РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2019 г. г. Белёв Тульской области
Белёвский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тетеричева Г.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Афониной Н.Н.
с участием помощников прокурора Белёвского района Петрушиной О.Н. и Гавриковой Н.И.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-168/2019 по исковому заявлению прокурора Белёвского района Тульской области в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации муниципального образования Белёвский район о возложении обязанности привести контейнерную площадку по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления,
установил:
прокурор Белёвского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее – МО) Белёвский район ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Белёвского района проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования Белёвский район законодательства об отходах производства и потребления, которой установлено, что ответчиком не выполняются требования федеральных законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 11, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22), "Об охране окружающей среды" (ч. 1 ст. 7), "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 18 ч. 1 ст. 14), "Об отходах производства и потребления" (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 13 и ч. 1 ст. 24.6), а также СанПиН 42-128-4690-88 (п.п. 3.1, 3.2), СанПиН 2.1.2.2645-10 (п.п. 8.2.4 и 8.2.5), постановления Госкомстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (п.п. 3.7.1, 3.7.2, 3.7.4 и 3.7.5), а также п. 12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды установлено, что по <адрес> с внешней стороны указанных домов располагается контейнерная площадка (1 контейнер), у которой отсутствует ограждение, твердое покрытие, в том числе на подходе к площадке. Администрацией МО Белёвский район не принимается достаточных мер в сфере соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, а именно, не организован надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а также не исполняются обязанности по надлежащему содержанию контейнерных площадок в <адрес>, чем нарушается право непределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит возложить на администрацию МО Белёвский район обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства, а именно: установить ограждение контейнерной площадки, установить твердое покрытие с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
В судебном заседании помощник прокурора Белёвского района Гаврикова Н.И. исковое заявление прокурора поддержала и просила удовлетворить. При этом, не оспаривая доводов представителя ответчика о том, что на спорной контейнерной площадке устроено твердое покрытие и установлен бордюр, полагала, что она по-прежнему не соответствует требованиям санитарного законодательства, поскольку отсутствует озеленение площадки.
Представитель ответчика администрации МО Белёвский район ФИО1 в удовлетворении требований возражала, ссылаясь на то, что на контейнерной площадке у домов № по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ устроено твердое покрытие и ограждение в виде бордюра. Озеленение площадки в настоящее время невозможно, поскольку высадка зеленых насаждений может быть осуществлена только в осеннее время и в настоящее время на эти цели средства муниципального бюджета не предусмотрены. Также полагала, что поскольку указанная площадка расположена непосредственно у асфальтированной проезжей части <адрес> и не предназначена для сбора крупногабаритных отходов, устройство твердого покрытия с учетом разворота машин не требуется.
Третье лицо <данные изъяты> просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя с направлением копии решения суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании п. 1.3 ч. 1 решения Собрания депутатом МО г. Белёв Белёвского района от ДД.ММ.ГГГГ№ "О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" исполнение всех полномочий администрации МО г. Белёв Белёвского района возложено на администрацию МО Белёвский район. (л.д. 19)
Это обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
В соответствии со ст. 13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Пунктами 1, 3 и 6 ст. 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 дано понятие контейнерной площадки: - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. (абз. 3 п. 1) Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. (абз. 3 п. 2)
В соответствии с п.п. 2.1.3 и 2.2.2 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
Пунктами 8.2.4 и 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" установлено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Из анализа приведенных норм законодательства следует, что Законом "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а к устройству и содержанию контейнерных площадок, являющихся местом накопления твердых коммунальных отходов, законодательством Российской Федерации предъявляются обязательные требования санитарно-эпидемиологического законодательства, обязанность по выполнению которых лежит на органе местного самоуправления.
При этом водонепроницаемое (асфальтовое или бетонное) покрытие площадки, ограничение ее бордюром и зелеными насаждениями являются требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по <адрес> располагается контейнерная площадка которая не имеет ограждения, а также отсутствует твердое покрытие. (л.д. 8-10)
Контейнерная площадка по адресу <адрес> внесена (п. 2) в схему дислокации контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории МО г. Белёв Белёвского района, утвержденной постановлением администрации МО Белёвский район от ДД.ММ.ГГГГ№. (л.д. 11-15)
Представителем ответчика представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому контейнерная площадка по адресу <адрес> приведена в соответствие требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства: установлено ограждение (обордюривание) на твердом покрытии, что наглядно представлено на фотографии. (л.д. 36, 36)
Из представленного представителем истца акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанная контейнерная площадка не имеет ограждения. (л.д. 38-39).
Из фототаблицы к данному акту, следует, что площадка имеет бордюр (л.д. 40-41) и фотоизображение полностью соответствует представленному ответчиком фото.
Таким образом, судом установлено и сторонами не оспаривается, что на момент рассмотрения дела на контейнерной площадке по адресу: <адрес>, произведено устройство твердого покрытия, площадка оборудована бордюром. Зелеными насаждениями площадка не ограничена.
Нормами санитарного законодательства не установлено других требований к ограждению контейнерных площадок, кроме требований ограничения по периметру бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками).
Из материалов дела и объяснений сторон судом установлено и ими не оспаривается, что спорная контейнерная площадка расположена непосредственно у края проезжей части дороги по <адрес>, что обеспечивает подъезд к ней транспорта.
При таких обстоятельствах истцом вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлено надлежащих доказательств необходимости и возможности устройства твердого покрытия контейнерной площадки с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
Доводы искового заявления о том, что администрацией МО Белёвский район не организован надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора также не подтверждены соответствующими доказательствами.
Довод представителя ответчика о том, что высадка зеленых насаждений для ограничения площадки возможна только в осенний или весенний период вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не подтверждены соответствующими доказательствами, в связи с чем суд отвергает их как надуманные.
Таким образом, ответчиком не в полной мере выполнены требования санитарно-эпидемиологического законодательства при устройстве и эксплуатации контейнерной площадки по адресу: <адрес>, в связи с чем исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в части
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обеспечения прав неопределенного круга лиц и мероприятий, необходимых для приведения контейнерной площадки в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, срок для исполнения решения суда один месяц со дня его вступления в законную силу, как об этом просит прокурор, суд считает разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Белёвского района Тульской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Белёвский район в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Г.И.Тетеричев
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 15 июля 2019 г.