ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/19 от 11.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-168/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 11 января 2019 года

Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,

при секретаре Мужчинкиной Г.М.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа РБ ФИО5,

представителя ответчика ООО «Умный дом», третьего лица ООО «ИСК «СтройФедерация» ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью «Умный дом» о перерасчете стоимости потребленной тепловой энергии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа РБ, ООО «Умный дом» (с учетом изменений) о перерасчете стоимости потребленной тепловой энергии.

В обоснование исковых требований ФИО2 ссылается на то, что он является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было приобретено по договору долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира была передана ему по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Умный дом» и ним был подписан акт № б/н приемки индивидуальных приборов учета. Согласно данному акту был принят ИПУ тепловой энергии марки Пульс СТК, , показание 1,593, дата выпуска ДД.ММ.ГГГГ, межпроверочный интервал 6 лет. При этом ответчики производили расчет потребляемой теплоэнергии не по ИПУ а по нормативу, в связи с чем нарушили его право на оплату только фактического потребления теплоэнергии. Просит обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью «Умный дом» произвести перерасчет теплоэнергии в жилом помещении по адресу: <адрес> начиная с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью «Умный дом» производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; взыскать с ответчиков в солидарном порядке расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания «СтройФедерация».

В судебном заседании представитель истца ФИО2 - ФИО1 измененные исковые требования поддержал, просили удовлетворить.

Представитель ответчика МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа РБ ФИО5 в судебном заседании измененные исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика ООО «Умный дом», третьего лица ООО «ИСК «СтройФедерация» ФИО6 в судебном заседании измененные исковые требования в отношении ООО «Умный дом» не признала, просила в иске по отношению к ООО «Умный дом» отказать по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление, по требованиям к МУП «УИС» ГО г.Уфа не возражала в удовлетворении измененных исковых требований.

Истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1,2,7 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О теплоснабжении» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Спорные правоотношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абз. 3 п. 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (п. 80).

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81).

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Таким образом, обязанность по вводу установленного прибора в эксплуатацию, в соответствии с действующим законодательством, возложена на исполнителя услуг, только при наличии заявки собственника.

Судом установлено, что в квартире, где проживает ФИО2 по адресу: <адрес>, установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии Пульс СТК, .

Согласно акту №б/н приемки индивидуальных приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ счетчик тепловой энергии содержит показание 1,593. Так же в материалах дела содержатся заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вх. о вводе ИПУ в эксплуатацию. Письмом ихс. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Умный дом» уведомил истца о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 будет производится ввод в эксплуатацию прибора учета, однако это сделано не было, на момент рассмотрения дела ИПУ в эксплуатацию введен не был.

Таким образом, учитывая, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, так как индивидуальный прибор учета тепловой энергии, установленный в квартире истца, принят управляющей компанией к эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом.

В Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П Конституционный Суд РФ указал, что расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго – четвертого пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абзац второй пункта 421 данных Правил, формулы 2 и 21 приложения к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Так, согласно абзацу третьему пункта 421 данных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 31 и 32 приложения к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Приведенное нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает – в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме – условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует – вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке – достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 421 данных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 33 и 34 приложения к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Во взаимосвязи с абзацем третьим того же пункта это означает, что возможность учета фактического потребления тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома, оснащенных соответствующими индивидуальными приборами учета, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома (даже применительно к тем многоквартирным домам, все помещения в которых в соответствии с нормативными требованиями должны быть оборудованы таковыми, а на собственников и пользователей этих помещений возлагается обязанность по их надлежащей эксплуатации, обеспечению сохранности и своевременной замене). Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, создания равных условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории (собственниками и пользователями помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в многоквартирном доме, в котором не во всех помещениях имеются такие приборы, с одной стороны, и собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, все помещения которого имеют соответствующее оснащение, – с другой), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.

При этом часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение коллективных (общедомовых) приборов и индивидуальных приборов учета и тем самым порождает неопределенность, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством Российской Федерации.

Таким образом, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзац третий пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них взаимосвязанные нормативные положения – по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, – не предусматривают возможность учета при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, что ведет к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении измененных исковых требований.

Суд полагает возможным обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан произвести перерасчет теплоэнергии, потребленной в жилом помещении по адресу: <адрес> начиная с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о вводе в эксплуатацию ИПУ.

Также подлежат удовлетворению требования об обязании МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа РБ производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Требования, предъявленные к ООО «Умный дом» подлежат отклонению за необоснованностью, поскольку на день подачи заявления истцом о воде в эксплуатацию ИПУ функция по расчету потребления тепловой энергии по дому по <адрес> передана от ООО «Умный дом» к МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа РБ в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Умный дом» и МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа РБ.

В соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ и принципами разумности и справедливости с МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа РБ в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 4 500 руб.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ с МУП «Уфимские инженерные сети» ГО г. Уфа РБ в пользу истца подлежат вызсканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

измененный иск ФИО2 к муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью «Умный дом» о перерасчете стоимости потребленной тепловой энергии - удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан произвести перерасчет теплоэнергии, потребленной в жилом помещении по адресу: <адрес> начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ФИО2 расходы на оплату услуг представителя в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, расходы на оплату госпошлины размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении измененных требований ФИО2 к муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью «Умный дом» в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.

Председательствующий Н.Р. Идиятова