ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/19 от 17.10.2019 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2019 года г.п.Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Евлановой А.В.,

при секретаре Курученко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-168/2019 по иску Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» об обязании обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта,

у с т а н о в и л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» об обязании обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта, указав в обоснование заявленных требований, что по результатам проверки ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» установлено, что оно осуществляет аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению авиационной безопасности. Аэропортовая деятельность осуществляется предприятием в аэропорту Анадырь (Угольный), являющимся аэропортом международных воздушных авиалиний, зарегистрированном в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ.

В соответствии со ст.83, ч.6 ст.84 Воздушного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, охрана аэропорта Анадырь (Угольный) и объектов его инфраструктуры должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.

В нарушение указанных выше норм права, с 01.06.2019 по настоящее время охрана аэропорта Анадырь осуществляется без привлечения подразделений Минтранса России силами службы авиационной безопасности ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)».

Непринятие ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» мер к обеспечению охраны территории аэропорта Анадырь (Угольный) с привлечением подразделений ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, создает предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие - причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибели людей и иным негативным последствиям.

Просит суд обязать ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта Анадырь (Угольный) подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 03.09.2019 произведена замена ненадлежащего ответчика ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» на надлежащего – ФКП «Аэропорты Чукотки».

В судебное заседание Магаданский транспортный прокурор не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя транспортной прокуратуры.

Ранее в судебном заседании заместитель Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) Васильева Е.А. уточнила исковые требования и просила суд обязать ФКП «Аэропорты Чукотки» обеспечить постоянную охрану периметра аэропорта Анадырь (Угольный) подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, пояснив суду, что ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» осуществляло аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению авиационной безопасности. Аэропорт Анадырь (Угольный) как имущественный комплекс ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» с 01.08.2019 безвозмездно передан ФКП «Аэропорты Чукотки». Договор на оказание охранных услуг от 23.08.2018 №133.08р-2018, заключенный между ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала и ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», расторгнут 31.05.2019. В настоящее время ответчиком ФКП «Аэропорты Чукотки» в международном аэропорту Анадырь (Угольный) нарушаются нормы закона по его охране, поскольку охраняется силами службы авиационной безопасности ответчика. В соответствии со ст.83, ч.6 ст.84 Воздушного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, охрана аэропорта Анадырь (Угольный) и объектов его инфраструктуры должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Непринятие ответчиком мер к обеспечению охраны территории аэропорта Анадырь (Угольный) с привлечением подразделений ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, создает предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие - причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан.

Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» по доверенности Шмунк Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена в установленном законом порядке. В заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» по доверенности Шмунк Е.В. исковые требования признала частично и пояснила, что аэропорт Анадырь (Угольный), имущество которого входит в состав ФКП «Аэропорты Чукотки», имеет статус международного аэропорта, в связи с чем аэропорт подлежит охране силами войск национальной гвардии РФ. ФКП «Аэропорты Чукотки» не отрицает свою обязанность обеспечить охрану границ аэропорта, однако считает необходимым установить, какая именно организация и в каком порядке должна осуществлять охрану границ аэропорта. В связи с тем, что аэропорт Анадырь (Угольный) не входит в перечень охраняемых объектов ни согласно Приказу Минтранса России от 03.08.2016 №222 «Об утверждении Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», ни согласно Распоряжению Правительства РФ от 15.05.2017 №928-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации», ответчик не видит оснований для бесспорного удовлетворения требований истца об обязании заключить договор именно с подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.

ФКП «Аэропорты Чукотки» уже начало проводить работу по заключению договора с подразделением УВО Минтранса России. Однако до настоящего времени предприятия не пришли к единому мнению о количестве постов для осуществления охраны периметра. Предлагаемые контрагентом условия не приемлемы для ответчика и влекут существенные финансовые расходы.

Также указывает, что в законодательстве отсутствует понятие «постоянная» охрана аэропорта.

Ответчик не отрицает своей обязанности обеспечить охрану периметра аэропорта Анадырь (Угольный) силами специализированных организаций, однако просит суд определить, какая именно организация должна осуществлять охрану в рамках нормативно — правовых актов РФ, в каком порядке будет осуществляться охрана периметра, а также, в случае удовлетворения исковых требований, установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Представитель третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя.

В отзыве представитель третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала указал, что аэропорт Анадырь (Угольный) является международным аэропортом и относится к объектам особой важности и повышенной опасности и ответчик обязан принимать меры по обеспечению авиационной безопасности, в том числе и охраны.

В соответствии со ст.84 Воздушного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42, охрана международного аэропорта Анадырь (Угольный) должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала в соответствии с Уставом предприятия создано в целях осуществления деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» по защите объектов, являющихся государственной собственностью, а также иных форм собственности от противоправных посягательств.

Кроме того, ФГУП «УВО Минтранса России» является подразделением транспортной безопасности и в соответствии с п.7.1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» подразделения предприятия осуществляют защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В настоящее время ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала аэропорт Анадырь (Угольный) не охраняет, ранее заключенный договор на оказание охранных услуг расторгнут в связи с образовавшейся задолженностью за оказанные охранных услуг. Ответчиком обязанность как субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению постоянной охраны периметра аэропорта силами подразделения ведомственной охраны Минтранса России не исполняется. Просит суд удовлетворить исковые требования Магаданского транспортного прокурора.

Исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования Магаданского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» осуществляет аэропортовую деятельность, включающую в себя, в том числе, обеспечение авиационной безопасности (п.2.2.1 Устава) (л.д.67).

ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ (Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации № 37 от 19.12.2017). Информация является общедоступной, получена судом в сети Интернет на сайте Росавиации и не требует специального подтверждения.

Из сертификата ФАВТ.АБ.187 выданного 02.11.2018 следует, что сфера деятельности ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» - организация и обеспечения авиационной безопасности (л.д.31-32).

Распоряжением руководителя ТУ Росимущества в Чукотском АО от 24.07.2019 №30/2019-р Аэропорт Анадырь (Угольный) как имущественный комплекс ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» безвозмездно передан из государственной собственности Чукотского автономного округа в федеральную собственность с последующим закреплением на праве оперативного управления за ФКП «Аэропорты Чукотки».

В период с 01.09.2018 по 31.05.2019 охрана аэропорта Анадырь (Угольный) обеспечивалась ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала на основании договора на оказание охранных услуг от 23.08.2018 №133.08р-2018 (л.д.9-26). К договору имеются приложения, содержащие перечень услуг по охраняемому объекту, перечень охраняемых объектов и дислокация постов, акт о приеме-передаче объектов под охрану, протокол согласования цены, расчет стоимости услуг на охрану границ аэропорта.

Из письма директора Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» от 20.05.2019 директору ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» следует, что по договору на оказание охранных услуг имеется задолженность. ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» предложено подписать соглашение о расторжении договора и погасить задолженность, которая на момент расторжения договора составит 4 929 140 руб. 05 коп (л.д.27).

Соглашением от 20.05.2019 договор на оказание охранных услуг от 23.08.2018 №133.08р-2018 расторгнут. Снятие постов охраны производится в 24-00 часов 31.05.2019 (л.д.29).

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что охрана аэропорта Анадырь (Угольный) осуществляется подразделением собственной авиационной безопасности аэропорта.

Согласно частям 1,2 ст.83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Согласно пункту 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (п.4 ст.84 Воздушного кодекса РФ).

Федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Федеральные авиационные правила в области гражданской авиации утверждаются Министерством транспорта РФ (пункты 1 и 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.03.1998 №360).

Приказом Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 №142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», устанавливающие требования авиационной безопасности к аэропортам, которые в соответствии с п.1 Правил, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Пунктом 4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» предусмотрено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Частью 6 ст.84 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 №42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется:

в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации;

в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Аэропорт Анадырь (Угольный) не включен в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (п.17 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.05.2017 № 928 - р).

Аналогичные положения закреплены в разделе V Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.04.2008 №62.

В пункте 53 указанной Программы указано, что охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.

Таким образом, исходя из анализа приведенных норм права, суд полагает установленным, что аэропорт Анадырь (Угольный) подлежит охране подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Довод представителя ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» о том, что охрана периметра аэропорта может осуществляться силами войск национальной гвардии РФ суд полагает несостоятельным по следующим основаниям.

По общему правилу, закрепленному в п.1 ст.421 ГК РФ, граждане и организации свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора допускается в случае, когда обязанность заключить договор установлена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Однако в постановлениях от 01.04.2003 №4-П, от 18.07.2003 №14-П Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что право владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода предпринимательской деятельности и свобода договоров, не являясь абсолютными, могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

В целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусматривает, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 2 и часть 5 статьи 4).

Приведенное выше правовое регулирование направлено на надлежащее обеспечение безопасности аэропортов ввиду их особого режима и не может рассматриваться как нарушающее право ответчика на свободу договора.

Довод представителя ответчика о том, что охрана периметра аэропорта может осуществляться силами войск национальной гвардии РФ, суд полагает несостоятельным, поскольку законом прямо предусмотрено возложение охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры на подразделения ведомственной охраны Министерства транспорта РФ на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

Ходатайство представителя ответчика об определении судом порядка осуществления охраны периметра аэропорта не может быть рассмотрено в рамках настоящего дела, поскольку данный порядок подлежит определению сторонами договора в соответствии с требованиями ст.ст.421, 422 ГК РФ.

Представленные представителем ответчика документы, содержащие переписку ответчика с ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Приморского филиала, подтверждающие, что охрана периметра аэропорта производится ФГУП «УВО Минтранса России» ненадлежащим образом, суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Магаданского транспортного прокурора и обязать ФКП «Аэропорты Чукотки» обеспечить охрану периметра аэропорта Анадырь (Угольный) подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Срок три месяца для обеспечения ответчиком охраны периметра аэропорта суд полагает обоснованным и достаточным для проведения предусмотренной законом процедуры заключения договора.

Оснований для применения термина «постоянная» охрана аэропорта, суд не усматривает, поскольку законом данное уточнение не предусмотрено и поскольку оно не имеет правового значения для разрешения данного спора.

Согласно ст.88 ГПК РФ, к судебным расходам, связанным с рассмотрением гражданского дела, относится государственная пошлина.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ (часть вторая), при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц составляет 300 рублей.

Поскольку истцом заявлено одно требование неимущественного характера, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден, соответственно, с ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход бюджета Анадырского муниципального района государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» об обязании обеспечить охрану периметра аэропорта, удовлетворить.

Обязать ФКП «Аэропорты Чукотки» обеспечить охрану периметра аэропорта Анадырь (Угольный) подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФКП «Аэропорты Чукотки» государственную пошлину в бюджет Анадырского муниципального района в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Евланова

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2019 года.