ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/18 от 24.01.2018 Минусинского городского суда (Красноярский край)

№ 2-168/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Царева В.М. при секретаре Трубицыной Ю.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Шипициной Т.Я. к Администрации Города Минусинска о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Шипициной Т.Я. обратился в суд с иском к Администрации города Минусинска о понуждении к совершению действий, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Шипициной Т.Я. и членов ее семьи о нарушении жилищных прав. Установлено, что Шипицина Т.Я. является инвалидом группы страдает заболеванием (кишечный свищ), входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одном жилом помещении, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2006 г. N 378. Имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N817. Шипицина Т.Я. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 1998 года. Постановлением администрации г.Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ Шипицина Т.Я. включена в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений, в связи с наличием тяжелой формы хронических заболеваний. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди Шипициной Т.Я. в списке граждан, состоящих на учете в администрации г.Минусинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 209. Администрация г.Минусинска не препятствует предоставлению Шипициной Т.Я. жилого помещения, вместе с тем, указывает на отсутствие жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования, предназначенных для предоставления гражданам. Указанная позиция противоречит действующему жилищному законодательству, поскольку Шипицина Т.Я. встала на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем, подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования. Полагает, что у администрации г.Минусинска имеется обязанность по предоставлению Шипициной Т.Я. жилого помещения по договору социального найма, нормы законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспеченности муниципального образования жилыми помещениями. Просит суд обязать администрацию г. Минусинска предоставить Шипициной Т.Я. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор - заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Материальный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в силу ст. 116-119 ГПК РФ, в связи с чем, суд полагает рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что Щипицына Т.Я. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. По мере освобождения жилых помещений, администрация намерена предоставить истцу такое жилое помещение. На приобретение жилого помещения в бюджете г. Минусинска не имеется средств.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны, в том числе, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Поскольку ЖК РФ и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. При этом сам по себе факт учета гражданина вышеуказанной категории в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, но не путем внеочередного предоставления жилого помещения органом власти субъекта.

Судом установлено, что Шипицына Т.Я. страдает заболеванием (кишечный свищ (К 63.2), входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одном жилом помещении, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2006 г. N 378.

Шипицына Т.Я. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации г. Минусинска с 1998 года.

Согласно Постановлению администрации г.Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.9) и списку(л.д.9 оборот), Шипицына Т.Я., на основании ее заявления(л.д.10 оборот) включена в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений.

Из домовой книги, и представленных финансово лицевого счета, адресных справок, копий паспортов, следует, что Шипицына Т.Я., зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> совместно с ШАЛ, ШАА, ШАА, ШЕА, ШЕА

Собственниками квартиры являются ШААШААл.д.39), общая площадь квартиры составляет 44,77 кв.м., жилая площадь 27.54 кв.м., что подтверждается техническим паспортом(л.д.18).

Какого либо другого жилого помещения Шпицина Т.Я. и члены ее семьи не имеют.

Согласно ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Поскольку истец встала на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Шипициной Т.Я. к Администрации Города Минусинска о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать администрацию г. Минусинска предоставить Шипициной Т.Я., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, действующей на территории г. Минусинска.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2018 года.

Председательствующий: В.М.Царев