Дело № 2-168/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Александровск-Сахалинский 22 июля 2019 года
Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Пелецкой Т.П., при секретаре судебного заседания Кириловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» и МБОУ СОШ № 6 о возложении обязанности по финансированию расходов на оплату работ по ограждению территории, на обеспечение охраны объектов и обеспечении охраны объектов,
установил:
Александровск-Сахалинский городской прокурор обратился в Александровск-Сахалинский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» и МБОУ СОШ № 6 о возложении обязанности по финансированию расходов на оплату работ по ограждению территории, на обеспечение охраны объектов и обеспечении охраны объектов, мотивируя тем, что Городской прокуратурой в рамках исполнения задания прокуратуры Сахалинской области проведена проверка в муниципальном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 6 (далее-МБОУ СОШ № 6), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства, режим допуска на территорию школы, для посторонних лиц и транспортных средств не организован. На момент проверки имеющиеся ворота открыты, что позволяет проезжать на территорию школы постороннему автотранспорту, вплоть до основного крыльца школы. Имеющиеся ворота для прохода учащихся и посетителей школы не имеют запорных устройств, в ночное время осуществляется стоянка транспортных средств на территории школы. Периметр учебного заведения недостаточно освещен, стороны школы, выходящие на улицы Цапко и Ново-Октябрьскую, не освещены, а также со стороны ул. Парашютной территория школы не освещается вообще. В соответствии с пп. «м» п. 22 Требования, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности среди прочих осуществляются мероприятия, по размещению на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В нарушении указанных требований в помещениях школы отсутствуют какие либо наглядные пособия. В соответствии с пп. «а» п. 23 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются следующие мероприятия, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В нарушении указанных требований МБОУ СОШ № 6 физическая охрана, специализированной организацией не осуществляется, периодический обход территории не осуществляется. В соответствии с п. 29 Требований, контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами. Наличие не запертых ворот, и иные нарушения свидетельствуют о нарушении п. 29 Требований. Вышеперечисленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении мер направленных на антитеррористическую защиту объекта, что в свою очередь может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе, совершению террористических атак, и как следствие, ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и персонала, что в свою очередь является недопустимым.
Просит суд обязать администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» профинансировать расходы МБОУ СОШ № 6 на оплату работ по ограждению территории МБОУ СОШ № 6, а также на обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать МБОУ СОШ № 6 обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не позднее 2-х месяцев со дня поступления денежных средств.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил суд в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации увеличить размер исковых требований, обязать администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» профинансировать расходы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» на оплату работ по ограждению территории школы, а также на обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» обязанность обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право па создание ведомственной охраны не позднее 2-х месяцев со дня поступления денежных средств; возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» обязанность оборудовать ограждением территорию школы, расположенную по адресу: <...>, не позднее 2-х месяцев со дня поступления денежных средств.
В судебном заседании представитель Александровск-Сахалинской городской прокуратуры Литвинчук Д.А. исковые требования и уточненные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, указав, в администрации отсутствуют денежные средства, кроме этого территория МБОУ СОШ № 6 огорожена, денежные средства на данные работы уже выделялись. Денежными средствами не располагают и для финансирования охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, поскольку таковых в Александровск-Сахалинском районе не существует.
Представитель ответчика – директор школы № 6 ФИО2 и ее представитель ФИО3 исковые требования признали, указывая, что работы по восстановлению ограждения должны быть выполнены при условии финансирования. Выполнение требований прокурора об обеспечении объектов(территорий) сотрудниками частных охранных организаций, является затруднительным, поскольку на территории Сахалинской области такие организации отсутствуют, поэтому просят увеличить срок исполнения до шести месяцев.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Частью 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
как следует из п. 2 ч.6 ст. 28 Закона, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания п. 8 ч.1 ст.41 Закона № 273-Ф3, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии с подпунктами «а» пункта 17 постановления Правительства от 07.10.2017 г. № 1265 « Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)-антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно п. 18 названного Постановления Правительства РФ, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты( территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; 6) организации и обеспечения пропускного и внутри объектного режимов, контроля их функционирования; в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и т.д.
В соответствии с подпунктом «в» и «д» пункта 20 Требований, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Александровск-Сахалинской городской прокуратурой проведена проверка, по итогам которой установлено, что в нарушение требований законодательства, режим допуска на территорию школы, для посторонних лиц и транспортных средств не организован. На момент проверки имеющиеся ворота открыты, что позволяет проезжать на территорию школы постороннему автотранспорту, вплоть до основного крыльца школы. Имеющиеся ворота для прохода учащихся и посетителей школы не имеют запорных устройств, в ночное время осуществляется стоянка транспортных средств на территории школы.
Периметр учебного заведения недостаточно освещен, стороны школы, выходящие на улицы Цапко и Ново-Октябрьскую не освещены, а также со стороны ул. Парашютной территория школы не освещается вообще.
В соответствии с пп. «а» п. 23 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются следующие мероприятия, обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В нарушении указанных требований МБОУ СОШ № 6 физическая охрана, специализированной организацией не осуществляется, периодический обход территории не осуществляется.
В соответствии с п. 29 Требований, контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами.
Наличие не запертых ворот, и иные нарушения свидетельствуют о нарушении п. 29 Требований.
Вышеперечисленные нарушения законодательства способствуют беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала, что не принятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона "Об образовании" муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). Учредителем, осуществляющим финансирование образовательной организации, является администрация ГО "Александровск-Сахалинский район".
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В правовой обеспеченности противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправлении.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
Поэтому суд считает, что обязанность по организации работ по ограждению территории МБОУ СОШ № 6, а также на обеспечение охраны объектов(территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов должна быть возложена как на СОШ № 6, так и на администрацию городского округа "город Александровск-Сахалинский район", поскольку администрация как орган местного самоуправления и субъект антитеррористической деятельности обеспечивает финансирование МБОУ СОШ №6, что выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие денежных средств в администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» не является основанием для освобождения её от гражданской ответственности, кроме этого вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной ответчика- администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» не представлено никаких доказательств в подтверждения своих возражений, кроме этого суд учитывает, что прокуратурой защищаются права и интересы несовершеннолетних детей во время пребывания их в школе, а также воспитателей и прочих лиц, а формирование бюджета с учетом расходов на эти цели является обязанностью местной администрации со дня принятия Постановления Правительством РФ от 07.10.2017 N 1265 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Отсутствие на территории Александровск-Сахалинского района частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не является основанием для отказа в иске прокурору, поскольку выполнение работы по охране объектов (территорий) возможно сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, расположенных и за пределами Александровск-Сахалинского района.
Вместе с этим, суд считает возможным увеличить срок исполнения требования ответчиком МБОУ СОШ № 6 об обеспечения охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций и обязанность оборудовать ограждением территорию школы, поскольку для их исполнения потребуется времени до 6 месяцев.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск Александровск-Сахалинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» профинансировать расходы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» на оплату работ по ограждению территории школы, а также на обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» обязанность обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право па создание ведомственной охраны не позднее 6 месяцев со дня поступления денежных средств.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» обязанность оборудовать ограждением территорию школы, расположенную по адресу: <...>, не позднее 6 месяцев со дня поступления денежных средств.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд в течение одного месяца через Александровск-Сахалинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Пелецкая Т.П.
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2019 года.
Верно: судья Пелецкая Т.П.