72RS0013-01-2019-006584-22
Дело №2-168/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 13 февраля 2020 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Лобанова А.В.,
при секретаре Плесовских Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием средств аудиопротоколирования, гражданское дело по иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №3 о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, отмене дисциплинарного взыскания, удалении из материалов личного дела документов по результатам проверки, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ИФНС России по г.Тюмени №3 о признании заключения №№ от 20 июня 2019 года по результатам служебной проверки, проведенной в отношении истца незаконным, отмене дисциплинарного взыскания, наложенного на начальника отдела кадров и безопасности ФИО1 начальником ИФНС России по г.Тюмени №3 ФИО2 приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ года о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора и признании его недействительным, возложении обязанности на ответчика удалить из личного дела истца материалы (документы) приобщенные по результатам служенной проверки назначенной приказом по ИФНС России по г.Тюмени №3 от 22.05.2019 года №№, взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 100 000,00 рублей. Обращение в суд мотивировано тем, что истец являлся работником ИФНС России по г.Тюмени №3 с 18.01.2006 года по 08.07.2019 года. Прокуратурой г.Тюмени проведена проверка в ИФНС России по г.Тюмени №3, результатом которой явилось вынесение представления об устранении нарушений закона №16-2019 от 29.04.2019 года. Приказом ИФНС России по г.Тюмени №3 от 22.05.2019 года № № «О назначении и проведении служебной проверки в отношении ФИО1», по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, назначена служебная проверка. С заключением №№. по результатам служебной проверки, истец не согласен. В ИФНС России по г.Тюмени №3, 18.12.2007 года на государственную гражданскую службу был принят ФИО3 и назначен на должность специалиста 1 разряда в отдел информационных технологий. С 11.01.2010 года согласно приказа начальника ИФНС России по г.Тюмени №3 №100-к, ФИО3 замещал должность главного государственного налогового инспектора в отделе информационных технологий. Приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 установлен оклад за классный чин советник государственной гражданской службы РФ 3 класса в размере 1 429 рублей в месяц. После присоединения к ИФНС России по г.Тюмени №3 еще двух инспекций (№2 и №4) отделов информатизации в инспекции стало 3. По результатам победы в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы ФИО3, 09.09.2015 года, был переведен из отдела информатизации в отдел информатизации №1 на должность главного государственного налогового инспектора. В период с 2010 года по настоящее время в инспекции неоднократно проходили проверки вышестоящей организации. В ходе проведенных проверок нарушений трудового законодательства не выявлялось. 03.08.2015 года истец назначен на должность начальника в отдел кадров и безопасности. В заключении №№ не указаны конкретный абзац, пункт должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, который нарушил истец, не указаны обстоятельства совершения проступка, степень его тяжести и вины истца, к каким негативным последствиям это привело, не указаны денежные суммы, которые необоснованно получал ежемесячно ФИО3 в виде заработной платы. В заключении также указано, что 22.01.2018 года на должность специалиста 1 разряда общего отдела в инспекцию принята ФИО4, 15.04.2019 года на должность старшего государственного налогового инспектора аналитического отдела принята ФИО5 При этом ФИО4 ранее имела гражданство р.Казахстан, а ФИО5 гражданство Украины. В заключении по данному вопросу не указаны конкретный абзац, пункт должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, который нарушил истец, не указаны обстоятельства совершения проступка, степень его тяжести и вины истца, к каким негативным последствиям это привело. В заключении указано на вскрытие фактов нарушения инспекцией антикоррупционного законодательства. Согласно действующим нормам работник несет персональную ответственность за предоставление сведений, истец никаких указаний от начальника инспекции в отношении проверки полноты сведений о доходах и имуществе ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 не получал. В заключении по данному вопросу не указаны конкретный абзац, пункт должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, который нарушил истец, не указаны обстоятельства совершения проступка, степень его тяжести и вины истца, к каким негативным последствиям это привело. Истец считает, что проверка проведена не полно, не объективно и с обвинительным уклоном. 24.06.2019 года истцу стало известно, что к нему применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. С данным приказом №№ от 24.06.2019 года истец не согласен. Приказ не содержит сведения о совершенном дисциплинарном проступке, не указано в чем выразилась вина, а также какие служебные обязанности были выполнены ненадлежащим образом. В приказе не указаны обстоятельства совершения проступка, степень его тяжести и вины истца. В состав комиссии проводившей служебную проверку включено ненадлежащее лицо ФИО10, старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок №1, как представитель первичной профсоюзной организации инспекции, но состоящая на учете в первичной профсоюзной организации УФНС России по Тюменской области, при том, что законом установлено, что данное лицо должно состоять на учете в первичной профсоюзной организации ИФНС России по г.Тюмени №3. Незаконными действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания. Для защиты своих прав истец обратился в суд (л.д.3-7 том 1).
11 октября 2019 года при подготовке дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве 3 лиц привлечены УФНС России по Тюменской области, ФИО3 (л.д.2 том 1).
11 декабря 2019 года к участию в деле в качестве 3 лица привлечена Прокуратура г.Тюмени (л.д.173 том 2).
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель истца ФИО1 - ФИО11 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика ИФНС России по г.Тюмени №3 ФИО12 в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.36-50 том 2).
Представитель третьего лица УФНС Росси по Тюменской области ФИО13 в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.117-129 том 2).
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании вынесение решения суда оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Прокуратуры г.Тюмени ФИО14 в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что нарушений при принятии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности истца не выявлено.
Суд, заслушав объяснения лиц участвующих в судебном заседании, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Приказом № 03-10/436 от 03.08.2015 ФИО1 назначен на должность начальника отдела кадров и безопасности ИФНС по г.Тюмени № 3, что следует из копии трудовой книжки (л.д.9-12 том 1).
Приказом № № от 24.06.2019 ФИО1, начальнику отдела кадров и безопасности, по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей объявлен выговор (л.д.8 том 1).
21.05.2019 ФИО1 написана служебная записка, 22.05.2019 решено провести служебную проверку в отношении начальника отдела кадров и безопасности ФИО1 (л.д.24-27 том 1).
По результатам служебной проверки в отношении ФИО1 принято заключение № № от 20.06.2019, прокуратурой г.Тюмени вынесено представление об устранении нарушений закона, что следует из материалов индивидуального дела № 03-35 дсп том № 13 в отношении ФИО1 (л.д.22-249 том 1).
Согласно приказу № 100-к ФИО3 замещал должность главного налогового инспектора в отделе информационных технологий. 18.06.2010 приказом № 366-к ФИО3 присвоен классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса (л.д.1,2 том 2).
Приказом Инспекции от 09.09.2015 года №№ ФИО3 переведен на должность главного государственного налогового инспектора отдела информатизации №1 (л.д.3 том 2).
Распределение работников по категориям и группам должностей гражданской службы производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Реестром должностей федеральной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574, а также реестрами (перечнями) должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из анализа положений ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ следует, что должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: - специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; - обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
При этом, согласно рекомендациям, содержащимся в письме Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 5350-Пр в любом структурном подразделении наряду с должностями категории «специалисты» могут быть предусмотрены одна или несколько должностей категории «обеспечивающие специалисты». Основанием для отнесения должности к указанной категории являются, прежде всего, должностные обязанности и служебные функции, входящие в должностной регламент.
В связи с этим при отнесении некоторых должностей к категории «обеспечивающие специалисты» следует учитывать функциональное содержание служебных обязанностей по должности гражданской службы на основе должностного регламента и соответствующие требования, предъявляемые законодательством РФ о государственной гражданской службе к гражданским служащим в зависимости от категории и группы должностей.
Из анализа должностного регламента главного государственного налогового инспектора отдела информатизации № 1 ФИО3, утвержденного начальником Инспекции 20.11.2017 следует, что областью профессиональной служебной деятельности названного сотрудника является «информационное обеспечение, ведение баз данных, классификаторов, информационно- справочной работы и обеспечения связи». То есть фактически ФИО3 является «обеспечивающим специалистом» в толковании Федерального закона № 79-ФЗ. Аналогичные функции, согласно положению об отделе информатизации № 1 Инспекции, утвержденному Приказом от 20.01.2016 № 01-08/009, в целом возложены на структурное подразделение Инспекции, где проходит службу ФИО3
В соответствии со ст. 3 гл. 1 подраздела 3 разд. 11 Реестра должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574, должность «главный государственный налоговый инспектор» (11-3-3-094) входит в категорию должностей «специалисты» и относится к ведущей группе должностей.
Так, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Согласно Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» классный чин советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса присваивается государственному служащему ведущей группы должностей, тогда как для старшей группы должностей государственной службы установлен «потолок» в виде референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.
Довод о том, что ФИО1 не нарушались должностные обязанности в части назначения на должность ФИО3 и присвоения последнему классного чина опровергается нижеследующим.
В соответствии с Разделом 2 Положения об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, утвержденного начальником Инспекции 01.08.2014 года, основными задачами Отдела являются: реализация кадровой политики в Инспекции, а также разработка предложений по ее совершенствованию; обеспечение реализации начальником инспекции своих полномочий в области государственной гражданской службы (далее- гражданской службы) и управления кадровой работой, урегулирования трудовых отношений с федеральными государственными гражданскими служащими (далее — гражданскими служащими) и иными работниками инспекции; формирование кадрового состава для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы и иных работников инспекции; обеспечение и контроль исполнения законодательства о гражданской службе Российской Федерации и иных нормативных актов о прохождении гражданской службы и кадровой работе в инспекции.
В соответствии с Разделом 3 вышеуказанного Положения об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции: готовит и вносит начальнику инспекции, отделу кадров и безопасности Управления предложения по работе с кадрами, оптимизации структуры и штатной численности инспекции, внесению изменений в штатное расписание; готовит и обеспечивает проведение конкурсов для замещения должностей гражданской службы в инспекции; готовит материалы для представления к присвоению классных чинов гражданским служащим Инспекции.
В соответствии с Разделом 5 вышеуказанного Положения об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3: руководство отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности начальником инспекции в соответствии с законодательством, при согласовании с Управлением.
Начальник Отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отдел настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Минфина России, ФНС, Управления.
В соответствии с разделом 3 п.6. должностного регламента начальника отдела кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, утвержденного начальником ИФНС России по г.Тюмени №3 03.08.2015 года
начальник отдела кадров и безопасности осуществляет выполнение возложенных на отдел задач и функций, исходя из задач и функций, определенных положением об Инспекции, положением об отделе кадров и безопасности, в том числе: руководит отделом и организует работу по выполнению задач и функций согласно Положению об отделе, обеспечивая решение возложенных на Отдел задач, контролирует исполнение сотрудниками должностных обязанностей и поручений (п.6.1.); осуществляет организацию кадровой работы, работы по формированию кадрового состава Инспекции (п.6.8.); осуществляет контроль организации и проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы (п.6.13.).
В соответствии с п.8 раздела 3 должностного регламента начальник отдела за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Начальник отдела несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, задачами и функциями отдела, функциональными особенностями замещаемой должности государственной гражданской службы.
В соответствии с разделом 4 вышеуказанного должностного регламента при исполнении служебных обязанностей начальник отдела вправе или обязан самостоятельно принимать решения по вопросам в пределах функциональной компетенции и в соответствии с должностным регламентом по замещаемой должности государственной гражданской службы: информировать вышестоящего руководителя для принятия им соответствующего решения (п.9.3).
В соответствии с приказом № 01-08/163@ от 13.08.2015 «О проведении второго этапа конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации в ИФНС России по г.Тюмени №3» 31.05.2015 года в 10 часов 00 минут решено провести конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. В приложении №1 к приказу в списках кандидатов к участию в конкурсе значился ФИО3, как претендент на должность главного государственного налогового инспектора отдела информатизации №1 (л.д.58, 59-60 том 2).
Данный приказ и приложение к нему был согласован ФИО1 - начальником отдела кадров и безопасности.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы от 31.05.2015 года №03-44/066 членом комиссии являлся, в том числе и начальник отдела кадров и безопасности - ФИО1 По итогам конкурса ФИО3 признан победителем конкурса на замещение вакантной должности: главного государственного налогового инспектора отдела информатизации №1.
Таким образом, начальник отдела кадров и безопасности ФИО1, согласовав приказ №№ от ДД.ММ.ГГГГ года «О проведении второго этапа конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации в ИФНС России по г.Тюмени №3» с кандидатом к участию в конкурсе ФИО3, а также участвуя в конкурсе 31.08.2019 года в качестве члена комиссии, зная о персональной ответственности за выполнение задач и функций, возложенных на Отдел кадров и безопасности в соответствии с Положением об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3 допустил участие к конкурсу и последующую победу в нем ФИО3, тем самым грубо нарушил п.3.1, п.3.4 Раздела 3 Положения об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, утвержденного начальником Инспекции 01.08.2014 года; п.6, п.6.1, п.6.8, п.6.13 раздела 3 должностного регламента начальника отдела кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, утвержденного начальником ИФНС России по г.Тюмени №3 03.08.2015 года.
Суд признает заключение служебной проверки в части факта ненадлежащей проверки кандидатов при трудоустройстве в инспекцию в части наличия у них гражданства другого государства правомерной в связи со следующим.
15.04.2019 года на должность старшего государственного налогового инспектора аналитического отдела принята ФИО5, которая ранее имела гражданство Украины.
Согласно п.п.6,7 ч.1 ст.16 Федерального закона №79-ФЗ гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства, наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя в числе других документов собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р. В графе 4 данной анкеты предусмотрено указание сведений о гражданстве, а также об изменении гражданства с указанием причины и даты изменения гражданства, если оно было изменено, и о наличии гражданства другого государства, если таковое имеется.
В графе 4 анкеты ФИО5 имеются сведения о том, что она отказалась от гражданства Украины в 1996 году.
В соответствии с п.2.18 Раздела 2 Положения об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени № 3, утвержденного 29.03.2019 года, к основным задачам отдела относится организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу.
В соответствии с п.3.1.9 Раздела 3 вышеуказанного Положения Отдел для осуществления своих основных функций имеет право направлять запросы в правоохранительные и иные органы с целью проверки достоверности сведений, сообщаемых о себе кандидатами при поступлении на гражданскую службу, соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п.4.9.1 Раздела 4 вышеуказанного Положения начальник отдела осуществляет общее руководство Отделом, организует его работу, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции сотрудников Отдела.
Письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ года «О соблюдении законодательства Российской Федерации» ФНС России доведено до Межрегиональных инспекций ФНС о необходимости организации обязательных проверок на наличие гражданства Российской Федерации через территориальные органы Федеральной миграционной службы лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, не имевших на 06.02.1992 года регистрации по месту жительства в Российской Федерации, независимо от места рождения, иной категории лиц. Основанием для проведения таких проверок, исходя из содержания вышеуказанного письма, является выполнение требований пунктов 6 и 7 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ и поручения Правительства Российской Федерации от 28.07.2010 № СС-П42-5186.
На основании вышеизложенного начальник отдела кадров и безопасности Инспекции ФИО1 при приеме на гражданскую службу ФИО5 должен был провести проверку путем запроса у ФИО5 нотариально заверенной копии заявления об отказе от имеющегося у нее гражданства Украины (пункт «в» часть 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации») или получить соответствующие сведения путем направления запроса в органы Министерства внутренних дел о наличии или отсутствии гражданства иностранного государства (Украины).
Пунктами 8,9,11 Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821 установлено, что в состав комиссии входят представители научных, образовательных организаций, профсоюзной организации, при этом, число членов комиссии, не замещающих должности государственной гражданской службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
Так, Прокуратурой города Тюмени в ходе проверки в Инспекции изучены протоколы заседания комиссии Инспекции по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (протокол № 03-38/15 от 04.06.2018, №03-38/34 от 30.11.2018 и др.), выявлены нарушения п.п. 8,9,11 Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821, так как при общем числе участников - 9 членов комиссии, только 2 из них, то есть менее четверти участников, являлись представителями образовательных учреждений.
Приказом Инспекции от 17 октября 2017 №01-08/144@ утверждена структура Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в Инспекции, а не состав Комиссии. Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена Комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член Комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.
Таким образом, приказ Инспекции от 17.10.2017 № 01-08/144@ составлен с нарушением требований норм Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»), приказа ФНС России от 30.08.2017 N № «Об утверждении Положения о комиссии территориального органа Федеральной налоговой службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2017 № 48264)
Также в нарушении вышеуказанных норм проведение заседаний комиссии Инспекции (протокол № № от 04.06.2018, № № от 30.11.2018) проводились с нарушением численности членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, что составляло меньше одной четвертой от общего числа членов комиссии.
Вышеизложенное обстоятельство ФИО1 не оспаривается, при этом им заявляется довод о том, что он не мог отвечать за работу Комиссии, являлся только членом данной комиссии, председателем Комиссии является заместитель начальника ИФНС России по г.Тюмени №3, который руководит работой Комиссии и ему не подчиняется.
В соответствии с Разделом 2 Положения об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, утвержденного приказом ИФНС России по г.Тюмени №3 от 20.01.2016 №№ основными задачами отдела являются: реализация кадровой политики в Инспекции, а также разработка предложений по ее совершенствованию, обеспечение реализации начальником инспекции своих полномочий в области государственной гражданской службы (далее- гражданской службы) и управления кадровой работой, урегулирования трудовых отношений с федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданскими служащими) и иными работниками инспекции, обеспечение и контроль исполнения законодательства о гражданской службе Российской Федерации и иных нормативных актов о прохождении гражданской службы и кадровой работе в инспекции, организация исполнения законодательства по вопросам противодействия коррупции, обеспечение деятельности инспекции по соблюдению гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.
В соответствии с Разделом 3 вышеуказанного Положения об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции: организует работу по противодействию коррупции, выявлению, предупреждению и пресечению коррупционных иных правонарушений со стороны гражданских служащих и иных работников инспекции, связанных с исполнением ими служебных обязанностей, обеспечивает деятельность по соблюдению гражданскими служащими инспекции ограничений, запретов и требований, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, соблюдение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №278-ФЗ «О противодействии коррупции» и иных нормативных актов, принимает меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, обеспечивает деятельность комиссии инспекции по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с Разделом 5 вышеуказанного Положения об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3 руководство отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности начальником инспекции в соответствии с законодательством, при согласовании с Управлением (п.5.1).
Начальник Отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отдел настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Минфина России, ФНС, Управления.
В соответствии с разделом 3 п.9. должностного регламента начальника отдела кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, утвержденного начальником ИФНС России по г.Тюмени №3 20.11.2017 года
в целях реализации задач и функций, возложенных на отдел кадров и безопасности, начальник отдела обязан: организовать мероприятия направленные на профилактику и противодействие коррупционным и иным правонарушениям (п.9.2); организовать предупреждение, выявление и пресечение должностных правонарушений со стороны работников Инспекции; осуществить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и других порочащих налоговую систему проступков со стороны работников.
В соответствии с разделом 4 вышеуказанного должностного регламента при исполнении служебных обязанностей начальник отдела обязан самостоятельно принимать решения по вопросам информирования вышестоящего руководителя для принятия им соответствующего решения; осуществлять проверку документов и при необходимости возвращать их на переоформление или запрашивать дополнительную информацию; принимать решение о соответствии представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в обязанности ФИО1 как начальника отдела кадров и безопасности Инспекции входило обеспечение деятельности комиссии Инспекции по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, в связи с чем довод ФИО1 об отсутствии у него обязанности касательно деятельности указанной комиссии является необоснованным.
Согласно заключения служебной проверки прокуратурой г.Тюмени выявлены факты недостоверного отражения сведений о своих доходах и доходах близких родственников сотрудниками инспекции.
В соответствии с п.1.3 Раздела 1 Положения об отделе кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, утвержденного приказом ИФНС России по г.Тюмени №3 от 29.03.2019 №№ начальник отдела несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел функций.
В соответствии с Разделом 2 вышеуказанного Положения основными задачами отдела являются: организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими запретов, ограничений, установленных Федеральным законом №79- ФЗ и другими федеральными законами (п.2.20.);
обеспечение реализации начальником Инспекции своих полномочий в области гражданской службы и управления кадровой работой, урегулирования трудовых отношений с гражданскими служащими и иными работниками Инспекции (п.2.33); организация и проведение анализа и проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности, и лицами, замещающими должности, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и соблюдения лицами, замещающими эти должности, требований к служебному поведению (п.2.51);
организация правового просвещения и оказание консультативной помощи гражданским служащим по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (2.72).
В соответствии с разделом 3 должностного регламента начальника отдела кадров и безопасности ИФНС России по г.Тюмени №3, утвержденного начальником ИФНС России по г.Тюмени №3 01.04.2019 года в целях реализации задач и функций, возложенных на отдел кадров и безопасности, начальник отдела обязан осуществить непосредственное руководство отделом, организует его работу и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел полномочий, а также за состояние, в Отделе исполнительской дисциплины.
Таким образом, ФИО1 согласно должностного регламента нес персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел полномочий, следовательно, обязан был исполнить возложенные на отдел задачи, в том числе по организации проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, анализа и проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представляемых гражданами, претендующими на назначение на должности, и лицами, замещающими должности.
Доводы истца о том, что в состав комиссии, проводившей в отношении него служебную проверку, было включено ненадлежащее лицо – ФИО10, являются безосновательными.
Согласно статье 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (ч. 4 ст. 59).
28.10.2014 года в соответствии с протоколом №1 учредительного собрания первичной профсоюзной организации Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области создана первичная профсоюзная организация Профсоюза с участием в нем сотрудников Управления и подведомственных инспекций. Данная первичная профсоюзная организация поставлена на профсоюзный учет в Общероссийский профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, выдано свидетельство №№. Одним из участников учредительного собрания первичной профсоюзной организации УФНС России по Тюменской области является ФИО10, старший государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок №1 ИФНС России по г.Тюмени №3.
Учитывая, что налоговые органы являются единой централизованной системой, а ИФНС России по г.Тюмени №3 находится в ведении УФНС России по Тюменской области, то участие в служебной проверке старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок №1 ФИО10 в качестве представителя первичной профсоюзной организации не противоречило действующему законодательству и не нарушило права ФИО1
Доводы истца о том, что служебная проверка начата и как следствие проведена в нарушение п.2.4 Инструкции о проведении служебной проверки, утвержденной приказом ФНС от 22.08.2011г. №ММВ-7-4/507@ также являются необоснованными.
На основании Представления Прокуратуры г.Тюмени от 29.04.2019 года №16- 2019 «Об устранении нарушений закона» начальником отдела кадров и безопасности ФИО1 21.05.2019 года была подготовлена служебная записка, на которой начальником Инспекции (представителем нанимателя) рукописным текстом была наложена виза о проведении служебной проверки в отношении ФИО1
Таким образом, служебная проверка начата и проведена с соблюдением требований вышеуказанной Инструкции в отношении конкретного гражданского служащего - ФИО1
Согласно ч.1 ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент, в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (п. 2 ч. 2 ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
На основании ч. 1 ст. 57 указанного Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же Федерального закона.
Ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу приведенной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1-4).
Таким образом, процедура привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности соблюдена, оснований для признания заключения по результатам служебной проверки от 20.06.2019 года №№, приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 24.06.2019 года №№ незаконными, не имеется.
Инспекцией полностью соблюден порядок привлечения государственного служащего ФИО1 к дисциплинарной ответственности, служебная проверка проведена в установленные законом сроки, в ходе проверки ФИО1 предлагалось дать объяснения и он воспользовался данным правом, сроки привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности соблюдены.
Суд считает доводы ФИО1 о том, что в заключении №№ не указаны конкретный абзац, пункт должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, который он нарушил, не указаны обстоятельства совершения проступка, степень его тяжести и вины истца, к каким негативным последствиям это привело не обоснованными и не основанными на законе.
В заключении №№ подробно расписаны нарушения требований закона, а также нормы права, которые нарушены, результат проведения проверки.
Доводы истца о том, что приказ не содержит сведения о совершенном дисциплинарном проступке, не указано в чем выразилась вина, а также какие служебные обязанности были выполнены ненадлежащим образом судом также не принимаются во внимание, поскольку опровергаются представленными доказательствами.
Кроме того, судом учитывается тот факт, что в отношении ФИО1 ранее также проводились проверки.
Так, на основании и по обстоятельствам, изложенным в представлении Прокурора г.Тюмени от 04.03.2015 года в отношении ФИО1 проведена служебная проверка, в ходе которой установлено, что положение и структура комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов подлежат приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства. В объяснительной записке, ФИО1 указал, что выявленные обстоятельства явились следствием собственной невнимательности, явившейся следствием значительной загруженности. Комиссией в ходе проведения проверки и анализа имеющихся фактов и обстоятельств, установлено, что указанные нарушения допущены по вине государственного гражданского служащего ФИО1
Таким образом, исследовав все доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что иск ФИО1 удовлетворению не подлежит в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 57, 59, 77, 79, 237, 391, 394 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 12, 56, 67, 68, 98, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №3 о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, отмене дисциплинарного взыскания, удалении из материалов личного дела документов по результатам проверки, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Калининский районный суд г.Тюмени.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 февраля 2020 года.
Председательствующий судья А.В. Лобанов