водоснабжения поселка Усть-Нера, имеет неблагоприятные органолептические свойства, что является нарушением п. 3.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СанПин 2.1.4.2496-09 «гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения», также не соответствует требованиям ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», по которому потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.

Представленные стороной истца доказательства несоответствия качества поставляемой ответчиком питьевой воды горячего и холодного водоснабжения действующим нормативам и правилам соответствуют требованиям закона об относимости, допустимости и достоверности доказательств. Качество воды проверено в лабораторных условиях.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой, и, подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены Санитарными правилами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года N 24.

Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.41074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели.

Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, установлены санитарными правилами СанПин 2.1.4.2496-09 «гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20.

В соответствии с п.2.2 СанПин 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.

Согласно п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2011 N 354, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам, пунктом 2 которого установлено, что должно быть обеспечено постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) определено, что холодное водоснабжение, это снабжение холодной питьевой водой, подаваемой но централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение).

В соответствии со статьями 4, 7 Закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует этим требованиям.

Истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих неисполнение ответчиком возложенных законом, а также принятых на себя обязательств по поставке потребителям питьевой воды, соответствующей требованиям СанПин и ГОСТ Р 51617-2000.

Ответчиком в судебном заседании представлены копия договора возмездного оказания услуг № 8 от 30.01.2018 г., заключенный между филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС (Я) в Оймяконском районе» и АО «Теплоэнергосервис», предметом которого является выполнение лабораторных исследований, испытаний и замеров вредных физических факторов для производственного контроля за соблюдением санитарных правил согласно графика программы производственного контроля. Работы включают в себя бактериологическое (микробиологию) исследование воды. Срок оказания услуг с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. (л.д. 8-10, 2 том).

Также, ответчиком представлены копии протоколов лабораторных исследований № 76 от 27.02.2018 г., № 77 от 27.02.2018 г., № 161 от 12.03.2018 г., № 162 от 12.03.2018 г., № 163 от 12.03.2018 г., № 164 от 12.03.2018 г., № 165 от 16.03.2018 г., № 166 от 16.03.2018 г., № 255 от 23.04.2018 г., № 256 от 23.04.2018 г., № 257 от 23.04.2018 г., № 5605 от 15.05.2018 г, № 5606 от 10.05.2018 г., № 5607 от 10.05.2018 г., № 406 от 14.06.2018 г., № 407 от 14.06.2018 г., № 8312 от 13.06.2018 г., № 8313 от 15.06.2018 г., № 8314 от 15.06.2018 г., № 540 от 09.07.2018 г., № 541 от 09.07.2018 г., № 10246 от 12.07.2018 г., № 10247 от 12.07.2018 г., № 10248 от 12.07.2018 г., № 12217 от 01.08.2018 г., № 12218 от 03.08.2018 г., № 12219 от 03.08.2018 г., №14606 от 06.09.2018 г., № 14608 от 06.09.2018 г., № 14607 от 07.09.2018 г. (л.д. 14-89, 2 том).

Представленные документы не могут быть приняты судом во внимание, так как договор на оказание услуг по лабораторным исследованиям № 8 от 30.01.2018 г. заключен с филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС (Я) в Оймяконском районе», не располагающим собственной лабораторией, и, кроме того, результаты проведенных исследований в период с февраля по сентябрь 2018 г., представленные ответчиком не содержат все показатели количественного химического анализа - отсутствуют показатели на остаточный хлор, свободный хлор и остаточный аммиак, что являются немаловажными показателями качества холодной и горячей воды.

Согласно ст. 19 Водного кодекса РФ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной но химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от N 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и указываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статьей 23 Федерального закона N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (п. 1).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п. 4).

При таких обстоятельствах, требования ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Оймяконском районе о признании действий ПАО «Якутскэнерго» АО «Теплоэнергосервис» по подаче холодного и горячего водоснабжения, не соответствующей требованиям СанПин, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей поселка Усть-Нера, Оймяконского района обоснованны.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Учитывая перечисленные положения закона, подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности прекратить противоправные действия путем приведения качества оказания услуг по поставке холодного и горячего водоснабжения в соответствие требованиям правил предоставления коммунальных услуг гражданам: Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г.

Кроме того, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что каптажная галерея на водозаборе в пос. Усть-Нера находится на балансе и обслуживается АО «Теплоэнергосервис».

Частью 1 ст. 10 Федерального закона N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», установлено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (часть 2).

АО «Теплоэнергосервис» ПАО «Якутскэнерго» в соответствии с требованиями ст. 210 ГК РФ и положениями ст. 10 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», как собственник имущества, несет бремя его содержания, если иное не предусмотрено законом или договором.

В связи с чем, у суда имеются основания для возложения обязанности на ответчика по ремонтно-восстановительным работам в каптажной галерее, поскольку ее изношенное состояние служит причиной понижения качества воды, подаваемой населению пос. Усть-Нера, Оймяконского района.

Исходя из положений чч. 5-8 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года.

Порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем устанавливается «Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641.

Вместе с тем, ответчиком не представлен план мероприятий по приведению качества воды, поставляемой населению для хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с установленными требованиями во исполнение ст. 6 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1-3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

По вступлении решения суда в законную силу ответчик также обязан довести содержание решения суда до сведения потребителей через средства массовой информации в пятнадцатидневный срок.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Оймяконском районе в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Якутскэнерго» Акционерного общества «Теплоэнергосервис» о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, возложении обязанности прекратить эти действия, разработать и утвердить план мероприятий по приведению качества воды в соответствие с требованиями закона, возложении обязанности провести ремонтно-восстановительные работы в каптажной галерее - удовлетворить.

Признать действия противоправными действия Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» Акционерного общества «Теплоэнергосервис» в отношении неопределенного круга потребителей, проживающих в поселке Усть-Нера, Оймяконского района по подаче холодного и горячего водоснабжения с 21.02.2018 г. не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Обязать Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» Акционерное общество «Теплоэнергосервис» прекратить аналогичные действия в своей дальнейшей деятельности, то есть привести качество оказания услуг по поставке холодного и горячего водоснабжения в соответствие требованиям правил предоставления коммунальных услуг гражданам: Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г.

Обязать Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» Акционерное общество «Теплоэнергосервис» разработать и утвердить план мероприятий по приведению качества воды, поставляемой населению для хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с установленными требованиями во исполнение ст. 6 ФЗ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Обязать Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» Акционерное общество «Теплоэнергосервис» произвести ремонтно-восстановительные работы каптажной галереи на водозаборе в пос. Усть-Нера, Оймяконского района.

Обязать Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» Акционерное общество «Теплоэнергосервис» в течение 15 (пятнадцати) дней после вступления решения суда в законную силу довести данное решение до сведения потребителей поселка Усть-Нера, Оймяконского района через средства массовой информации.

Взыскать с ПАО «Якутскэнерго» АО «Теплоэнергосервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: М.Н. Аргунова

Мотивированное решение изготовлено 22.10.2018 г.